Методические рекомендации для обучающихся «формы самостоятельной работы» 2013





Скачать 409.36 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для обучающихся «формы самостоятельной работы» 2013
страница1/3
Дата публикации15.10.2014
Размер409.36 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2   3


Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Сосновоборский автомеханический техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

2013
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

Методическим Советом Зам. директора по УР

от « » ______2013г. __________Н.Г. Петрова

Протокол № ______ « »________2013г.


Составитель: О. М.Львова


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение 4

1. Сущность и характеристики самостоятельной работы 5

1.1 Цели самостоятельной работы: 5

1.2 Виды самостоятельной работы в учебном процессе среднего 5

специального учебного заведения:

1.3 Формы самостоятельной работы 6

2. Методические рекомендации по выполнению заданий 7

3. Методические рекомендации по подготовке письменных работ 8

3.1 Методические рекомендации по подготовке доклада 8

3.2 Методические рекомендации по подготовке реферата 10

3.3.Методические рекомендации по подготовке 10

информационного сообщения

3.4. Методические рекомендации по составлению глоссария 12

3.5 Методические рекомендации по написанию эссе 13
4. Методические рекомендации студентам по самостоятельной 15

работе с источниками информации 

4.1 Методические рекомендации студентам при работе с учебной 15

и научной литературой

 4.1.1 Сбор материала и работа с книгой 15

4.1.2 Методика обработки информации полученной путем чтения 17

4.1.2.1 Составление плана 17

4.1.2.2 Составление тезисов 18

4.1.2.3 Написание аннотации 18

4.1.2.4 Написание рецензии 19

4.1.2.5 Составление конспекта 19

4.1.2.6. Составление конспекта первоисточника 21

4.1.2.7 Составление опорного конспекта 22

4.2 Методические рекомендации по работе с Интернет ресурсами 23
5. Методические рекомендации по подготовке 25

мультимедийных презентаций

Приложение №1 Требования к оформлению рефератов, 28

курсовых, дипломных работ

Приложение №2 Оформление списка литературы 30

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации подготовлены с учетом Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 543, согласно которому самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.

Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает:

- способность занимать в обучении активную позицию;

- готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

- умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;

- привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;

- осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.

Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

Самостоятельная работа всегда вызывает у студентов, особенно первых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы.

Эта проблема является актуальной и сложной, и её решение требует значительных усилий, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов.        

Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

         Разработанные рекомендации содержат материалы по планированию и организации самостоятельной работы студентов.


1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

1.1 Цели самостоятельной работы:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и

практических умений студентов;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать нормативную, правовую, документацию справочную и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей, активности студентов,творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.

1.2 Виды самостоятельной работы в учебном процессе среднего специального учебного заведения:

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа – вид самостоятельной работы, выполняемой студентом по заданию преподавателя, но без его

непосредственного участия.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с учебно-методическим комплексом по дисциплинам и профессиональным модулям. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием

Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождение студентами следующих этапов:

- определение цели самостоятельной работы;

- конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;

- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;

- выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);

- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

- реализация программы выполнения самостоятельной работы.

1.3 Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины или профессионального модуля и имеют учебный или учебно-исследовательский характер.

Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как: индивидуальные занятия (домашние занятия):

- изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);

- изучение рекомендуемых литературных источников;

- конспектирование источников;

- выполнение контрольных работ, курсовых работ;

- работа со словарями и справочниками;

- использование аудио- и видеозаписи;

- работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;

- составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии;

- составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала;

- выполнение тестовых заданий;

- решение задач и упражнений по образцу, ситуационных производственных (профессиональных) задач;

- выполнение чертежей и расчетно-графических работ;

- создание фильмов и мультимедийных презентаций;

- ответы на контрольные вопросы;

- аннотирование, реферирование, рецензирование текста;

- написание эссе, тезисов, докладов, рефератов;

- составление глоссария, кроссворда по темам дисциплины;

- работа с компьютерными программами;

- подготовка к экзамену;

групповая самостоятельная работа студентов:

- подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры);

- анализ деловых ситуаций (мини-кейсов) и др.

Уважаемые студенты, кроме занятий в аудиториях под руководством преподавателей, Вы не менее 3—4 часов ежедневно должны уделять внимание самостоятельной работе, в ходе которой вырабатываются привычки и навыки умственной деятельности. В это время Вы работаете с учебниками и научной литературой, конспектируете первоисточники, готовитесь к семинарам, практическим и лабораторным занятиям, выполняете домашние задания различного рода, курсовые работы, готовите рефераты, ведете научные исследования и т. д.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

Все типы заданий, выполняемых студентами в процессе самостоятельной работы, так или иначе содержат установку на приобретение и закрепление определенного Федеральными Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования объема знаний, а также на формирование в рамках этих знаний некоторых навыков мыслительных операций - умения оценивать, анализировать, сравнивать, комментировать и т.д. Некоторые задания требуют пояснения:

1. Прокомментировать высказывание - объяснить, какая идея заключена в отрывке, о какой позиции ее автора она свидетельствует.

2. Сравнить – выявить сходство и различие позиций по определенным признакам.

3. Обосновать один из нескольких предложенных вариантов ответа – привести аргументы в пользу правильности выбранного варианта ответа и указать, в чем ошибочность других вариантов.

4. Аргументировать (обосновать, доказать, объяснить) ответ – значит: а) оправдать (опровергнуть) некоторую точку зрения; б) обосновать свою точку зрения, опираясь на теоретические или практические обобщения, данные и т.д.

5. Провести анализ – разложить изучаемые явления на составные части, сопоставить их с целью выявления в них существенного, необходимого и определяющего.

6. Тезисно изложить идею, концепцию, теорию – используя материал учебных пособий и другой литературы, кратко, но не в ущерб содержанию сформулировать основные положения учения.

7. Дать характеристику, охарактеризовать явления – значит назвать существенные, необходимые признаки какого-либо явления (положения какой-либо теории) и выявить особенности.

8. Изобразить схематически – значит раскрыть содержание ответа в виде таблицы, рисунка, диаграммы и других графических форм.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Важной частью самостоятельной работы студента является подготовка и защита рефератов, докладов, сообщений, конспектов, проектов, эссе, контрольных и курсовых работ.
3.1 Методические рекомендации по подготовке доклада

Докладэто развернутое устное изложение какой-либо темы, сделанное публично. Отличительными признаками доклада являются:
передача в устной форме информации; публичный характер выступления; стилевая однородность доклада; четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории; умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы.
Этапы подготовки доклада:

• выбор темы доклада;

• подбор и изучение наиболее важных учебных, научных работ по данной теме, нормативных правовых актов;

• анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений ;

• составление плана доклада;

• написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.
Структура доклада:

1. Вступление, в котором указываются:

• тема доклада;

• цель (основная идея) доклада;

• связь данной темы с другими темами;

  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

• актуальность, проблематика темы, современная оценка предмета изложения;

• краткий обзор изученной литературы по данной теме и т.п.

Оригинальность  подхода, живая интересная форма изложения вступления

помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.
2. Основная часть, в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов.
3. Заключение, в котором:

• подводятся итоги, формулируются выводы;

• подчеркивается значение рассмотренной проблемы;

• выделяются основные проблемы, пути и способы их решения и т.п.;

4. Приложения (схемы, таблицы для более наглядного освещения темы).
Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму: 

1. Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.

2. Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.

3. Составить план доклада.

4. Написать текст доклада, в заключении которого обязательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.

5. Прочитать текст и отредактировать его.

6. Оформить в соответствии с требованиями  к оформлению письменной работы. 

Инструкция докладчикам и содокладчикам

Докладчики и содокладчики - основные  действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность  в том, что докладчики и содокладчики должны  знать и уметь очень многое:

- сообщать новую информацию;

- использовать технические средства;

- знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации доклада;

- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы;

- четко выполнять установленный регламент: докладчик 7-10 мин.; .содокладчик - 5 мин.;  дискуссия – 5-10 мин.;

- иметь представление о композиционной структуре доклада.

3.2 Методические рекомендации по подготовке реферата

Реферат (от латинского refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; иначе говоря, это доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение.

Современные требования к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.

Цель реферата – сообщить научную информацию по определенной теме, раскрыть суть исследуемой проблемы с различных позиций и точек зрения, сформулировать самостоятельные выводы. Выполнение рефератов позволяет студенту более обстоятельно постигать изучаемую дисциплину.

В процессе работы над рефератом студент анализирует различные точки зрения, явления, факты, события; развивает навыки научного поиска; обобщения и систематизации материала; приобретает навыки грамотного, лаконичного изложения своих мыслей; учится правильному оформлению научных работ.

4 этапа процесса работы над рефератом:

1. Подготовительный
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для обучающихся «формы самостоятельной работы» 2013 iconМетодические рекомендации к организации самостоятельной работы обучающихся...
Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины...
Методические рекомендации для обучающихся «формы самостоятельной работы» 2013 iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся...
Смк-уп 2 Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся и студентов 1, 2, 3 и 4 курса
Методические рекомендации для обучающихся «формы самостоятельной работы» 2013 iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации для обучающихся «формы самостоятельной работы» 2013 iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....
Методические рекомендации для обучающихся «формы самостоятельной работы» 2013 iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный...
Методические рекомендации для обучающихся «формы самостоятельной работы» 2013 iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Методические рекомендации для обучающихся «формы самостоятельной работы» 2013 iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Методические рекомендации для обучающихся «формы самостоятельной работы» 2013 iconМетодические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями...
Методические рекомендации для обучающихся «формы самостоятельной работы» 2013 iconОтечественная история
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Методические рекомендации для обучающихся «формы самостоятельной работы» 2013 iconМетодические указания по планированию и организации внеаудиторной...
Методические рекомендации предназначены для обучающихся очной формы обучения и представляют собой комплекс разъяснений и указаний,...
Методические рекомендации для обучающихся «формы самостоятельной работы» 2013 iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов Философия
Кочеткова, Е. Н. Экономика отраслей народного хозяйства: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов/Е. Н. Кочеткова....
Методические рекомендации для обучающихся «формы самостоятельной работы» 2013 iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы аспирантов...
Методические рекомендации предназначены для аспирантов, обучающихся по программам высшего образования подготовки научно-педагогических...
Методические рекомендации для обучающихся «формы самостоятельной работы» 2013 iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к экзамену, перечень...
Методические рекомендации для обучающихся «формы самостоятельной работы» 2013 iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические...
Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300....
Методические рекомендации для обучающихся «формы самостоятельной работы» 2013 iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой...
Методические рекомендации для обучающихся «формы самостоятельной работы» 2013 iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Методические указания предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы с обучающимися и составлены в соответствии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск