Развитие информационной культуры педагогов посредством образовательной программы в системе повышения квалификации





Скачать 118.06 Kb.
НазваниеРазвитие информационной культуры педагогов посредством образовательной программы в системе повышения квалификации
Дата публикации31.10.2014
Размер118.06 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Полякова Т.И., заведующая информационно-библиотечным центром Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, к.п.н.

Увеличение информационного потока, дифференциация и интеграция научного знания потребовали от педагогов специального умения обращаться с информацией, то есть определенной информационной культуры.

Информационная культура является неотъемлемой оставляющей личности, важнейшим условием профессионализма и самореализации человека.

Целью развития информационной культуры становится умение самостоятельно наращивать профессиональное знание, а не простое усвоение минимума пользовательских навыков (от библиотечно-библиографических знаний до компьютерной грамотности). Основными структурными компонентами информационной культуры педагога являются информационно-библиографический, профессионально-читательский и информационно-коммуникативный.

Критериями информационной культуры человека называют его умение адекватно формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, адекватно отбирать и оценивать информацию, перерабатывать и создавать качественно новую, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, а также способность к информационному общению и компьютерную грамотность[1].

Жизнедеятельность человека осуществляется в присущей человеческому обществу информационной среде, имеющей свои закономерности, особенности развития и функционирования. Активность личности как познающего субъекта, его умение ориентироваться в информационном пространстве определяется как информационное поведение. Как отмечают исследователи, уровень информационной культуры зависит от уровня сформированности информационных потребностей личности[2].Следовательно, информационная культура личности складывается сообразно осознанной части информационных потребностей в определенной информационной среде и проявляется в информационном поведении.

Проведенное исследование слушателей Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в 2002 году позволило зафиксировать противоречие между развитым осознанием учителями необходимости сформированности информационной культуры современного уровня для решения профессионально-педагогических задач и недостаточным овладением ими современным арсеналом способов и средств удовлетворения информационных потребностей. Педагоги демонстрируют достаточно точное представление об информационной культуре, причем осмысление этого феномена осуществляется ими на современном уровне. В целом, педагогами осознаются информационные потребности, однако их ориентация в информационной среде недостаточна – поиск оптимального пути получения информации в целях решения проблем профессионального развития вызывает затруднения. Информационное поведение педагогов не характеризуется как активное.

Было также установлено, что на развитие информационной культуры педагогов влияют следующие факторы: внешние (объективные) и личностные (субъективные). К объективным факторам относятся реформы и решения, принимаемые на мировом и государственном уровне, эволюционные или революционные изменения в политике образования, государственной идеологии, о чем говорит современная парадигма общественного развития России. Личностный интерес связан с интересами учителя, разработкой им новых индивидуальных методик обучения, стремление его как творческого человека ознакомиться с имеющейся информацией по вопросам связанным с преподаванием его предмета, межпредметными связями, проблемами воспитания личности в процессе преподавания.

Основным методом исследования уровня информационной культуры педагогов был выбран анкетный опрос. Проведенное анкетирование позволило не только обнаружить характерные затруднения учителей в аспекте их информационной культуры, но и наметить ряд ориентиров для создания педагогических условий организации их информационной среды, разработки конкретных мер помощи в освоении информационной культуры, в том числе и в специально организованной образовательной деятельности.

Важным условием для развития информационной культуры учителя в процессе повышения его квалификации является введение образовательной программы «Основы информационной культуры педагога».

Ее цель – развитие информационной культуры как совокупности знаний, навыков, умений, в конечном результате - информационного мировоззрения и информационного поведения, необходимого для самообразования и для осуществления в дальнейшем профессиональной деятельности.

Апробация данного учебного курса осуществлялась в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования с 2002 года по 2004 год.

Контингент педагогов, осваивавший основы информационной культуры, составляли cоциальные педагоги, классные руководители, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, учителя естественно-научного цикла, словесности, истории, обществознания, мировой художественной культуры, петербурговедения, физической культуры, трудового обучения, библиотечные работники.

Программой предусматривалось обеспечение сугубо дифференцированного подхода к процессу обучения слушателей с учетом их базового образования, опыта предыдущей работы, личных интересов и познавательных потребностей.

Курс показал свою значимость, в него были внесены необходимые изменения и дополнения, после чего он сейчас успешно проводится в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (далее Академия).

Весь курс подразделяется на три основных раздела: «Информационная культура педагога как фактор становления информационного общества», «Феномен информационной культуры педагога», «Информационное поведение как результат профессионального развития педагога».

Учебно-тематический план (54 часа)

п/п

Содержание тем и разделов

Кол-во час. всего/лекций

11.

Информационная культура педагога как фактор становления информационного общества

2/2

22.

Феномен информационной культуры педагога

48/21

2.1

Основы информационно-библиографической культуры педагога

8/4

2.1.1

Библиографическая культура

2/1

2.1.2

Информационные ресурсы в сфере образования


2/2

2.1.3

Технология информационного поиска

4/1

2.2

Профессиональная читательская культура педагога

4/3

2.2.1

Книга - феномен культуры

1/1

2.2.2

Культура чтения

1/1

2.2.3

Учебно-исследовательские работы

2/1

2.3

Информационно-коммуникативные технологии в образовании

38/14

2.3.1

Основы работы в среде Windows

14/4

2.3.2

Компьютерные сети и Интернет. Создание образовательных Интернет-ресурсов

12/6

2.3.3

Общение в Интернете. Образовательные форумы

12/4

33.

Информационное поведение как результат профессионального развития педагога

2/ -


В первом разделе рассматриваются: концепция информационного общества, создание единого информационно-образовательного пространства, основные подходы к определению понятий информационная культура личности и информационная культура общества, информация и информационные ресурсы, формирование гуманитарных представлений о понятии «информатизация». Педагог рассматривается как носитель информационной культуры.

Во втором - феномен информационной культуры как нового научного направления и новой научной дисциплины, роль и место информационной культуры в образовательном процессе, проблемы оценки ее уровней и путей формирования у педагогов, структурные компоненты (информационно-библиографическая культура, профессиональная читательская, информационно-коммуникативная).

В третьем разделе: профессиональная рефлексия в области осознания важности непрерывного образования, ориентация на мировые информационные ресурсы; комплексное использование различных каналов получения информации, способность к оценке уровня собственной информационной компетентности, стремление к профессиональному общению, к обмену знаниями, активность в распространении нового знания, соблюдение правовых и этических норм использования и распространения информации. С позиций системного подхода деятельность по развитию информационной культуры педагогов необходимо рассматривать как определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Обучение педагога по развитию его информационной культуры должно строиться с соблюдением ряда требований:

1.Обучение должно быть ориентировано на формирование положительной установки приобретения теоретических знаний и практических умений и творческое отношение к ним, чему способствует хорошо продуманная подготовительная работа:

- предварительное знакомство со слушателями на основе информации, полученной с мест;

-диагностическое изучение потребностей и запросов, личностных особенностей педагогов, позволяющее скорректировать содержание, организационные формы и методы обучения, продумать индивидуальную работу со слушателями;

2. Наглядный показ практической значимости предлагаемых знаний и отрабатываемых умений для решения сложных педагогических задач, преодолению затруднений в профессиональной деятельности и общении.

3.Предоставление возможности педагогам творчески применять полученные знания и умения в разных учебных ситуациях, проверять себя на практике.

4.Отработка конкретных профессионально-педагогических умений педагога путем:

  • наблюдения и оказания конкретной помощи со стороны преподавателей и методистов в процессе практической деятельности педагога на местах;

  • организации и проведения стажировки в базовых школах, отличающихся передовым педагогическим опытом;

  • изучения информации, полученной на основе обратной связи и внесения необходимых корректив в учебный процесс, позволяющих придать определенную направленность его научной стороне.

5.Методика построения учебных занятий базируется на основных идеях: о разноуровневости знаний, необходимых современному педагогу для успешного осуществления образовательной деятельности; о взаимосвязи теоретического и практического в профессиональной деятльности; о необходимости выделения самообразующего фактора в процессе обучения педагогов.

6.Определение результативности обучения на основе повторного диагностического обследования слушателей (выходной контроль), соотнесение его результатов с информацией, полученной во входном контроле, и определение путей дальнейшего профессионального развития педагога.

Практические занятия проводятся в виде ознакомительных и самостоятельных групповых и индивидуальных работ, семинарских занятий, демонстраций методов работы с традиционными и электронным каталогами, с использованием мультимедийных средств. Для организации практической работы слушатели обеспечиваются необходимым раздаточным материалом (ксерокопии, дискеты), текстовой и статистической информацией. Для обеспечения курса «Информационно-коммуникативные технологии в образовании» применяется современная электронно–вычислительная техника и свободный доступ в Интернет. Для каждого раздела программы представлен список литературы.

В ходе обучения слушателям предоставляется возможность пользоваться библиотечным фондом Академии, электронной правовой базой «Консультант+», электронными базами данных, фондом медиаресурсов, электронными учебными пособиями и учебно-методическим комплектом по курсу, разработанному специалистами Академии, который включает: учебные пособия, ксерокопии статей, дискеты, таблицы, схемы, диаграммы.

Эффективность результатов образовательной деятельности педагогов в направлении развития их информационной культуры при апробации программы в целом оценивалась с помощью анализа результатов тестирования и контент-анализа рефератов и курсовых работ слушателей. Опросники были составлены с целью получить представление об уровне сформированности каждого из перечисленных выше компонентов информационной культуры педагога. Педагогам было предложено провести самооценку умений в области поиска и обработки информации, полученные данные были сопоставлены с результатами контент-анализа рефератов и курсовых работ слушателей. Выявление особенностей информационной культуры педагога продолжено с помощью теста, позволяющего определить характеристики профессионально-читательской и информационно-коммуникативной культуры. При анализе полученных результатов использовались данные педагогического наблюдения в ходе образовательной деятельности слушателей, педагогическое интервьюирование. Сформированность ценностного аспекта каждого из компонентов информационной культуры оценивалась с помощью контент-анализа эссе «Информационная культура в моем профессиональном развитии», написанного слушателями.

В отношении информационно-библиографического компонента в ходе образовательной деятельности в наибольшей степени получили развитие знания в области информационно– библиографической культуры - 29,9% и умение использовать справочно-библиографический аппарат библиотек, справочно-поисковый аппарат информационных изданий, электронные каталоги, виртуальные полнотекстовые библиотеки и т. п., поисковые системы Интернет - 37,1%. В сравнении с результатами входящего анкетирования прирост на - 25,8%. В среднем, количество ошибок в оформлении рефератов уменьшилось на - 32,4%.

Повторное тестирование показывает, что наблюдается динамика в развитии профессиональной читательской культуры. Увеличилось число педагогов правильно организующих читательскую деятельность, рабочее место, соблюдающих гигиенические условия чтения, контролирующих утомляемость до 99,9%; умеющих выделять главное в тексте, использовать «свернутые» записи, конспектировать, цитировать, аннотировать, реферировать, рецензировать; делать выводы и обобщения до 92,2%; владеющих принципами рационального отбора источников информации для переработки и чтения до 91,7%.

Информационно–коммуникативная культура педагога в сравнении с первоначальными данными резко возрасла. Если ранее 60% педагогов только осознавали необходимость Интернет, то после обучения 98,7% понимают закономерности информационных процессов общества и умеют пользоваться компьютерными технологиями, а 44,3% (ранее12,2%) применяют на своих уроках. Увеличилось число респондентов, использующих информационные возможности Интернет с 25,9% до 33,8%, а число не имеющих такой возможности сократилось на 14,0%.

Возрастающий характер полученных данных при апробации программы «Основы информационной культуры педагога» свидетельствует об эффективности образовательной деятельности педагогов в процессе освоения курса.

В ходе обучения повышается уровень информационной культуры педагога, способствующей его творческому росту, профессиональному самосовершенствованию, восприятию и созданию инноваций и тем самым обновлению знаний, обогащению педагогической теории и практики.

Литература
1. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова: Учебно-методическое пособие. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 208 с.

2. Минкина В.А. Информационная культура специалиста и проблемы ее формирования/В.А.Минкина//Современное библиотечно-информационное образование: Учеб. тетради.- Вып.3.- СПб.: СПбГУКИ, 1999. - С.121-136.

3. Полякова Т.И. Информационная культура современного педагога как фактор его профессионального развития: автореф. дис. канд. пед.: 13.00.01. /Т.И. Полякова – СПб.: СПбАППО, 2005.- 20с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие информационной культуры педагогов посредством образовательной программы в системе повышения квалификации iconМетодические указания по освоению образовательной программы повышения...
Методические указания по освоению образовательной программы повышения квалификации
Развитие информационной культуры педагогов посредством образовательной программы в системе повышения квалификации iconРазвитие профессионального мастерства персонала образо- вательного...
...
Развитие информационной культуры педагогов посредством образовательной программы в системе повышения квалификации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить педагогов с различными формами самообразования в системе непрерывного повышения квалификации педагогов доу, дать...
Развитие информационной культуры педагогов посредством образовательной программы в системе повышения квалификации iconПовышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной...
В статье представлен опыт проведения занятий по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации...
Развитие информационной культуры педагогов посредством образовательной программы в системе повышения квалификации iconКурсы повышения квалификации за 5 лет (наименование курса, год прохождения)
«Урок математики в системе развивающего обучения»,2008; «Проектирование образовательной программы педагога», 2008
Развитие информационной культуры педагогов посредством образовательной программы в системе повышения квалификации iconДоклад Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования
Ак составляющая современной информационной культуры охватывает собой непрерывное обучение школьников информатике, регулярное использование...
Развитие информационной культуры педагогов посредством образовательной программы в системе повышения квалификации iconУрока в современной информационной образовательной среде по теме...
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Развитие информационной культуры педагогов посредством образовательной программы в системе повышения квалификации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для использования в системе повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений...
Развитие информационной культуры педагогов посредством образовательной программы в системе повышения квалификации iconПрограмма курсов повышения квалификации по теме «Современная сельская...
Директор аоу дпо ур «Центр повышения квалификации работников культуры» Удмуртской Республики
Развитие информационной культуры педагогов посредством образовательной программы в системе повышения квалификации iconФакультет повышения квалификации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Развитие информационной культуры педагогов посредством образовательной программы в системе повышения квалификации iconПрограммы повышения квалификации
Категория слушателей (требования к слушателям) высшее образование (обучающиеся в магистратуре и аспиранты также могут участвовать...
Развитие информационной культуры педагогов посредством образовательной программы в системе повышения квалификации iconПрограмма повышения квалификации учителей физической культуры, как...
Программа предназначена для руководителей образовательных учреждений, педагогов физической культуры общеобразовательных учреждений...
Развитие информационной культуры педагогов посредством образовательной программы в системе повышения квалификации icon«Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации...
Нной политики в области образования. Ведь от уровня профессиональных компетенций руководителей и педагогов зависит результативность...
Развитие информационной культуры педагогов посредством образовательной программы в системе повышения квалификации iconПлан работы проблемной группы «Урок в новой информационной образовательной...
Проблема: фгос общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной...
Развитие информационной культуры педагогов посредством образовательной программы в системе повышения квалификации iconУроки (классно-урочная форма)
Этому способствовала так же работа в различных формах повышения квалификации педагогов, развитие практических умений и навыков учащихся...
Развитие информационной культуры педагогов посредством образовательной программы в системе повышения квалификации iconПубличный отчет за 2012-2013 учебный год
Этому способствовала так же работа в различных формах повышения квалификации педагогов, развитие практических умений и навыков учащихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск