Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи»





Скачать 96.32 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи»
Дата публикации05.10.2013
Размер96.32 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Астрономия > Конспект
Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» в 6 классе.
Цели:

- дать понятие о местоимении как части речи;

- научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять их роль в тексте;

- способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса;

- развивать логическое мышление, память, внимание.
Оборудование:

- компьютер, проектор и экран;

- учебник;

- раздаточный материал (тексты для редактирования).
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку.
- Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Сегодня мы с вами продолжим путешествовать по одной очень интересной стране, название которой вы мне назовете, правильно решив несложные математические примеры. Но будьте внимательны: примеры коварны. (слайд 1 и 2)
- Верно. А кто вспомнит, что изучает морфология? (раздел лингвистики, изучающий слово как часть речи).
- Сегодня, ребята, когда Я собиралась в школу, очень переживала за урок, за ВАС, как ВЫ будете отвечать на уроке, но сейчас ВЫ МЕНЯ успокоили, и Я надеюсь, что сегодня на уроке ВЫ будете активны и сообразительны. Кто-то обратил внимание на моё произношение? Какие слова я выделила голосом? Назовите их. (Я, ВАС, ВЫ, МЕНЯ)
- А вы знаете, какой частью речи являются данные слова? (местоимения)
- Верно. А поскольку мы путешествуем по стране Морфология, то сегодня посетим еще один город этой страны – Местоимение.
- Откроем тетради, запишем число и тему нашего урока – «Местоимение как часть речи». (слайд 3)
- А вот и цели урока. (слайд 4)

- дать понятие местоимения как части речи, познакомить с морфологическими признаками;

- научить находить местоимения, правильно употреблять их, определить роль в тексте.
- Как всегда, новую часть речи мы будем изучать по плану. Вспомните план, по которому мы изучали имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. (слайд 5)
- Местоимение – важная часть речи, и о себе оно говорит так : (слайд 6)

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится словам другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена.
- Как вы понимаете это стихотворение? Каково же значение этой части речи? (заменяет другие части речи и указывает на их значение)
- Давайте, ребята, поработаем со следующим предложением (слайд 7).
Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.
- Понятен ли вам смысл этого предложения?
- А что именно непонятно? (Кто он? От кого узнал? Какая погода? Через сколько дней она установится?)
- А если мы внесем изменения в предложение, сможем ли ответить на вопросы?
- А какие изменения, по-вашему, нужно внести? (заменить местоимения подходящими по смыслу словами)
- Я внесла некоторые изменения в предложение. Запишите его в тетрадь. (слайд 8).
Максим узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через пять дней.
- Ответим на те же самые вопросы: кто он? От кого узнал? Какая погода? Через сколько дней она установится?
- Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения ОН, НИХ, ТАКАЯ, НЕСКОЛЬКО (местоимения подписать над словами в предложении)? Какими частями речи они являются и что обозначают? (слайд 9) («Максим» и «синоптики» – имена существительные, обозначают предмет; «солнечная» – имя прилагательное, обозначает признак предмета; «пять» – имя числительное, обозначает количество)
- Вспомните, каким одним словом в морфологии называют существительное, прилагательное, числительное? (имена)
- Наши местоимения употреблены вместо имени (слайд 10). Обратите внимание на это сочетание – «вместо имени» - в нем скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ.
- Но почему же нам не был ясен смысл предложения в его первом варианте? (в отличие от существительных, прилагательных и числительных местоимение не называет предмет, признак или количество)слайд 11
- На какие же вопросы будет отвечать местоимение, если оно употребляется вместо имен? (Кто? Что? Какой? Чей? Сколько?)
- А сейчас выполним нехитрые задания и посмотрим, а как могут изменяться местоимения.
- Задание 1. Просклоняйте местоимение ОН – у доски и в тетрадях. (слайд 12)
- Задание 2. Определите род и число местоимения в словосочетании ТАКАЯ погода, ТАКОЙ берег, ТАКОЕ озеро, ТАКИЕ дни (словосочетания записать). (слайд 12)
- Какой же вывод можно сделать? (местоимения могут изменяться по родам, числам и падежам) (слайд 12)
- О каких морфологических признаках мы сейчас вели речь? (о непостоянных признаках)
- Переходим к знакомству с постоянными признаками местоимения – его разрядами.

- Ребята, на что указывают местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ? (на лицо)
- Значит это личные местоимения (слайд 13). Составьте и запишите простое предложение с любым личным местоимением.
- К следующему разряду относится только одно местоимение СЕБЯ. Это возвратное местоимение. (слайд 13)

х

- Задание. Составьте и запишите 2 словосочетания по схеме «глагол + возвр. мест.»
- 3 разряд местоимений – вопросительные – КТО? ЧТО? КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? (слайд 13)
- Задание. Составьте простое вопросительное предложение, опираясь на записанное вами предложение (про Максима).
- 4 разряд – это относительные местоимения: КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. (слайд 13)
- Задание. Вставьте на места пропусков относительные местоимения в пословицы (записать на доске).

… посеешь, то и пожнёшь. (Что…)

…голов - …умов. (Сколько…, столько…)
- В чем смысл этих пословиц?
- 5 разряд – это неопределенные местоимения – НЕЧТО, НЕКТО, НЕКОТОРЫЙ, НЕСКОЛЬКО, КОЕ-ЧТО, КОЕ-КТО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, ЧТО-НИБУДЬ и другие. (слайд 13)
- Задание. От относительных местоимений образуйте и запишите несколько неопределенных с помощью приставки кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь.
- С каким правилом столкнулись при написании этих местоимений? Кто помнит зарифмованное правило? («Кое-, -то, -либо, -нибудь надо черточкой стянуть»)
- 6 разряд – отрицательные местоимения: НИКТО, НИЧТО, НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. (слайд 13)
- Задание. Записать простое предложение с одним из отрицательных местоимений.
- 7 разряд – притяжательные местоимения: МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ. (слайд 13)
х

- Задание. Составьте и запишите 2 словосочетания по схеме «притяж. мест. + сущ.»
- 8 разряд – указательные местоимения: ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО. (слайд 13)
- Задания. Определите род местоимений в следующих словосочетаниях:

Этот праздник, такое доверие, та дверь.
- 9 разряд – определительные местоимения: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ЛЮБОЙ, ИНОЙ, ДРУГОЙ. (слайд 13)
- Задание. Придумайте и запишите SMS с определительным местоимением о сегодняшнем уроке.
- Вот мы и познакомились с разрядами местоимений. Сколько их?
- А теперь еще раз обратимся к предложению, которое мы анализировали в начале урока, запишем его и выполним его синтаксический разбор, подчеркивая местоимения как члены предложения. (слайд 14) – работа у доски
- Какой же вывод можно сделать? Какова синтаксическая роль местоимений в предложении?
- А теперь давайте проверим в учебнике, может быть мы с вами что-то неверно назвали, что-то забыли – стр. 143 – 145.
- Сегодня на уроке мы много говорим о местоимении, но для чего они нам нужны? (ответы ребят)
- А сейчас поработаем в группах по 4 человека. У вас на столе есть распечатанный текст. Ваша задача заключается в следующем: отредактировать данный текст, вставив, где нужно, подходящие местоимения !!! (работа в течение 3-4 минут)
- Прошу по одному представителю от группы выйти к доске с вашими отредактированными текстами и прочитать, что же у вас получилось.

Тексты (первоначальные) проектируются на экран.
Группа № 1. (слайд 15)

В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Лес был освещен лучами восходящего солнца. Солнце светило ярко, и была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла 9 белых грибов. 9 белых грибов нашел и внук.
Группа № 2. (слайд 16)

Я выхожу на поляну. За поляной – густой старый ельник. В старом ельнике все деревья обвешаны большими шишками. Больших шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей. Концы ветвей почти касаются земли, так что за ветвями легко спрятаться.
Группа № 3. (слайд 17)

Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над глубокими каналами висели чёрные железные мосты. Чёрные железные мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами. Гвардейцы были в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями.
Группа № 4. (слайд 18)

Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в озере была необыкновенно чистая и совершенно неподвижная. А на стенах пещеры были изображения мамонтов и лошадей. Мамонтов и лошадей изобразили древние охотники. Может быть, древние охотники жили здесь.
Группа № 5. (слайд 19)

Филипп с папой пошли в кафе. В кафе Филипп с папой заказали мороженое. Официант поставил мороженое на стол. После этого официант ушел. Тут Филипп увидел аквариум. В аквариуме плавали рыбки. У рыбок были золотисто-красные плавники и чёрные хвосты.
Группа № 6. (слайд 20)

У Мамина-Сибиряка много сказок для детей. Мамину-Сибиряку хотелось научить детей видеть и понимать красоту природы. Сказки, которые писатель когда-то рассказывал дочке, писатель издал отдельной книгой и назвал книгу «Алёнушкины сказки». Животные в сказках Мамина-Сибиряка похожи на нас с вами. Животные в сказках писателя и думают, и разговаривают между собой, как люди.

- Какой же вывод можно сделать? Зачем нам нужны местоимения? (местоимения нашу речь делают красивее и богаче, помогают избегать повторов)

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 143 – 145, упр. 810
- Сегодня на уроке вы много отвечали, творили, дополняли друг друга. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку. А проведем мы его в форме теста: на каждый вопрос вам нужно дать только один вариант ответа. Внимание на экран.
Тест. (слайды 21 – 26)

Вопрос 1. Каково общее грамматическое значение местоимений?

А) обозначают предмет и его признак;

Б) указывают на предметы, признаки или количества, но не называют их;

В) обозначают количества и порядок при счете.
Вопрос 2. На какие вопросы отвечают местоимения?

А) Кто? Что?

Б) Какой? Чей?

В) Сколько?

Г) на все перечисленные
Вопрос 3. Как могут изменяться местоимения?

А) по числам и родам;

Б) по числам и падежам;

В) по числам, родам и падежам.
Вопрос 4. Каким членом предложения может быть местоимение?

А) только подлежащим и дополнением;

Б) только подлежащим;

В) подлежащим, дополнением, определением, обстоятельство
Вопрос 5. На сколько разрядов делятся все местоимения?

А) 8

Б) 9

В) 10
Правильные ответы: 1б; 2г; 3в; 4в; 5б.
Раздаточный материал

Группа № 1

В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Лес был освещен лучами восходящего солнца. Солнце светило ярко, и была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла 9 белых грибов. 9 белых грибов нашел и внук.

Группа № 2

Я выхожу на поляну. За поляной – густой старый ельник. В старом ельнике все деревья обвешаны большими шишками. Больших шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей. Концы ветвей почти касаются земли, так что за ветвями легко спрятаться.

Группа № 3.

Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над глубокими каналами висели чёрные железные мосты. Чёрные железные мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами. Гвардейцы были в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями.

Группа № 4.

Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в озере была необыкновенно чистая и совершенно неподвижная. А на стенах пещеры были изображения мамонтов и лошадей. Мамонтов и лошадей изобразили древние охотники. Может быть, древние охотники жили здесь.

Группа № 5.

Филипп с папой пошли в кафе. В кафе Филипп с папой заказали мороженое. Официант поставил мороженое на стол. После этого официант ушел. Тут Филипп увидел аквариум. В аквариуме плавали рыбки. У рыбок были золотисто-красные плавники и чёрные хвосты.

Группа № 6.

У Мамина-Сибиряка много сказок для детей. Мамину-Сибиряку хотелось научить детей видеть и понимать красоту природы. Сказки, которые писатель когда-то рассказывал дочке, писатель издал отдельной книгой и назвал книгу «Алёнушкины сказки». Животные в сказках Мамина-Сибиряка похожи на нас с вами. Животные в сказках писателя и думают, и разговаривают между собой, как люди.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» iconКонспект урока обобщение изученного по теме «Причастие как часть...
Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных...
Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 3-а классе. Тема: «Часть речи прилагательное»
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, сигнальные карточки к рефлексии, карточки с заданиями, учебники,...
Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» iconКонспект открытого урока путешествия по русскому языку по теме: «Тайны...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» iconМетодическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи»
Дать представление об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли наречий
Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» iconТема урока: Местоимение как часть речи
Цель урока: Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формирование умения находить местоимения в речи,...
Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» iconКонспект урока местоимение как часть речи, разряды местоимений фио...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» iconУрок русского языка в 6 классе. Тема: Обобщающее повторение. Местоимение как часть речи
План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе
Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 6 классе
Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения
Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» iconКонспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку по теме «Наречие» Тема: «Разряды наречий»
Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части...
Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» iconКонспект открытого урока по русскому языку «Ярмарка знаний». Тема...
Утверждёны на заседании городского методического объединения учителей начальных классов
Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» iconТема урока. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений
Содействовать в ходе урока воспитанию коммуникативных качеств, патриотизма, дать возможность слабоуспевающим уч-ся показать свои...
Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» iconКонспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи»
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся: таблица личных местоимений, карточки с предложениями, сигнальные...
Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» iconИсследование по русскому языку Тип урока открытие нового знания....
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» iconКонспект открытого урока по изобразительному искусству во 2 классе
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск