Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников





НазваниеУчебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников
Дата публикации07.10.2014
Размер61.6 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников

Гребцова Н.И.,

учитель начальных классов,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16

с углубленным изучением отдельных предметов»

Проблема развития интеллектуальных способностей школьников, основанная на интеграции различных видов деятельности и учебных дисциплин, особенно актуальна сегодня и обусловлена тем, что для дальнейшего развития общества необходимы активные, деятельные, грамотные люди. Могучее оружие человека в любых ситуациях – его разум. Но разум с детских лет надо развивать. Поэтому каждое учебное занятие должно быть наполнено таким содержанием, с использованием таких способов деятельности, чтобы каждый ученик включался в напряженную мыслительную работу, приобретал глубокие прочные знания. Основной единицей учебно-исследовательской деятельности является учебно-исследовательская задача, которая формулируется на основе учебного материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а ее решение строится адекватно логике исследования и предполагает определенные действия. В условиях начальной школы основной характеристикой учебно-исследовательской задачи выступает признак проблемности, выполнение же конкретных этапов исследования может протекать с большей или меньшей степенью самостоятельности для ученика. Это связано как с объективной сложностью задачи и задания, так и уровнем подготовленности ученика к выполнению операциональных действий. Первостепенными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески. Наиболее удачно это осуществляется при проектном обучении. Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Группы умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

  • исследовательские;

  • коммуникативные;

  • информационные;

  • рефлексивные.

Исследовательские умения, которые формируются в ходе работы:

  • генерация идеи;

  • выбор лучших решений.

В качестве главного условия успешного продуктивного обучения считаю применение современных образовательных интерактивных, информационно-коммуникационных и культурологических технологий, способствующих развитию исследовательских навыков. В основе моей работы лежит использование эвристической технологии обучения, в которой выделяется пять основных этапов деятельности: а) мотивационный; б) постановочный; в) создание собственного продукта; г)демонстрационный; е)рефлексивный. Цель этой технологии заключается в создании его учениками личного образовательного продукта (проекта, сказки, программы). Технология этого обучения предусматривает эффективное взаимодействие учащегося с образовательной средой, под которой понимается образовательная область. Эвристическая направленность мышления предполагает целенаправленную, устойчивую способность к освоению умений находить как субъективные, так и объективно новые варианты решения учебных проблемных ситуаций. Под учебной проблемной ситуацией понимается заранее разработанное педагогом, осознанное учениками затруднение, порождаемое несоответствием между имеющимися у них знаниями и тем, которые необходимы им для решения предложенной задачи

Согласно исследованиям дидактов, обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознать проблему, намеченную учителем - а позднее формировать её самому. Это развитие способности выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами. Эвристическое обучение – обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. В работе разумно использовать принципы, решающие современные образовательные задачи в ходе эвристической технологии: принцип вариативности, который предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задач и умения осуществлять систематический перебор вариантов Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления. Принцип творчества (креативности), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности. Принцип психологической комфортности помогает учителю снимать по возможности все стрессовые факторы учебного процесса, создаёт в классе и на уроках атмосферу комфортности и удовлетворения от достигнутого.

Алгоритм деятельности учителя в рамках рассматриваемого подхода включает в себя:

  • подбор дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него факты и сведения;

  • постановка эвристических вопросов, стимулирующих творческое мышление школьников и, в зависимости от переформулировки, позволяющих увидеть проблему и пути ёё решения;

  • организация свободного образовательного взаимодействия с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира;

  • организация контроля знаний и способов действий, соответствующих развитию эвристического мышления (генерация идей, творческая рефлексия).

На уроках детям предлагаются различные задания, способствующие развитию эвристического мышления: представить и описать, что произойдёт, если в мире что-то случится (эвристический метод «Если бы…»). Учитель ставит вопрос: «Что произойдёт с вычислительной наукой, если 0 исчезнет из ряда цифр?» Неуёмная фантазия детей вступает в работу. Варианты эвристических продуктов: исследование в миниатюре истории появления 0 в математике, сочинение сказки «Потерянная цифра», исторический экскурс на тему «Как люди научились считать» и т д. Весьма интересны с точки зрения применения эвристического метода задания на изучение закономерностей на уроках математики. Закономерность – это наиболее стабильная характеристика постоянно меняющегося мира. Закономерности встречаются уже в самом начале арифметики. В таблице умножения имеются немало элементарных примеров этого. В результате наблюдений ребята делают вывод о закономерности ответов при умножении на 2, на 5. Введение в устный счёт специальных упражнений, требующих умения находить определённые закономерности, способствует развитию логического мышления детей. В школьных учебниках по математике мало задач, с помощью которых можно показать учащимся роль наблюдения, аналогии. Поэтому введение в урок задач вида «Найди и обоснуй..», «Может ли..» развивает у ребят творческое мышление. Так, в первом классе при изучении темы « Точка. Отрезок. Прямая.» учитель ставит перед детьми вопрос о происхождении точки, линии, о способе их получения. Дети выдвигают версии: чтобы получить точку можно поставить точку на бумаге, разрезарь нитку, точка – место разреза, посмотреть на звезду и т.д. Чтобы получить линию надо обратить внимание на край стола, поставить друг за другом много точек и т. д. Такие задания обеспечивают выдвижение детьми гипотез о способах получения абстрактных геометрических понятий.

Систематическая работа по названной технологии способствует формированию информационных компетенций. При помощи реальных объектов и информационных технологий вырабатываются умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Школьники при помощи компьютеров, видеозаписей создают презентации, умеют передавать полученную информацию другим. Внешний образовательный продукт (буклеты, схемы, алгоритмы, рисунки, проекты), созданный учеником, обеспечивает получение им внутреннего продукта. Изменяется объём знаний, появляются новые способы деятельности, формируются личностные качества ученика. Результатом работы стало создание проектов «Страна Геометрия», «Начало»

Критерии успеха работы над проектом: достигнут конечный результат;

создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем; результат проекта может быть использован другим коллективом;

получено удовольствие от самой деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бородина, З.М. Информационно-интеллектуальная деятельность в развивающем обучении.// З.М.Бородина/ Материалы ежегодного научно-практического семинара "Развивающее обучение ", СПб, 1995.-С.18-19.

2.Доровской , А. И. Дидактические основы развития одарённости учащихся.// А.И. Доровской/ - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 210 с.

3.Исаев, И. Ф. Творческая самореализация учителя: культурологический подход. Учебное пособие./ И.Ф.Исаев, М.И.Ситникова // – Москва-Белгород: Изд –во БГУ, 1999. –224 с.

4.Хуторской, А. В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя// А,В.Хуторской/ – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 320

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников iconЗапятая ольга Валентиновна формирование социальных умений младших...
Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности...
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творческие проекты как средство формирования познавательной активности младших школьников
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников iconМетодическая разработка
«Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроках биологии»
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников iconУчебник «English viii»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников icon«Астрономия» № п/п
Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности...
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников iconПрограмма по английскому языку для 8 класса (экстерн) Учебник «English viii»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников iconПротокол №2 от 31. 10. 2011 г. Положение о школьном конкурсе исследовательских...
Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников...
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников iconГалина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования...
Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников icon6. Учебник английского языка для 10-11класса, авт. Кузовлев В. П....
Иностранный язык стал осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной...
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников iconКонкурсы, проводимые Российским фондом фундаментальных исследований
Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности...
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников iconМаоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность...
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников iconПубличный доклад мбоу «Ижморская средняя общеобразовательная школа №1»
Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск