Рабочая программа курса «Среда программирования Scratch»





Скачать 183.62 Kb.
НазваниеРабочая программа курса «Среда программирования Scratch»
Дата публикации02.09.2014
Размер183.62 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа курса
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»

ПРИНЯТО

Методическим советом лицея

Протокол №______

от _____________20____г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор лицея

___________Л.А. Андреева

«_____»_______20_ г.

Обсуждено и согласовано на МО учителей__________________

Протокол №______

от ______________ 20_____г.

руководитель____________________




Рабочая программа

курса «Среда программирования Scratch»

для 5 классов

на 2012-2013 учебный год





Составитель:

Ронжина Татьяна Александровна

учитель информатики и ИКТ




Йошкар-Ола

2012 год

Пояснительная записка

Среда программирования Scratch позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные проекты: игры, мультики и другие произведения. Ими можно обмениваться внутри международной среды, которая постепенно формируется в сети Интернет.

В основе Scratch традиции языка Лого. В среде Скретч пользователь из отдельных кирпичиков (блоков программы) собирает свой мультимедийный проект точно так же, как конструкцию из кубиков Лего. Простая форма позволяет даже самым маленьким приобщаться к программированию, превращая обучение в увлекательную игру.

Scratch - это новая среда программирования, которая позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные истории, презентации, модели, игры и другие произведения. Этими произведениями можно обмениваться внутри международной среды, которая постепенно формируется в сети Интернет.

В результате выполнения простых команд может складываться сложная модель, в которой будут взаимодействовать множество объектов, наделенных различными свойствами.

Цели, на достижение которых направлено изучение курса, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

Цели изучения курса:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: алгоритм, программа, программирование – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;

  • формирование навыков и умений соблюдать нормы информационной этики и права.

Задачи:

  • предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в ИКТ-компетентности, развитии внимания и памяти;

  • обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;

  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету информатика;

  • выявить и развить творческие способности и способности в области программирования;

  • учить ориентироваться в потоке информации: просматривать, искать необходимые сведения;

  • сформировать у учащихся готовность к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;

  • реализовать коммуникативные, логические и эвристические способности учащихся в ходе составления программ;


Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели. В течение года планируется провести 2 контрольных работы и 7 проектных работы.

При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.

Общая характеристика курса

Курс «Среда программирования Scratch» связан с проектной научно-познавательной деятельностью школьника. При создании различных проектов у обучающихся происходит развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей, метапредметных умений. Проектная научно-познавательная деятельность не является самоцелью, но рассматривается как среда, в которой наиболее естественным образом раскрывается личностный потенциал школьника. Организация этой деятельности требует использования инструмента (средства) для выполнения как исследовательских, так и творческих проектов. В качестве такого инструмента взята среда программирования Scratch.

Среда программирования. Scratch — это, в первую очередь, система программирования, обладающая всеми необходимыми атрибутами. Scratch имеет собственный редактор текста программы, построенный на идее конструкторов Lego: все операторы языка и другие его элементы представлены блоками, которые могут соединяться один с другим, образуя скрипт (фрагмент кода). Важной особенностью блоков является их «специализация»: имеется несколько видов блоков и они могут составляться не произвольным образом, а лишь сообразно своему назначению. Так и в конструкторе Lego не каждую деталь можно соединить с любой другой. Это ограничивает количество возможных вариантов соединения, и, соответственно, исключает возможность появления синтаксических ошибок. Кроме этого имеется транслятор и отладчик, позволяющий выполнять программы в пошаговом режиме. Как язык программирования, Scratch представляет собой разновидность объектно-ориентированного языка, что позволяет программисту свободно использовать его в качестве инструмента для моделирования объектов и процессов реального мира. Встроенная и интуитивно понятная графическая подсистема языка позволяет легко проводить визуализацию динамики модели, а также включать в неѐ элемент интерактивности.

Одной из важнейших особенностей Scratch как языка программирования является его событийно-ориентированный характер. Это означает, что все объекты взаимодействуют при помощи обмена сообщениями. Такая схема обмена информацией делает Scratch близким к современным объектно-ориентированным языкам и позволяет впоследствии более просто организовать переход к изучению Java, Delphi, C# и др.
Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения содержания курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего об­разования:

Личностные:

  • воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

  • формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру.

  • формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

  • формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе творческой деятельности.

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

  • положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные:

  • формирование умения анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

  • формирование умения оценивать уровень владения тем или иным учебным действием; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

  • формирование умения сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

  • формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • формирование и развитие ИКТ-компетентности;

  • формирование умение строить причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

  • формирование умения оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Предметные:

  • Знать назначение среды Scratch;

  • Знать как создается действующий объект; где прописывается программа соответствующая объекту; как изменить внешний облик объекта;

  • Уметь писать скрипты для движения объекта, использовать элементы блока управления и движения; определять границы рабочего поля, координаты нахождения объекта;

  • Знать, как создать несколько рабочих объектов. Уметь писать скрипты для каждого объекта;

  • Уметь пользоваться мультимедийные возможностями среды;

  • Знать понятия «программа», «условный оператор», «алгоритм», «цикл» и уметь применять эти понятия при описании скрипта;

  • Уметь использовать датчики, переменные и датчик случайных чисел.



Содержание курса

Интерфейс программы Scratch. Основные инструменты: палитра блоков, сцены, формы, костюмы. Создание объектов. Управляющие программы – скрипты. Внешний вид объектов. Организация движения. Обработка звука. Графические возможности среды. Арифметические операции. Логические операции. Датчики (сенсоры). Алгоритмические структуры: линейный алгоритм, алгоритм ветвления, циклический алгоритм. Переменные. Датчик случайных чисел. Создание проектов.


Тематическое планирование курса «Программирование в среде Scratch»


п/п

Тема учебного занятия

Тип учебного занятия

Планируемые результаты

(предметные)

Дата проведения

Контроль и диагностика

Особенности

организации

учебного процесса



Знакомство со средой программирования Scratch

ИНМ

Знать назначение среды Scratch. Уметь запускать и выходить из программы; создавать, открывать и сохранять проекты.




самоконтроль

Беседа



Основные инструменты

ЗНЗ

Уметь работать с окном программы, запускать и останавливать проект. Уметь использовать основные инструменты.




текущий

Беседа



Создание объектов. Сцены

КУ

Знать как создается действующий объект; где прописывается программа соответствующая объекту; как изменить внешний облик объекта.




текущий

Беседа Фронтальный опрос



Палитра блоков. Блок «движение»

ИНМ

Знать глее располагается блок «движение»; какие основные элементы входят в блок, уметь их использовать.




текущий

лекция



Палитра блоков. Блок «внешность»

ИНМ

Знать глее располагается блок «внешность»; какие основные элементы входят в блок, уметь их использовать.




текущий

лекция



Палитра блоков. Блок «звук»

ИНМ

Знать глее располагается блок «звук»; какие основные элементы входят в блок, уметь их использовать.




текущий

лекция



Палитра блоков. Блок «перо»

ИНМ

Знать глее располагается блок «перо»; какие основные элементы входят в блок, уметь их использовать.




текущий

лекция



Палитра блоков. Блок «контроль»

ИНМ

Знать глее располагается блок «контроль»; какие основные элементы входят в блок, уметь их использовать.




текущий

лекция



Палитра блоков. Блок «сенсоры»

ИНМ

Знать глее располагается блок «сенсоры»; какие основные элементы входят в блок, уметь их использовать.




текущий

лекция



Палитра блоков. Блок «числа»

ИНМ

Знать глее располагается блок «числа»; какие основные элементы входят в блок, уметь их использовать.




текущий

лекция



Скрипты – управляющие программы

КУ

Знать понятие «скрипт» и уметь использовать его при ответе и защите проектов; знать правила составления скриптов. Уметь переключать окна программы в соответствии со скриптами для каждого объекта.




текущий самоконтроль

Беседа



Программирование движения

КУ

Уметь писать скрипты для движения объекта, использовать элементы блока управления и движения; определять границы рабочего поля, координаты нахождения объекта.




текущий самоконтроль

Беседа Фронтальный опрос



Команды рисования

ИНМ

Уметь использовать элементы блока «перо» для рисования геометрических фигур. Знать как создать скрипт для построения геометрической фигуры. Уметь пользоваться графическими возможностями среды.




текущий самоконтроль

Беседа



Смена костюма.

КУ

Уметь менять и создавать внешний облик объекта. Знать возможность программной смены облика объекта.




текущий самоконтроль

Беседа Фронтальный опрос



Практическая работа «Подводный мир»

КЗ

Уметь писать скрипты для движения объекта, смены облика.

Уметь пользоваться графическими возможностями среды.




самоконтроль

Проектная работа



Программирование нескольких спрайтов

КУ

Знать, как создать несколько рабочих объектов. Уметь писать скрипты для каждого объекта.




текущий

Беседа



Практическая работа «Мир привидений»

КЗ

Знать, как создать несколько рабочих объектов. Уметь писать скрипты для каждого объекта.




самоконтроль

Проектная работа



Вставка звука

ИНМ

Уметь вставлять звук; подбирать музыкальное сопровождение в соответствии с темой проекта. Знать как пишется скрипт с использованием блока «звук»




текущий

лекция



Практическая работа «Танцуй со мной»

КУ

Уметь вставлять звук; подбирать музыкальное сопровождение в соответствии с темой проекта. Знать как пишется скрипт с использованием блока «звук»




самоконтроль

Проектная работа



Контрольная работа по теме «Программирование движения в среде Scratch»

КЗ

Знать как написать скрипты для нескольких объектов, используя палитру блоков и смену обликов объекта. Уметь пользоваться графическими возможностями среды.




итоговый

Контрольная работа



Условный оператор

ИНМ

Знать понятия «программа», «условный оператор», «алгоритм» и уметь применять эти понятия при описании скрипта. Уметь писать скрипты, содержащие структуру ветвления.




текущий самоконтроль

лекция



Практическая работа «Кот и его друзья»

КУ

Уметь писать скрипты, содержащие структуру ветвления.




самоконтроль

Проектная работа



Циклы

ИНМ

Знать понятие «цикл» и уметь применять это понятие при описании скрипта. Уметь писать скрипты, содержащие структуру цикла.




текущий

лекция



Практическая работа «Кошки мышки»

КУ

Уметь писать скрипты, содержащие структуру цикла.




текущий самоконтроль

Проектная работа



Датчики.

КУ

Знать, как рабочий объект реагирует на значения датчиков, уметь писать скрипт в соответствии со значениями датчиков.




текущий

лекция



Переменные.

КУ

Уметь создавать переменную, осуществлять вычисления при помощи переменных. Знать как переменная применяется при написании скрипта.




текущий

лекция



Проектная работа «Пчела»

КЗ

Знать как переменная применяется при написании скрипта.




самоконтроль

Проектная работа



Датчик случайных чисел

КУ

Знать принцип работы датчика случайных чисел. Уметь использовать датчик случайных чисел при написании скриптов.




текущий

лекция



Проектная работа «Лес»

КЗ

Уметь использовать датчик случайных чисел при написании скриптов.




самоконтроль

Проектная работа



Контрольная работа по теме: «Программирование в среде Scratch»

КЗ

Знать основные инструменты среды Scratch, основные понятия. Уметь писать скрипты для нескольких рабочих объектов, используя палитру блоков.




итоговый

Контрольная работа



Условные обозначения: ИНМ – изучение нового материала ППМ – повторение пройденного материала

ЗНЗ – закрепление новых знаний КУ – комбинированный урок

УКПЗ – урок комплексного применения знаний КЗ – контроль знаний

Учебно-методическое обеспечение

  1. Примерные программы по информатике «Стандарты второго поколения. Информатика 7-9 классы». – М: Просвещение, 2011г.

  2. Проектная деятельность школьника в среде программирования Scratch. Учебно-методическое пособие / Рындак В.Г., Дженжер В.О., Денисова Л.В. – Оренбург, 2009.

  3. Руководство для пользователя среды Scratch. Электронное пособие. Версия 2.0 / Патаркин Евгений, - 2007г.

  4. Среда программирования Scratch. Учебное пособие / Борович П.С. Бутко Е.Ю.

  5. Учимся готовить в среде Scratch. Электронное пособие. Версия 2.0 Патаркин Евгений, - 2009г.

Материально-техническое обеспечение


п/п

Наименование раздела, наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

% обеспеченности




Средства ИКТ







Средства икт (цифровые образовательные ресурсы (цор)




1

Операционная система Linux

100%

2

Операционная система Windows XP

100%




Цор

(инструменты общепедагогические)

100%

3

Microsoft Offis 2003

100%

4

Adobe Reader

100%




Информационные источники

(специализированные)




5

http://scratch.ucoz.net




6

http://www.webplanet.ru/review/entertainment/2008/01/22/scratch21.html




7

http://www.iteach.ru/exp/articles.php?mpt_id_text=115




8

http://scratch.mit.edu – сайт сообщества Scratch







Учебно-лабораторное оборудование




9

Мультимедийный компьютер

100%

10

Мультимедиапроектор

100%

11

Интерактивная доска

100%

12

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

100%

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса «Среда программирования Scratch» iconРазработка урока Автор: Целюрик Юлия Петровна Тема: «Знакомство со...
Используемые программные приложения из пакета спо: Среда программирования Скретч (Scratch)
Рабочая программа курса «Среда программирования Scratch» iconЯзыки программирования высокого уровня в основной школе
В прошлом году нам предложили два новых языка программирования Scratch lego mindstorms. В нашем лицее мы преподавали и то, и другое....
Рабочая программа курса «Среда программирования Scratch» iconТема : 2
Разработка занятия по системе объектно-ориентированного программирования Scratch
Рабочая программа курса «Среда программирования Scratch» iconТема урока: среда программирования qbasic цели урока
Программы пишут программисты на разных языках программирования. Одним из языков программирования является язык qbasic
Рабочая программа курса «Среда программирования Scratch» iconУрок подготовили и провели Другова Е. Н. и Сагалакова Л. П. Квн "Среда...
Ведущий: Две команды отправляются в страну «ЛогоМиры», чтобы показать свои знания и навыки создания проектов в среде программирования....
Рабочая программа курса «Среда программирования Scratch» iconРабочая программа дисциплины «программирование и алгоритмизация»
Автоматизация технологических процессов и производств”, с основами алгоритмизации, основными понятиями программирования, несколькими...
Рабочая программа курса «Среда программирования Scratch» iconРоссийской федерации
В результате изучения дисциплины «Обзор языков программирования» студенты должны владеть основными технологическими и методическими...
Рабочая программа курса «Среда программирования Scratch» iconРабочая программа по предмету естествознание и окружающая среда
Рабочая программа по естествознанию для 10-11 классов составлена на основе примерной программы элективного курса «Естествознание...
Рабочая программа курса «Среда программирования Scratch» iconРабочая программа по дисциплине с 3 «Технологии и методы программирования»
Цель преподавания дисциплины: Целью изучения дисциплины «Технологии и методы программирования» является изучение современных технологий...
Рабочая программа курса «Среда программирования Scratch» iconУрок-лекция (2ч) Тема: Среда программирования Visual Basic. Окна,...
Цель: знакомство учащихся с основными терминами и элементами ооп, со средой программирования Visual Basic на примерах решения конкретных...
Рабочая программа курса «Среда программирования Scratch» iconИнтегрированная среда разработки языка Visual Basic
...
Рабочая программа курса «Среда программирования Scratch» iconУрок по предметам «Информационная безопасность» и «Объектно-ориентированное...
Необходимое оборудование и программы: пк с ос windows, среда программирования Delphi, проектор
Рабочая программа курса «Среда программирования Scratch» iconРабочая программа по учебной дисциплине Высокоуровневые методы информатики...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Высокоуровневые методы информатики и программирования» студентам очной...
Рабочая программа курса «Среда программирования Scratch» iconРабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда»
Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами...
Рабочая программа курса «Среда программирования Scratch» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью освоения данного курса является воспитание у студента мобильности в пространстве различных языков программирования. Для этого...
Рабочая программа курса «Среда программирования Scratch» iconРабочая программа дисциплины «Алгоритмы и анализ сложности»
Кроме того, изучение алгоритмов и сложности позволяет более глубоко вникнуть в задачу и может подсказать методы решения, не зависящие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск