Скачать 126.37 Kb.
|
Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном, творческом состоянии … Н.А. Бердяев «Самопознание»ПРОЕКТНОЕ ПОРТФОЛИОРазработчики: учитель русского языка и литературы Зарецкая О.Е. учитель информатики Левина Н.С. под редакцией зам. директора гимназии по инновационной работе, к.ф.н. Макарова В.В. Целью проектной деятельности является не только достижение учащимися комплекса знаний, но формирование и навыков творческой деятельности, и умения самостоятельно работать с информацией. Проекты могут быть различной формы: от создания Интернет-страницы или презентации на ПК до написания сценария праздника эпохи или организации и проведения предметной недели. В данной работе представлены проектное портфолио, паспорт учебного проекта и фрагменты проектных работ, выполненных учащимися гимназии. Ты собираешься идти по пути проектирования. Большинство предметов, окружающих нас, прошли через этот процесс. Во время работы над проектом у тебя возникнет множество вопросов. Попробуем ответить на некоторые из них. I.Что такое проектная работа? Под методом проектов (от латинского projectus – выдвинутый вперед) понимают работу учащихся для достижения решения проблемы, оформленную в виде конечного продукта. Метод проектов разработал ученик Д. Дьюи и американский педагог В. Килпатрик. Метод проектов получил широкое распространение и популярность в США, Германии, Италии, Великобритании и России. Хотелось бы, чтобы в результате работы над проектом вы получили удовольствие, смогли проявить самостоятельность, фантазию, творческий подход. Кроме того, подобная работа поможет вам укрепить дружеские и товарищеские отношения. Вы, надеемся, будете в работе поддерживать друг друга, подсказывать пути решения возникающих проблем, сумеете распределить обязанности, взаимодействовать друг с другом. Очень хотелось бы, чтобы в процессе работы вы научились
II. Как ты будешь работать над проектом? Ты выбираешь предметную область или направление, которое представляет для тебя интерес. Это направление может находиться на стыке наук, что особенно интересно (посмотри на сайте гимназии презентации и доклады ученых в разделе «учителю/конференция» ). Обращаешься к учителю и обсуждаешь с ним предполагаемое направление исследований, вы с ним совместно обсуждаете проблему, формируете список литературы и намечаете сроки выполнения задания. В дальнейшем ты будешь осуществлять самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чтения книг, постановки и выполнения лабораторных работ, практических заданий и т.п. По завершении всех предполагаемых этапов (на что может уйти несколько дней, недель и даже месяцев) учитель проверит выполнение заданий и обобщит полученные результаты. III. Какие бывают типы проектов? (если тебе трудно понимать смысл текста, то читай только жирный шрифт и примеры): а) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты. б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки. в) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника эпохи, фрагмент урока, кроссворды. г) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие. IV. Этапы работы над проектом
Подумай, в какой области знаний ты хотел бы реализовать свой проект (гуманитарной, лингвистической, естественно-научной, интегративной) На этом этапе выстраивается образ индивидуальной и коллективной организации будущих занятий: намечается разделение задач внутри группы (см. Как лучше организовать работу над проектом), предварительное закрепление за каждым из них той или иной роли и амплуа, составление схемы их взаимодействия, планирование порядка работ.
Следующий шаг – найти как можно больше информации по своей проблеме, ее анализ. Сходи в библиотеку. Посмотри журналы и газеты, посоветуйся со старшими. Фиксируй все интересные идеи, которые пришли тебе в голову. Делай эскизы, рисунки, пометки. Оцени свои возможности, достаточно ли у тебя знаний и умений для реализации твоей идеи. Реально оцени время для решения твоей проблемы. Подумай о внешнем виде проекта. Ты самостоятельно начинаешь работать с художественной литературой и периодической печатью, тебе приходится по крупинкам собирать информацию по своему проекту и переосмыслить ее, «пропустить через себя» (см. памятку для работы с дополнительной литературой)
На этом этапе школьники используют различные методы поиска идей решения проблемы. Руководитель проекта обязательно проконсультирует и поддержит тебя в ходе поиска. Запомни: любая проблема может иметь много различных вариантов решения. (интернет–страница, медиа-шоу и т.д.) Выбери оптимальный вариант.
На этом этапе надо выбрать идею, позволяющую наиболее успешно решить проблему
На этом этапе намечается последовательность и сроки реализации проекта. Обязательно покажи макет проекта руководителю, который внесет коррективы. Спланировав свою деятельность, ты можешь приступать к воплощению проекта. Итак, сейчас ты должен составить четкий план проекта. Запиши порядок своей работы.
В ходе реализации проекта ты должен обговаривать содержание с консультантами и руководителем проекта.
Хорошо, чтобы это событие было записано на пленку с помощью видеокамеры. Так учитель и учащиеся получат возможность проанализировать свои выступления. Увидеть себя со стороны и учесть свои все недостатки.
Во время работы над проектом тебе придется прочитать много различной литературы. V. Как правильно работать с текстом? Для этого тебе нужно стать экспертом, владеющим техникой работы с текстом. Сначала эксперт пробегает текст глазами ( предварительное знакомство с содержанием), затем повторно читает текст и делает записи наиболее важных фактов. Затем сверяет эти факты с той целью, которая перед ним стоит, и в том случае, когда возникает непонимание, обращается к справочной литературе (например, словарю). Такой процесс чтения можно представить следующим образом. ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
VI. К проектной работе предъявляются следующие требования:
- Работа представляется в напечатанном виде, с приложениями дискеты, на которой указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы. - Справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски) должны быть выполнены в соответствии с принятым стандартом (ФИО автора, название источника, издательство, год). Пример: Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - Проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, курсив, поля, унификация шрифтов, единый стиль.)
4. Требования к информационной среде выполнения проекта 4.1. Для текстовых файлов: файлы сохраняются в формате DOC или RTF с проверкой на макровирусы, используемый в работе размер основного шрифта 12, 14; заголовков – 14, 16; шрифты разрешается применять стандартные Times, Arial, MS San Sherif; разрешается использовать выделение курсивом, жирным, подчеркивание; документ форматируется в соответствии с его логической структурой; текст выравнивается по двум границам, заголовки – центрированы; межстрочный интервал – 1,5; текст не должен содержать грамматических и синтаксических ошибок; готовый материал должен быть связан в макет (связанные блоки, обтекание текстом); для оформления табличной информации предпочтительно использование электронной таблицы; использование формул для размещения расчетов и диаграмм для показа информации; использование редактора формул для вставки текста формул; 4.2. При использовании среды MS POWER POINT ее выбор определяется типом подбираемого материала (много графических изображений и мало текста). Применяются стандартные шрифты, анимация и звуковые эффекты используются в пределах разумного, а не как самоцель. Количество слайдов также в пределах разумного определяется преподавателем. Отбор материала должен быть осмысленным, необходимо избегать дословного переписывания. Проект на иностранных языках должен выполняться на иностранном языке с текстовым переводом. Не желательно использование готового материала из Интернета или лазерного диска – это не является творческой работой. Нельзя использовать чужой материал без соответствующих ссылок. 4.3. При использовании среды Интернет графические файлы должны быть оптимизированы по размеру и быстродействию раскрытия (не более 100Кб), для Интернет-продукта – не более 50 Кб в формате JPG или GIF. Проект должен быть размещаем в сети и удовлетворять требованиям презентаций. Web-дизайн проекта: темный шрифт на светлом фоне, единый стиль всего проекта, форматирование текста(выравнивание, тоже, что и для текстовых документов), страница не более 1,5 – 2 страниц текста, использование удобной навигации (с оглавления на любую страницу и возврат на главную), продуманное использование графики и других нетекстовых объектов (видео, аудио, мультимедиа потоки) VII. Паспорт учебного проекта 1.Тема проекта _______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Авторы проекта________________________________________ ________________________________________________________ 3.Класс_________________________________________________ 4.Научный руководитель_________________________________ ________________________________________________________ 5.Тип проекта (интегративный, предметный)______________ 6.Форма проекта_________________________________________ 7.Краткое описание проекта (возможности использования особенности проекта и т.д.)_______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 200__ - 200__ учебный год VIII. График консультаций
IX. ЛИСТ КОНТРОЛЯ ПРОГРЕССА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Эффективно ли ты использовал отведенное время? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. В чем сильные, в чем слабые стороны твоего проекта? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3 .Если бы этот проект ты выполнял бы снова, то какие ты внес бы изменения в свою работу? . __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Легко ли ты решал возникающие проблемы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Уложился ли ты в отведенные сроки? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Каково твое мнение о других проектах? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проект «Путешествие за три моря» Авторы Каськова З., Гапонова Л.. (7 класс) Научный руководитель: Разуваева И.И. Наш проект состоит из настольной игры по путешествию Афанасия Никитина и презентации в Microsoft Power Point. Настольная игра может быть использована в начальной и средней школе, а компьютерная презентация на уроках истории, экономики, биологии, философии, географии и литературы как дополнительный источник информации о путешествии Афанасия Никитина и истории Средневековой Индии. Проект «Таинственная Австрия» Алексеева А. (8 класс) Научный руководитель: Красовская Л.Ф. Проект содержит информацию о разных сторонах Австрии (истории, география, национальные традиции, культура и т.д. В проекте присутствет музыка известстных австрийских композиторов, что помогает окунуться в необычайный мир этой удивительной страны, полной загадок и тайн. Проект сделан на двух языках (немецком и русском). Проектная работа по экспериментальной математики «Четность чисел в "треугольнике Паскаля"» Автор Молодцов Иван (5 класс) Руководитель: Шабат Г. Б., Бирюкова С. С. На занятиях по экспериментальной математике мы познакомились с удивительным цифровым треугольником, который подробно описал французский математик Блез Паскаль в своем «Трактате об арифметическом треугольнике» в 1665 году. С тех пор он так и называется – треугольник Паскаля. Несколько иные варианты этой таблицы были известны итальянцу Николо Тарталье, персидскому поэту и ученому Омару Хайяму, китайским и индийским математикам. Проектная работа по географии «Китай: деловые советы миру на этапе глобализации» Авторы: Миронов Э., Волкова М. (10 класс) Научные руководители: Шанцева Л.Я., Львовский М.Б. Представленный проект состоит из 6 основных разделов, а также 3 страниц, посвященных актуальности выбора темы, библиографии и информации об авторах проекта. Проект возможно использовать как наглядное пособие для изучения экономики и культуры Китая. |
Портфолио педагогических достижений аттестующегося работника, претендующего... Портфолио педагога оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио,... | Рекомендации по оформлению портфолио для студентов заочной формы обучения Портфолио Портфолио – комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента | ||
Портфолио учащегося – участника конкурса Индивидуальная накопительная рабочая папка «портфолио ученика школы» включает в себя | Курсы повышения квалификации 20. 01. 2014 Выдача портфолио (просьба получить портфолио педагогам, прошедшим аттестацию в 2013 г.) | ||
Как составить электронный портфолио? Слово "портфолио"в Русском орфографическом словаре Российской академии наук под ред. В. В. Лопатина отнесено к несклоняющимся словам,... | Пояснительная записка портфолио Все материалы портфолио заверяются администрацией образовательного учреждения. Предоставление недостоверных сведений может повлечь... | ||
1. общие положения «Электронное портфолио» ученика далее «Портфолио» – комплект электронных документов и материалов, представляющий совокупность сертифицированных... | Положение о Портфолио учащегося начальной школы. 1 Настоящее Положение определяет порядок формирования и использования Портфолио, предусмотренного Концепцией профильного обучения (... | ||
Положение о портфолио Настоящее положение разработано в соответствии с решением педагогического совета о введении портфолио как новой формы оценивания... | Использование технологии веб-портфолио в образовательном процессе С 2012 года – научный руководитель ит-проекта создания и развития социальной сети для ведения веб-портфолио 4portfolio ru | ||
«12» «сентября» 2010г. Положение о портфолио учащегося «Мой портфолио» в 1-4 классах Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (фгос) начального общего... | Положение о портфолио обучающегося «Мой портфолио» в 1-4 классах общие положения Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (фгос) начального общего... | ||
Положение о портфолио обучающихся 5-9 классов мкоу «Крутовская оош» Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных... | План работы гбоу имц петродворцового района на ноябрь 2013 г Приём портфолио на аттестацию на декабрь, январь 2014 г. Выдача портфолио педагогам, прошедшим аттестацию в сентябре, октябре 2013... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В своем портфолио я представляю достоверные данные о результатах своей профессиональной педагогической деятельности, подтверждаю... | Формируем портфолио Портфолио документов — необходимые для работы медицинского работника государственные и локальные нормативно-правовые документы, а... |