«Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка»





Скачать 156.33 Kb.
Название«Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка»
Дата публикации13.09.2014
Размер156.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
«Коммуникативные приемы

обучения грамматике на уроках английского языка»

Обучение грамматике – один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики.

Нет сомнения, что знание грамматических правил необходимо для успешного владения языком. Но неизменный вопрос последних лет – должны ли мы обучать правилам в упражнениях? Не лучше ли учащимся интуитивно осваивать грамматику в процессе коммуникативной деятельности, вместо того чтобы изучать ее через специальные упражнения, направленные на усвоение того или иного правила?

В естественной среде, когда ребенок постигает родной язык, процесс обучения не ограничен временем, нет необходимости в планировании, так как он рано или поздно впитает весь языковой материал в силу жизненной необходимости. В процессе образовательного курса мы зависим от времени, да и мотивация наших учащихся ниже. Это значит, что обучение должно быть организованно с учетом наибольшей эффективности, и материал должен подаваться для решения языковых задач системно, порционно и с постоянным наращиванием умений.

Проработав несколько лет в школе, я пришла к выводу, что при обучении грамматике, с одной стороны, необходимо использовать коммуникативный метод как наиболее эффективный, а, с другой стороны, учебные пособия предлагают мало идей для интересной, значимой и контекстуальной учебной деятельности при обучении грамматике. Предлагаемые упражнения обычно рассчитаны или на коммуникативную деятельность, развивающую беглость речи, или просто «грамматические» упражнения по отработке структур. Поэтому в своей работе для обучения грамматике я использую упражнения, которые объединяют обе цели. В этих упражнениях основное ударение делается на воспроизведение смыслового значения с нелингвистической целью, но не упускается из внимания то, каким образом структура управляется в процессе, т.е. языковая и коммуникативная задача выполняются одновременно. Активно применяя коммуникативную технологию для выражения своего мнения, оценки событий, подачи информации, обмена личным опытом или при организации игровой деятельности, у учащихся формируются грамматические и речевые умения.

Важно четко определить цель задания, чтобы побудить учащихся к активному использованию языка для осуществления успешной практической деятельности.

Так, для формирования грамматических умений употребления модальных глаголов в речи, учащиеся получают задания принять участие в обсуждении и выработке возможных решений различных дилемм. Предлагая им ситуацию для обсуждения, я нацеливаю их на употребление модальных глаголов (should, ought to, may, might, could) для выражения своих предложений или советов.

  • You have been offered a well-paid job by a rich employer, and badly need the money. But people have told you that his business is dishonest. Give your comments, ideas or questions to suggest possible, advisable or necessary courses of action.

Обсуждение реальных жизненных ситуаций привлекает учащихся, вызывает живой интерес и желание поделиться своими идеями. Учитель же направляет учащихся на выполнение языковой задачи. Так, например, тренируя употребление модальных глаголов, учащиеся активно применяют участие в поиске оптимального решения реальной проблемы, с которой к ним обращается со страниц электронного журнала проживающий в России американец.

A few nights ago I came home from Ussuriisk, and went into a shop to get some food. The total was 38 roubles. I gave the clerk 50 roubles. She gave me back 2 roubles, and then a 50 rouble note. Obviously she thought that the 50 was a 100 rouble note. I told her that she was giving me too much change. She didn’t say anything. She just took back the 50 and gave me a 10. One nice thing about doing right thing is that you know you have done the right thing. But this scenario has occurred to me three or four times in Russia, and the sales people have never said thank you. It makes me feel as if THEY think I’m an idiot for telling the truth. Or is it because they have lost face? Can my Russian readers write and give me advice?

Why is this? And next time, should I say nothing and take the extra money?

Ситуация может разыгрываться в группе, где один выполняет роль человека, которому нужна помощь в решении проблемы. Позже варианты советов обсуждаются и выбирается самый разумный из них. Как домашнее задание, учащиеся исследуют одно из решений в деталях и дают письменный совет, само задание которого включает модальные глаголы:

- What should I do?

- What might happen?

Процесс изучения модальных глаголов не кажется учащимся скучным и трудным, если они выполняют следующее задание:

-Представьте, что вы находитесь на необитаемом острове. Из представленных предметов вы можете оставить себе те, которым вы найдете применение на острове. Используйте модальные глаголы can, could, may, might в своих вариантах. Выигрывает тот (та команда), кто наберет больше всех полезных предметов.

Учащиеся активно выступают со своими предложениями:

- We could use a newspaper to start a fire.

- We can use a raft to explore the island.

Etc.

Коммуникативно-ориентированные задания для отработки грамматических правил вызывают интерес учащихся и привлекают к активному участию в их выполнении. Забавная тема задания, обсуждение какой-то важной проблемы или учебная игра формируют внутреннюю мотивацию учащихся.

Отрабатывая структуры в Past Simple, я использую прием «цепочки».

Каждому учащемуся предлагается поучаствовать в составлении рассказа на определенную лексическую тему, например: A New Boy”. Я придумываю первое предложение Last year a new boy appeared in Tom and Marys class”, а учащиеся продолжают сочинять рассказ, добавляя по одному высказыванию предложения о цепочке. Можно сделать это упражнение забавней, если предложения записывать на листе бумаги так, чтобы каждый пишущий мог видеть только последнюю фразу.

Тренируя вопросительные структуры, я показываю учащимся свою фотографию с каким-нибудь интересным сюжетом и прошу расспросить о том, где и когда это было, а на следующий урок учащиеся приносят свои фотокарточки и работают в парах.

При отработке структур в Past Perfect учащимся предлагается вспомнить самые яркие впечатления их жизни (незабываемая поездка, полученная травма, огромный успех и т.д.). Затем они должны выразить свои чувства, используя фразу I had never (or always) … before, и могут добавить But afterwards I … (употребляя, таким образом, Past Perfect и Past Simple в сравнении). Учащиеся становятся необыкновенно активны в языковой работе, когда дело касается их личного опыта.

Упражнения учебника, в которых предполагаемый ответ запланирован, я тоже стараюсь сделать более интересными, давая учащимся возможность выбирать свой, значимый для них, вариант ответа.

Например, тренируя употребление временных наречий, я не просто даю задание употребить слово always в предложениях типа: He has coffee for breakfast, а спрашиваю, что они делают always, sometimes, often, hardly ever, occasionally и т.д., когда им грустно, когда никого нет дома, когда они хотят увидеть родителей или когда у них много свободного времени. Упражнение сразу становится интересным для всех учеников, и каждый стремится выразить свои идеи.

Отработку умения строить вопросы многие учителя проводят в упражнениях по восстановлению вопроса к имеющемуся ответу, что, конечно, развивает определенные навыки, но это не очень интересное задание для самих учащихся. Поэтому я это упражнение строю в форме расспросов с целью заполнения анкеты друг на друга, или сообщив им какую-либо интересную информацию о себе или об интересующей их проблеме, побуждая их к расспросам: “If you want to know more you are welcome to ask questions”. Конечно же, любопытство стимулирует их к получению информации, и эффективность такого подхода очень возрастает. Для того чтобы тема Conditionals (особенно III и смешанного типа) не казалась учащимся искусственной и неинтересной, я предлагаю им вспомнить и записать три примера о том, что их радует и о чем они сожалеют. Например:

Things I regret: Things I am glad about:

I never knew my grandmother. I got a ‘five’ on the Math test.

I left music school. I’ve tried to be a better person.

Затем им предлагается подумать и сказать, что бы было, если бы этого не случилось, употребляя Conditional III, IV. Например:

If I had known my granny, I would have asked her a lot of questions.

If I hadn’t left music school, I would have finished it two years ago.

If I hadn’t tried to be a better person, I wouldn’t have so many friends.

If I hadn’t got ‘five’ on the Math test, my parents wouldn’t have let me go to the disco.

Учащиеся очень открыты в выполнении таких личностно-ориентированных заданий и предлагают значимые для них примеры. Учебная деятельность, построенная на использовании личного опыта учащихся, их мнений, чувств и идей, интересна не только потому, что высказывания непредсказуемы, разнообразны и оригинальны, но и потому, что учащиеся как бы раскрываются друг другу. Это не только усиливает внимание и является мотивационным стимулом на уроке, но и создает доброжелательную атмосферу среди учащихся.

Игра – одно из любимых заданий при обучении грамматике на моих уроках. У учащихся она вызывает чувство приятного напряжения, которое они испытывают, стремясь к цели. Игровой элемент я использую в любых грамматических заданиях.

Пример игры для отработки вопросов общего типа – “Don’t say yes or no”, когда ведущему задаются общие вопросы. На которые он не должен давать ответы YesиNo”.

- Do you like to read?

- Only detective stories.

- Is it Friday today?

- It was yesterday. И т.д.

Формирование навыков употребления утвердительной, вопросительной и отрицательной форм времен Past (Simple, Progressive, Perfect) я провожу в игре «Придумай себе алиби». Учащимся предлагается ситуация, например:

A Food Store was robbed yesterday, at 9 p.m.”.

Двое учащихся, «подозреваемых», отправляются за дверь и должны быть готовы описать свои действия во время преступления, доказать, что они вместе провели время и поэтому невиновны. Класс играет роль детективов и готовит вопросы для допроса. «Подозреваемые» затем допрашиваются по одному и доказывают свою причастность или непричастность к преступлению.

При обучении грамматике я использую ролевые игры. Дети очень любят инсценировать или быть участниками воображаемых ситуаций. Временный уход от реальности не только повышает интерес учащихся на уроке, но и значительно расширяет сферу использования языка. Играют ли они роли исследователей джунглей, подростков, спорящих с родителями, или продавцов магазинов, важно, то, что они используют вариативные ситуации, выходящие за рамки класса.

Приведу пример ролевой игры «Избирательная кампания» для тренировки употребления пассивных конструкций будущего времени и выражения обещаний.

Учащимся дается задание подготовиться к избирательной кампании, играя роль кандидата в городскую или государственную думу. Кандидат должен продумать, что пообещать избирателям, для того чтобы получить наибольшее количество голосов. Например:

- A main road will be built.

- Poor families will receive support.

- A new factory will be opened.

С более продвинутыми классами я провожу групповую игру с выполнением проектов программ кандидатов, их презентацией или проведением встреч с избирателями. Стоит только удивляться, насколько интересными и значительными бывают детские идеи.

Контроль умений

Главная цель контроля – получить обратную связь, без которой ни ученик, ни учитель не добьются хороших результатов.

Контроль помогает мне увидеть, на каком уровне находятся знания учащихся и как двигаться дальше. Существует много разнообразных форм контроля, но самой эффективной я считаю обратную связь в учебной деятельности на каждом уроке, а не только в тестах или в выполнении домашних заданий. Именно коммуникативные личностно-ориентированные упражнения обеспечивают эту обратную связь и помогают выполнять функцию контроля умений учащихся грамотно пользоваться языком.

В виде примера я хочу привести урок ролевой игры-конференции, на котором. Наблюдая монологические высказывания учащихся, я провожу контроль грамматических речевых навыков учащихся старшего звена на заключительном этапе работы над учебной темой.

Учащиеся получают карточки с обозначенными на них ролями: critical thinker, factual thinker, constructive thinker, lateral thinker, emotional thinker (критический обозреватель, сторонник фактов, конструктивный мыслитель, нестандартный мыслитель, сторонник эмоций). Ученики должны объяснить эти понятия и выбрать близкую себе роль. Председатель нашей конференции (Chairperson: “There are many different sides to the argument…”) начинает обсуждение, объявив тему проблемы и отметив, что существует множество точек зрения по данному вопросу. Он дает возможность высказаться каждому, следя за ходом выступлений. Сторонник фактов (Factual thinker: “Let the facts do the talking”) должен грамотно осветить фактическую сторону вопроса, выраженную в цифрах и фактах. Конструктивный мыслитель (Constructive thinker: “Lets look at the advantages…”) умышленно концентрируется на позитивных моментах, даже если и видит определенные недостатки. Критический обозреватель (Critical thinker: “Lets look at the disadvantages…”) указывает недостатки и предлагает пути к их решению. Нестандартный мыслитель (Lateral thinker: “Lets look at it from a different angle.”) должен рассмотреть проблему под другим углом зрения и выдвинуть какие-то новые возможности. Сторонник эмоций (Emotional thinker: “Trust your feelings.”) выражает свое эмоциональное отношение к проблеме. Так мы обсуждаем проблему искусственного языка Эсперанто; находим факты, подтверждающие преимущество английского языка в мире; причины, побудившие нас изучать язык; трудности, с которыми мы сталкиваемся, и пути к их преодолению; целесообразность введения школьной формы; экологические проблемы; диетическое питание и многое, многое другое.

Описанные приемы значительно облегчают учебную задачу. Опыт показывает, что обучение грамматике с применением коммуникативных технологий может использоваться с самого раннего этапа и изучаться параллельно с нормативной грамматикой на материале говорения, чтения, аудирования и письма. Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию и эффективность овладения ею, расширяет экспрессивные возможности речи и придает естественность высказываниями учащихся в учебных ситуациях.

В течение двух лет я работаю над темой по самообразованию «Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка».

Я считаю, что обучение грамматике – один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики.

Нет сомнения, что знание грамматических правил необходимо для успешного владения языком. Но неизменный вопрос последних лет – должны ли мы обучать правилам в упражнениях? Не лучше ли учащимся интуитивно осваивать грамматику в процессе коммуникативной деятельности, вместо того чтобы изучать ее через специальные упражнения, направленные на усвоение того или иного правила?

Проработав несколько лет в школе, я пришла к выводу, что при обучении грамматике, с одной стороны, необходимо использовать коммуникативный метод как наиболее эффективный, а, с другой стороны, учебные пособия предлагают мало идей для интересной, значимой и контекстуальной учебной деятельности при обучении грамматике. Предлагаемые упражнения обычно рассчитаны или на коммуникативную деятельность, развивающую беглость речи, или просто «грамматические» упражнения по отработке структур. Поэтому в своей работе для обучения грамматике я использую упражнения, которые объединяют обе цели. В этих упражнениях основное ударение делается на воспроизведение смыслового значения с нелингвистической целью, но не упускается из внимания то, каким образом структура управляется в процессе, т.е. языковая и коммуникативная задача выполняются одновременно. Активно применяя коммуникативную технологию для выражения своего мнения, оценки событий, подачи информации, обмена личным опытом или при организации игровой деятельности, у учащихся формируются грамматические и речевые умения.

Важно четко определить цель задания, чтобы побудить учащихся к активному использованию языка для осуществления успешной практической деятельности.

Так, для формирования грамматических умений употребления модальных глаголов в речи, учащиеся получают задания принять участие в обсуждении и выработке возможных решений различных дилемм. Предлагая им ситуацию для обсуждения, я нацеливаю их на употребление модальных глаголов (should, ought to, may, might, could) для выражения своих предложений или советов.

Обсуждение реальных жизненных ситуаций привлекает учащихся, вызывает живой интерес и желание поделиться своими идеями.

Отрабатывая структуры в Past Simple, я использую прием «цепочки».

Каждому учащемуся предлагается поучаствовать в составлении рассказа на определенную лексическую тему, например: A New Boy”. Я придумываю первое предложение Last year a new boy appeared in Tom and Marys class”, а учащиеся продолжают сочинять рассказ, добавляя по одному высказыванию предложения о цепочке. Можно сделать это упражнение забавней, если предложения записывать на листе бумаги так, чтобы каждый пишущий мог видеть только последнюю фразу.

Тренируя вопросительные структуры, я показываю учащимся свою фотографию с каким-нибудь интересным сюжетом и прошу расспросить о том, где и когда это было, а на следующий урок учащиеся приносят свои фотокарточки и работают в парах.

При отработке структур в Past Perfect учащимся предлагается вспомнить самые яркие впечатления их жизни (незабываемая поездка, полученная травма, огромный успех и т.д.). Затем они должны выразить свои чувства, используя фразу I had never (or always) … before, и могут добавить But afterwards I … (употребляя, таким образом, Past Perfect и Past Simple в сравнении). Учащиеся становятся необыкновенно активны в языковой работе, когда дело касается их личного опыта.

Например, тренируя употребление временных наречий, я не просто даю задание употребить слово always в предложениях типа: He has coffee for breakfast, а спрашиваю, что они делают always, sometimes, often, hardly ever, occasionally и т.д., когда им грустно, когда никого нет дома, когда они хотят увидеть родителей или когда у них много свободного времени. Упражнение сразу становится интересным для всех учеников, и каждый стремится выразить свои идеи.

Отработку умения строить вопросы многие учителя проводят в упражнениях по восстановлению вопроса к имеющемуся ответу, что, конечно, развивает определенные навыки, но это не очень интересное задание для самих учащихся. Поэтому я это упражнение строю в форме расспросов с целью заполнения анкеты друг на друга, или сообщив им какую-либо интересную информацию о себе или об интересующей их проблеме, побуждая их к расспросам.

Для того чтобы тема Conditionals (особенно III и смешанного типа) не казалась учащимся искусственной и неинтересной, я предлагаю им вспомнить и записать три примера о том, что их радует и о чем они сожалеют. Например:

Things I regret: Things I am glad about:

I never knew my grandmother. I got a ‘five’ on the Math test.

I left music school. I’ve tried to be a better person.

Затем им предлагается подумать и сказать, что бы было, если бы этого не случилось, употребляя Conditional III, IV. Например:

If I had known my granny, I would have asked her a lot of questions.

If I hadn’t left music school, I would have finished it two years ago.

If I hadn’t tried to be a better person, I wouldn’t have so many friends.

If I hadn’t got ‘five’ on the Math test, my parents wouldn’t have let me go to the disco.

Учащиеся очень открыты в выполнении таких личностно-ориентированных заданий и предлагают значимые для них примеры.

Игра – одно из любимых заданий при обучении грамматике на моих уроках. У учащихся она вызывает чувство приятного напряжения, которое они испытывают, стремясь к цели. Игровой элемент я использую в любых грамматических заданиях.

При обучении грамматике я использую ролевые игры. Дети очень любят инсценировать или быть участниками воображаемых ситуаций. Временный уход от реальности не только повышает интерес учащихся на уроке, но и значительно расширяет сферу использования языка.

Контроль умений

Главная цель контроля – получить обратную связь, без которой ни ученик, ни учитель не добьются хороших результатов.

Контроль помогает мне увидеть, на каком уровне находятся знания учащихся и как двигаться дальше. Существует много разнообразных форм контроля, но самой эффективной я считаю обратную связь в учебной деятельности на каждом уроке, а не только в тестах или в выполнении домашних заданий. Именно коммуникативные личностно-ориентированные упражнения обеспечивают эту обратную связь и помогают выполнять функцию контроля умений учащихся грамотно пользоваться языком.

Описанные приемы значительно облегчают учебную задачу. Опыт показывает, что обучение грамматике с применением коммуникативных технологий может использоваться с самого раннего этапа и изучаться параллельно с нормативной грамматикой на материале говорения, чтения, аудирования и письма. Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию и эффективность овладения ею, расширяет экспрессивные возможности речи и придает естественность высказываниями учащихся в учебных ситуациях.

Учитель английского языка МОУСОШ №18

с углубленным изучением отдельных предметов

Максименко Наталья Васильевна

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка» iconПолезные интернет-ресурсы для учителей английского языка
Справочник по грамматике английского языка. А также: Форум для изучающих английский язык Репетиторы английского языка Курсы английского...
«Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка» iconМетоды активного обучения на уроках английского языка Учитель английского...
Изучение английского языка, также как и изучение любого другого предмета, требует нелегкой систематической работы, тем более, что...
«Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка» iconУроках английского языка Тема Современная школа. Девочки и мальчики
Развитие коммуникативных и информационных компетенций на уроках английского языка
«Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка» iconРифмовки и стихи на уроках иностранного языка
Игровые приемы и творческие задания позволяют представить все упражнения со стихами как коммуникативные, так как учащиеся овладевают...
«Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка» iconЭкспериментальная группа по внедрению Информационных технологий в...
Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка с помощью Интернет технологий
«Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка» iconУчебное пособие по практической грамматике казанцев С. А
Другим принципом отбора материала, включенного в упражнения, является его типичность для английского языка как по лексике и грамматике,...
«Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка» iconПрименение икт на уроках английского языка
Нигманова Галина Васильевна, г. Томск, маоу гимназия №56, учитель английского языка
«Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка» iconНа уроках английского языка
Пантилеева Екатерина Сергеевна, мбоу «Красномаяковская сош» учитель английского языка
«Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка» iconБуркова Екатерина Николаевна учитель английского языка высшей квалификационной категории
Техника графических способов представления информации на уроках английского языка
«Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка» iconМетодическая разработка по теме «Использование краеведческого материала...
Актуальность использования краеведения на уроках иностранного языка
«Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка» icon«Страна удивительных открытий»
Моу «Жужгесская сош» состоялся семинар учителей английского языка по теме «Использование интернет -ресурсов на уроках английского...
«Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Американский сайт, целиком посвященный изучению английского языка. Уроки американского английского разного уровня сложности. Обучение...
«Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка» icon«Проектная деятельность на уроках английского языка»
...
«Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка» iconСовременные образовательные технологии: использование игровых технологий...
В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению английского языка, который признан языком профессионального общения...
«Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Из опыта работы учителя английского языка Бирючинской Е. В. «Проблемно-диалогические технологии на уроках английского языка»
«Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка» icon«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика»
Обобщение опыта работы Топчиевой Валентины Васильевны, учителя английского языка моу сош №2 ст. Григорополисской Новоалександровского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск