Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»





Скачать 114.52 Kb.
НазваниеТема урока: «Сложение чисел с разными знаками»
Дата публикации02.09.2014
Размер114.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

§6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

6 класс





Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками».
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цели урока:

  1. формирование первичных умений и навыков сложения чисел с разными знаками;


в системе повторительных упражнений:

нахождение противоположных чисел, модуля данного числа и числа при соблюдении определенных заданных условий, сравнение чисел, решение уравнений, расположение чисел на координатной прямой;
формирование прочных навыков устного счета;


  1. развитие:

творческих способностей учащихся;

умения подмечать закономерности на основе наблюдений, вычислений, сопоставлений;

способности самостоятельно приобретать новые знания, опираясь на уже известные;

навыков построения способа деятельности, вытекающего из определения;

контроля и самоконтроля за логикой развертывания чужой и своей мыслью;

исследовательских умений и навыков;

наглядно-образного и словесно-логического мышления;

самоутверждения, самореализации за счет дифференцированных заданий;

умений работать в группах;

накопление опыта в диагностике и самодиагностике уровня овладения знаниями и способами действий;

навыков усвоения ведущих идей и основных теорий при применении проблемного метода обучения;


  1. воспитание познавательной активности;

стимулирование к добросовестной учебной деятельности;

формирование научного мировоззрения.

воспитание математической культуры;

показать связь математики с реальной действительностью;

воспитание коммуникабельной личности, востребованной в современном

информационном обществе.
Формировать следующие компетенции:

 компетенции здоровьесбережения;

 компетенции интеграции;

 компетенции в общении;

 компетенции познавательной деятельности;

 компетенции информационных технологий.

Формы работы:

 индивидуальная;

 фронтальная;

 работа в парах.
Виды контроля:

  • самоконтроль;

  • взаимоконтроль;

  • тестирование.


Оборудование и программное обеспечение:

 мультимедийная доска;

 презентация;

 маршрутный лист учащегося;

 учебник.
ХОД УРОКА.


  1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

  2. Сообщение темы, целей, задач урока, мотивация учебной деятельности. Сегодня вы сделаете очередной шаг по дороге знаний и я с радостью помогу вам в этом. В притче о Шартском соборе путник спросил трех ее строителей, кативших по дороге тачки с камнями, что они делают? Первый ответил: «Везу тачку, пропади она пропадом». 2-й сказал: «Зарабатываю себе на хлеб. Семья». А 3-й ответил: «Я созидаю Шартский собор». Вот и мы с вами сегодня на уроке будем творить и созидать! А значит,… размышлять, анализировать, сравнивать, обобщать , делать выводы, выдвигать новые идеи, делать открытия! Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли ”.

В листах индивидуальных достижений, которые лежат перед вами на столе, вы будете фиксировать свои успехи. В конце урока вам предстоит выполнить самооценку работы на уроке.


  1. Подготовка к активной познавательной деятельности через повторение и актуализацию опорных знаний.

Итак, запишем сегодняшнюю дату, тему урока: «Сложение чисел с разными знаками».

Проверим, готовы ли вы к созиданию.


  • Сформулируйте определение противоположных чисел.


СЛАЙД 2.

  • Заполните таблицу :

х

5,2

0

-4







а















12

-7,3




в



  • Сформулируйте определение модуля числа.


СЛАЙД 3.

  • Чему равны модули следующих чисел: - ⅓; 0; 1,5; 4; -5?

  • Вычислите: а) |10| + |-3,1|;

б) |-6| – |-6|;

в) | 5| + 5.

  • Сравните модули противоположных чисел.

  • Укажите числа, удовлетворяющие данным условиям:

1) х>0 и |x|=6; 2) а<0 и |а|<3; 3) 2< |у|< 7 - проанализировав первые

два задания, решите третье.


СЛАЙД 4.

  • Сравните: а) 123 и -300; б) 0 и -8; в) -5,2 и -5,6; г) -10,9 и 1,09; д) 0 и 0,001.

  • Укажите, какие цифры можно подставить вместо , чтобы неравенство было верным?



А) 3,7 < 3, ; б) 8 ½ < ½ в) - 8 ½ < - ½.

  • На координатной прямой отмечены числа -3 и -9. Какая точка какое число изображает?

А В
______________________________________________________________________
СЛАЙД 5.

  • Дидактическая игра « + » и « - » .

Мы сталкиваемся с понятием «отрицательное» и «положительное» не только на уроках математики. Слова в русском языке могут также иметь положительное и отрицательное значения. На экране слова, которые необходимо разделить на две группы: на слова, которые являются противоположными …по смыслу!

Выигрыш, болезнь, тепло, правда, зло, добро, холодно, ложь, здоровье, проигрыш.

________________________________________________________________________

  1. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений.

СЛАЙД 6.

Запишите примеры по схемам, которые изображены на координатной прямой.

Какое действие сейчас мы выполняли с помощью координатной прямой?

Для чего служат положительные и отрицательные числа? (для описания изменения величин)

_____________________________________________________________________


  1. Создание проблемной ситуации.

Сможете ли вы найти сумму -2010 +201 с помощью координатной прямой? Наверное, сделать это все-таки трудно! Какая проблема? …Давайте попробуем решить эту проблему.

Придумайте слова, которые являются синонимами понятий отрицательных и положительных чисел и наиболее часто используются в разговорном лексиконе… (примеры: кредит, школьная столовая, ссуда, ипотека, различные займы, долг и прибыль).
СЛАЙД 7.

А теперь, ВНИМАНИЕ!!! В каждой из предложенных таблиц зачеркните все пары чисел, модули которых равны. Затем - буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам узнать, как раньше называли положительные и отрицательные числа.


8

12

- 1

-

7,8

-12

0

1,5

-7,8

-5

д

а

м

о

р

и

л

п

е

г




-8

18

100

0

- 0,1

9,8

- 18

1

2,3

0,1

- 3,2

- 5



и

к

м

у

р

щ

о

е

с

ь

т

в

о


Ответ: имущество и долг.

Какие числа-ловушки были использованы в этом номере? (- 1 и 1,5; - 5 и 1/5; ловушка на внимательность: числа 8 и -8 находятся в разных таблицах!)

Вернёмся к проблеме. Можем ли мы сейчас решить пример, который вызвал трудности?


  1. Ознакомление с новым материалом (запись остается на доске). Действительно,

- 2010 + 201 = - 1809. Следовательно,




а) 18+ (-5) = 13, т.е. +18 - 5 = 13;

б) -5 + (- 10) = - 15, т. е . -5 - 10 = -15,

в) 600 - 1000000 = - 400, т.е. +600 – 1000 = - 400.


  1. Первичное закрепление связей и отношений в объектах изучения.

Примеры решаются сначала подряд, потом вразброс так, чтобы каждый ученик хотя бы раз ответил. После этого – решаются устно в группах по 4 человека.

Вычислите устно:

  1. 14 – 40

  2. – 18 + 35

  3. - 22 – 22

  4. 14,7 – 19

  5. – 76,9 + 9

  6. 19 – 64

  7. -25, 5 – 5

  8. 76,8 – 10

  9. – 23 +34

  10. 0 – 67



С помощью каких понятий мы выполнили сложение отрицательных и положительных чисел? Как мы назовем это правило?

________________________________________________________________________


  1. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.

СЛАЙД 8.
Вычислите, используя понятия «долг» и «прибыль» табл 7. Осуществите взаимопроверку.


-12 + 19

Б

-14 + 15

Ц

14 - 17

Р

-1,9 + 0,09

Г

-21,2 + 20,4

А

- 6,7 + 10

У

0 – 9,1

Х

-13 - 12,8

П

-17,8 – 17,8

М

-23 - 3

Т

- 1

А

- 1 + 0,2



А


Вычеркните букву, соответствующую наименьшему натуральному числу. Угадав недостающие три буквы, Вы прочтете фамилию индийского математика и астронома, который первым изложил правила сложения и вычитания чисел с разными знаками с помощью терминов «долг» и «имущество». Причем, об ЭТОМ математике мы уже говорили вначале изучения главы!

Ответ: БРАХМАГУПТА.

В чем должна была проявиться ваша смекалка? ( В том, что одинаковые числа обозначают одинаковые буквы). 1 балл добавляют себе те, кто правильно ответил на этот вопрос.

_______________________________________________________________________


  1. Обобщение результатов для выполнения практических заданий. Разрешение проблемной ситуации.

Используя понятие модуля числа, сформулируйте алгоритмы решения примеров:

а) -82 + 1,9; б) -2,2 + 20.

Обобщим метод сложения чисел с разными знаками… А теперь попытаемся сформулировать правило сложения чисел с разными знаками, используя термин «модуль числа»: чтобы сложить два числа с разными знаками, надо: … Молодцы, ребята! Умение подмечать закономерности, обобщать их, способность самостоятельно приобретать новые знания помогут вам стать в жизни личностью, востребованной в современном информационном обществе!

Прочтем вслух формулировку этого правила из пункта 33 учебника.
Далее, выполняя следующее задание, вы будете искать именно ЭТО. Перед вами черный ящик. Угадайте, что находится в ящике. Даю три определения этому предмету.
1) Непроизводная основа слова.

2) Один из основных органов растений.

3) Число, которое после подстановки его в уравнение обращает уравнение в

верное равенство.

СЛАЙД 9.

- Абсолютно правильно! Это – корень. «Когда уравненье решаешь, дружок, попробуй найти у него… корешок!» Как вы и догадались, сейчас мы будем … решать уравнения!

1. 5х - 6х = - 4;

2. – 2х = 19 - 2х;

3. - 10у + 9у = 0.

Число букв в название цветка, корень которого находится в ящике, является корнем одного из решенных уравнений.

Ответ: 4.

Угадайте название этого прекрасного цветка! Ответ: роза.

По одной легенде, роза впервые расцвела, когда из волн моря появилась на свет богиня (любви) Афродита. Едва она вышла на берег, как хлопья пены, сверкающие на ее теле, стали превращаться в ярко - красные розы.

Древнегреческая поэтесса Сафо называла розу царицей цветов. Великий Сократ считал розу самым красивым и самым полезным цветком на свете. Во II тыс. до н.э. розы изображались на стенах домов на Крите, а спустя тысячелетия на гробницах фараонов в Древнем Египте. Древние римляне настолько обожествляли красоту роз, что сажали их на полях вместо пшеницы, а зимой целыми кораблями вывозили цветы из Египта.
Видите, ребята, все в этом мире взаимосвязано: математика, русский, биология, история!

_______________________________________________________________________


  1. СЛАЙД 10.

Выполнение теста (в двух вариантах) – 3 мин. Ответ: СВААС ( на экране).


17 - 28

А) - 35

В) 11

С) - 11

0 - 20,9

А) 0

В) - 20,9

С) 20,9

-23 +39

А) 16

В) - 16

С) - 62

- – 1

А) - 1

В)

С) 1

-3,2 - 3,2

А) 0

В) 6,4

С) - 6,4





-5,1 - 5,1

А) 0

В) 10,2

С) -10,2

- – 2

А) 1

В) - 2

С) -1

18 - 39

А) - 21

В) 21

С) – 57

0 - 14,7

А) – 14,7

В) 0

С) 14,7

- 15 + 26

А) - 11

В) 41

С) 11



  1. Самооценка работы на уроке.

  2. Постановка домашнего задания: п.33, №№ 1081(а-и), 1084; 1068; по данной теме составьте и решите 5 примеров-ловушек для классной самостоятельной трехминутной работы.

______________________________________________________________________


  1. СЛАЙД 11. Подведение итогов урока.

Урок сегодня завершен,

Но каждый должен знать:

Познание, упорство, труд,

К прогрессу в жизни приведут!
СПАСИБО ЗА УРОК!







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками» iconУрок 1: Сложение чисел с разными знаками
Цели: ввести правило сложения чисел с разными знаками; упражнять учащихся в сложении чисел с разными знаками и сложении отрицательных...
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками» iconУрок 3: Сложение чисел с разными знаками
Цели: способствовать выработке навыков и умений сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками; проверить усвоение материала...
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками» iconТема: Сложение чисел с разными знаками
Задание: Отрабатываем навыки сложения отрицательных чисел и сложения чисел с разными знаками
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками» iconПлан урока математики в 6 классе по теме «Сложение чисел с разными знаками»
Цели урока: отрабатывать умение складывать числа с разными знаками; развивать навыки самоконтроля
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками» iconУрок 2: Сложение чисел с разными знаками
Цели: способствовать выработке навыков сложения отрицательных чисел и сложения чисел с разными знаками; развивать логическое мышление...
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками» iconСложение чисел с разными знаками
На прошлых уроках мы с вами научились складывать отрицательные числа. Цель нашего сегодняшнего урока – научиться складывать числа...
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками» iconТема урока: «Сложение чисел с разными знаками» Тип урока
Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми правилами действий с отрицательными и положительными числами. Будьте на уроке внимательны...
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками» iconУрока: Обобщение по темам «Делимость чисел», «Сложение и вычитание...
Тема урока: Обобщение по темам «Делимость чисел», «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками» iconУрок математики по теме «Сложение чисел с разными знаками»
На предыдущих уроках осуществлялась работа по формированию правила сложения отрицательных чисел, и в начале урока проводится репродуктивная...
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками» iconСложение и вычитание чисел с разными знаками
Эпиграф: «Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир». И. Гёте
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками» iconУрока математики в 6
Подготовить к осознанию и осмыслению правил сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками. Повторить темы: положительные...
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Познакомить учащихся с правилом умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками» iconТехнологическая карта урока (6 класс)
Цели урока: Сформулировать правило сложения отрицательных и положительных чисел; отработать первичные навыки по сложению чисел с...
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками» iconУрок математики в 6 классе Тип урока : онз тема: «Сложение рациональных чисел»
Чтобы сложить рациональные числа с одинаковыми знаками, надо сложить их модули и в результате поставить общий знак
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками» iconУрок соревнование. Тема: «Сложение чисел с разными знаками»
Каждый консультант начинает со строчки старт. За один ход, по правилам игры, он может продвинуться на ближайшее соседнее поле по...
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторить правила сложения отрицательных чисел, чисел с разными знаками, правило вычитания. Решить устно примеры


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск