Тема урока: Местоимение как часть речи





Скачать 40.95 Kb.
НазваниеТема урока: Местоимение как часть речи
Дата публикации27.07.2014
Размер40.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Русский язык – 6 класс
Тема урока: Местоимение как часть речи.

Цель урока: Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формирование умения находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения;

развитие речи, памяти и кругозора учащихся;

воспитание самостоятельности, чувства ответственности.

Оборудование: карточки с текстами, тесты
Ход урока:
I. Организационный момент:
II. Сообщение темы и цели урока:

- Послушайте и отгадайте загадку:

Мы предмет не называем,

Его признаки скрываем,

Прямого не дадим ответа,

Скажем: он, ты, мы, этот.

Велико же будет удивленье,

Если не узнали вы… (Местоимение)

- Записываем тему нашего сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи».
III. Синтаксический разбор предложений:

Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нём меня привлекала его звучность, богатство слов и выражений.

- Найдите в предложениях местоимения, определите их синтаксическую роль.

- Вместо какого слова употреблено во втором предложении слово в нём? Для чего? (Чтобы избежать повторения слова язык.)

- Поставьте местоимения этого предложения в начальную форму.

- Какие ещё личные местоимения вы знаете?
IV. Наблюдения на с. 157 учебника:

1. Чтение текста: Скворец летел к себе домой.

Летел дорогою прямой.

Он изучил за много лет

Её по множеству примет. (С.Михалков.)

- Кто это он?

- Что изучил он [скворец] за много лет?

- Могли бы мы ответить на эти вопросы, если бы не было первых двух строчек?

- Являются ли слова он, её названиями предметов или только указывают на эти предметы?

- Выделенные слова – местоимения.

2. Чтение текста: Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас

ещё морозно. Такая погода продержится недолго. Через

несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнётся

настоящая весна.

- Какое из выделенных местоимений указывает на предмет, какие – на признак, а какое – на количество?

- На какие вопросы отвечают эти местоимения?

- Какими членами предложения они являются?

- В каких падежах стоят выделенные местоимения?

- В каком роде и числе стоит местоимение такая (погода)?

- А какую синтаксическую роль выполняют местоимения в данном тексте?

(Во втором предложении местоимение заменяет слово весна предшествующего предложения и соединяет первое предложение со вторым. Местоимение такая заменяет всё предыдущее предложение и соединяет третье и четвёртое предложения. Местоимение несколько в сочетании с существительным дней соединяет предшествующие предложения. Местоимения могут соединять предложения в тексте.)

- Итак, в русском языке имеются слова, которые употребляются в речи вместо имён существительных, имён прилагательных, имён числительных и, иногда наречий. Именно поэтому такие слова называются местоимениями («вместо имён»). Общее значение местоимений – указывать на предметы, признаки, количества, не называя их.

- Давайте теперь подумаем, если местоимения употребляются вместо имён, то и изменяются они… (как имена).

- А как изменяется большинство имён? (Все имена изменяются по падежам; существительные, кроме того, изменяются по числам, а прилагательные и порядковые числительные – по числам и родам.)

- Приведите примеры.

- Прочитайте правило на с. 158 учебника.

- Итак, мы с вами выяснили, что местоимения изменяются по падежам, а местоимения, которые указывают на признак, изменяются ещё и по родам и числам.
V. Запись текста под диктовку:

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это его прозвали Пушком.

(Г.Скребицкий.)

- Подчеркните местоимения и существительные, вместо которых они употреблены.

- С какой целью автор использует такую замену?

- Сделайте вывод о роли местоимений в построении текста.
VI. – упр. 390:

- Спишите, вставляя подходящие по смыслу местоимения.

- Подчеркните их, а также слова, место которых употреблены эти местоимения.

- Обозначьте падеж выделенных и вставленных местоимений.

- В каком случае местоимения связывают самостоятельные предложения, а в каких – простые предложения в составе сложного?
VII. Работа по нахождению ошибок в употреблении местоимений (устно):

1. - упр. 393

- Укажите недочёты в употреблении местоимений.

- Прочитайте предложения в исправленном виде.

2. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное, а двусмысленность может вызываться одинаковым родом разных существительных.

- Прочитайте предложения и исправьте ошибки.

1) Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру. 2) Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу. 3) Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх. 4) Экскурсовод ознакомила нас с темой экскурсии, и от неё мы узнали много интересного.

VIII. Работа с тестами:

1) Что такое местоимение?

а) часть речи, которая называет предмет

б) часть речи, которая обозначает признак предмета

в) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте

г) часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их

2) Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?

а) имя существительное

б) имя прилагательное

в) глагол

г) имя числительное

3) Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.

а) у них, обо мне, я, тебя

б) за ними, мой, себя, тот

в) вам, твой, вас, когда

г) к нам, нами, этот, никто

4) Местоимения в предложении обычно бывают…

а) обстоятельством, сказуемым

б) определением, обстоятельством

в) подлежащим, дополнением, определением

г) подлежащим, сказуемым
IX. Задание на дом: §68; с. 159, упр.391.
X. Итог урока:

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Местоимение как часть речи iconТема урока. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений
Содействовать в ходе урока воспитанию коммуникативных качеств, патриотизма, дать возможность слабоуспевающим уч-ся показать свои...
Тема урока: Местоимение как часть речи iconТема: Местоимение как часть речи
Прочитайте. Из данных предложений составьте текст текст. Озаглавьте. К какому типу речи относится
Тема урока: Местоимение как часть речи iconУрок русского языка в 6 классе. Тема: Обобщающее повторение. Местоимение как часть речи
План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе
Тема урока: Местоимение как часть речи iconКонспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи»
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся: таблица личных местоимений, карточки с предложениями, сигнальные...
Тема урока: Местоимение как часть речи iconКонспект урока местоимение как часть речи, разряды местоимений фио...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Тема урока: Местоимение как часть речи iconТема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель
Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные...
Тема урока: Местоимение как часть речи iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Тема урока: Местоимение как часть речи iconМетодическая разработка урока русского языка в 7 классе. Тема: «Частица...
Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи», толковый словарь, портрет И. С. Тургенева,...
Тема урока: Местоимение как часть речи iconКонспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи»
После контроля понимания основного содержания текста учащимся предлагается заполнить карточки для индивидуального контроля правильности...
Тема урока: Местоимение как часть речи iconКонспект урока обобщение изученного по теме «Причастие как часть...
Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных...
Тема урока: Местоимение как часть речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Смотр знаний. Местоимение. Обобщение изученного в теме: «Местоимение»
Тема урока: Местоимение как часть речи iconУрок русского языка "Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения" (6-й класс)
Осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теоретических знаний
Тема урока: Местоимение как часть речи iconКонспект урока предлог как часть речи (Тема урока) фио (полностью) Тарасова Татьяна Афанасьевна
...
Тема урока: Местоимение как часть речи iconКонспект урока чтения Тема: С. А. Есенин «Черёмуха»
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
Тема урока: Местоимение как часть речи iconКонспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Местоимение как часть речи»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Тема урока: Местоимение как часть речи iconУрок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение»
Цель: повторить, обобщить, систематизировать всё, что знают обучающиеся о местоимении как части речи, проверить прочность знаний...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск