Скачать 54.2 Kb.
|
Голованова В.И. Комментарии к уроку Заводовой Ольги Викторовны, учителя истории и обществознания МОУ «Еланская СОШ» Новокузнецкого района, Кемеровской области. Тема урока: «Общественное движение 30-50 годов XIX в.» Тип урока: комбинированный урок; Представленный урок имеет своё место в системе изучения истории России XIX века. Данная тема знакомит учеников с принципиально разными подходами к истории России, представлениям о ёё будущем и о путях развития России в дальнейшем. 30-40 гг. XIX века отличались активным обсуждением данных вопросов и формированием организационных структур общественных течений разных идеологических направлений. К данному уроку ученики 8 класса уже знакомы с идеологией либерализма, консерватизма и социализма в Западной Европе XIX века, изученные в курсе новой истории. Русские течения общественной мысли имеют ряд особенностей, которые повлияли на степень активности представителей того или иного направления в дальнейшей истории России вплоть до 1917 года. Понять данные особенности – значит понять исторические процессы второй половины XIX - начала XX века. Это второй урок по данной теме. На прошлом уроке ученики познакомились с взглядами славянофилов и западников. Данный урок носит комбинированный характер, на котором повторяется изученный материал и изучается новый. Методика изучения построена на работе учащихся с учебником, а также на анализе высказываний представителей разных течений. Учитель использует на уроке интерактивную доску, что повышает эффективность повторения и изучения нового материала. На уроке поставлены следующие цели и задачи: Цель: сформировать у учащихся представление о процессе радикализации общества как следствии противоречивости государственных преобразований. Задачи:
Ход урока:
Учитель начинает урок с общих вопросов, раскрывающих суть начала правления Николая I. Ответы вводят учеников в тему, напоминают им события, изучаемые на прошлых уроках истории. Далее учитель переходит к вопросам по предыдущей теме урока. Ученики выделяют основные идеи славянофилов и западников, сравнивая их взгляды, определяя данное направление как либеральное. Далее учащиеся под руководством учителя вспоминают основные идеи теории официальной народности графа Уварова, министра просвещения. Они относят данную теорию к консервативному течению общественной мысли. Актуализация знаний подготовила учеников к подробному изучению третьего направления – революционно-демократического.
Актуализация знаний по прошлой теме урока продолжается в форме самостоятельной работы, на которую учитель отводит достаточно много времени. Здесь используется интерактивная доска, с помощью которой две ученицы должны соотнести представителей общественных течений с высказываниями о путях развития России. Задание довольно сложное, так как оно требует определённых знаний и умения анализировать исторический источник. На интерактивной доске размещены и портреты представителей разных направлений. Остальные учащиеся на местах выполняют задание, состоящее из определения ими характера общественного течения по документальному источнику и заданий тестового характера. Учитель объясняет форму заполнения теста.
Проверка работы учениц на интерактивной доске привлекла к работе и учеников класса, которые уточняли, дополняли, исправляли результаты задания. Высказывания, подобранные учителем, требовали от учеников не только знаний основных идей либерального, консервативного и радикального течения, но и знания конкретных общественных деятелей. Учитель добивается ответов, полученных на основе анализа высказываний, что не всегда ещё получается у восьмиклассников. Использование учебника при ответах учащимися класса, дополняющими учеников у доски, является оправданным, так как это помогает усвоить теоретический материал и способствует формированию навыка выделять главное в тексте учебника. Тесты с ответами учеников собраны учителем для проверки и оценивания.
Учитель организует работу по изучению основных идей революционно-демократического направления. Учащиеся работают с учебником, выбирая нужный текст. Таким образом, у них формируется мнение о различных представителях данного направления, их взглядах, деятельности, особенностях. Учитель предлагает ученикам определить общие взгляды, которые объединяют все течения общественной мысли России. Это требование отмены крепостного права. Далее ученики должны определить различие в способах достижения целей разными направлениями. Для иллюстрации учитель использует высказывания представителей как радикального, так и либерального течений: Белинского, Герцена, Киреевского. Ученики отмечают, что отношение к России у западников – негативное, а способы достижения целей – радикальные, революционные, силовые. Учитель предлагает учащимся поспорить со словами Белинского, которые показывают готовность революционеров идти на многочисленные жертвы ради достижения своих целей. Ученики высказывают своё мнение, которое не приемлет силовых методов борьбы. Как противовес – мнение славянофила Киреевского. Этот этап урока заканчивается физкультминуткой.
Учитель вновь возвращается к эпиграфу урока, словам А.С.Пушкина. Напоминает, что все направления общественной мысли объединяет вопрос «История России и её будущее». Перед учащимися ставится проблема: взгляды каких направлений направлены на созидание, а каких на разрушение? Ученикам предлагается поработать в парах, обсудить данную проблему и высказать свою приверженность к тому или иному общественному течению. После обсуждения выслушиваются мнения учеников. Учитель побуждает их к доказательному выражению своей точки зрения. Большинство учащихся класса считают, что наиболее приемлемая идеология для России – это либерализм. Радикальное течение никто не называет, и учитель спрашивает причины этого. А вот в отношении консерватизма возникают сомнения у восьмиклассников. Учитель на конкретных примерах из истории показывает, что теория официальной народности графа Уварова имела право на существование в России и даже основывается на исторических традициях. Учитель не даёт анализ теории официальной народности, показывая лишь её преимущества, хотя данная теория имеет и негативные черты.
Ученикам в качестве домашнего задания даётся найти положительные и отрицательные стороны русского консерватизма. В заключительном слове учитель обращает внимание учеников на проблему отмены крепостного права и отношение к данной проблеме всех направлений общественной мысли и организаций 30-40 гг. XIX века. Поднимается вопрос о реакции власти на общественные течения и их идеи. Ученики с учителем обсудили вопрос нежелания Николая I идти на диалог с обществом. В заключении учитель оценивает работу учеников на уроке. Учитель построил урок на работе учеников с документами и высказываниями общественных деятелей разных течений 30-40 гг. XIX века. Данный приём требует умения анализировать исторические документы, которое у восьмиклассников ещё не сформировано. Основные понятия, различия и общие черты либерализма, консерватизма и революционно-демократического течения разобраны. Ученики определили своё отношение к общественным движениям. Подготовлена основа для изучения причин отмены крепостного права. |
Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской... Свою педагогическую деятельность, в качестве учителя истории и обществознания, я начала в 2005 году. Проблема, над которой сегодня... | Элективный курс «Иррациональные неравенства» Учителя математики Инякиной... В программу курса включается приложение «Математическая мозаика». Ее темы не имеют непосредственного отношения к основному курсу... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Комментарии к уроку Новикова Игоря Ивановича, учителя физической культуры моу «Добродеевская сош» | Щедриной Ольги Викторовны. Предмет: окружающий мир программа: Школа... У учителя: мультимедийная доска, проектор, ноутбук с презентацией №1 (Приложение1), аудиозаписи «Moonwater», «Прогулка по лесу»,... | ||
Моу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт... ... | Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8... Учитель истории, обществознания и права, Заслуженный учитель чр, Почетный работник общего образования рф, заместитель руководителя... | ||
Рабочая программа по истории 5 класс по уч. В. И. Уколовой, учителя... Рабочая программа по истории 5 класс по уч. В. И. Уколовой, учителя истории и обществознания моу сош №7 г. Тутаева Устиновой Г. В.... | Рабочая программа педагога колесниковой Ольги Викторовны Законом Российской Федерации, примерной программы по истории 5-9 классы. Тематическое планирование рассчитано на 70 часов (2 часа... | ||
Рабочая программа по истории, 6 класс учителя истории и обществознания... Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной Программы основного общего образования... | «Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется... | ||
Учебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания (клио)», предметные недели Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана | Рабочая программа По истории учителя истории и обществознания Рабочая программа по истории создана на основе примерной программы среднего общего образования на базовом уровне, рассчитана на 70... | ||
Рабочая программа по истории 6 класс. Учителя истории и обществознания фгкоу сош №140 Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина О. О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 | Икт на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т | ||
Рабочая программа по предмету «Обществознание» (9 класс) учителя истории и обществознания | Тема обобщения и демонстрации педагогического опыта Инновационные методы в обучении учащихся истории и обществознания. Августовская конференция учителей истории и обществознания города... |