| Современные требования к уроку требуют новых подходов к методике преподавания предмета. С развитием компьютерной техники в школах внедряются компьютерные технологии преподавания. Технологии мультимедиа сегодня по прежнему представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения компьютеров в обучении. Преимущества же компьютера как средства поддержки учебного процесса достаточно широки и достаточно очевидны - наглядность, быстрота доступа к большим объемам информации и её поиска. В настоящее время создано уже достаточно много обучающих мультимедийных программ, но их использование на уроках в большинстве случаев проблематично, практически все они рассчитаны на индивидуальную работу с учащимися. Один из способов решения данной проблемы - дать возможность учителям, в том числе предметникам, самостоятельно разрабатывать необходимые им мультимедийные программные средства учебного назначения, обладая при этом лишь навыками пользователя ПК.
На сегодняшний день наиболее доступным для учителя является входящий в комплект общераспространенного сегодня пакета Microsoft Office стандартного приложения PowerPoint. С её помощью создаётся мультимедиа технология, которая позволяет объединить различные формы представления информации. В русле этой методической темы я работаю третий год, результат – уроки-презентации, которые я провожу в своих классах. Записываю собственные диски. В закреплённом за мною кабинете математики имеется вся необходимая для работы техника: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер, документ-камера.
В настоящее время в моей методической копилке около 250 презентаций. Это и презентации по математике, и внеклассная работа, презентации по другим школьным предметам, методические презентации, а также презентации учащихся. Конечно, наибольшее количество презентаций именно по математике. (Приложение)
|
| Презентации на уроках математики позволяют:
За ограниченное рамками урока время дать больший по объёму материал;
Показать геометрические преобразования фигур;
Показать построение и преобразование графиков;
Давать материал в обобщённом виде;
Использовать богатый наглядный материал, готовые графики, различные диаграммы, таблицы, содержащие интересную информацию;
Включать в урок исторический материал и т.д. Всё это я постараюсь сейчас вам продемонстрировать, используя некоторые слайды к различным урокам.
|
| 5-6 класс. В этом возрасте Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Поэтому многие уроки я разрабатываю в форме игры. Так в начале учебного года в 5 классе я обещаю детям, что в течении года мы совершим путешествия в их любимые сказки. Это и Старик-Хотабыч
|
| и Буратино
|
| царевна-лягушка
|
| даже использую героев современных сказок.
|
| И уже вскоре ребята сами предлагают в какую сказку мы отправимся следующий раз.
|
| В шестом классе мы совершаем уже путешествия с использованием различных видов техники. Это и космические путешествия, поездки на поезде, полёты на самолёте, плавание на кораблях.
|
| При изучении темы Координатная плоскость мы отправляемся за сокровищами капитана Флинта.
|
| По пути мы изучаем новую тему
|
| и закрепляем её при отыскании места зарытого клада.
Я привела всего лишь несколько примеров, но нужно сказать, что 5-6 классы - это огромное поле деятельности для фантазии и воображения.
|
| В старших классах, конечно, нужно использовать другие подходы к созданию презентаций. Здесь чаще используется межпредметная связь, связь с различными явлениями природы и предметами окружающего мира. Тема Симметрия. Работа в группах.
|
| При изучении некоторых тем больше времени уделяется возможности давать материал большими блоками, использованию всех средств программы Power Point.
|
| Хочу на примере презентации к уроку геометрии «Теорема Пифагора» показать технические возможности этой программы. Я думаю лучше всех меня сейчас поймут учителя математики, которые почти весь урок проводят у доски с мелом и тряпкой.
При доказательстве теоремы Пифагора по учебнику Атанасяна мы прямоугольный треугольник должны достроить до квадрата. Не всегда у учащихся это получается. Смотрите как в этом случае поступаю я.
|
| Так же на любую презентацию можно наложить звук. Это как музыка с диска так и живой звук. На следующих слайдах наложен рассказ ученицы 11 класса о биографии Пифагора.
|
|
|
| В презентации иногда интересно вставить исторический материал, интересные факты из жизни математиков.
|
| Можно выполнять самостоятельные работы.
|
| В старших классах часто возникает проблема, как наглядно показать некоторые процессы. Так в математике одна из сложных тем «Преобразование графиков различных функций». С помощью компьютера и эта проблема решается.
|
| Как видите, можно сделать некоторые выводы:
Во-первых, немаловажное значение играет эстетика оформления и то, что весь собранный из различных источников материал оформлен в едином стиле, то есть можно говорить о технологии педагогического дизайна.
Во вторых, используемый материал практически невозможно отобразить на доске за один урок.
В-третьих, данный материал может быть использован многократно, не только для изложения нового материала, но и для повторения пройденного в последующих классах.
|
| В настоящее время мною уже начата совместная работа с учащимися по составлению электронных учебников. Имея такой электронный учебник (диск с опорными сигналами по всем темам математики), ученик в любой момент может открыть нужную тему и повторить. Я планирую создать диски для учителя, в которых будут презентации к каждому уроку в любом классе.
|
| В заключение следует отметить, что учитель должен чётко определять для себя целесообразность проведения конкретного урока с применением информационных технологий. Надо понимать, что компьютер является всего лишь одним из инструментов нашей педагогической деятельности. И как каждый инструмент, он требует соответствующего ему применения.
|