Скачать 55.25 Kb.
|
СШ №6 ДОКЛАД УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ШКОЛЕ Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Д.Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением, т.к. отличительным признаком развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Характерной особенностью игры является ее двупланность, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двупланность обуславливает развивающий эффект игры. В игре возникают новые отношения к действительности. Игра есть новый аспект в развитии речи. Игра - первые основы профессиональной деятельности. Игра дает возможность научиться тому, как надо учиться. И умственные, и физические навыки ребенка, и его особые способности, и его обычная психическая реакция - все это обусловлено характером игры. Игра - источник развития и создает зоны ближайшего развития. "Зона ближайшего развития" всех сторон личности и интеллекта школьника предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления совместной деятельности: игры, учения, общения, труда. Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Но традиционное классно - урочное обучение в школе может стать монотонным и однообразным. Монотонность - одна из основных причин снижения мотивации к учению. Учитель привык преодолевать сопротивление учеников, нормальным считается учиться "через не хочу", естественно желание, чтобы урок поскорее закончился. Отделенный от учителя этой баррикадой, ребенок и с одноклассниками не всегда привык сотрудничать. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, где задания примитивны, отсутствие степеней свободы в решении; присутствует явная искусственность и т.п. Необходимо оживить и разнообразить школьную жизнь детей, использовать нетрадиционные и активные методы обучения. В современной дидактике всё многообразие методов обучения сведено в три основных группы. - Методы организации учебно-познавательной деятельности. -Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. -Методы контроля и самоконтроля. Мы остановимся на второй группе, т.к. к этим методам относятся познавательные, дидактические, интеллектуальные и др. игры. Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация}, для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д. Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения. Всякая игра есть испытание воли. В игре ежеминутно происходить отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Происходит развитие произвольного поведения. Интеллектуальные игры могут быть полезны подросткам, испытывающим трудности в учении: в понимании и осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи. Эти игры могут помочь: - активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников; - дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям; - улучшить взаимоотношения учителя с классом после конфликта (если таковой был); - укрепить дружеские отношения в классе. Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебную. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке. Очень важна и ситуация переживания успеха для таких детей. Для них нужно подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться, постепенно усложняя их. Возможны, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению второго. Большое значение в создании ситуации успеха имеет морально-психологическая атмосфера выполнения заданий, т.к. она снимает чувство неуверенности, страха перед заданием и т.п. Не стоит забывать о релаксирующем значение игры. В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, чтобы помочь ученику не только передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но решить и какую-то учебную, пусть даже самую простенькую, учебную задачу, а затем с еще большей активностью включиться в учебный процесс. В условиях развитого прогресса наши дети все больше времени проводят в общении с телевизорами и компьютерами, попадая в зависимость компьютерной реальности, а на деле оставаясь одинокими. Для них является катастрофой отлучение от компьютера. Запреты не помогают и не помогут. Выход из ситуации в том, что детям должно быть известно что-то более интересное. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного типа и вида. Ведь игра - это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. Школа не может считать игру не своим делом. Играть всерьез непросто. Вопросов возникает масса. Как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Во что играть? И т.п. Можно предложить некую условную классификацию игр, используемых на уроках: - учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний; - комбинаторные - игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации; - аналитические - развивающие аналитическое мышление, помогающие приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие; - ассоциативные - в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека; - контекстные - привлекающие внимание к сложным смысловым связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено и наоборот - передавать информацию самыми разными способами; - и некоторые другие. Стоит отметить, что любая игра будет намного эффективнее, если играть открыто, т.е. обсудить с ребятами, зачем проводится игра, почему правила таковы, а не другие, можно ли игру усложнить и т.д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление, закладывая фундамент игровой культуры. Процесс обсуждения игры - прекрасная школа сложных взаимоотношений, которой порой так не хватает ребятам. Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный момент в группе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая. Таким образом, можно сказать, что одна из обязанностей педагогов заключается в том, чтобы постоянно поддерживать и развивать любознательность и активность ребят и через игры тоже. В начальной школе игры традиционно используются на протяжении всего обучения, преследуя самые разные цели. Достаточно много игр используются и в средней школе на уроках иностранного языка, географии и других. Хочется, чтобы эта традиция не прекращалась, а сфера применения игр на уроке только расширялась на благо дела обучения ребят. |
Тема урока : дидактическая игра «Своя игра» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для этой цели были проведены занятие с детьми "Путешествие в страну правил дорожного движения", дидактическая игра " Волшебные огоньки",... | ||
С писок литературы по правовому воспитанию Аминов, A. M. Деловая игра «Гражданином быть обязан»: [Игра по правовым знаниям] // Преподавание истории и обществоведения в школе.... | Доклад о самооценке (на присвоение первой дидактической степени)... Доклад о самооценке был обсуждён и утверждён на заседании Педагогического совета Теоретического лицея | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предисловие. Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс обучения химии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактическая игра, как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактическая игра на уроках иностранного языка как форма активизации познавательной деятельности обучающихся | «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-центр развития ребенка детский сад №96 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одним из решений данной проблемы может быть разработанная мной дидактическая игра «a black Wizard's Castle» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактическая игра «Сложи сказку», «Выкладывание сюжетных картинок в определенной последовательности», «Разрезные картинки», пазлы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактическая игра «Кому что нужно для работы», «Что взять в морское путешествие» | Пояснительная записка. Дидактическая игра Цель создания: совершенствование у учащихся 1 класса навыка дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков и букв, их обозначающих,... | ||
Дидактическая игра «Хотим все знать!» Все сведения о природных телах и их свойствах… должны содержать точные указания на число, вес, объем и размеры… Практика рождается... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предварительная работа: Наблюдение листопада на прогулке. Рассматривание и сбор осенних листьев красивой формы и окраски. Дидактическая... | ||
Дидактическая игра «транспорт» Данная программа разработана для студентов 1-5 курсов дневного отделения по специальности 022300 в соответствии с Государственным... | Дидактическая игра «светофор» Данная программа разработана для студентов 1-5 курсов дневного отделения по специальности 022300 в соответствии с Государственным... |