Скачать 36.4 Kb.
|
Современные представления о предмете информатикиВ настоящее время в мировом научном и образовательном сообществах существуют три основные точки зрения на предмет и область исследований информатики. В соответствии с первой из них информатика все еще квалифицируется как комплексная техническая дисциплина, изучающая методы и средства автоматизированной обработки и передачи информации при помощи современных средств информатизации и, в первую очередь, с помощью ЭВМ и телекоммуникационных сетей. Что же касается зарубежной науки, то в США, Канаде и многих других англоязычных странах русскоязычному термину «Информатика» сегодня соответствует, как минимум, четыре англоязычных термина и четыре сформировавшиеся области знания: Information science, Computer science, Computer Science and Information Science и Computational Science. При этом в «Computer science», само содержание которого подчеркивает компьютерную ориентацию данной области научных исследований и прикладных разработок, основное внимание уделяется инструментально-техническим аспектам, а не изучению собственно информационных процессов, которыми занимается другая наука, получившая в этих странах название «Information science». Существует также точка зрения, в рамках которой информатика рассматривается одновременно и как фундаментальная естественная наука, и как комплексная область практической деятельности. Эта точка зрения стала все больше распространяться в России, начиная с 1990 года, когда были опубликованы результаты исследований развития определений информатики и ее предметной области, проведенные в Институте проблем информатики РАН. Таким образом, предметная область информатики так, как ее сегодня понимают различные российские ученые, гораздо многозначнее и шире, чем предметная область той дисциплины, которую в странах Запада принято обозначать термином «Computer science». Иначе говоря, термин «Информатика» обозначает сегодня предметную область, которая включает одновременно проблематику и «Computer science», и «Information science», но не только эти науки. Еще одна точка зрения, которая в последние годы приобретает все больше сторонников, как в России, так и за рубежом, связана с работами российских ученых А.П. Ершова, Ю.И. Шемакина, Ю.А. Шрейдера и А.Д. Урсула, которые еще 20 лет назад рассматривали информатику как формирующуюся новую фундаментальную науку, которая будет иметь первостепенное значение не только для всего естествознания, но и для гуманитарных наук. Близкую точку зрения высказал в 1963 году американский ученый С. Горн. Этот прогноз российских и американских ученых был основан на признании фундаментальности понятия информации, которая собственно и является важнейшим объектом изучения информатики как фундаментальной науки, востребованности возможностей информатики разными областями знания, а также на гипотезе, согласно которой информационные закономерности должны иметь общую основу для своего проявления, как в живой, так и в неживой природе, в том числе – и в искусственно созданных человеком технических системах. Автор данной работы является сторонником именно этой точки зрения. Информатика Информатика представляет собой науку о свойствах, законах, процессах, методах и средствах формирования, образования и распространения информации в природе и обществе, в том числе при помощи технических систем. Объектом исследований информатики явлется информация, ее структура и свойства. Основные подходы к определению понятия информации: Сущность атрибутивного подхода заключается в том, что информация предполагается неотъемлемым свойством (атрибутом) материи, и поэтому она может проявлять себя во всех объектах, процессах и явлениях как живой, так и неживой природы. Сторонники атрибутивного подхода: К.К.Колин, А.Д. Урсул. Функциональный подход предполагает, что информация является результатом (функцией) деятельности человеческого сознания и поэтому в неживой природе она существовать не может. Правда, при этом допускается существование информации и в биологических объектах, которое трудно отрицать. Сторонники атрибутивного подхода: Р.С.Гиляревский. Предметом исследований информатики явлются свойства, закономерности, процессы, методы и средства формирования информации (данных и знаний), ее представления, количественной оценки, хранения, преобразования и распространения в природе и обществе, а также проблемы создания и использования для этих целей соответствующих систем. Современная структура предметной области информатики как фундаментальной науки (по К.К.Колину)
Необходимо отметить, что здесь представлены все основные виды информационной среды, которые имеются в окружающем нас мире живой и неживой природы. При этом в неживой природе выделяются две основные сферы, в которых могут происходить информационные процессы:
В составе живой природы различаются также две основные сферы:
В 1976 году академик А.П. Ершов в своем предисловии к монографии «Информатика – вводный курс» ввел новый термин «Информационная технология», которым он обозначил всю сферу машинной обработки информации. |
Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного... Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, утвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом №4... | Представления информации является сквозной в курсе информатики и... Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации 5 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы прикладной... Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу | Урока Тема урока Тип урока. Методы и технологии обучения Дать первоначальные представления о предмете химии,начать формирование умения характеризовать свойства веществ | ||
Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 09.... | Высшая школа экономики в нижнем новгороде современные проблемы Современные проблемы в области экономики, менеджмента, бизнес-информатики, юриспруденции и социально-гуманитарных наук: материалы... | ||
Задачами изучения курса являются Цель курса – формирование у студентов целостного представления о предмете, методах и задачах социальной психологии, его месте в системе... | Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» Цель дисциплины – формирование у студентов представления о предмете, методах и задачах психологии, о взаимосвязи психологии и педагогики... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью преподавателя является формирование у обучающегося базового, системного представления об изучаемом предмете, и только во вторую... | 1. Человек как уникальный феномен (4 ч) Проблема познания «Живого»... М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л. И. Рыбченкова.... | ||
Информатика и вычислительная техника Аналитический обзор по курсу «Современные проблемы информатики и вычислительной техники» | Л. И. Звавич Среди школьных предметов математика занимает совершенно... Впрочем, любой учитель утверждает то же самое о преподаваемом им предмете. И это совершенно справедливо. Но в настоящей части сборника... | ||
Курс Курс «Концепция современного естествознания» реферат Современные... Недаром астрономия считается одной из самых древних наук о природе. Не потерял интереса к изучению проблем космоса и современный... | 19. 00. 02. – «психофизиология» ... | ||
Тематический план практических занятий Бронхиальная астма. Современные представления об этиопатогенезе, классификации. Принципы диагностики. Лечение | Взаимодействие и взаимосвязь естественных, технических и гуманитарных наук Физические представления о пространстве и времени: история вопроса, современные подходы |