Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи





Скачать 79.93 Kb.
НазваниеУрока Тема урока Разговорный и книжные стили речи
Дата публикации04.09.2014
Размер79.93 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Технологическая карта урока

Тема урока

Разговорный и книжные стили речи

Цели


Обучающая: формировать понятие разговорного и книжных стилей речи, познакомить с отличительными признаками книжной речи, научить различать книжные и разговорный стили речи.

Развивающая: отбирать и систематизировать материал, высказывать предположения на основе наблюдений, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (разговорный текст в текст книжного стиля).

Воспитательная: выступать перед коллективом сверстников, развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии текста, стремиться к речевому самосовершенствованию, договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Методы

Проблемного обучения; частично – поисковый; практический

Приемы

прием «ключевые слова», «сравнительная таблица», «метаморфозы», рефлексия.

Формы работы

фронтальная, в парах

Средства

Учебник, раздаточный материал

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

- работать с источниками информации, выбирать материал в соответствии с поставленной целью;

-самостоятельно делать выводы,

- создавать текст

Регулятивные УУД:

-ставить цель, высказывать предположения на основе наблюдений,

-соотносить цели и результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,

-выступать перед коллективом сверстников,

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные УУД:

-оценивать результаты своей работы;

-давать оценочные суждения

Вид урока

Урок «открытия « нового знания

Форма

Урок –практикум

Технологии

ТРКМЧП

Основные термины и понятия

Разговорная речь и книжная, цель общения, текст, стиль речи

Этапы урока

Деятельности учителя

Деятельность ученика

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. (1мин)





II. Мотивация к учебной деятельности. Стадия «Вызов»

Учитель: сегодня на уроке мы будем знакомиться со стилями речи. Тема нашего урока «Разговорная и книжная речь» (запишите в тетради дату и тему урока)

- Предположите, какие из фраз, символов, расположенных на доске нам понадобятся сегодня на уроке?

Морфология 1 - много

Речевая ситуация Неофициальная обстановка

Стилистика Официальная обстановка

Суффикс Цель общения

Текст Транскрипция

Наречие Подлежащее

Стиль речи Орфограмма

Учитель: Разбейте оставшиеся слова на группы. Какие группы вы предложили бы из оставшихся карточек? Почему?

- Какие слова, фразы вы бы используете, чтобы сформулировать задачи урока?

8 мин

Ученики, выбирая тот или иной термин, обосновывают свой выбор, используя образец рассуждения: «Я выбираю…, потому что…»

Ученики: научиться различать книжные и разговорный стили речи, выявить различия в речевой ситуации этих стилей.


III «Осмысление»

Постановка проблемы

сравнить два текста

Постановка проблемы.

Сравним два текста.

Учитель: прочитайте тексты.

О Тамерлане

- Что общего в этих текстах?

-Почему говоря об одном и том же , выражая одну и ту же мысль, тексты совершенно разные?

-Если тексты используются в разных речевых ситуациях, значит эти тексты разных стилей речи.

-Предположите, какой из текстов относится к книжному стилю, а какой - к разговорному ?

4 мин



(2 ученика читают вслух)

Учащиеся. Тема и основная мысль.

-Разная речевая ситуация.
Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель.


IV. Работа с текстом. Прием «Сравнительная таблица»

Физминутка

Учитель: Чтобы подтвердить или опровергнуть наше предположение, нам нужно знать отличительные признаки стилей. Обратимся к статье известного лингвиста Д. Розенталя, чтобы определить их.
Для проверки одна пара выходит к доске, называет один отличительный признак, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая свое мнение.

Такая же работа проводится по всем пунктам таблицы.
- Используя материал таблицы, составьте рассказ о книжных и разговорном стилях речи. (1-2)


Учитель: А теперь откройте учебники на стр. 226. Есть ли информация необходимая для понимания темы урока?

Ученики работают в парах, заполняют таблицу.
Личностные результаты

1. Стремиться к речевому самосовершенствованию.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблица).

Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме.

2. Владеть приёмами монологической речи.


V. Творческая работа с текстом.

Прием «Метаморфозы»

Чтение текста.

Учитель:

-Определите стиль текста. Обоснуйте свою точку зрения.

- Превратите этот текст разговорного стиля, в текст книжного стиля. Что для этого надо сделать?

Двое на одного.

Вышел я на поляну : и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный стиль)

Двое на одного.

Вышел я на поляну и очень удивился, потому что увидел, как на краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! (Книжный стиль)

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Выступать перед коллективом сверстников.

Убрать разговорные слова, снять избыточную эмоциональность


Рефлексия

Учитель: Вернемся к тем задачам, которые прозвучали в начале урока. Смогли ли мы решить поставленные задачи?


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.





+ “Я понял …

- “ Не совсем усвоил, сомневаюсь…”

? “Было трудно…”






VI. Домашнее задание.


Найти примеры текстов книжного и разговорного стилей речи, доказать их стилевую принадлежность





Вспомните, как вы пользуетесь языком, с одной стороны, у себя дома, среди родных и знакомых, а с другой стороны - при выступлении с докладом на уроке или заседании какого-либо кружка.

В первом случае ваша речь характеризуется отсутствием предварительного обдумывания мыслей и заранее сделанного отбора языкового материала, непринуждённостью беседы. Широким использованием обиходно-бытовой лексики, употреблением грамматических форм и построений, нередко нарушающих литературные нормы: это разговорная речь.

Во втором случае вы чувствуете себя скованными, более внимательно подбираете слова и выражения по образцам, которые вам знакомы из чтения художественной литературы, строже следите за соблюдением правильного произношения и ударения: это книжная речь.

Получаются как бы два языка в пределах одного национального языка, хотя, конечно, до разрыва между разговорной и книжной речью дело не доходит, тем более что между книжными и разговорными элементами находится значительный нейтральный слой.

Д.Розенталь

Признаки.

Разговорная речь.

Книжная речь.

Где пользуемся языком?


 

 

Обдумываем ли заранее мысли?


 

 

Отбираем ли заранее языковой материал?


 

 

Как чувствуем себя в разговоре


 

 

Какие слова употребляем?


 

 

Какие грамматические формы и построения используем?

 

 

Следим ли за правильностью произношения и ударения?

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи iconДомашние задания на период карантина до 5 марта
Функциональные стили речи (разговорный, художественный, публицистический, научный, официально-деловой)
Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи iconМетодическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили речи. Научный стиль»
Гбоу спо (ссуз)«Чебаркульский профессиональный техникум». Методическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили...
Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи iconКонспект урока по русскому языку тема: Употребление прилагательных в речи
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи
Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи iconКонспект открытого урока по теме «Функциональные стили речи»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи iconКонспект урока по теме: «Теорема Пифагора»
Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 класс, А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова
Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи iconТема урока: Местоимение как часть речи
Цель урока: Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формирование умения находить местоимения в речи,...
Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи iconУрока: 40 минут Цели урока: Организационные
Тема урока Обобщение знаний об имени существительном. Презентация учебного проекта «За страницами учебника» (Раздел «Части речи....
Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи icon7 класс русский язык умк «Русский язык» С. И. Львова Грамматика:...
Грамматика: морфология и синтаксис. Тема рассчитана на 6 уроков. Итоговым будет семинар, где вы будете выполнять разные роли (анализируем...
Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи iconКонспект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной)...
Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 класс, А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова
Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи iconКонспект урока по окружающему миру, 2 класс Тема урока: «Какие бывают растения?»
Задачи урока: развитие наблюдательности, устной речи и творческого воображения; воспитание любви к Родине и русской поэзии, к русскому...
Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи iconКонспект урока предмет: чтение и развитие речи 9 класс Тема А. А....
Цель: к концу урока учащиеся смогут рассказать о книгах, которые они читают и почему
Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи iconТема урока: подготовка к
Тип урока: урок развития речи с использованием системно деятельностного подхода к обучению
Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи iconКонспект урока что такое тип речи фио (полностью) Койбакова Гульмира Мауталиевна Место работы
Цель урока: дать понятие о типах речи, научить обучающихся распознавать типы речи
Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи iconКонспект урока № английского языка в 11 классе Тема урока: Профессия,...
Материальное обеспечение урока: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты по теме, авторские упражнения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск