Урок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление





Скачать 69.15 Kb.
НазваниеУрок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление
Дата публикации06.10.2014
Размер69.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Урок природоведения в 5 классе

Вес воздуха и атмосферное давление
Цели урока:
- образовательная: познакомить учащихся с понятиями «вес воздуха», «атмосферное давление», «Плотность и разреженность»;

- развивающая: научить учащихся выстраивать логический рассказ с использованием метода критического мышления «Перепутанные логические цепи»;

- воспитательная: развивать коммуникативные компетенции, формировать толерантность.
Ход урока:
Стадия вызова.

Учитель. На прошлых уроках мы уже говорили о воздухе и его свойствах. Сейчас вы попробуете составить таблицу «ЗХУ», опираясь на пройденный материал. Для этого сначала заполните первую колонку таблицы «ЗХУ». Для обсуждения информации объединитесь в пары.

(Учащиеся в парах обсуждают информацию, которую они предложили бы занести в колонку «Знаю» таблицы «ЗХУ». (Учащиеся делают в тетрадях краткие записи.)
Стадия осмысление.

Учитель просит прочитать информацию, которую ученики записали в таблицу, учитель систематизирует эту информацию и переносит в таблицу на доске.

После заполнения первой колонки таблица может выглядеть таким образом:


«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

- Воздух – это смесь газов.

- Воздух имеет определённый состав:

-азот – 78%;

- кислород – 21%;

- углекислый газ – 0,03%;

- водород, гелий, озон и другие газы – 1%.

- В воздухе всегда есть водяной пар.

- Озон – защитный слой от ультрафиолетового облучения организмов.

- Углекислый газ образуется в процессе дыхания и горения.

- Воздух обладает следующими свойствами:

- занимает пространство;

- сжимается;

- обладает упругостью.








После заполнения таблицы учитель переходит к изучению новой темы. Учащимся предлагается заполнить вторую колонку в таблице «ЗХУ».

Учитель. Ребята, что бы вам ещё хотелось узнать о воздухе, кроме его состава и свойств? Подумайте, обсудите в парах и предложите свои варианты вопросов.

(Учащиеся обсуждают, записывают свои вопросы в тетрадях.)

Учитель. Предложите ваши варианты вопросов для заполнения второй колонки «Хочу узнать» таблицы «ЗХУ».

(Работая в парах, учащиеся предлагают свои вопросы.)

Учитель заполняет вторую колонку в таблице на доске.

После заполнения второй колонки таблица может выглядеть таким образом:


«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

- Воздух – это смесь газов.

- Воздух имеет определённый состав:

-азот – 78%;

- кислород – 21%;

- углекислый газ – 0,03%;

- водород, гелий, озон и другие газы – 1%.

- В воздухе всегда есть водяной пар.

- Озон – защитный слой от ультрафиолетового облучения организмов.

- Углекислый газ образуется в процессе дыхания и горения.

- Воздух обладает следующими свойствами:

- занимает пространство;

- сжимается;

- обладает упругостью.

Почему мы не чувствуем воздух действие воздуха?
Воздух имеет вес или нет?
Как измерить вес воздуха?
Сколько весит воздух?
Если воздух имеет вес, то почему мы не чувствуем его давления на нас?
Как измерить давление воздуха?





Возможно учащиеся зададут другие вопросы. Учитель записывает все вопросы в таблицу на доске.

Учитель объявляет тему урока. Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, мы должны изучить тему «Вес воздуха и атмосферное давление».

Итак, имеет воздух вес или нет? Проведём опыт. Для этого возьмём физические весы, положим на левую чашку весов детский воздушный шарик, а на правую чашку насыплем песок и уравновесим чаши весов. Наполним шарик воздухом. Завяжем его, чтобы воздух не выходил, и положим на весы.

Учитель. Что вы наблюдаете? (Чаша весов с надутым шариком перевешивает.)

Учитель. Какой вывод мы можем сделать? (Ненадутый воздушный шарик весит меньше, чем надутый, следовательно, воздух, который содержится в надутом детском воздушном шарике, имеет вес.)

Учитель. Прочитайте текст «Вес воздуха» на странице 71 учебника. (здесь и далее используется учебник под редакцией В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природоведение. 5 класс», М. : Дрофа, 2008.)

(Учащиеся читают текст и находят подтверждение, того, что воздух имеет определённый вес.)

Учитель. Запишите ответы на вопросы в третью колонку таблицы «ЗХУ».

Учитель вносит ответы учащихся в таблицу:


«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

- Воздух – это смесь газов.

- Воздух имеет определённый состав:

-азот – 78%;

- кислород – 21%;

- углекислый газ – 0,03%;

- водород, гелий, озон и другие газы – 1%.

- В воздухе всегда есть водяной пар.

- Озон – защитный слой от ультрафиолетового облучения организмов.

- Углекислый газ образуется в процессе дыхания и горения.

- Воздух обладает следующими свойствами:

- занимает пространство;

- сжимается;

- обладает упругостью.

Почему мы не чувствуем воздух действие воздуха?
Воздух имеет вес или нет?
Как измерить вес воздуха?

Сколько весит воздух?

Если воздух имеет вес, то почему мы не чувствуем его давления на нас?
Как измерить давление воздуха?

Он очень лёгкий.

Воздух имеет вес.
Взвесить пустой шарик, а затем надутый.
1м3 воздуха весит 1290 г. вес воздуха меняется с высотой: чем выше от поверхности Земли, тем воздух больше разряжен. Менее плотен, а значит, меньше весит.



Учитель. Мы с вами нашли ответы на три поставленных вопроса. Чтобы найти ответы на вопросы о давлении воздуха, прочитайте текст учебника: первые три абзаца на стр. 72.

(Учащиеся читают текст, выделяя карандашом ответы для внесения в третью колонку таблицы.)

Учитель. Найдите отрывок в тексте, в котором объясняется:

- почему человек не чувствует давление воздуха:

- какова причина такого воздействия воздуха на организм.

(Учащиеся зачитывают информацию, учитель коротко заносит её в третью колонку таблицы.)

Учитель. Наличие давления воздуха я вам продемонстрирую с помощью опыта, который вы просмотрите в учебном фильме. (Берётся стакан с водой, накрывается листом бумаги, при этом придерживается лист бумаги рукой. Стакан быстро переворачивается вверх дном. Отнимается рука от листа бумаги. Вода из стакана не выливается).

Учитель. Как вы думаете, почему вода из стакане не выливается?

(Учащиеся высказывают своё мнение: на бумагу оказывает давление воздух, поэтому вода из стакана не выливается.)

Учитель предлагает сделать записи в третью колонку таблицы

(учащиеся заполняют третью колонку таблицы в тетрадях.)

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

- Воздух – это смесь газов.

- Воздух имеет определённый состав:

-азот – 78%;

- кислород – 21%;

- углекислый газ – 0,03%;

- водород, гелий, озон и другие газы – 1%.

- В воздухе всегда есть водяной пар.

- Озон – защитный слой от ультрафиолетового облучения организмов.

- Углекислый газ образуется в процессе дыхания и горения.

- Воздух обладает следующими свойствами:

- занимает пространство;

- сжимается;

- обладает упругостью.

Почему мы не чувствуем воздух действие воздуха?
Воздух имеет вес или нет?
Как измерить вес воздуха?

Сколько весит воздух?

Если воздух имеет вес, то почему мы не чувствуем его давления на нас?

Как измерить давление

воздуха?

Он очень лёгкий.

Воздух имеет вес.
Взвесить пустой шарик, а затем надутый.
1м3 воздуха весит 1290 г. вес воздуха меняется с высотой: чем выше от поверхности Земли, тем воздух больше разряжен. Менее плотен, а значит, меньше весит.
На человека давит 15 тонн воздуха, но он не ощущает его, так как кровь и другие жидкости в организме испытывают давление, равное атмосферному.
Воздух оказывает давление на все предметы, находящиеся на поверхности Земли, и его давление измеряют с помощью барометра.


Учитель. Я предлагаю вам прочитать на стр. 73-74 учебника историческую справку об опыте с магдебургскими полушариями и расположить слова на доске, логической последовательности.

На доске представлена «перепутанная логическая цепь» данных опыта: город Магдебург, Отто фон Герике, изготовил, металлические полушария, бургомистр города, 1654 год, 2, 16, упряжка, лошадей, откачали воздух, тянули по команде, целостность шара не нарушалась, закачивали воздух, полушария распались, использовал.

(Учащиеся читают историческую справку об опыте с магдебургскими полушариями, определяют порядок следования слов, цифр, дат и словосочетаний в логической цепи.)

Учитель предлагает составить рассказ с использованием слов логической цепи.

(Учащиеся составляют рассказ, а затем некоторые из них зачитывают в классе.)
Стадия рефлексии.
Учитель подводит итоги урока, обращая внимание учащихся на записи в колонке таблицы «Узнал», и просит составить синквейны по теме урока.

(Учащиеся составляют синквейны и некоторые из них зачитываются в классе.)

Учитель задаёт домашнее задание: п.18.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление iconКонспект урока в 7 классе Тема «Вес воздуха. Атмосферное давление»
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Урок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.»
Урок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление iconДомашнее задание для учащихся 7б класса с 13. 02. 2015 по 23. 02. 2015
Повторить темы «Вес воздуха. Атмосферное давление», Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли» по ссылкам
Урок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление iconЛекция №11 Атмосферное давление и его влияние на организм
Пониженное атмосферное давление. Горная или высотная болезнь, профилактические мероприятия
Урок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить учащихся с понятиями атмосферное давление, барометр ртутный и анероид, отметить зависимость температуры воздуха...
Урок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление iconКонспект урока по физике в 7 классе Тема: Атмосфера-5 океан. Атмосферное давление
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Урок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Атмосферное давление. Урок по организации проектной деятельности. Физика, 7-й класс
Урок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: называть понятия «атмосферное давление», «ветер»; определять давление и причины его изменения; определять причины возникновения...
Урок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление iconПлан конспект урока по физике в 7 классе Тема урока: «Атмосфера....
...
Урок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление iconТема урока «Атмосферное давление»
Оборудование: термометр, веер, стороны света, карточки со словами, картинки с изображением облаков
Урок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление iconПрограмма элективного курса «Физика в профессиях»
Элективный курс предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 11 часов. Содержание курса...
Урок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление iconМоу «Северная средняя общеобразовательная школа» Открытый урок в...
Цель: определять температуру воздуха по термометру: описать систему нагревания воздуха; объяснять причину изменения температуры воздуха;...
Урок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: Сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения. Научить высчитывать атмосферное...
Урок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обеспечить формирование понятия «атмосферное давление», понимание причин его существования, усвоение принципа измерения атмосферного...
Урок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление iconПрограмма творческого отчёта
Урок природоведения в 5 классе «Опустынивание и его причины» (Суханова Н. Л. каб. №33)
Урок природоведения в 5 классе Вес воздуха и атмосферное давление iconУрока т календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе
Календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе (составлено по программе и учебнику Плешакова А. А., Сонина...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск