Рассмотрено
на заседании МО учителей ГБОУ СОШ № 352
Протокол №______
от «____»__________20_г.
| Согласовано
Зам. директора по УВР
Жбанова Е. П. _______________________
«_____»____________20__г.
| Утверждаю
Директор ГБОУ СОШ №352 Колабутина О.Н.
______________________
«_____»____________20__г.
| Рабочая программа по информатике 10 класс
Учитель информатики:
Григорьева Мария Сергеевна
Санкт-Петербург
2013-2014
учебный год
Содержание Пояснительная записка 3
Содержание учебного курса 4
Требования к уровню подготовки учащихся 5
Литература и средства обучения 6
Учебно-тематический план 7
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ на 2012-2013 учебный год 8
Пояснительная записка Количество часов всего: 35 ч.; в неделю – 1 ч.
Количество часов по четвертям: 1 четверть - 9 ч., 2 четверть – 7 ч., 3 четверть - 10 ч., 4 четверть - 8 ч.
Количество практических работ: ___23__
Количество контрольных работ: ___3___ Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профилясоставлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе. Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точкизрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение.Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Содержание учебного курса Информация и информационные процессы (10 ч)
Информация и информационные процессы. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Создание и редактирование документов. Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Гипертекст.
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Практические работы.
Практическая работа №1 «Форматирование текстового документа»
Практическая работа №2 «Использование онлайн-переводчиков»
Информационные технологии (10 ч)
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Система автоматического проектирования КОМПАС – ЗД. Построение основных чертежных объектов.
Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
Практическая работа №3 «Растровая графика»
Практическая работа №4 «Векторная графика»
Практическая работа №5 «Выполнение геометрических построений в среде КОМПАС»
Практическая работа №6 «Создание флеш-анимации»
Практическая работа №7 «Разработка презентации»
Практическая работа №8 «Разработка интерактивной презентации»
Практическая работа №9 «Ссылки в электронных таблицах»
Практическая работа №10 «Построение диаграмм»
Коммуникационные технологии (8 ч)
Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференции. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Основы HTML. Разработка Web-сайта.
Практическая работа №11 «Создание сетевой папки»
Практическая работа №12 «Поиск информации в Интернете»
Практическая работа №13 «Определение IP-адреса»
Практическая работа №14 «Настройка браузера»
Практическая работа №15 «Работа с электронной почтой»
Практическая работа №16«Работа с файловыми архивами»
Практическая работа №16«Разработка сайта»
Логика (4 ч)
Формы мышления. Алгебра высказываний. Логические выражения и таблицы истинности. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Решение логических задач. Логические основы устройства компьютера. Итоговое повторение (3 ч) Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Количество контрольных работ по курсу:
Раздел программы
| Контрольные работы
| Информация и информационные процессы
| 2
| Информационные технологии
| 1
| Коммуникационные технологии
| 1
| Итоговое повторение
| 1
|
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
понятия: информация, информатика;
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
сущность алфавитного подхода к измерению информации
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
уметь
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Литература и средства обучения 1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
3. Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2009 и 2010 г.г.).
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
· Компьютер
· Проектор/ интерактивная доска
· Принтер
· Модем
· Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
· Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
· Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
· Интернет.
· ОС Windows или Linux., пакет СБППО
Учебно-тематический план -
№
| Название темы
| Количество часов
| 1
| Информация и информационные процессы
| 10 ч
| 2
| Информационные технологии
| 9 ч
| 3
| Коммуникационные технологии
| 8 ч
| 4
| Логика
| 4
| 4
| Повторение.
| 4
|
| Итого:
| 35
| Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ на 2012-2013 учебный год № урока
| Наименование раздела и тем Содержание материала
| Практические работы
| Домашнее задание
| Дата по плану
| Дата факт
|
| Информация и информационные процессы (19 ч)
| 1
| Информация и информационные процессы
|
| § 1.1
| 05.09.
|
| 2
| Кодирование текстовой информации
|
| § 1.1.1
| 12.09.
|
| 3
| Создание и форматирование документов в текстовых редакторах.
| Практическая работа №1 «Форматирование текстового документа»
| § 1.1.2, 1.1.3
| 19.09.
|
| 4
| Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текста
| Практическая работа №2 «Использование онлайн-переводчиков»
| § 1.1.4
| 26.09.
|
| 5
| Создание и форматирование документов в текстовых редакторах
|
| § 1.2
| 03.10.
|
| 6
| кодирование графической информации
|
| § 1.2.
| 10.10.
|
| 7
| Система оптического распознавания текстов
|
|
| 17.10.
|
| 8
| Оформление заготовки ТД. Титульный лист
|
| § 1.2.2
| 24.10.
|
| 9
| Кодирование графической информации
| Практическая работа №3 «Растровая графика»
| § 1.2.3
| 31.10.
|
| 10
| Векторная компьютерная графика
| Практическая работа №4 «Векторная графика»
| § 1.3
| 15.11.
|
| 11
| Растровая графика
| Практическая работа №5 «Выполнение геометрических построений в среде КОМПАС»
| С. 59-69
| 29.11.
|
| 12
| Работа с растровым графическим редактором
| Практическая работа №6 «Создание флеш-анимации»
|
| 06.12.
|
| 13
| Кодирование звуковой информации
| Практическая работа №8 «Разработка интерактивной презентации»
| С. 69-72
| 13.12.
|
| 14
| Решение задач на кодирование звуковой информации
|
| § 1.4
| 20.12.
|
| 15
| Кодирование числовой информации
|
| С. 81-91
| 27.12.
|
| 16
| Электронные таблицы
| Практическая работа №9 «Ссылки в электронных таблицах»
| § 1.5.1
| 10.01.
|
| 17
| Диаграммы и графики в ЭТ
|
| § 1.5.2
| 18.01.
|
| 18
| Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах
| Практическая работа №10 «Построение диаграмм»
| § 1.5.3
| 25.01.
|
| 19
| Контрольная работа по теме "Информационные технологии"
|
|
| 01.02.
|
|
| Коммуникационные технологии (8 ч)
| 20
| Локальные компьютерные сети.
| Практическая работа №11 «Создание сетевой папки»
| П. 2.1 с. 115-122
| 04.02.
|
| 21
| Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете.
| Практическая работа №12 «Поиск информации в Интернете»
|
| 11.02.
|
| 22
| Подключение к Интернету. Ин6структаж по Тб. Практическая работа №14 «Создание подключения к Интернету»
| Практическая работа №13 «Определение IP-адреса»
| П. 2.2, 2. 10 с. 122-126,184-194
| 18.02.
|
| 23
| Всемирная паутина.
| Практическая работа №14 «Настройка браузера»
| П. 2.12 с. 199-201
| 25.02.
|
| 24
| Электронная почта.
| Практическая работа №15 «Работа с электронной почтой»
| П. 2.4 с. 140-146
| 04.03.
|
| 25
| Файловые архивы.
| Практическая работа №16«Работа с файловыми архивами»
| П. 2.6 с. 156-167
| 11.03.
|
| 26
| Основы языка разметки гипертекста.
| Практическая работа №16«Разработка сайта»
| П. 2.11 с. 194-199
| 18.03.
|
| 27
| Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии»
|
| П. 2.13 с. 201-208
| 01.04.
|
|
| Основы логики и логические основы компьютера (4 ч)
| 28
| Алгебра высказываний
|
|
| 08.04.
|
| 29
| Логические выражения и таблицы истинности
|
|
| 15.04.
|
| 30
| Логические законы и правила преобразования логических выражений
|
|
| 22.04
|
| 31
| Решение логических задач
|
|
| 29.04
|
| 32
| Итоговая контрольная работа
|
|
| 06.05
|
| 33
| Повторение материала по теме «Информационные технологии»
|
|
| 13.05
|
| 34
| Повторение по теме «Коммуникационные технологии»
|
|
| 20.05
|
| 35
| Повторение по теме «Основы логики и логические основы компьютера»
|
|
| 27.05
|
|
|