Современные представления о предмете информатики





НазваниеСовременные представления о предмете информатики
Дата публикации12.07.2013
Размер36.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Современные представления о предмете информатики


В настоящее время в мировом научном и образовательном сообществах существуют три основные точки зрения на предмет и область исследований информатики. В соответствии с первой из них информатика все еще квалифицируется как комплексная техническая дисциплина, изучающая методы и средства автоматизированной обработки и передачи информации при помощи современных средств информатизации и, в первую очередь, с помощью ЭВМ и телекоммуникационных сетей.

Что же касается зарубежной науки, то в США, Канаде и многих других англоязычных странах русскоязычному термину «Информатика» сегодня соответствует, как минимум, четыре англоязычных термина и четыре сформировавшиеся области знания: Information science, Computer science, Computer Science and Information Science и Computational Science. При этом в «Computer science», само содержание которого подчеркивает компьютерную ориентацию данной области научных исследований и прикладных разработок, основное внимание уделяется инструментально-техническим аспектам, а не изучению собственно информационных процессов, которыми занимается другая наука, получившая в этих странах название «Information science».

Существует также точка зрения, в рамках которой информатика рассматривается одновременно и как фундаментальная естественная наука, и как комплексная область практической деятельности. Эта точка зрения стала все больше распространяться в России, начиная с 1990 года, когда были опубликованы результаты исследований развития определений информатики и ее предметной области, проведенные в Институте проблем информатики РАН.

Таким образом, предметная область информатики так, как ее сегодня понимают различные российские ученые, гораздо многозначнее и шире, чем предметная область той дисциплины, которую в странах Запада принято обозначать термином «Computer science». Иначе говоря, термин «Информатика» обозначает сегодня предметную область, которая включает одновременно проблематику и «Computer science», и «Information science», но не только эти науки.

Еще одна точка зрения, которая в последние годы приобретает все больше сторонников, как в России, так и за рубежом, связана с работами российских ученых А.П. Ершова, Ю.И. Шемакина, Ю.А. Шрейдера и А.Д. Урсула, которые еще 20 лет назад рассматривали информатику как формирующуюся новую фундаментальную науку, которая будет иметь первостепенное значение не только для всего естествознания, но и для гуманитарных наук. Близкую точку зрения высказал в 1963 году американский ученый С. Горн.

Этот прогноз российских и американских ученых был основан на признании фундаментальности понятия информации, которая собственно и является важнейшим объектом изучения информатики как фундаментальной науки, востребованности возможностей информатики разными областями знания, а также на гипотезе, согласно которой информационные закономерности должны иметь общую основу для своего проявления, как в живой, так и в неживой природе, в том числе – и в искусственно созданных человеком технических системах. Автор данной работы является сторонником именно этой точки зрения.

Информатика
Информатика представляет собой науку о свойствах, законах, процессах, методах и средствах формирования, образования и распространения информации в природе и обществе, в том числе при помощи технических систем.
Объектом исследований информатики явлется информация, ее структура и свойства.

Основные подходы к определению понятия информации:

Сущность атрибутивного подхода заключается в том, что информация предполагается неотъемлемым свойством (атрибутом) материи, и поэтому она может проявлять себя во всех объектах, процессах и явлениях как живой, так и неживой природы.

Сторонники атрибутивного подхода: К.К.Колин, А.Д. Урсул.

Функциональный подход предполагает, что информация является результатом (функцией) деятельности человеческого сознания и поэтому в неживой природе она существовать не может. Правда, при этом допускается существование информации и в биологических объектах, которое трудно отрицать.

Сторонники атрибутивного подхода: Р.С.Гиляревский.
Предметом исследований информатики явлются свойства, закономерности, процессы, методы и средства формирования информации (данных и знаний), ее представления, количественной оценки, хранения, преобразования и распространения в природе и обществе, а также проблемы создания и использования для этих целей соответствующих систем.
Современная структура предметной области информатики как фундаментальной науки (по К.К.Колину)

  1. Теоретическая информатика.

  2. Техническая информатика.

  3. Социальная информатика

  4. Биологическая информатика.

  5. Физическая информатика.

Необходимо отметить, что здесь представлены все основные виды информационной среды, которые имеются в окружающем нас мире живой и неживой природы. При этом в неживой природе выделяются две основные сферы, в которых могут происходить информационные процессы:

  • Физиосфера (естественная природная среда);

  • Техносфера (искусственная природа, созданная человеком).

В составе живой природы различаются также две основные сферы:

  • Биосфера (естественная природная среда живых организмов и растений);

  • Социосфера (человеческое общество).



В 1976 году академик А.П. Ершов в своем предисловии к монографии «Информатика – вводный курс» ввел новый термин «Информационная технология», которым он обозначил всю сферу машинной обработки информации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные представления о предмете информатики iconСодержание Введение Место социальной психологии в системе научного...
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, утвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом №4...
Современные представления о предмете информатики iconПредставления информации является сквозной в курсе информатики и...
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации 5
Современные представления о предмете информатики iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы прикладной...
Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу
Современные представления о предмете информатики iconУрока Тема урока Тип урока. Методы и технологии обучения
Дать первоначальные представления о предмете химии,начать формирование умения характеризовать свойства веществ
Современные представления о предмете информатики iconПрограмма дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 09....
Современные представления о предмете информатики iconВысшая школа экономики в нижнем новгороде современные проблемы
Современные проблемы в области экономики, менеджмента, бизнес-информатики, юриспруденции и социально-гуманитарных наук: материалы...
Современные представления о предмете информатики iconЗадачами изучения курса являются
Цель курса – формирование у студентов целостного представления о предмете, методах и задачах социальной психологии, его месте в системе...
Современные представления о предмете информатики iconРабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика»
Цель дисциплины – формирование у студентов представления о предмете, методах и задачах психологии, о взаимосвязи психологии и педагогики...
Современные представления о предмете информатики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью преподавателя является формирование у обучающегося базового, системного представления об изучаемом предмете, и только во вторую...
Современные представления о предмете информатики icon1. Человек как уникальный феномен (4 ч) Проблема познания «Живого»...
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л. И. Рыбченкова....
Современные представления о предмете информатики iconИнформатика и вычислительная техника
Аналитический обзор по курсу «Современные проблемы информатики и вычислительной техники»
Современные представления о предмете информатики iconЛ. И. Звавич Среди школьных предметов математика занимает совершенно...
Впрочем, любой учитель утверждает то же самое о преподаваемом им предмете. И это совершенно справедливо. Но в настоящей части сборника...
Современные представления о предмете информатики iconКурс Курс «Концепция современного естествознания» реферат Современные...
Недаром астрономия считается одной из самых древних наук о природе. Не потерял интереса к изучению проблем космоса и современный...
Современные представления о предмете информатики icon19. 00. 02. – «психофизиология»
...
Современные представления о предмете информатики iconТематический план практических занятий
Бронхиальная астма. Современные представления об этиопатогенезе, классификации. Принципы диагностики. Лечение
Современные представления о предмете информатики iconВзаимодействие и взаимосвязь естественных, технических и гуманитарных наук
Физические представления о пространстве и времени: история вопроса, современные подходы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск