На правах рукописи
ЗАПЯТАЯ Ольга Валентиновна
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ
13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Пенза-2011
Работа выполнена на кафедре педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Научный руководитель: | доктор педагогических наук, профессор Петрищев Владимир Иннокентьевич
| Официальные оппоненты:
| доктор педагогических наук, профессор Гагаев Павел Александрович
кандидат педагогических наук, доцент
Корчагина Луника Николаевна
| Ведущая организация:
| Курский государственный университет |
Защита диссертации состоится 28 июня 2011 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ.212.185.01 при Пензенском государственном педагогическом университете им. В.Г. Белинского (440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37, ауд.242).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского
Автореферат разослан «27» мая 2011 г.
Учёный секретарь
диссертационного совета Боликова Л.Ю.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Серьёзные социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, ориентация на инновационные пути её развития не могли не отразиться на школьном образовании. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и проект современной модели «Российское образование 2020» ориентируют на обновление целей и содержания общего образования, обеспечивающее формирование не только фундаментальных знаний, но и важнейших социальных умений, необходимых для успешной социализации подрастающего поколения.
Значимым механизмом изменения целей и содержания образования должны стать стандарты общего начального образования нового поколения, утверждённые Министерством образования и науки РФ. Стандарты предъявляют новые требования к результатам начального образования. Ученики должны не просто овладеть суммой знаний, научиться читать, писать и считать, но также освоить умения вступать в коммуникацию, анализировать и применять информацию для решения проблем, плодотворно сотрудничать с другими людьми, эффективно участвовать в совместной деятельности, ставить цели, планировать и оценивать собственные учебные действия. Вместе с тем массовая практика не располагает механизмами целенаправленного формирования социальных умений школьников в образовательном процессе.
Разработка теоретических основ и практических путей реализации моделей формирования социальных умений младших школьников в образовательной среде школы и выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективность их реализации, является одной из актуальных проблем современного образования.
Для решения данной проблемы в науке созданы определённые предпосылки.
Общие подходы к вопросам социализации подрастающего поколения разработаны в трудах Г. М. Андреевой, Е. В. Бондаревской, И. С. Кона, А. В. Мудрика, Б. Д. Парыгина, Ю. В. Сенько, М. И. Шиловой и др. Различные аспекты социализации младших школьников изучались В. В. Давыдовым, Л. В. Занковым, Н. Ф. Талызиной, Г. А. Цукерман, Д. Б. Элькониным и др. Содержание, условия, средства формирования социальных умений рассматривают в своих работах Н. Ф. Голованова, И. А. Зимняя, Н. В. Калинина, А. В. Мудрик и др.
Средовой подход в образовании исследовали Б. М. Бим-Бад, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, В. Д. Семёнов, А. В. Хуторской, Т. И. Шамова, С. Т. Шацкий, В. А. Ясвин и др. В трудах В. К. Дьяченко, М. А. Мкртчяна В.И. Панова, В. В. Рубцова, В. И. Слободчикова раскрываются сущностные характеристики развивающей образовательной среды.
Таким образом, несмотря на созданные в современной педагогической науке созданы теоретико-методологические предпосылки, исследованию формирования социальных умений младших школьников в образовательной среде школы не уделено достаточного внимания.
Анализ педагогической теории свидетельствует о наличии следующих противоречий:
между потребностью государства и общества в социально компетентном выпускнике школы и недостаточной разработанностью научно обоснованных механизмов целенаправленного формирования социальных умений;
между потенциальными возможностями школы формировать социальные умения учащихся младших классов и степенью их реализации на практике;
между потребностью педагогов в программных и учебно-дидактических средствах формирования социальных умений младших школьников и неразработанностью этих средств.
Актуальность рассматриваемой проблемы, поиск путей преодоления перечисленных противоречий предопределили выбор темы диссертационного исследования – «Формирование социальных умений младших школьников в образовательной среде школы».
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования социальных умений младших школьников в образовательной среде школы и педагогические условия её эффективной реализации.
Объект исследования – образовательная среда школы.
Предмет исследования – формирование социальных умений младших школьников в образовательной среде школы.
Гипотеза исследования: формирование социальных умений младших школьников в образовательной среде школы будет успешным, если:
уточнены содержание и структура социальных умений младших школьников с учётом их возрастной специфики;
определены критерии, показатели и уровни сформированности социальных умений младших школьников;
разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель формирования социальных умений младших школьников в образовательной среде, предусматривающая перенос целей взаимодействия педагога и учащихся от обучения предметным знаниям и умениям к формированию социальных умений; организацию взаимодействия обучающихся на основе сотрудничества; включение каждого обучающегося в процессы соуправления образовательной средой и рефлексии собственной деятельности;
выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, которые обеспечивают эффективность реализации модели формирования социальных умений младших школьников.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание и уточнить структуру социальных умений учащихся младших классов с учётом их возрастной специфики.
Раскрыть особенности формирования социальных умений младших школьников в образовательной среде школы.
Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования социальных умений младших школьников в образовательной среде школы.
Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации модели формирования социальных умений младших школьников в образовательной среде школы.
Методологической основой исследования являются личностно ориентированный подход в образовании (Е. В. Бондаревская, М. И. Шилова, И. С. Якиманская и др.), средовой подход (Л.С. Выготский, Б. М. Бим-Бад, В. И. Панов, В. И. Слободчиков и др.), системо-мыследеятельностный подход (Г. П. Щедровицкий, М.А. Мкртчян, В.Д. Семёнов и др.).
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных учёных в области социализации школьников (Н. В. Калинина, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В.И.Петрищев, Ю. В. Сенько, М. И. Шилова и др.), специфики развития младших школьников (В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.); теоретические представления о сущности социальных умений (Л. С. Выготский, Н. В. Калинина, И.Я. Лернер, А.В. Мудрик и др.), о развивающей образовательной среде (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В.К. Дьяченко, М.А. Мкртчян, В. И. Панов, В. И. Слободчиков и др.), теоретические положения об организации коллективной учебной деятельности (А. С. Макаренко, Г. А. Цукерман и др.).
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ программных документов в области образования; анализ и обобщение практического опыта; моделирование;
эмпирические: констатирующий, формирующий педагогический эксперимент; наблюдение; анкетирование; количественная обработка и качественный анализ результатов эксперимента, методы математической статистики.
Экспериментальной базой исследования являются учреждения общего образования Красноярского края: Бараитская средняя школа № 8 Новоселовского района; Казанцевская средняя школа Шушенского района, основная школа № 9 г. Дивногорска. Всего в исследовании приняли участие 113 обучающихся.
Основные этапы исследования. Первый этап, поисковый (2004 – 2005 гг.) заключался в подборе и анализе научной и научно-методической литературы по проблеме исследования; изучении и эмпирическом обобщении состояния проблемы формирования социальных умений младших школьников; определении объекта и предмета исследования, его цели и задач, формулировании гипотезы, выборе методов исследования.
Второй этап, опытно-экспериментальный (2005 – 2009 гг.) состоял в разработке модели формирования социальных умений младших школьников, создании программно-дидактических средств для её реализации; подготовке педагогов к осуществлению деятельности по внедрению разработанной модели; проведении эксперимента по внедрению модели в учреждениях общего образования.
Третий этап, обобщающий (2009 –2010 гг.) включал в себя обработку и анализ результатов, обобщение теоретических положений и формулировку выводов, продолжение внедрения результатов исследования в практику, оформление текста диссертационной работы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и практических исследований уточнены содержание и структура социальных умений младших школьников с учётом их возрастной специфики.
2. Определены критерии, показатели и уровни сформированности социальных умений младших школьников.
3. Разработана модель формирования социальных умений младших школьников в образовательной среде школы.
4. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективного формирования социальных умений младших школьников в образовательной среде школы.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке модели формирования социальных умений младших школьников в образовательной среде школы; в выявлении и теоретическом обосновании педагогических условий эффективной реализации модели формирования социальных умений младших школьников в образовательной среде школы, что обогащает теорию общей педагогики и способствует дальнейшей разработке научно-педагогического обеспечения процесса формирования социальных умений младших школьников.
Практическая значимость результатов исследования.
Разработанная модель уже применяется в ряде общеобразовательных учреждений Красноярского края. Полученные программно-методические средства дополняют методику обучения в общеобразовательной школе. Разработанная программа формирования умений коммуникации учащихся и учебно-дидактические средства используются для работы по формированию и мониторингу умений коммуникации учащихся в более чем 40 общеобразовательных учреждениях Красноярского края.
Результаты исследований легли в основу соответствующих модулей образовательных программ «Теория и технология коллективных учебных занятий», «Методика обобщения педагогического опыта», «Совершенствование структуры урока на основе оргдиалога», реализуемых в Красноярском краевом ИПК работников образования для педагогов края.
Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждена теоретическим анализом и обеспечена использованием методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; значительной источниковой базой; систематической проверкой результатов опытно-экспериментальной работы на всех её этапах с использованием методов качественного анализа и математической статистики; наблюдением за ходом образовательного процесса в школах.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Представленные в работе результаты исследования нашли отражение в докладах и выступлениях, в том числе на научно-практических конференциях: всероссийских (2009, 2010, 2011), международных (2009, 2010); на городских методологических семинарах лаборатории методологии и новых образовательных технологий Красноярского института повышения квалификации работников образования (2004-2010 гг.); на организационно-деятельностных играх, организованных общественно-педагогическим движением «Коллективный способ обучения» (2004-2008 гг.). Результаты исследования изложены в 16 публикациях, в том числе в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ – «Народное образование», «Инновации в образовании».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование в образовательной среде школы наиболее значимых социальных умений младшего школьника, к которым относятся коммуникативные, организаторские, познавательные, рефлексивные умения, осуществляется с учётом возрастной специфики учащихся, особенности которой находят своё отражение в программно-методическом обеспечении. Вариативность образовательной среды способствует созданию в ней разнообразных ситуаций взаимодействия младших школьников друг с другом и с педагогами на основе сотрудничества; включению школьников в различные типы деятельности (коммуникативную, познавательную, управленческую, рефлексивную) с использованием таких форм и средств обучения, которые более эффективно формируют социальные умения младших школьников.
2. Модель формирования социальных умений младших школьников в образовательной среде школы представлена совокупностью четырёх взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, процессуального и оценочно-результативного. Модель включает цель, принципы формирования социальных умений, содержание и структуру, формы, методы, средства формирования социальных умений младших школьников; содержание деятельности учителя по формированию социальных умений младших школьников; критерии и уровни сформированности социальных умений младших школьников.
3. Педагогическими условиями эффективной реализации модели формирования социальных умений младших школьников в образовательной среде школы являются:
внедрение в образовательную среду школы программ формирования социальных умений младших школьников;
взаимодействие учащихся на основе всеобщего сотрудничества за счёт разных маршрутов освоения программ обучающимися;
сочетание в образовательной среде четырех организационных форм – индивидуально-опосредованной, парной, групповой и коллективной;
организация образовательного процесса через непостоянные по составу группы – временные кооперации обучающихся.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка и приложений. Текст иллюстрирован таблицами и диаграммами.
|