Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель





Скачать 66.43 Kb.
НазваниеТема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель
Дата публикации18.09.2013
Размер66.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи».

Цель: обобщить знания о местоимении, как о части речи, его роли в устной и письменной речи; познакомиться с классификацией местоимений; развивать орфографическую зоркость.

Ход занятия:

1. Орг. Момент.

2. Знакомство с местоимением.

-Мы сегодня с вами познакомимся ещё с одной частью речи. А какой вы постараетесь отгадать из стихотворения.

ОН, ОНА, ОНИ, и МЫ,

ЭТОТ, ТОТ, у НАС был ТЫ.

С ВАМИ, ВЫ, о ВАС и Я-

Что же это за слова?

Это, без сомнения,

Слова-...

- Правильно, это слова-местоимения.

-Беседу о местоимении мы начнем со стихов.

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!


МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

МЫ ИМ обратно НАС.

ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ,-

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

-Поняли что-нибудь? Нет? А как вы думаете, почему? С одной стороны, как будто все в полном порядке: около десятка вполне правильных предложений с подлежащими. Но сколько бы вы ни ломали головы, вам не удастся сообразить, про что и о ком в этих стихах рассказывается. Почему?

Да потому, что имена существительные пригласили вместо себя своих штатных заместителей-местоимений.

Кто мне скажет, почему местоимения получили такое название? (употребляются вместо имен существительных и имен прилагательных)

Подсказка:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

-Попробуйте дать определение местоимения. Сравним с учебником на с. 164.

-Мы сейчас находимся в небольшом городе МЕСТОИМЕНИЯ, который граничит с такими городами¸ как Прилагательность, Существительность и с другими. Как вы думаете, почему соседями Местоимения являются именно эти населенные пункты, а не другие?

-Правильно, местоимения могут заменить представителя из этих городов.

В этом маленьком, но дружном городе живут Местоимения. И как в любом другом населенном пункте здесь замечательно соседствуют разные семьи местоимений.

Давайте прочитаем фамилии этих семей.

Сначала мы с вами отправимся в гости к первой семье, фамилия которых Личные.

Знакомьтесь Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, МЫ, ВЫ.

Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо имен существительных и указывают на лицо. Я - на лицо говорящего, ТЫ - на того с кем говорят, ОН, ОНА - на тех, кто не участвует в разговоре, МЫ, ВЫ, ОНИ - соответственно, но о нескольких лицах.

Задание:

Вставьте личные местоимения.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

-А кто скажет и объяснит, для чего нужны нам местоимения? Для чего их приглашают вместо себя прилагательные и существительные? (для разнообразия речи, для исключения повторов)

А вот и другая семья - Отрицательные.

В их характере заметную роль сыграли недобрые и нехорошие, одним словом, отрицательные частицы не, ни. И вот, что получилось: мягкое НЕЧТО, злая НИЧТО, скромное НЕСКОЛЬКО, решительное НИСКОЛЬКО, застенчивое НЕКОГДА, безжалостное НИКОГДА. Отрицательные местоимения самые трудные для написания. Вот вам рифмовка для заучивания.

В отрицательном местоимении

Знай: под ударением не,

А ни - без ударения!

Задание.

Вставьте пропущенные буквы в отрицательные местоимения.

Н..что, н..что, н..сколько, н..сколько, н..когда, н..когда, н..кого, н..кого.

А теперь мы в гостях у семьи Неопределенные. Какие же они? Они ни хорошие, ни плохие, ни добрые, ни злые, ни внимательные, ни равнодушные, ни умные, глупые… Они неопределенные, какие-то бесхарактерные, неточные, приблизительные.

Знакомьтесь, это КТО-ТО, это НЕЧТО, Кое- кто, кое-что. Всех и не перечислишь.

Задание

Спишите текст. Найдите в тексте неопределенные местоимения и подчеркните их.

Однажды кто- то зачем-то взял что-то в каком-то месте. Его и искали почему- то за кражу чего-то какие-то двое. Искали слева, искали справа по каким-то следам. И узнали они, никогда ни в каком месте никто ничего не брал.

Ой, смотрите, ребята нам прислали письмо. Только от кого оно непонятно-все замазано, видно очень сильно испачкалось в пути. Давайте прочитаем письмо, и может, поймем, кто автор. Давайте прочитаем.

Физминутка

Раз-поднялись,потянулись.

Два - согнулись, разогнулись.

Три - в ладоши 3 хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире.

Пять - рукою помахать.

Шесть - на место тихо сесть.
1. Какие руки состоят из трех местоимений? {Вы-мы-ты),

2. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-мы).

3. Какое слово состоит из одного местоимения? (Я).

4. Сколько личных местоимений в слове семья! (7я).

5. Первый слог слова - личное местоимение. Второй слог этого слова -детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Я-корь).

6. Первый слог - личное местоимение. Второй - звук, который издает лягушка. Вместе - овощ. (Ты—ква).
Письмо возвратного местоимения.

Здравствуйте, ребята! Я - возвратное местоимение. Хоть и не очень скромно так говорить о себе, но я удивительное местоимение. Конечно, есть такие ребята, которые меня неправильно пишут. А ведь тогда я само на себя непохоже. А иногда я хитрю и скрытничаю, ну прямо себе на уме. Когда же ребята ленятся, я ужасно расстраиваюсь. Иногда я так сержусь, что могу выйти из себя. А вдруг не вернусь обратно! Вам ведь трудно будет без меня. Так что не огорчайте меня, не выводите из себя, пишите грамотно, чтобы я было само на себя похоже. С дружеским приветом. От СЕБЯ.

-А кто догадался, как зовут это местоимение? Оно очень особенное и интересное.

-Да, это СЕБЯ. Оно обозначает, что действие направлено на само действующее лицо, как бы возвращается к нему.

Задание.

Исправьте ошибки.

Я укорял меня за невнимательность.

Он хвастун: всё время хвалит самого его.

А вот и наши Притяжательные местоимения. В этой семье очень любят своё имущество. Самым любимое их развлечение - пересчитывать своё добро. Они садятся вокруг и нетерпеливо ждут, когда же наступит их минута.

- Моё!- кричит местоимение МОЁ.

- Нет, наше,- возражает НАШЕ.

-Это совсем не ТВОЁ, говорят они постоянно друг другу.

-Но и не ВАШЕ,- слышат ежеминутно в ответ.

Песенка о притяжательных местоимениях А. Хайта

Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:

« Так съедите вы у пса весь обед евонный!»

Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки!»

Детям надо наполнять ихние желудки.»

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

« Слушать я уже устал ейные упреки.

Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит кажный день.»

И у нас во дворе слышал я однажды,

Как ребята говорят: «ихний», «ейный», «кажный»,

Чтобы вы никогда не попали в лужу,

ИХ, ЕГО, и ЕЁ говорить вам нужно.

Пели мы про поросят,

Намекали на ребят.

То, что можно поросятам,

Непростительно ребятам.

Ребята, кто догадался, что хотел объяснить нам автор, какие слова местоимения нужно употреблять правильно в своей речи?

Евонный – его, ихние – их, ейные – её, кажный – каждый.

А вот и последняя семья в этом удивительном городе и живут здесь девять местоимений с фамилией Указательные. Они очень гордые и важные. Это любители поучать и указывать. ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО, ЭДАКИЙ, ОНЫЙ, СЕЙ, ЭКИЙ.

Задание. А сейчас, ребята, нам предстоит самое тяжёлое задание – нам нужно будет правильно записать местоимения. Игра «Ромашка». Ребята вытягивают слова и правильно записывают их на доске.

НЕКОТОРЫЙ, КТО – ТО, КОЕ – ЧТО, ЧТО – НИБУДЬ, НЕЧТО, НИЧТО, НЕЧЕГО, НЕКОГО, НИ С КЕМ, КОЕ В ЧЁМ, ЧТО – ЛИБО, КТО – НИБУДЬ, КОЕ С КЕМ,НЕСКОЛЬКО, НИ У КОГО, НЕ С КЕМ
Задание.

Записать предложения и определить , каким членом предложения является местоимение.

Никто не знал ответа на вопрос. Такой зимы я не видел давно.
Задание.

Просклонять местоимение мы, они.


Задание. Впишите по горизонтали слова, соответствующие определениям, и в выделенной строке вы прочитаете название части речи.

1.Принадлежащий мне. 2. Возвратное местоимение в дательном падеже. 3. Опреде-лительное местоимение, синоним местоимений каждый, любой. 4. Вопросительное местоимение: какой по порядку. 5. Указательное местоимение, антоним местоимения этот. 6. Отрицательное местоимение: ни ты, ни я, ни он. 7. Определительное местоимение: именно, как раз. 8. Неопределенное местоимение, синоним местоимения кто – то . 9. Принадлежащий нам. 10. Личное местоимение 3 –го лица множественного числа. 11. Неопределенное местоимение: неизвестно что.

Этот урок целесообразно проводить после изучения всех разрядов местоимений, повторения правописания местоимений с предлогами. Поэтому в качестве самостоятель-ной работы можно раздать перфокарты, чтобы проверить, как учащиеся усвоили данный материал.


Задание:

Составьте с одним из этих местоимений предложение.
Закрепление.

Соедини

Я, ты, он, вы. Отрицательное

Этот, тот, таков. Неопределённые

Какой-то, что-то. Возвратное

Никакой, нечто. Указательные

Мой, наше, их. Притяжательное

Себя Личные

А может не стоит нам вообще употреблять местоимения в своей речи, меньше будем допускать ошибок, меньше нужно будет заучивать правила?

Какова роль местоимений в нашей речи?

Домашнее задание: Упр. 392, карточки

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель iconТема урока: Местоимение как часть речи
Цель урока: Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формирование умения находить местоимения в речи,...
Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель iconУрок русского языка в 6 классе. Тема: Обобщающее повторение. Местоимение как часть речи
План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе
Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель iconУрок-путешествие в страну Глаголию. 5-й класс Тема: закрепление изученного...
Цель урока: контроль за усвоением знаний, формулирование умений и навыков по теме
Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель iconТема: Местоимение как часть речи
Прочитайте. Из данных предложений составьте текст текст. Озаглавьте. К какому типу речи относится
Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель iconУрок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение»
Цель: повторить, обобщить, систематизировать всё, что знают обучающиеся о местоимении как части речи, проверить прочность знаний...
Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель iconУрок русского языка "Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения" (6-й класс)
Осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теоретических знаний
Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель iconТема урока. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений
Содействовать в ходе урока воспитанию коммуникативных качеств, патриотизма, дать возможность слабоуспевающим уч-ся показать свои...
Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель iconКонспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи»
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся: таблица личных местоимений, карточки с предложениями, сигнальные...
Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель iconКонспект урока местоимение как часть речи, разряды местоимений фио...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель iconМетодическая разработка урока русского языка в 7 классе. Тема: «Частица...
Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи», толковый словарь, портрет И. С. Тургенева,...
Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель iconКонспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи»
После контроля понимания основного содержания текста учащимся предлагается заполнить карточки для индивидуального контроля правильности...
Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель iconКонспект урока обобщение изученного по теме «Причастие как часть...
Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных...
Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель iconУрок-соревнование по теме «Местоимение»
«Местоимение», выработка навыков грамотного письма, морфологического разбора местоимений, выполнения тестовых заданий
Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель iconУрок по теме «Местоимение» Тема: я усвоил все местоимения Цель
Чтобы наш урок получился таким, вы должны быстро и активно работать, быть внимательными, быстро вспоминать всё, что было изучено...
Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель iconПрилагательное как часть речи
Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок приключение, полное опасностей и неожиданностей
Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель iconИсследование по русскому языку Тип урока открытие нового знания....
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск