Конспекта урока русского языка
Дата проведения
Тема: Рр Стили речи
Цель: создать условия для знакомства со стилями речи;
Задачи:
образовательная: закрепить понятие «стили речи»; • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи.;
развивающая: сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
воспитательная: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы
Форма урока: урок-заполнение таблицы
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.
Термины и понятия: официально-деловой стиль
Оборудование: раздаточные карточки
Этапы урока
| Ход урока
(деятельность учителя и учащихся)
| Формирование УУД
|
Ι. Актуализация знаний
|
Организационный момент.
Мотивация к началу урока.
Работа над ошибками.
Поэтическая минутка. Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная тема? (учащийся читает стихотворение):
Читает ученик: Нужно ясно понимать, Что задача не простая. Мысль словами выражать - Суть стилистики такая. Диссертация, беседа, Речь, статья или роман? Заявление на соседа, Что устроил балаган. В языке во всём система. Не к чему же нам гадать, Чтоб не мучила дилемма, - Нужно стили речи знать!
Сформулируйте теперь тему урока.
Запись в тетради даты, темы.
| Познавательные УУД:
Научатся – обобщать, анализировать увиденное на рисунках; строить сообщения в устной форме, формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД:
Научатся – формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию, формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3)формируем умение работать в паре.
Личностные УУД:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД: умение осуществлять экспериментальную деятельность по трансформации текстов
| ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
| Постановка учебной задачи
- В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный и книжный)
Вы видите схему «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.
-
Название стиля речи
| Где употребляется данный стиль
| С какой целью употребляется данный стиль речи
| Особые слова, которые присущи только этому стилю речи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Работа с текстами (читает учитель)
Поделиться впечатленьем Если с другом захочу, То ему, без промедленья, По мобиле позвоню: «Ну, привет!..Я тут скучаю. Приходи-ка на чаёк! Поболтать с тобой мечтаю. Дивный нынче вечерок! Нет, не болен,- просто скука! Если хочешь, то хандра! Мне молчать - ох, это мука! Сплетен хватит до утра!» (разговорный стиль). Заполняют таблицу. Учитель: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» - это гипербола).
Стиль логичный, объективный, В нём – прямое слов значенье. Применять нам эффективно В описании явленья.
Можем мы всегда узнать Стиль сухой, немного скучный. «Термин!» - стоит лишь сказать, - Перед нами стиль -..
Ученики: Научный! Заполняют таблицу
Документ в законную силу вступает.
В установленном порядке оформлен кредит. Банк гарантию предоставляет. Приговор обжалованию не подлежит.
-Занесем этот стиль и в ваши опорные схемы.
Учитель: Для этого стиля характерны полные наименование государственных учреждений, имен людей, точное обозначение дат, употребление слов только в их прямом значении, ребята, а где мы можем встретить такой стиль?
Учащиеся: В организации, деловое письмо, справка.
Учитель: А для чего нам нужен такой стиль? (Точная передача информации)
2.Физкультминутка
«Дежурный, проведи зарядку!»
| ΙΙΙ. Применение знаний
| Эксперимент! Мы попробуем перевести разговорный стиль в официально-деловой.
Вам будут даны речевые ситуации, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в Объявление.
- слышь, прикинь завтра у нас в гимназии клевое мероприятие будет!
- Да? А где?
- Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?
- Не знаю, а во сколько?
- Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала. Другой вариант экспериментальной работы: Определить стили речи в учебнике с. 9
Для работы дается 4 мин.
Проверка
| ΙV. Домашнее задание
| Упр. 14 (письменное задание)
| V. Итоги урока.
Рефлексия
| Молодцы, ребята! Итак, наша схема «Стили речи» почти заполнена! Осталось только одно пустое окно. А это значит, что вам предстоит еще много узнать о стилях речи.
Давайте подведем итог нашему уроку:
- Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?
Учащиеся: для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.
- Что нового вы сегодня узнали?
Учащиеся: Новый стиль – официально-деловой, его характерные признаки.
Учитель: Молодцы, ребята. Вы отлично поработали. Предлагаю вам теперь побыть экспертами. Оценить понравился или не понравился ли вам урок.
Для этого возьмите «определители»: красные- -понравился, белые – не понравился. И поставьте их в вазу.
|
Регулятивные УУД:
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
| |