Скачать 51.43 Kb.
|
Конспект открытого урока по теме «Функциональные стили речи» в 11 классе Проведён на районном семинаре учителей русского языка и литературы 25 октября 2011года Учитель - Гейко Раиса Петровна Цели: актуализация знаний учащихся о функциональных стилях и сфере их употребления, совершенствование навыков анализа текста, подготовка к ЕГЭ (задания А1, А 13-14, часть С); развитие творческих способностей; воспитание патриотизма и внимательного отношения к языку. Методическая цель: формирование речевой компетенции, подготовка к ЕГЭ путём применения эффективных форм и методов работы. Оборудование: презентация, каточки, оценочная карта урока. Ход урока 1.Организационный момент. Здравия желаю, милостивые государи и государыни! - Ребята, вас ничего не смущает в таком приветствии? Поскольку язык, как знаковая система, может претерпевать изменения в зависимости от сферы использования или функции, мы должны опираться на речевую ситуацию, учитывать сферу употребления, тему и цель высказывания. -Что же позволит нам правильно отобрать и использовать языковые средства, наиболее пригодные в конкретной ситуации? -Стили речи. О них мы и поговорим сегодня. - Ребята, с какой целью вы сегодня пришли на урок? Просмотрите свои задания-карточки и сформулируйте цели нашего урока. 2. Проверка домашнего задания
3.Терминологический диктант. Просмотрите карточку №1, озаглавьте запись. (Основные понятия стилистики) Запишите слова под мою диктов ку.
4. Беседа о стилях речи (схема на слайде), сообщения учащихся. 5. Выполнение теста. Карточка №2 1.Вставить пропущенные слова А. В научном стиле речи обычно … средства художественной выразительности. Б. Неподготовленность, непринуждённость, неполнота выражений – особенности … стиля. В. Для художественного стиля характерно единство коммуникативной и … функций. Г. Воздействие на мысли и чувства адресата – цель … стиля. 2. Отметьте ошибочное утверждение А. Нейтрально окрашенные слова могут употребляться в текстах любых функциональных стилей. Б.Употребление просторечных слов в книжных стилях является стилистической ошибкой. В. Воздействие на чувства и мысли читателей с помощью создания образа – цель публицистического стиля. Г. Отвлечённость, конкретность, обобщённость, объективность - особенности научного стиля. 6.Проверка теста (слайд) 7 Устная работа. Определить стили речи, обосновать своё мнение. (Можно пользоваться таблицей, в которой обобщены сведения учебника о функциональных стилях речи.) Пополняем копилку справочных материалов к ЕГЭ А. Я, Александр Ефимович Екимцев, родился 30 августа 1929 года в селе Акуличи Брянской области. Окончил школу, служил на Дальнем Востоке. После демобилизации поступил в Московский институт культуры. С 1960 года живу и работю в Ставрополе. Первая подборка моих стихов появилась в журнале «Мурзилка» в 1962 году… Б. Светает быстро. В тёплом доме тишина. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света. И брёвна загораются, как слоистый янтарь. Восходит весёлое солнце. Г. Паустовский В.Понятие стиля тесно связано с понятием речевая ситуация (о чём? где? с кем? зачем? говорят). Правильные ответы на эти вопросы помогут определить, где этот текст может быть использован: в средствах массовой информации, в художественном произведении, в учебнике или научной монографии. Таким образом, сфера применения, задачи, типы речи, лексические особенности - ведущие стилевые черты. Г. Я люблю своё село, хотя в нём нет особенных красот. Здесь часто дует прнизывающий ветер. А летом такая жарища, что и нос страшно высунуть на улицу. Зато весной какой аромат акаций и сирени! А как хороши поля золотой пшенички! Так и ахнешь, ослепнув от блеска золотых просторов! Д. Что такое патриотизм? Страстное желание видеть свою землю свободной? Мужество? Да. Но не только это. Тогда патриотизм проявлялся бы лишь в грозное время. А вмитные дни разве не патриот каждый из нас? Впрочем, нет, не любой. Тот, кто не чтит память героев, для кого военные и тудовые награды просто игрушки, тот вряд ли сам станет когда-нибудь героем, того нельзя назвать патриотом. Значит, скажешь ты, мой читатель, патриотизм - это мужество, бесстрашие, уважение к подвигам, совершённым во имя Родины и народа? Да. Но опять-таки не только это. С. Михалков 8.Коль мы заговорили о патриотизме, как тут не вспомнить нашу недавнюю поездку в город-герой Волгоград. Давайте вспомним, где мы побывали. Смотрим фото и видео. Минутка релаксации А теперь выполним творческое задание в группах. 1 группа составит отчёт о поездке. 2 группа - репортаж с Мамаева кургана. 3группа- монолог экскурсантки своей подруге. 9. Проверка текстов. Определение стиля 10. Выводы. Наш язык так богат, что об одном и том же можно рассказать по-разному. Важно только научиться пользоваться его богатством. 11. А теперь попрошу вас оценить урок, используя высказывания различных стилей речи (от каждой группы). 12. Домашнее задание. Повторить материал о функциональных стилях речи (таблица). Составить объяснительную записку юношам, отсутствовавшим на соревнованиях допризывной молодёжи, или написать текст об осени с использованием средств художественной выразительности. Приложение Оценочная карта урока
|
Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи Обучающая: формировать понятие разговорного и книжных стилей речи, познакомить с отличительными признаками книжной речи, научить... | Лекция №3. Функциональные стили русского языка (продолжение) Стили художественной литературы Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации... | ||
Конспект урока по теме: «Теорема Пифагора» Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 класс, А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова | Урок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино" Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,... | ||
Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение» Сегодня мы продолжаем разговор о типах речи. Познакомьтесь с планом нашего урока (Слайд 3) | Конспект открытого урока в 6 классе «Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи | ||
Домашние задания на период карантина до 5 марта Функциональные стили речи (разговорный, художественный, публицистический, научный, официально-деловой) | Конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи... План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся | ||
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме: «Части речи» Содействовать воспитанию навыков работы в паре, уважения друг к другу, любознательности | Конспект урока в 10 б классе По теме «Экзотические фестивали в англоязычных странах и России» Задачи урока: контроль монологической речи по теме урока (защита проектов), формирование навыков диалогической речи, практика в аудировании,... | ||
Конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:... План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | Конспект открытого урока путешествия по русскому языку по теме: «Тайны... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула | ||
Конспект открытого урока по изобразительному искусству во 2 классе Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи | Функциональные стили речи Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и... | ||
Конспект, отзыв Разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы, их основные... | Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» |