Скачать 58.09 Kb.
|
КОМПЬЮТЕР В ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ Рейнская Лариса Михайловна, (reynskaya@mail.ru) Муниципальное Общеобразовательное Бюджетной Учреждение гимназия №2 имени А.П.Чехова, г.Таганрог, (МОБУ гимназия №2 им.А.ПЧехова) Аннотация В условиях сокращения числа часов на изучение химии и биологии учителя ведут поиски способов интенсификации и модернизации образовательного процесса, повышения качества обучения. Сегодня уже не обойтись без применения компьютерных технологий. Моя статья повещена применению ИКТ при изучении биологии и химии на уроках различных типов, во внеклассной работе, при создании исследовательских проектов и т.д. Литература
В современном обществе с его развитой информационной культурой особое значение приобретает организация информационного образования, необходимость которого диктует сама жизнь. Наряду с этим для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и мотивация к изучению химии и биологии. В решении проблемы повышения и поддержания уровня мотивации учения значительный эффект может быть достигнут благодаря использованию современных информационных технологий. Их применение при изучении химии и биологии дает возможность: - шире использовать аудиовизуальные средства, что делает содержание изучаемого материала более наглядным, понятным, занимательным; - сопровождать учебный материал динамическими рисунками, т.е. рассматривать изучаемое явление с различных сторон и на различных уровнях; - моделировать и исследовать закономерности, которые в обычных условиях невозможно произвести; - воспроизводить сложные химические эксперименты (реакции со взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком медленно, и пр.); - проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся; - организовывать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом; - осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учетом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы; - способствовать развитию информационной культуры, умений работы с современными средствами информатизации и телекоммуникации. Занятия с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно-координирующей. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, виртуальных химических лабораторий и Интернета. Задача учителя – подобрать эти средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а так же с их умениями использовать в учебных целях персональный компьютер. Современная школа стремительно изменяется, преобразования затрагивают практически все стороны ее жизни. В условиях сокращения числа часов на изучение химии и биологии учителя ведут поиски способов интенсификации и модернизации образовательного процесса, повышения качества обучения. Сегодня уже не обойтись без применения компьютерных технологий, ИКТ можно рассматривать как принципиально новое средство обучения. Компьютер появился и в моем кабинете, он сразу же стал моим большим помощником. В нем хранится большой методический архив с готовыми ИКТ-продуктами: 1С:Репетитор, Неорганическая химия Кирилла и Мефодия, Органическая химия Кирилла и Мефодия, Виртуальная лаборатория по химии и биологии (8-11 класс); материалы которые находятся в рабочей стадии, методические разработки. В своей работе я часто на уроках изучения нового материала, уроках-практикумах, уроках обобщения и контроля знаний использую программный продукт и созданные мной презентации. В силу ряда причин, не всегда имеется возможность проведения химического эксперимента. И тогда на помощь учителю приходят виртуальные химические и биологические лаборатории. Трехмерная анимация, наличие виртуального проводника, возможность проделать на уроке дополнительный эксперимент – вот лишь некоторые доводы в пользу применения виртуальной лаборатории. Этот программный продукт я использую при проведении открытых уроков с использованием проектора (например, урок на тему: «Азот» (9 класс), интегрированный урок по химии и биологии «Белки: строение и функции». На уроках обобщения знаний учитель сталкивается с проблемой большого объема информации, который следует актуализировать, обобщить, систематизировать, а при необходимости – и ликвидировать пробелы в знаниях. Вновь целесообразно применение мультимедиа презентации, а так же тестирование учащихся по теме (например, на уроках : «Шляпочные грибы (6 класс)», «Периодический закон, Периодическая система и строение атома» (11 класс) и др.). В течение 10 мин. школьники могут проверить свои знания, пробелы, уточнить конкретные вопросы. В моем компьютере размещены материалы олимпиад по предмету, варианты тестов, контрольных и самостоятельных работ. С их помощью ведется подготовка учащихся к участию в химических олимпиадах, что экономит время учителя. Одаренные дети могут изучать предмет с опережением, знакомясь с решением более сложных задач и упражнений. Компьютер помогает мне вести дополнительные занятия, индивидуальные консультации, принимать зачеты, готовить к ЕГЭ по химии и биологии. На уроках изучения нового материала часто показываю ребятам видеофрагменты (например, на уроках природоведения в 5 классе темы: «Вселенная», «Молекулы. Атом»; на уроках ботаники в 6 классе темы «Плесневые грибы, дрожжи», «Плоды, их классификация, распространение» и др.). Теперь я могу, усадив своих учеников рядом, показать слайды, видеоролики, фото, да и просто послушать музыку на перерыве. У меня есть архив школьных фотографий, на которых запечатлены самые интересные моменты «химической» и «биологической» стороны жизни учащихся и учителя; фотографии ребят о природе, плакаты с экологической тематикой. Мы с ребятами – постоянные участники различных фотовыставок, проводимых в г.Таганроге и г.Ростове-на-Дону. В преподавании химии и биологии ИКТ применяю при проведении элективных курсов. Так, практически ко всем темах элективного курса «Органические вещества и окружающая среда» (10 класс) и «Экология и здоровье человека» (9 класс), силами ребят были разработаны компьютерные презентации. А навыки, приобретенные учащимися в 9, 10, 11 классах на уроках информатики, помогают им успешно подготовить презентации с заданной тематикой. При подготовке презентации учащимися, я провожу консультации по подбору и использованию дополнительной литературы, оформлению презентаций на основе имеющихся электронных материалов (учебные диски по химии и биологии, найденная информация в интернете). Обязательно знакомлю ребят с требованиями, предъявляемыми к созданию презентаций. ИКТ способствует реализации творческого потенциала учащихся и учителя. Мои гимназисты выполняют исследовательские проекты на различные темы, например «Какую воду мы пьем в гимназии?», «Каким воздухом мы дышим?». Эти проекты с презентациями учащиеся представляли на школьной и городской экологических конференциях и были отмечены грамотами. Интересным проектом является видеоролик учащегося на песню В.Цоя «Мое дерево». Активное участие принимают ученики в ежегодных днях развивающих игр, проводимых в гимназии. ИКТ ребята использовали при раскрытии тем: «А.П.Чехов – писатель и врач», «Жизнь и деятельность Д.И.Ивановского», «Охрана ростовских лесов», «Космос и биологические исследования» и др. Информацию об участии и достижениях в различных конкурсах, проектах я размещаю на сайте гимназии. Но ИКТ не может рассматриваться как эксклюзивная форма обучения химии и биологии. Она непременно должна сочетаться с традиционными формами учебных занятий. Полученная здесь химическая и биологическая информация ретранслируется при работе с компьютером, где происходит закрепление знаний, повышение их прочности. Мой опыт показывает жизнеспособность и эффективность использования компьютерной технологии при преподавании химии, биологии и экологии. После проведения уроков использование ИКТ продолжается. Флеш-карта позволяет мне, когда закрывается школа, захватить идеи домой и там продолжить начатое… |
Программа занятий кружка для 5-6 классов «Мой компьютер» 1 год обучения Обыденным делом стал компьютер в нашей жизни. Ведь на самом деле, при разумном использовании компьютер оказывается таким замечательным... | План по самообразованию учителя истории и обществознания Учитель это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: персональный компьютер у каждого ученика, компьютер у учителя, экран, мультимедийный проектор, на столах: листы с заданиями,... | Пояснительная записка Обыденным делом стал компьютер в нашей жизни.... Программа предназначена для развития творческой активности детей, обеспечивающая развитие познавательных интересов в обучении и составляющим... | ||
Информационный бюллетень №4 методического кабинета гбоу сош №867 «икт компетентность учителя» Сегодня компьютер должен стать незаменимым и уникальным инструментом, который в руках учителя-мастера служит средством творческой... | Информационно-технологическое обеспечение организации Мобильный компьютерный класс: (портативный компьютер учителя ReverBook Neo 601, Портативный компьютер ученика ReverBook Steel n 607,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Необходимое техническое оборудование: мобильный компьютер с выходом в Интернет для учителя, мобильный компьютер для учеников с выходом... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для учителя: компьютер, интерактивная доска, наглядные таблицы, фотографии работ мастеров, методические рекомендации для учителя... | ||
Муниципальная Интернет конференция учащихся «Мой помощник компьютер» За последнее десятилетие компьютер стал неотъемлемой частью в жизни человека. Он проникает во все сферы человеческой деятельности... | Реферат на тему: «Компьютер в жизни ученика: польза и вред» Взял палку – изобрел колесо, множество различных инструментов и механизмов. Но когда человек научился увеличивать скорость ног, тонкость... | ||
Урок-праздник «Рождество в Англии»/ «Christmas in England» Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что... | «Легко ли быть молодым учителем». Учитель это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем... | ||
Здоровый образ жизни молодежи Оборудование: компьютер или интерактивная доска, маски для инсценировки, на листочках слова для инсценировки, правила здорового образа... | Тема: Здоровый образ жизни Оборудование: компьютер или интерактивная доска, маски для инсценировки, на листочках слова для инсценировки, правила здорового образа... | ||
Голованова В. И. Комментарии к уроку Заводовой Ольги Викторовны,... На сегодняшний день в школах активно проводится компьютеризация. Уже внедрены интерактивные доски, персональный компьютер для каждого... | Моуди p. Перри п. Всё о встречах после смерти доктор Реймонд Моуди... Оборудование: компьютер, ноутбуки для обучающихся и учителя, интерактивная доска, презентация, фильмы «Откуда в наш дом приходит... |