Скачать 43.52 Kb.
|
Как сокращать текст. Урок развития речи в 6 классе (русский язык)
В рамках государственной итоговой аттестации учеников является обязательным умение писать сжатое изложение. Основная проблема многих детей – неумение сокращать исходный текст, неумение вычленять необходимую информацию. Основной задачей уроков развития речи в среднем звене считаю обучение приёмам сжатия исходного теста, как то: исключение, обобщение, упрощение. Написанные ранее изложения показали, что навыком сжатого пересказа наши шестиклассники не владеют. Значит, на уроках развития речи необходимо уделять особое внимание данному виду работы. Наш урок знакомит детей с такими приёмами и формирует основные навыки краткого пересказа. Особенности класса: слабая половина класса не владеют навыками пересказа вообще, то есть не запоминают фоновый материал, им необходимо много раз прослушать или перечитать текст, получить подсказку при изложении. Сильная половина класса владеют только пересказом «слово в слово»: слабо отличают главную информацию от второстепенной и от деталей. Для реализации задач урока я делю класс на группы, где дети будут схожи по умениям и навыкам, тогда получится сотрудничество на разных по силам уровнях (Снегирёва, Денисова; Гаммершмидт, Фриц, Березина; Герасимов, Сиротин, Сизиков; Бородавкина, Карякина, Тупиков). Тип урока – новая тема. Основной вид работы – групповая, самостоятельная. Основной приём - использование опыта детей, приобретённого ранее. Предварительная работа: написание изложения по рассказу К.Паустовского «Кот-ворюга».
(слайд 2-6) Способы и приёмы сжатия текста: 1) исключение подробностей, деталей;
2) обобщение конкретных, единичных явлений;
3) упрощение синтаксических структур
Приёмы сжатия текста: 1. Образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи. 2. Сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части 3. Разбивка сложного предложения на сокращённые простые. 4. Исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения.
(слайд 8-14) А)Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов) ( Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)) Б)Работа по абзацам с текстом К.Паустовского «Кот-ворюга» Пример сжатого текста: Мы совсем отчаялись поймать кота, который обворовывал нас каждую ночь. Он очень ловко прятался. Это был бессовестный вор. Однажды он средь бела дня утащил кукан жирных окуней. Мы поклялись поймать и наказать кота. Кот попался вечером, когда украл кусок колбасы. Он залез на берёзу, затем упал на землю и умчался под дом. Под домом кот сидел долго и противно выл. Тогда мы позвали на помощь бесстрашного ловкача Лёньку, сына деревенского сапожника. ( 71 слово)
К.Паустовский Кот-ворюга Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот— бродяга и бандит. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды нам рассказали, что на рассвете кот пронесся через огороды и протащил в зубах кукан с десятком жирных окуней. Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки. Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом. Наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было. Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и стали ждать. Кот не выходил. Он противно выл, выл непрерывно и без всякого утомления. Тогда был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. Ленька славился бесстрашием и ловкостью (189 слов.) |
Конспект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной)... Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 класс, А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова | Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Урок № Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 8-е изд. – М. Просвещение, 2002 | ||
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | Урок развития речи с использованием исследовательской технологии,... Автор: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Русский язык. К тайнам нашего языка 4 класс в 2-х частях, 2010 г | ||
Реферат по дисциплине: «Русский язык» на тему: «Современный русский... Без сомнения, русский язык — национальный язык русского народа. Это язык науки и культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле... | Программа по русскому языку к учебникам для 5 9 классов (авторы программы... Русский язык. 7 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Русский язык. М.: Просвещение, 2012 | ||
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» на ступени среднего... А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). Русский язык. 10-11 классы. Базовый... | Урок развития речи в 1 классе. Учитель Агулова М. В. Тема: Из чего варят каши? Обобщить и расширить знания о зерновых культурах. Закрепить терминологию слово, словосочетание, предложение, текст | ||
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Местоимение как часть речи» Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... | Урок русского языка 2 класса, блок русского языка «Как устроен наш язык» Знакомит обучающихся с теоретическими знаниями (понятие «синонимы»). Урок построен на полученных знаниях тем «Значение слова», «Текст»,... | ||
Конспект урока по русскому языку, проведенный в 6 классе по теме... Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... | Методические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи Русский язык и культура речи: Методическое пособие (заочное обучение)/ Пермский институт фсин россии | ||
А. И. Власенков // Методические рекомендации к учебнику «Русский... «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Методические рекомендации к учебнику... | Рабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных... | ||
Урок русского языка в 3 «В» классе по теме «Правописание слов с проверяемыми... Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика) | Конспект урока по теме: «Теорема Пифагора» Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 класс, А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова |