МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №130 «РАЭПШ»
«Утверждаю»
Директор
МОУ «Лицей №130 «РАЭПШ»
_____________/Шарапова О.И./
«» мая 2011 года
|
| Рассмотрено и принято
Педагогическим советом
Протокол № от
« » мая 2011 года
|
Основная
образовательная
программа
начального общего образования
БАРНАУЛ - 2011
Содержание
1. Целевой раздел
| 1.1
| Пояснительная записка
|
|
1.2
|
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
|
|
1.3
|
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
|
| 2. Содержательный раздел
|
2.1
|
Программа формирования универсальных учебных действий
у обучающихся на ступени начального общего образования
|
|
2.2
|
Программы отдельных учебных предметов, курсов
|
|
2.3
|
Программы курсов внеурочной деятельности
|
| 2.4
|
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
|
| 2.5
| Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
|
|
2.6
|
Программа коррекционной работы
|
| 3. Организационный раздел
|
3.1
|
Учебный план начального общего образования
|
|
3.2
|
План внеурочной деятельности начального общего образования
|
| 3.3
| Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования
|
|
1. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка
Данная программа разработана инициативной группой педагогического коллектива МОУ «Лицей №130 «РАЭПШ» совместно с педагогическим коллективом АКДТДиМ (Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи).
Разработчики ООП НОО:
Директор ОУ (Шарапова О.И.);
Заместитель директора по УВР (Гаппель О.Ю.);
Заместитель директора по ВР (Панкратова Л.П.)
Руководитель кафедры учителей начальных классов (Кузовкина Г.С.);
Педагог-психолог (Глотова Т.В.);
Учитель-логопед (Спиридонова В.Н.);
Учителя начальных классов (Белецкая О.Ю., Шестакова Л.И., Гудина Н.Ф., Кущенко Н.С., Ненашева Т.Н.);
Педагоги АКДТДиМ.
Нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие составление ООП НОО:
Основная Образовательная программа начального общего образования разработана на основе анализа деятельности образовательного учреждения, социального заказа родителей младших школьников, в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы федерального, регионального, муниципального уровней, на основе примерной основной Образовательной программы (Примерная основная Образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).) и других методических материалов, сопровождающих введение Стандарта.
Образовательная программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
Конвенция о правах ребенка ООН;
Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изменениями на 20 апреля 2007 г.);
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг. Утвержден распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р;
Национальная доктрина развития образования РФ до 2025 г.;
Федеральная целевая программа «Одарённые дети». Утверждена постановлением Правительства РФ от 21.03. 2007 г. № 172;
Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99. Гл. 3, ст. 28.II.2;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196; (Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительством РФ в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919 (пункт 44);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ МО и науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 № 373»;
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 13-51-99/14 «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(Постановление от 29.12.10 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте 03.03.2011г. № 19993) (Вводятся в действие с 01.09.2011г.);
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 409/13-13 от 20.04.2001);
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ И НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Устав Лицея.
ООП НОО МОУ «Лицей №130 «РАЭПШ» города Барнаула разработана с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». А именно:
гуманистическим характером образования, приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитанием гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единством федерального культурного и образовательного пространства, защитой и развитием системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступностью образования, адаптивностью системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечением условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
формированием у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формированием человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействием взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
ООП начального общего образования разработана в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
с освоением новой социальной роли ученика, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
с центральными психологическими новообразованиями, формируемыми на данной ступени образования: словесно-логическим мышлением, произвольной смысловой памятью, произвольным вниманием, письменной речью, анализом, рефлексией содержания, оснований и способов действий, планированием и умением действовать во внутреннем плане, знаково-символическим мышлением, осуществляемым как моделирование существенных связей и отношений объектов;
со сменой ведущей деятельности, переходом от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);
с формированием системы учебных и познавательных мотивов и установок, умением принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);
с изменением самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения, приобретением опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений.
ООП НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Целью ООП НОО является формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное, физическое и интеллектуальное развитие.
ООП НОО направлена на решение следующих задач:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
освоение обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также системы основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Реализация ООП начальной ступени общего образования осуществляется через организацию урочной и внеурочной деятельности младшего школьника.
Реализация ООП начальной ступени общего образования осуществляется преимущественно в следующих видах деятельности младшего школьника:
учебном сотрудничестве (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая и парная работа);
индивидуальной учебной деятельности (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
игровой деятельности (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);
творческой и проектной деятельностях (художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
учебно–исследовательской деятельности;
трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Для реализации ООП НОО определяется нормативный срок 4 года (6,5 – 10,5 (11) лет), который полностью соответствует младшему школьному возрасту.
По мере введения ФГОС и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения. Данная программа реализуется с сентября 2011-2012 учебного года и будет реализовываться по мере «вхождения» во ФГОС 1-х классов последующих наборов учащихся.
ООП НОО ориентирована на портрет выпускника:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- способный к организации собственной учебной деятельности;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
- уважающий чужое мнение и умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
|