ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
1. Функциональные стили речи 5
1.1. Научный стиль 5
1.2. Официально-деловой стиль речи 7
1.3. Публицистический стиль речи 14
1.4. Разговорный стиль речи 19
1.5. Художественный стиль 22
2. Практические задания 23
3. Рекомендуемая литература 31
Введение
Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования
Если наша речевая культура недостаточна, трудно рассчитывать на профессиональный рост. Ошибки, допускаемые в речи, могут вызывать насмешки окружающих, снижать самооценку.
Свободное владение литературным русским языком, умение строить тексты разной функциональной принадлежности, умение общаться – актуальная проблема нашего времени.
Пособие ставит целью способствовать формированию речевой культуры учащихся, помочь строить свою речь в соответствии с нормами современного русского литературного языка, ознакомить учащихся с понятиями о функциональных стилях речи, что является одним из условий профессионального успеха.
Работа над стилями литературного языка предполагает основательное ознакомление учащихся с особенностями научного, публицистического, официально-делового и разговорного стилей речи.
В пособии представлен теоретический и практический материал, включены задания для работы на практических занятиях и для самостоятельной работы учащихся.
Материалы пособия помогут вам правильно написать заявление, объяснительную записку, автобиографию, резюме; написать доклад и реферат, установить отношения с пациентами.
Данное пособие поможет приобрести навыки, необходимые для бытового и делового общения, сделать вашу речь грамотной, яркой и индивидуальной.
Пособие предназначено для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений, изучающих курс «Русский язык. Профессиональная грамотность», для всех желающих повысить уровень речевой культуры.
1. Функциональные стили речи
Назовите стили известные вам. В каких ситуациях уместен каждый из стилей?
В зависимости от типовых речевых ситуаций, от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка, называемые стилями.
Стиль – разновидность литературного языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определёнными языковыми особенностями (прежде всего лексикой и грамматикой) и противопоставлена другим таким же разновидностям литературного языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями.
Стиль связан с состоянием общества, он исторически изменчив. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями и может существовать как в письменной, так и в устной форме речи и включает в себя произведения разных жанров.
1.1. Научный стиль
Что вы знаете о научном стиле? Каковы основные признаки научного стиля?
Тексты научного стиля обслуживают сферу науки, научного общения.
Цель научного текста – ставить, классифицировать и обобщить факты, выдвинуть идею, привести логические доказательства, сформулировать закономерности и законы, передать новые знания.
Форма речи, преимущественно письменная (учебник, статья, реферат и др.), реже – устная (доклад, обсуждение на конференции, обсуждение диссертации). Вне зависимости от формы речи созданию научного текста всегда предшествует обдумывание.
Для научных текстов характерно использование схем, графиков, таблиц, диаграмм различных знаков.
Тексты, посвященные проблемам точных наук (математике, физике, информатике), отличаются от текстов из области гуманитарных и естественных наук (философии, психологии, биологии).
В зависимости от целей, назначения и адресата научные тексты делятся на:
1. Научно-теоретический;
2. Научно-технический;
3. Научно-учебный;
4. Научно-популярный;
5. Научно-полемический
Научно-теоретический
Этот подстиль реализуется в диссертациях, научных монографиях, докладах, дипломных и курсовых проектах, рецензиях, тезисах и т.д.
Научно-технический
Реализуется в разного рода рефератах, аннотациях, каталогах, различных патентных и технологических описаниях и т.д.
Научно-учебный
Объединяет жанры учебников, учебно-методических пособий, учебных словарей, лекций, конспектов и т.д.
Научно-популярный
К данному подстилю относятся такие жанры, как очерк, эссе, лекция
научно-популярного характера, статья в периодическом издании, текст кинофильма.
Научно-полемический
Используется в статьях, выступлениях, репликах в диспутах. Свойства стиля научных текстов:
1. Логическая последовательность изложения;
2. Точность и однозначность выражения мысли;
3. Отвлеченность и обобщенность;
4. Аргументированность;
5. Отсутствие эмоционально-экспрессивной окрашенности (безэмоциональность);
6. Объективность излагаемой информации. Лингвистические особенности научного стиля Лексика и фразеология научного стиля
Широкое использование терминов (15%-20% всей лексики).
Термин – слово или словосочетание, обозначающее специальное понятие в рамках определенной научной отрасли.
Общенаучные термины (вода, земля);
специальные термины (кардиохирургия, валентность, коэффициент);
термины-синонимы (личность=су6ъект, предмет=объект);
термины-антонимы (прогресс-регресс, конструктивный-деструктивный);
лексика с обобщенно-абстрактным значением (процесс, совокупность, тенденция);
иноязычные заимствования (вербальный, ингредиенты, визуальный);
научная фразеология (вспомогательный глагол, как показали наблюдения, на основании полученных данных).
Морфология научного стиля
Преобладание отглагольных имён сущ. (изучение, исследование, направление);
употребление краткой формы прилагательных (правомерен, характерен, основан);
преимущественное употребление сложных форм степеней сравнений прилагательных (более устойчив, менее гибок, наиболее сложный, наименее важный);
местоимения преимущественно употребляются в форме 1-го лица множественного числа и в форме 3-го лица ед. и мн. числа;
преимущественное употребление глаголов несовершенного вида 3-го лица настоящего времени (изучает, решают);
широкое использование возвратных глаголов в страдательном значении (рассматриваются вопросы, делятся на разряды);
преобладает цифровое, а не словесное обозначение числительных;
большое количество причастий и деепричастий (приступая, обобщая, заключающий);
наречия, подчёркивающие логичность изложения (сначала, далее, затем);
использование сложных предлогов и союзов (в заключение, в продолжение, ввиду того что). Синтаксис научного стиля
Прямой порядок слов;
преобладание сложных предложений над простыми предложениями;
причастные и деепричастные обороты (изученный нами вопрос, получив данный результат);
использование вводных слов и вводных конструкций (итак, следовательно, по нашему мнению, разумеется);
текст научного стиля преимущественно имеет форму монолога;
в текстах научного стиля употребляются такие типы речи, как описание и рассуждение.
Пример текста научного стиля: Холецистит – острое или хроническое воспалительное заболевание желчного пузыря. В большинстве случаев развивается при наличии камней в желчном пузыре. Чаще возникает у женщин старше 40 лет. Выделяют острый и хронический холециститы.
Острый холецистит может быть вызван резкими нарушениями режима питания (приём большого количества жирной, жареной, копчёной пищи и алкоголя), а также закупоркой желчных ходов камнем. Острый холецистит опасен своими осложнениями (перитонит, подпечёночный абсцесс, гнойник желчного пузыря, желтуха и др.).
Хронический холецистит может возникнуть после острого воспаления желчного пузыря, но чаще развивается самостоятельно и постепенно на фоне желчнокаменной болезни, гастрита с секреторной недостаточностью, хронического панкреатита и других заболеваний органов пищеварения и ожирения.
|