Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение»





Скачать 141.04 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение»
Дата публикации18.08.2014
Размер141.04 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Министерство образования Российской Федерации

Департамент образования администрации Ивановской области

Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района

Ивановской области

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

Конспект открытого урока

по теме:

«Описание, повествование,

рассуждение» (5 класс)

Подготовила Критская Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы

г. Фурманов 2009

Цели:

  • обучающие: дать полное понятие типов речи: описание, повествование, рассуждение; сформировать умение определять типы речи; формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, умение работать с текстом: преобразовывать текст, составлять свой текст по данному началу; обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;

  • развивающие: развивать умения формулировать цель деятельности, планировать её; развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; развивать речь и интеллект учащихся, культуру устной и письменной речи; развивать коммуникативные умения и навыки;

  • воспитательные: воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, основному средству общения; воспитывать интерес и любовь к русскому языку; воспитывать патриотические чувства.

Сегодня мы продолжаем разговор о типах речи. Познакомьтесь с планом нашего урока (Слайд 3):

  • Орфографическая и пунктуационная разминка. Работа с «дырявым текстом».

  • «Вызов». Мозговой штурм. Заполнение таблицы «ЗУХ».

  • «Стадия осмысления». Работа с разрезными карточками.

  • Учимся доказывать - №540 (773), с. 181 (263).

  • «Текстовые кубики».

  • Реши лингвистическую задачу.

• «Рефлексия» - «Синквейн», «Кластер», «Таблица».

Работа с «дырявым текстом» в группах.

Дома вы подготовили карточки с «дырявым текстом». Обменяйтесь карточками с соседом по парте, оцените работу друг друга. На выполнение задания - 3 минуты. (Слайд 4).

№1. Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз. Притаиться, подождать у края - что там делается на лесной поляне! В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и потом начинают по всей поляне расстилать белые холсты.

№2. На голубом небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится: уносит ветер листы или стайками собрались мелкие птички и несутся в теплые далекие края.

Ветер - заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остается ни одного незнакомого листика.

№3. Ни одна столица земного шара не может похвастаться таким богатством, как лесной массив Лосиного Острова в Москве. Это истинная жемчужина природы. Здесь, в настоящем лесу, обитают лоси, кабаны и даже пятнистые олени. А ведь лес находится в черте города.

№4. На темном чердаке под самой крышей связки рябины висели, словно березовые веники. Листья на гроздьях посохли, пожухли и свернулись, и сами ягоды, перемерзшие за зиму, тоже чуть сморщились, вроде изюма, зато были вкусны. Свежая ягода - та и горьковата, и чересчур кисла, есть ее трудно, так же как раннюю клюкву.

Речевая разминка.

Поскольку нам придется много говорить, давайте настроим наш речевой аппарат с помощью скороговорок. Прочитайте «птичьим базаром», затем в парах.

А теперь переходим к теме нашего урока: «Описание, повествование, рассуждение».

Предлагаю вам заполнить уже знакомую вам таблицу «ЗУХ» в своих группах (Слайд 6)

- 2 минуты.

3

Знаю

У

Узнал(а)

X

Хочу знать

1 .Типы речи 2.Способы определения типа речи

- Описание - говорится об
одновременных признаках.
Можно сделать один
снимок.

- Повествование -
последовательность
действий. Можно сделать
несколько снимков.

- Рассуждение - говорится о
причинах свойств или
явлений

Как определять типы речи. Как различать типы речи. В рамках одного текста могут находится разные типы речи.

Научились конструировать текст, делить его на предложения и абзацы.

1 .Научиться определять типы речи.

2. Научиться отличать один
тип речи от другого.

3. Научиться доказывать
принадлежность текста к
определённому типу речи.

Работаем с разрезными карточками (Слайды 7-10) — 3 минуты.

В каждой группе есть конверты с разрезным текстом. Попробуем составить текст и выполнить следующие задания:

  • Возможно ли составить из данных предложений текст?

  • Что дает вам основания так думать? Докажите.

№1. Лески ложились на листья и не тонули.

№2. Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев.

№3. Там мы ловили разноцветных окуней, а щуки ласкали нас мелкими, как иглы, зубами.

№4. Приходилось брать челн и плыть на середину озера, где голубая вода казалась чёрной.

№5. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу.

  • Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев.

  • Их было так много, что мы не могли ловить рыбу.

  • Лески ложились на листья и не тонули.

  • Приходилось брать чёлн и плыть на середину озера, где голубая вода казалась чёрной.

  • Там мы ловили разноцветных окуней, а щуки ласкали нас мелкими, как иглы, зубами.

Вывод: перед нами текст, который соответствует следующим признакам текста:

  • Смысловая завершённость; есть начало и концовка

  • Предложения связаны по смыслу и грамматически.

Обращение к толковому словарю:

ЧЁЛН, челна мн. челны, -ов, м. Выдолбленная из дерева лодка. Плыви, мой ч., по

воле волн (пусть что-н. происходит по воле случая, как случится, само собой; разг.шутл.)

В учебниках русского языка есть упражнение №540 (773), с.181(263), которое научит вас определять тип речи, доказывать свою точку зрения, познакомит вас с образцами ответа. ( Сформулируйте ответ на вопрос: какие приёмы можно использовать для определения типа речи?) - 2 минуты.

А сейчас попробуем самостоятельно определить тип речи, доказав свою точку зрения. Работаем в группах с «Текстовыми кубиками».

Задание№1 (Слайд 11-15).

Соберите текст, который начинается словами «Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка...» Назовите автора этого отрывка. Определите тип текста, докажите свой ответ.

Дворец Трёх Толстяков стоял посреди глубокими каналами. Над каналами охранялись дворцовой стражей -шляпах с желтыми перьями. Вокруг

огромного парка. Парк был окружён висели железные мосты. Мосты гвардейцами в чёрных клеенчатых парка до самой небесной черты

находились луга, засыпанные цветами, место для прогулок. Здесь росли самые самые красивые жуки и пели самые

рощи и пруды. Здесь было отличное интересные породы трав, здесь звенели искусные птицы.



Автор отрывка Юрий Олеша («Три Толстяка»). Тип речи: описание. Докажите.

1. Определите тему текста. Укажите ключевые слова.

В какой части предложения находятся ключевые слова?

(При нахождении ключевых слов ученики отметили, что они расположены в конце предложения: огромный парк, глубокие каналы, железные мосты. Дворцовая стража, луга, рощи, пруды, место для прогулок.

Обращаем внимание на то, что употребление ключевых слов в конце предложения - это один из признаков описания.)

Как связаны предложения в этом тексте ?- цепной и параллельной связью.

По мнению большинства школьников, первые четыре предложения связаны цепной связью.

Почему цепная связь? Подумайте: какими языковыми средствами выражена цепная связь? Каждое последующее предложение распространяет и конкретизирует предыдущее. Обратим внимание на лексические повторы в конце одного предложения и в начале другого: парка - парк (1-е и 2-е предложения); каналами - над каналами (2-е и 3-е предложения); мосты-мосты (3-е и 4-е предложения).

Предложения 5, 6 и 7 связаны параллельной связью. При параллельной связи предложения не «цепляются» одно за другое, а сопоставляются. Прошу учеников составить графические схемы пятого, шестого и седьмого предложений. Схема получается однотипной: - - - -===== Таким образом, каждое предложение соответствует одной и той же схеме.

Кроме того, первые члены предложений 6 и 7 выражены одним и тем же словом здесь.

Вместе с учениками делаем вывод, что в данном отрывке цепная связь переходит плавно в параллельную, что создает, с одной стороны монолитность текста, с другой -отрывок приобретает художественную живописность, красоту и образность. Именно поэтому сказку интересно читать.

Построение «Графа»



Только что на уроке русского языка мы говорили о видах сложных предложений (сложносочиненных, сложноподчиненных и сложных бессоюзных), об однородных членах и о знаках препинания, особенно перед союзом и.

Найдём предложение с союзом и между однородными членами, составим схему (находились луга, рощи и пруды). Помним, что запятая перед союзом и ставится в сложносочиненном предложении.

А почему в последнем предложении нет запятой, хотя там союз и стоит между двумя предложениями?» Это материал девятого класса, но очень хорошо именно сейчас объяснить это правило. Разбираем это предложение: Здесь звенели самые красивые жуки и пели самые искусные птицы.

  • Ребята, это на самом деле сложное предложение?

  • Конечно. Здесь же две основы: звенели жуки и пели птицы.

  • Верно. Прошу разбить это предложение на два простых. Это не составит труда: Здесь звенели самые красивые жуки. Пели самые искусные птицы. Конечно. Здесь же две основы: звенели жуки и пели птицы. «А где пели самые искусные птицы?». Здесь звенели жуки, здесь пели птицы. «Понятно: чтобы не было повтора, сказочник не употребляет два раза одно и то же слово».


После такого рассуждения делаем всем классом вывод, что, если есть общий второстепенный член, запятая перед и не ставится.

3. Подберите синонимы к слову искусный. В чем отличие этого слова от слова искусственный?

(Дети сами доказывают правильность написания слова: разбирают эти два слова по составу, выясняют, что и корень, и приставка в этих словах одинаковые, а вот суффиксы разные -следовательно, и написание этих слов разное.)

ИСКУСНЫЙ, -ая, -ое; -сен, -сна.

  1. Умелый, хорошо знающий своё дело. И. портной.

  2. Умело, хорошо сделанный. Искусная работа.

| сущ. искусность, -и, ж.

ИСКУССТВЕННЫЙ, -ая, -ое; -вен, -венна.


  1. полн. ф. Не природный, сделанный наподобие подлинного. И. жемчуг. Искусственное орошение. И. спутник Земли. Искусственное дыхание (система приёмов, восстанавливающих дыхание у больного, пострадавшего). И. интеллект (раздел информатики, разрабатывающий методы моделирования отдельных функций творческой деятельности человека). И. отбор (отбор человеком форм растений и животных с нужными признаками и свойствами; один из методов селекции).

  2. Притворный, неискренний. И. смех.

| сущ. искусственность, -и, ж. (ко 2 знач.).

Задание №2.

  • Составьте текст, который начинается словами «Однажды произошла такая история». Это работа вашего сверстника.

  • Что вам понравилось в сочинении пятиклассника?

  • Разбейте текст на абзацы. Составьте план текста.

  • К какому типу речи относится данный текст?




Однажды произошла такая история, старом дубе. На дворе стояла хорошая с соседним листочком. Тогда ему было Началась осень. Листочек стал желтеть.

Жил-был листочек. Он висел на погода. Он висел и разговаривал всего два дня. Время шло очень быстро. Однажды поднялся сильный ветер.

И листочек полетел. Он летел очень Он летел и думал, как упадет в ковер И так он летел и летел, но не упал в Так и закончилась жизнь листочка книжке, куда я его положил!

долго. Он поднялся высоко над лесом, листьев и встретится с собратьями, ковер листьев, а попал ко мне на руку, на дереве и началась новая - в моей

Вывод: Это повествование, так как в тексте изображается последовательность действий; в тексте много глаголов; можно сделать несколько снимков. Какие?

План.

  1. Интересная история.

  2. Жизнь листочка на старом дубе.

  3. Начало осени.

  4. Долгий полет листочка.

  5. Новая жизнь листочка.

Найдите в этом тексте предложение с однородными членами.(Он висел и разговаривал

с соседним листочком. И так он летел и летел, но не упал в ковер листьев, а попал ко мне

на руку.)

Нет ли ещё предложений с однородными членами? Есть, они входят в состав сложных

предложений ( он летел и думал... упадет и встретится... ) Определите тип сложных

предложений.

Физкультминутка.

Предлагаю вам прочитать стихотворение И. Мазина «Облака».

Облака, облака,

Пышные, белые,

Расскажите, облака,

Из чего вас сделали?

Может, вас, облака,

Делали из молока?

Может быть, из мела?

Может быть, из ваты?


Может быть, из белой

Из бумаги мятой? - Никогда, никогда, -Отвечали облака, -Никогда не делали

Нас из молока,

Никогда из мела,

Никогда из ваты,

Никогда из белой

Из бумаги мятой.

Мы - дождевые,

Мы - снеговые. Если летом мы плывем,

Мы с собой грозу несем, Если мы плывем зимою, Мы пургу несем с собою. Вот какие мы!

Известно, что к текстам разных типов речи можно поставить свои характерные вопросы. Повествование отвечает на вопрос что произошло?, описание - на вопрос какой?, рассуждение - почему?. На какой вопрос отвечает текст И.Мазнина «Облака»? В этом стихотворении доказывается, почему облака пышные и белые. Дети знакомятся с понятиями тезис (мысль, которую нужно доказать), аргументы (доказательства, факты, подтверждающие правильность тезиса) и вывод (итог рассуждения). Вместе с пятиклассниками выясняем, что в рассуждении выявляются причины событий, их связь. А как передать содержание рассуждения в рисунках? Сделать это нельзя: разве можно нарисовать доказательства и оценку событий?

Реши лингвистическую задачу.

Задача №1. Упражнение №542 (775) - определите тип речи.

Задача №2. Определите тип речи следующего отрывка из сказки Ю.Олеши «Три Толстяка».

На этот раз день был чудесный: солнце только то и делало, что сияло; трава была такой зеленой, что во рту даже появлялось ощущение сладости; летали одуванчики, свистели птицы; легкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье.

Вывод: Этот текст представляет собой описание с элементами рассуждения. Докажем это.

Учащиеся находят тезис, то есть основную мысль, которая будет доказываться: день был чудесный. Какие аргументы находит автор для доказательства этой мысли?

  • «Он чудесный, потому что сияет солнце. От этого на душе у каждого человека светло и хорошо».

  • «Он чудесный, потому что трава такого красивого изумрудного цвета, как будто во рту у меня конфеты».

  • «Он чудесный, потому что летают мягкие одуванчики, свистят птицы».

  • «Он чудесный, потому что автор находит очень красивые сравнения: ветерок похож на воздушное бальное платье, которое, как правило, бывает очень красивым».

Выводы:



  1. В чистом виде ни описание, ни повествование, ни рассуждение практически не встречаются. Нужно учиться видеть в тексте разные типы речи.

  2. описание может быть не только с элементами повествования, но и с элементами рассуждения;

«Рефлексия»

  • Составьте «Синквейн», отражающий определение одного из типов речи.

  • Составьте «Кластер» по теме урока.

  • Заполните вторую часть таблицы «ЗУХ»

«Синквейн»

Пишем синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет

речь.

Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства

выбранного предмета.

Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

  • Описание

  • Красочное, живое

  • Описываются, рисуются, изображаются

  • Можно сделать одну фотографию

  • Признаки




  • Повествование

  • Интересное, захватывающее

  • Рассказывается, повествуется, говорится

  • Можно сделать несколько фотографий

  • Рассказ




  • Рассуждение

  • Оригинальное, аргументированное

  • Учит думать, рассуждать, строить высказывание

  • Нельзя сделать ни одной фотографии.

  • Причина





«Кластер»

Творческая работа (домашнее задание)

Поучимся самостоятельно составлять тексты разных типов.

  • Продолжите текст по данному началу, используя сначала тип речи - описание, затем повествование и рассуждение.

  • Составьте текст, используя разные типы речи.

В нашем саду расцвела клубника.

Рекомендуемая литература

  1. О.Б. Даутова, О.Н.Крылова «Современные педагогические технологии в профильном обучении» «Каро», Санкт-Петербург, 2006г.

  2. В.П. Беспалько «Образование и обучение с участием компьютеров», Издательство Московского псих.-соц.института», Москва, 2002г.

  3. М.Кларин, «Педагогическая технология в учебном процессе», Москва, 1998г.

  4. Г.Ю.Ксензова, «Перспективные школьные технологии», учебно-методическое пособие, Пед.издат-во России, Москва, 200г.

  5. Е.С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», Академия, Москва, 2000г.

  6. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», учебное пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации, Народное образование, Москва, 1998г.

  7. Л.Г.Семушина, Н.Г.Ярошенко «Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях», учебное пособие для преподавателей учреждений сред.проф.образов., Мастерство, Москва, 2001г.

  8. С.Я.Батышев, «Блочно-модульное обучение», Москва, 1997г.

  9. С.В.Колесова, «Система и технология модульно-развивающего обучения», СПб, 2002г.

10.П.А. Юцавичене «Теория и практика модульного обучения», Каунас,

1989г.

11. ГД.Халперн, «Психология критического мышления», СПб, 2000г.

12. Н.И.Дереклеева, «Научно-исследовтаельская работа в школе»,Вербум-м, Москва, 2001г.

13. Е.М.Минскин, «От игры к знаниям», Просвещение, Москва, 1982г.

14. Д.Б.Эльконин, «Психология игры», Педагогика, Москва, 1978г.

15. И.О.Загашев, «Критическое мышление: технология развития»,

«Альянс»Дельта», СПб, 2003г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стили речи (научный, художественный, публицистический, официально-деловой, научно-популярный). Типы речи (описание, повествование,...
Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение» iconКонспект урока физики по теме «Искусственные спутники Земли»
...
Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научить различать тексты разговорного и книжного стилей, составить тексты разных типов речи (повествование, описание, рассуждение),...
Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение» iconКонспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение» iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение» iconУрок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино"
Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,...
Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение» iconКонспект открытого урока по теме «Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение»
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение» iconКонспект урока. Тема урока: «Описание предметов» 7-ой урок по теме «Семья»
Тема урока: «Описание предметов»(7-ой урок по теме «Семья»). 2 класс. Программа: М. З. Биболетовой
Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение» iconКонспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение» iconРазработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение» iconПлан-конспект открытого урока английского языка в 5в классе умк о. В. Афанасьева Английский язык
Место урока в цикле – урок обобщает темы «Приветствие и знакомство», «Описание объектов действительности; запрос информации» и продолжает...
Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение» iconКонспект открытого урока по английскому языку по теме: «Активизация...
Цель: развивать знания, умения и навыки учащихся в процессе коммуникации по теме «Meals»
Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение» iconКонспект открытого урока по теме: "I love food"
Тип урока закрепляющий урок по теме «How people live in the city» (глава 3 «Being happy in the country and in the city» ) к умк биболетовой...
Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение» iconКонспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и...
План-конспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и здоровый образ жизни»
Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение» iconКонспект открытого урока по математике
Тема и номер урока в теме: Числовые неравенства. Их запись. Сравнение чисел. Урок №1
Конспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение» iconКонспект открытого урока в 3 классе "Рождество"(учебник Биболетовой М. З.) План конспект
Мбоу «Степноозерская основная общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района рт» по теме «Christmas»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск