Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Результаты: формирование УУД
|
1.Психологический настрой (эмоциональное начало урока) – слайд 1
| Учитель обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, способствует созданию благоприятной обстановки в классе.
- Пожелайте друг другу удачи.
- На наших уроках факультативного курса «Юный исследователь» мы учимся открывать мир, знакомясь с интересными людьми.
- Для наших гостей мы представляем их. (Николай Дроздов, братья Запашные, Юрий Куклачёв)
- Что объединяет всех этих людей?
| Учащиеся вступают в диалог с учителем, отвечая на вопросы.
- Профессии этих людей связаны с животными.
| Личностные:
формирование положительного отношения к процессу познания,
умение применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные:
формирование умения вступать в диалог (отвечать на вопросы).
|
2.Мотивационное начало урока – слайд 2
| Учитель сообщает информацию, предлагает ответить на вопросы, организую диалог с учащимися.
- Сегодня у нас в гостях Иванов Андрей Викторович, литературный редактор детского журнала «Филя».
- А вам знаком этот журнал?
- О чём можно в нём прочитать?
| Дети отвечают на поставленные вопросы, высказывают собственные мнения о журнале «Филя».
В 1997 году в издательстве "Веселые картинки" вышел новый журнал о природе "Филя". Филя - это филин, который везде летает и все знает. Своими знаниями он делится с ребятами.
(Самые интересные сведения о живой природе, репортажи из зоопарка, веселые викторины о животных, экологические игры, красочные фотографии и иллюстрации, путешествия знаменитых натуралистов – всё это можно найти в журнале «Филя»)
| Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Познавательные:
формировать умение понимать заданный вопрос и воспроизводить по памяти информацию, необходимую для ответа на него, умение высказывать предположения.
|
слайд 3
| - Совсем недавно, на правах главного редактора, Андрей Викторович на страницах журнала обратился к своим читателям с вопросом: «Какие профессии, связанные с животными, вы знаете?».
- А как бы вы ответили на этот вопрос?
В редакцию пришло 100 писем. Результаты были получены следующие.
- Проанализируем диаграмму. (среди профессий, названных ребятами, есть: дрессировщик, ветеринар, фотограф, доярка, продавец, пастух, орнитолог, кинолог)
Прочитайте профессии, которые назвали ребята.
Назовите самую популярную профессию.
Профессии, набравшие наименьшее количество голосов.
Как вы думаете, почему?
А вам знакомы названия этих профессий?
| Дети анализируют диаграмму и выдвигают гипотезу: почему профессию кинолог назвал только один человек.
| Познавательные:
Формировать умение анализировать диаграмму, отвечать на поставленные вопросы; давать определения понятиям.
Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
|
3.Постановка проблемы, выход на тему урока, определение учебных задач – слайд 4
| - А кто такой кинолог? Кто знает?
- Кто догадался, какова будет тема нашего урока?
- На какие вопросы мы будем отвечать?
- На уроках русского языка мы писали сочинения-миниатюры о различных профессиях. Вспомним, по какому плану мы работали?
- В ходе урока вы будете работать индивидуально, в парах и группах.
| Дети высказывают свои предположения, опираясь на свой опыт.
Учащиеся формулируют тему урока, определяют учебные задачи, используя вопросы-подсказки.
| Регулятивные:
формировать умение самостоятельно формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачи.
|
4. Совместное открытие знаний – слайд 5
| Учитель организует взаимодействие с учащимися, используя работу с дополнительной литературой. (текст стихотворения)
- Для того, чтобы узнать точное определение слова кинолог, воспользуйтесь текстами на карточках №1
- По ходу чтения найдите и подчеркните:
Название науки, которая объясняет название профессии;
Слово-синоним к слову «кинолог».
- На какой источник информации просит обратить внимание папа в стихотворении?
(Толковый словарь)
- Какие ещё подсказки вы видите на экране? (фамилия автора, иллюстрации)
| Учащиеся читают текст стихотворения и выделяют в нём необходимую информацию. КИНОЛОГ
КИНОЛОГИЯ – НАУКА О СОБАКАХ
СОБАКОВЕД Учащиеся высказывают свои предположения, используя в качестве аргументов текст стихотворения.
Собаковед (собаковод)– знает всё о собаках: питание, размножение, повадки, способы дрессировки и т.д.
Это настоящий учёный по собакам. Стихотворение Тима Собакина «Будущая профессия»
| Коммуникативные:
формировать умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
умение оформлять свои мысли в устной речи;
формировать умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Познавательные:
формировать умение выделять информацию из текста,
умение работать со словами-синонимами.
|
слайд 6
|
- Тим Собакин – это псевдоним писателя Иванова Андрея Викторовича, литературного редактора журнала «Филя».
- Он автор не только этого стихотворения, но и многих других произведений о природе, которые можно прочитать в журнале «Филя».
- Когда его спрашивают, почему он выбрал такой псевдоним, он отвечает, что собака – его любимое животное.
|
5. Совместное открытие знаний, работа в статичных парах
– слайды 7-8
| Учитель организует взаимодействие с учащимися, используя работу с дополнительным источником получения информации (фотографии)
- И действительно, из всех животных, которых одомашнил человек, лишь одно стало ему настоящим другом – собака. Собака умеет преданно любить, хорошо приспосабливается к различным условиям и усваивает уроки.
- В мире насчитывается более 400 различных пород собак. Но все эти породы можно разделить на 3 группы: декоративные, охотничьи, служебные. Настоящий кинолог должен знать все эти породы.
- Вспомним, какие функции выполняет каждая из этих групп. - В журнале «Филя» есть рубрика: «Фотовопрос».
- У вас на бланках №2 для работы в парах есть фотографии собак и их краткая характеристика.
- Вам нужно будет рассмотреть их и распределить на 3 группы по назначению.
Породы собак (приложение 3)
| Учащиеся вступают в диалог и отвечают на вопросы учителя.
Декоративные собаки – делают жизнь человека ярче и интереснее.
Охотничьи собаки – помогают людям на охоте.
Служебные собаки – оказывают человеку практическую помощь в различных сферах деятельности.
| Регулятивные:
формировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения.
Коммуникативные:
формировать умение работать в статичных парах, делегировать полномочия, распределять роли;
умение уважительно относиться к позиции партнёра, умение договариваться. Познавательные:
формировать умение отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации;
умение находить дополнительную информацию по фотографиям и тексту.
|
6. Проверка задания – слайд 9
| - Давайте, проверим задание?
Декоративные: пудель, чихуахуа, пекинес.
Охотничьи: фокстерьер, русская борзая, лайка.
Служебные: лабрадор, немецкая овчарка, ньюфаундленд.
| Учащиеся проверяют задание у доски. (в паре)
| Регулятивные:
формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей.
|
7. Совместное открытие знаний, учимся работать с различными источниками информации – слайд 10
| - В настоящее время кинологи работают со всеми породами собак. Ведь хорошо подготовленная собака, независимо от того, какая она, ценится на вес золота.
- Как вы думаете, какая группа собак наиболее востребована у кинологов? (служебные)
- Ведь у каждой служебной собаки есть своя профессия.
- Сейчас мы посмотрим видеофрагмент, из которого можно будет узнать о некоторых из них.
- На страницах журнала «Филя» есть раздел, где печатаются известные произведения детских писателей, которые легли в основу не менее известных мультфильмов.
- Но есть и научно-популярные статьи, рассказывающие достоверные факты из жизни животных.
| Учащиеся просматривают видеофрагмент из мультфильма «Трое из Простоквашино», отвечают на вопросы учителя.
Из какого мультфильма видеофрагмент?
По какому произведению создан? Кто автор?
Какие профессии в мультфильме называет кот Матроскин?
| Коммуникативные:
формировать умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).
Познавательные:
формировать умение отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации (видеофрагмент), устанавливать межпредметные связи.
|
8. Совместное открытие знаний, работа в статичных группах
– слайд 11
| - Сейчас у вас будет возможность поработать с такими статьями.
- У каждого из вас текст (бланк №3), рассказывающий о профессии, которую может выполнять собака.
- Прочитай информацию, обменяйся ей с партнёром в паре, в группе.
Приложение 4
| Учащиеся читают научно-популярный текст, обмениваются информацией в группе.
Работа с текстом по плану:
Прочитай текст.
Определи профессию собаки.
Назови породу, которая чаще всего выполняет эту работу.
| Познавательные:
развитие операций мышления;
формировать умение работать с научно-популярным текстом.
Регулятивные:
Формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных группах;
умение строить монологические высказывания.
|
Слайд 12
| - Я предлагаю вам дополнить ваш текст фотографией. Каждая группа получит конверт. В нём фотографии собак на месте их работы.
- Из них вам необходимо выбрать ту, которая подходит вашему тексту. Фотографий пять. Определите, какая лишняя.
-Какую профессию выполняет эта собака?
Приложение 5
-Какие профессии собак знаете вы?
| Учащиеся рассматривают фотографии, определяют лишнюю фотографию.
Ньюфаундленд – собака – водолаз. После выполнения задания учащиеся проверяют его, приводя аргументы из текста.
|
Слайд 13
| Учитель сообщает учащимся новую информацию, ранее не известную им.
- Ничего этого собака сама по себе сделать не могла бы, если бы с ней не работал человек.
- Полный контакт с животным – залог успеха кинолога. А на это уходят годы кропотливого труда.
Кинологи работают в УВД, спасательных отрядах МЧС, служат в армии, работают на таможне, в питомниках и клубах собаководства.
- На кинолога нужно много учиться. Профессиональное образование по данной специальности можно получить в некоторых училищах МВД, есть высшие учебные заведения.
| Учащиеся слушают информацию, включают в диалог с учителем.
|
9. Совместное открытие знаний, работа по заполнению «пьедестала» – слайд 14
| - А как вы думаете, любой человек может стать кинологом?
- Профессионализм кинолога – это не столько результат обучения, сколько следствие образа жизни.
- Как правило, профессиональный кинолог – владелец собственной собаки.
- В учебных заведениях, где готовят кинологов, к ним предъявляются самые строгие требования.
-Сейчас вам предлагается поработать в паре и назвать три самых главных качества, которыми должен обладать кинолог.
-Для этого заполните «пьедестал», расположив их в соответствии со значимостью.
Приложение 7
| Учащиеся вступают в диалог с учителем, выполняют работу в парах по заполнению пьедестала.
| Коммуникативные:
формировать умение работать в статичных парах, делегировать полномочия, распределять роли;
умение уважительно относиться к позиции партнёра, умение договариваться.
Регулятивные:
формировать умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
умение анализировать свою работу.
Предметные:
умение подбирать прилагательные – характеристики человека.
|
10. Просмотр видеофрагмента – слайд 15 - 16
| - Чтобы ответить на вопрос: что важнее – необходим опыт.
-Давайте послушаем профессиональных кинологов.
видеофрагмент
- Мы увидели, что среди кинологов есть и мужчины, и женщины, и молодые, и зрелые.
Но все они едины в одном: главные качества кинолога – это любовь и терпение.
| Учащиеся просматривают видеофрагмент, делают выводы.
Животные не терпят фальши, главное качество – любовь к собакам с детства и терпение.
|
11. Подведение итогов – слайд 17 - 18
| - Давайте вспомним, а на все ли вопросы мы нашли ответы?
- Как вы считаете, а важна ли эта профессия в современное время.
-В России кинологи имеют свой профессиональный праздник. Его отмечают 21 июня.
-А кинологи подразделения МВД написали гимн об этой удивительной профессии.
| Учащиеся отвечают на вопрос учителя, доказывают важность профессии в современное время.
| Личностные:
формирование бережного отношения к окружающей природе.
|
12. Создание эскиза журнальной страницы – слайд 19 - 20
| - Результаты вашей работы перед вами. Где их можно использовать?
- Иванов Андрей Викторович предложил на страницах журнала открыть рубрику «Есть такая профессия…»
- С какой целью?
-И первая профессия, о которой можно будет рассказать – это кинолог.
- Создадим эскиз журнальной страницы.
-Что такое эскиз?
-На что необходимо обратить внимание?
| Можно разместить на страницах журнала. Учащиеся создают эскиз журнальной страницы в группах и презентуют его.
(Используется музыкальное сопровождение «Гимн кинологов»)
| Коммуникативные:
формировать умение работать в статичных парах, делегировать полномочия, распределять роли;
умение уважительно относиться к позиции партнёра, умение договариваться;
формировать умение участвовать в диалоге;
формировать умение строить монологические высказывания.
Познавательные:
Формировать умение высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Регулятивные:
Формировать умение действовать по плану и планировать свою деятельность,
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей.
|
13. Рефлексия –
слайды 21-22
| Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:
- Что получилось? Вывод: возможно, кто-то из вас в будущем станет кинологом. Но это вовсе не важно.
На страницах своего журнала Андрей Викторович Иванов (Тим Собакин) говорит своим читателям: «Главное — избегайте внутренней пустоты.
Тогда вам нигде и никогда не будет скучно.
Занимайтесь разными полезными делами и старайтесь добиться в них успеха!
А ещё учитесь быть счастливыми и делайте счастливыми других! И тогда у вас всё получится»
| Учащиеся взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, анализируют свою работу.
| Личностные:
формирование адекватной позитивной осознанной самооценки, формирование умения оценивать свои и чужие поступки, мотивировать свои действия.
Регулятивные:
формировать умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные:
формировать умение различать методы познания окружающего мира, находить дополнительную информацию, используя различные источники информации.
Коммуникативные:
формировать умение уважительно относиться к позиции другого, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
|