Скачать 141.04 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Департамент образования администрации Ивановской области Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение» (5 класс) Подготовила Критская Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы г. Фурманов 2009 Цели:
Сегодня мы продолжаем разговор о типах речи. Познакомьтесь с планом нашего урока (Слайд 3):
• «Рефлексия» - «Синквейн», «Кластер», «Таблица». Работа с «дырявым текстом» в группах. Дома вы подготовили карточки с «дырявым текстом». Обменяйтесь карточками с соседом по парте, оцените работу друг друга. На выполнение задания - 3 минуты. (Слайд 4). №1. Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз. Притаиться, подождать у края - что там делается на лесной поляне! В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и потом начинают по всей поляне расстилать белые холсты. №2. На голубом небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится: уносит ветер листы или стайками собрались мелкие птички и несутся в теплые далекие края. Ветер - заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остается ни одного незнакомого листика. №3. Ни одна столица земного шара не может похвастаться таким богатством, как лесной массив Лосиного Острова в Москве. Это истинная жемчужина природы. Здесь, в настоящем лесу, обитают лоси, кабаны и даже пятнистые олени. А ведь лес находится в черте города. №4. На темном чердаке под самой крышей связки рябины висели, словно березовые веники. Листья на гроздьях посохли, пожухли и свернулись, и сами ягоды, перемерзшие за зиму, тоже чуть сморщились, вроде изюма, зато были вкусны. Свежая ягода - та и горьковата, и чересчур кисла, есть ее трудно, так же как раннюю клюкву. Речевая разминка. Поскольку нам придется много говорить, давайте настроим наш речевой аппарат с помощью скороговорок. Прочитайте «птичьим базаром», затем в парах. А теперь переходим к теме нашего урока: «Описание, повествование, рассуждение». Предлагаю вам заполнить уже знакомую вам таблицу «ЗУХ» в своих группах (Слайд 6) - 2 минуты.
Работаем с разрезными карточками (Слайды 7-10) — 3 минуты. В каждой группе есть конверты с разрезным текстом. Попробуем составить текст и выполнить следующие задания:
№1. Лески ложились на листья и не тонули. №2. Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. №3. Там мы ловили разноцветных окуней, а щуки ласкали нас мелкими, как иглы, зубами. №4. Приходилось брать челн и плыть на середину озера, где голубая вода казалась чёрной. №5. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу.
Вывод: перед нами текст, который соответствует следующим признакам текста:
Обращение к толковому словарю: ЧЁЛН, челна мн. челны, -ов, м. Выдолбленная из дерева лодка. Плыви, мой ч., по воле волн (пусть что-н. происходит по воле случая, как случится, само собой; разг.шутл.) В учебниках русского языка есть упражнение №540 (773), с.181(263), которое научит вас определять тип речи, доказывать свою точку зрения, познакомит вас с образцами ответа. ( Сформулируйте ответ на вопрос: какие приёмы можно использовать для определения типа речи?) - 2 минуты. А сейчас попробуем самостоятельно определить тип речи, доказав свою точку зрения. Работаем в группах с «Текстовыми кубиками». • Задание№1 (Слайд 11-15). Соберите текст, который начинается словами «Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка...» Назовите автора этого отрывка. Определите тип текста, докажите свой ответ.
Автор отрывка Юрий Олеша («Три Толстяка»). Тип речи: описание. Докажите. 1. Определите тему текста. Укажите ключевые слова. В какой части предложения находятся ключевые слова? (При нахождении ключевых слов ученики отметили, что они расположены в конце предложения: огромный парк, глубокие каналы, железные мосты. Дворцовая стража, луга, рощи, пруды, место для прогулок. Обращаем внимание на то, что употребление ключевых слов в конце предложения - это один из признаков описания.) Как связаны предложения в этом тексте ?- цепной и параллельной связью. По мнению большинства школьников, первые четыре предложения связаны цепной связью. Почему цепная связь? Подумайте: какими языковыми средствами выражена цепная связь? Каждое последующее предложение распространяет и конкретизирует предыдущее. Обратим внимание на лексические повторы в конце одного предложения и в начале другого: парка - парк (1-е и 2-е предложения); каналами - над каналами (2-е и 3-е предложения); мосты-мосты (3-е и 4-е предложения). Предложения 5, 6 и 7 связаны параллельной связью. При параллельной связи предложения не «цепляются» одно за другое, а сопоставляются. Прошу учеников составить графические схемы пятого, шестого и седьмого предложений. Схема получается однотипной: - - - -===== Таким образом, каждое предложение соответствует одной и той же схеме. Кроме того, первые члены предложений 6 и 7 выражены одним и тем же словом здесь. Вместе с учениками делаем вывод, что в данном отрывке цепная связь переходит плавно в параллельную, что создает, с одной стороны монолитность текста, с другой -отрывок приобретает художественную живописность, красоту и образность. Именно поэтому сказку интересно читать. Построение «Графа» Только что на уроке русского языка мы говорили о видах сложных предложений (сложносочиненных, сложноподчиненных и сложных бессоюзных), об однородных членах и о знаках препинания, особенно перед союзом и. Найдём предложение с союзом и между однородными членами, составим схему (находились луга, рощи и пруды). Помним, что запятая перед союзом и ставится в сложносочиненном предложении. А почему в последнем предложении нет запятой, хотя там союз и стоит между двумя предложениями?» Это материал девятого класса, но очень хорошо именно сейчас объяснить это правило. Разбираем это предложение: Здесь звенели самые красивые жуки и пели самые искусные птицы.
После такого рассуждения делаем всем классом вывод, что, если есть общий второстепенный член, запятая перед и не ставится. 3. Подберите синонимы к слову искусный. В чем отличие этого слова от слова искусственный? (Дети сами доказывают правильность написания слова: разбирают эти два слова по составу, выясняют, что и корень, и приставка в этих словах одинаковые, а вот суффиксы разные -следовательно, и написание этих слов разное.) ИСКУСНЫЙ, -ая, -ое; -сен, -сна.
| сущ. искусность, -и, ж. ИСКУССТВЕННЫЙ, -ая, -ое; -вен, -венна.
| сущ. искусственность, -и, ж. (ко 2 знач.). Задание №2.
Вывод: Это повествование, так как в тексте изображается последовательность действий; в тексте много глаголов; можно сделать несколько снимков. Какие? План.
Найдите в этом тексте предложение с однородными членами.(Он висел и разговаривал с соседним листочком. И так он летел и летел, но не упал в ковер листьев, а попал ко мне на руку.) Нет ли ещё предложений с однородными членами? Есть, они входят в состав сложных предложений ( он летел и думал... упадет и встретится... ) Определите тип сложных предложений. Физкультминутка. Предлагаю вам прочитать стихотворение И. Мазина «Облака». Облака, облака, Пышные, белые, Расскажите, облака, Из чего вас сделали? Может, вас, облака, Делали из молока? Может быть, из мела? Может быть, из ваты? Может быть, из белой Из бумаги мятой? - Никогда, никогда, -Отвечали облака, -Никогда не делали Нас из молока, Никогда из мела, Никогда из ваты, Никогда из белой Из бумаги мятой. Мы - дождевые, Мы - снеговые. Если летом мы плывем, Мы с собой грозу несем, Если мы плывем зимою, Мы пургу несем с собою. Вот какие мы! Известно, что к текстам разных типов речи можно поставить свои характерные вопросы. Повествование отвечает на вопрос что произошло?, описание - на вопрос какой?, рассуждение - почему?. На какой вопрос отвечает текст И.Мазнина «Облака»? В этом стихотворении доказывается, почему облака пышные и белые. Дети знакомятся с понятиями тезис (мысль, которую нужно доказать), аргументы (доказательства, факты, подтверждающие правильность тезиса) и вывод (итог рассуждения). Вместе с пятиклассниками выясняем, что в рассуждении выявляются причины событий, их связь. А как передать содержание рассуждения в рисунках? Сделать это нельзя: разве можно нарисовать доказательства и оценку событий? Реши лингвистическую задачу. Задача №1. Упражнение №542 (775) - определите тип речи. Задача №2. Определите тип речи следующего отрывка из сказки Ю.Олеши «Три Толстяка». На этот раз день был чудесный: солнце только то и делало, что сияло; трава была такой зеленой, что во рту даже появлялось ощущение сладости; летали одуванчики, свистели птицы; легкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье. Вывод: Этот текст представляет собой описание с элементами рассуждения. Докажем это. Учащиеся находят тезис, то есть основную мысль, которая будет доказываться: день был чудесный. Какие аргументы находит автор для доказательства этой мысли?
Выводы:
«Рефлексия»
«Синквейн» Пишем синквейн (от англ. «путь мысли») Правила написания синквейна: Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
«Кластер» Творческая работа (домашнее задание) Поучимся самостоятельно составлять тексты разных типов.
В нашем саду расцвела клубника. Рекомендуемая литература
10.П.А. Юцавичене «Теория и практика модульного обучения», Каунас, 1989г. 11. ГД.Халперн, «Психология критического мышления», СПб, 2000г. 12. Н.И.Дереклеева, «Научно-исследовтаельская работа в школе»,Вербум-м, Москва, 2001г. 13. Е.М.Минскин, «От игры к знаниям», Просвещение, Москва, 1982г. 14. Д.Б.Эльконин, «Психология игры», Педагогика, Москва, 1978г. 15. И.О.Загашев, «Критическое мышление: технология развития», «Альянс»Дельта», СПб, 2003г. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Стили речи (научный, художественный, публицистический, официально-деловой, научно-популярный). Типы речи (описание, повествование,... | Конспект урока физики по теме «Искусственные спутники Земли» ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Научить различать тексты разговорного и книжного стилей, составить тексты разных типов речи (повествование, описание, рассуждение),... | Конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:... План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | ||
Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Урок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино" Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,... | ||
Конспект открытого урока по теме «Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение» Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно) | Конспект урока. Тема урока: «Описание предметов» 7-ой урок по теме «Семья» Тема урока: «Описание предметов»(7-ой урок по теме «Семья»). 2 класс. Программа: М. З. Биболетовой | ||
Конспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства» План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | Разработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | ||
План-конспект открытого урока английского языка в 5в классе умк о. В. Афанасьева Английский язык Место урока в цикле – урок обобщает темы «Приветствие и знакомство», «Описание объектов действительности; запрос информации» и продолжает... | Конспект открытого урока по английскому языку по теме: «Активизация... Цель: развивать знания, умения и навыки учащихся в процессе коммуникации по теме «Meals» | ||
Конспект открытого урока по теме: "I love food" Тип урока закрепляющий урок по теме «How people live in the city» (глава 3 «Being happy in the country and in the city» ) к умк биболетовой... | Конспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и... План-конспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и здоровый образ жизни» | ||
Конспект открытого урока по математике Тема и номер урока в теме: Числовые неравенства. Их запись. Сравнение чисел. Урок №1 | Конспект открытого урока в 3 классе "Рождество"(учебник Биболетовой М. З.) План конспект Мбоу «Степноозерская основная общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района рт» по теме «Christmas» |