ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося «Мой портфолио» в 1-4 классах
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования.
1.2.Положение определяет структуру и примерное содержание Портфолио достижений ученика начальной школы.
1.3.Технология Портфолио внедряется с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в гимназии, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности: как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы), отражающий индивидуальные образовательные достижения и отслеживающий личностный рост младшего школьника, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности. Портфолио также содержит материал из внешних источников (отзывы учителей, родителей, педагогов дополнительного образования и т.д.), дающий дополнительную оценку уровня обученности и развития учащихся на каждом этапе обучения.
1.5. Портфолио на начальной ступени образования направлено на развитие первичных навыков самооценки учащихся, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с ребенком и учителями, способствующее достижению положительных образовательных результатов.
1.6. Портфолио учащегося начальной школы состоит из двух составных частей: 1) Брошюра-тетрадь «Мой Портфолио» (автор А.В.Иванов); 2) Папка «Портфолио достижений». 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЕДЕНИЯ ПОРТФОЛИО УЧАЩИХСЯ
Цель Портфолио: отслеживание и оценивание динамики индивидуального развития и личностного роста обучающегося в широком образовательном контексте; поддержка его образовательной и творческой активности и самостоятельности. Задачи:
Изучение интересов, склонностей, способностей учащихся;
Развитие навыков рефлексии, формирование умений анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
Максимальное раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка;
Формирование установки на учебную, познавательную активность; развитие учебной мотивации;
Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации к творческому росту;
формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию; формирование адекватной самооценки учащихся
Формирование ценностного отношения к процессу участия в учебной деятельности или творческой работе, а не к его результату.
Содействие успешной социализации учащихся.
3. УЧАСТНИКИ РАБОТЫ НАД ПОРТФОЛИО И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ НИМИ
Участниками работы над портфолио являются сами учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация гимназии. Одним из основных условий составления Портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и четкое распределение обязанностей между ними. Обязанности учащегося:
Оформляет Портфолио в соответствии с принятой в школе структурой.
Аккуратно ежедневно (еженедельно, ежемесячно) в соответствии с обозначенными временными периодами ведет в Портфолио необходимые записи, в большей степени самостоятельно.
Систематически пополняет в соответствующие разделы материалы, отражающие успехи и достижения в учебной и внеурочной деятельности; по желанию использует собственные элементы оформления (не противоречащие общей структуре и правилам оформления Портфолио), отражающие его индивидуальность.
Производит оценку своих достижений и возможностей, планирует свою дальнейшую деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию
При необходимости обращается за помощью к взрослым (классному руководителю, родителям и т.д.)
Обязанности родителей:
Помогают ребенку в оформлении Портфолио в соответствии с принятой структурой.
Постоянно осуществляют контроль за пополнением соответствующих разделов Портфолио.
Совместно с ребенком отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Участвуют в заполнении соответствующих разделов Портфолио; несут ответственность за информацию, размещаемую в Портфолио.
Обязанности куратора:
Направляет всю работу учащихся по ведению Портфолио, консультирует, помогает, дает советы учащимся и родителям; объясняет правила ведения и заполнения Портфолио.
Выполняет роль посредника между всеми участниками работы над Портфолио: учащимися-родителями-учителями-предметниками-педагогами дополнительного образования-администрацией, обеспечивает постоянное сотрудничество и взаимодействие.
Осуществляет контроль за заполнением соответствующих разделов Портфолио учащихся.
Заполняет соответствующие разделы Портфолио, несёт ответственность за достоверность информации, представленной им в Портфолио.
Совместно с учащимся отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.)
Обязанности педагогов дополнительного образования и других педагогов, осуществляющих воспитательную работу с младшими школьниками.
Педагоги дополнительного образования и другие педагоги школы, осуществляющие воспитательную работу с младшими школьниками, тесно сотрудничают с классным руководителем, предоставляют ему всю необходимую информацию о достижениях учащихся по своим направлениям деятельности; несут ответственность за достоверность представленной информации; помогают классному руководителю заполнять соответствующие разделы Портфолио.
Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.)
Совместно с учащимся отслеживают и оценивают динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживают его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Обязанности администрации:
Директор утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности.
Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы гимназии в рамках ФГОС.
Заместители директора по УВР и ВР осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО
Портфолио учащегося начальной школы состоит из двух составных частей: Первая часть имеет следующие разделы:
Презентация моих увлечений и размышлений
Презентация моих учебных достижений (по четвертям)
Мои итоги за год
Вторая часть: рекомендуемые разделы: 4.1. РАЗДЕЛ "Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности"
Итоговые отметки по предметам базисного учебного плана
Контрольные, диагностические работы, мониторинги
Сведения об участии в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских проектах, интеллектуально-познавательных конкурсах, в проектной деятельности
4.2. РАЗДЕЛ «Мои достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности»
Сведения об участии в самоуправлении класса; сведения об участии в делах класса и Школы (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т.д.)
Сведения об участии в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах различного направления (интеллектуально-познавательное, творческое, спортивное и т.д.) и проектной деятельности, в том числе участие в интернет-проектах
4.3. РАЗДЕЛ «Мои грамоты» Раздел содержит конкретные документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной или внеурочной деятельности.
Похвальные листы и грамоты
Грамоты, дипломы, сертификаты
Благодарственные письма
Свидетельства
РАЗДЕЛ «Творческая мастерская»
В этом разделе помещаются творческие работы учащиеся: рисунки, стихи, проекты, исследовательские работы. Если выполнена объемная работа (поделка, большой формат бумаги и т.д., большой объем работы), помещается ее фотография или диск с соответствующим материалом. В разделе могут размещаться фотографии, отражающие участие ребенка в различных видах творческой, спортивной, социальной деятельности.
Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, дается информация об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось, результат участия. Для больших работ (например, рисунки, плакаты) ученик может использовать папку-накопитель.
РАЗДЕЛ Отзывы о моей учебной и внеурочной деятельности
Отзывы о деятельности ученика (классного руководителя, учителей-предметников, других педагогов, администрации, педагогов дополнительного образования, родителей)
Рецензии на работы учащихся
Вырезки из СМИ о деятельности учащегося или его творческих работах
РАЗДЕЛ "Мир моих увлечений"
(Раздел содержит информацию об увлечениях ребенка в свободное от уроков время: хобби, занятость в дополнительном образовании, фотографии, отражающие его увлечения и т.д.)
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ПОРТФОЛИО
Титульный лист Папки «Мой Портфолио» содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс) и фото ученика.
Считаем, важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа.
НОУ Школа «Аврора»
г. Новосибирск
ПОРТФОЛИО ДОСТИЖЕНИЙ
учащегося школы
(Ф.И. полностью)
Класс___, ___, ____, ____
Классный
руководитель: ФИО (должность)
ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО
.
При оформлении Портфолио необходимо соблюдать следующие требования:
Записи вести аккуратно и разборчиво, желательно пастой одного цвета (в пределах одного бланка или листа, таблицы).
Предоставлять достоверную информацию.
Располагать материалы в Портфолио в соответствии с принятой в НОУ школе «АВРОРА» структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения
|