Поэзия, мозг и время





Скачать 63.94 Kb.
НазваниеПоэзия, мозг и время
Дата публикации19.07.2013
Размер63.94 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Поэзия, мозг и время

Ф. Тернер, Э. Петтель

Речь в настоящем очерке идет о об одном старом предмете (поэзии), о новой области знания (исследования мозга) и об одной научной парадигме (о времени). Объединив эти три названные области исследования, мы предприняли сравнительное изучения стихотворных размеров, в которых выявляется всеобщее временнó е подобие поэтической речи различных эпох и народов. Это подобие распространяется даже на такие географически и социально различные культуры, как древнегреческая и японская. В основе стихотворного размера всегда лежит некое временнó е единство, и оно свидетельствует о присущей всем предрасположенности к созданию и поддержанию определенных ритмов. Это творческий, упорядочивающий нервно-психический процесс, способный устанавливать гармоничное взаимодействие между различными функциональными облаcтями нашего мозга.

Исследования по психологии восприятия, биохимии мозга, психологии, эволюции мозга, его онтогенезу, этологии и культурной антропологии позволили установить главные особенности переработки информации в коре головного мозга:

  1. На исходном уровне отдельных нейронов информация перерабатывается по-прокрустовски. Это означает, что человек сводит сигналы из окружающего мира к своим собственным категориям и воспринимает лишь то: что прямо отвечает на вопросы: которые он сам способен задать. Это относится к восприятию в целом  “макрокосму”. На поступление любой “неподходящей” информации нейрон не отзывается.

  2. В нейронах укоренена настоятельная потребность в однозначности. Поэтому можно сказать, что переработка информации в нашем мозгу детерминированна. Человеческий мозг “пересиливает” вероятностную, чуждую ему природу первичных составляющий Вселенной (имеется ввиду микромир и квантовая механика).

  3. Нервная система человека предрасположена к привыканию (габитуации) и поэтому склонна не замечать повторяющиеся и ожидаемых раздражителей и гораздо энергичнее реагирует на новые и неожиданные.

  4. Нервная деятельность человека отличается синтетической направленностью. Она ищет форму даже там: где ее нет.

  5. Нервно-психические процессы не пассивны, а активны: нервная система создает сценарии, подлежащие проверке действительностью.

  6. Таким образом, нервная деятельность предсказательна. Она экстраполирует или изобретает различные схемы: которые позволяют ожидать вполне определенных событий в ближайшие мгновения или в более отдаленном будущем.

  7. Переработка информации в нашем мозгу организована иерархически. В нейронных “колонках” сенсорной коры правдоподобный образ действительного мира воссоздается иерархической системой нервных клеток

  8. Этим иерархическим системам приходится интегрировать самую разнородную информацию. Для согласования деятельности элементов этих систем нужен нервный ритм: под контролем которого и объединяется вся необходимая информация. Работа мозга, таким образом, в самой сути своей ритмична.

  9. Деятельность мозга может включать самовознаграждение. В мозгу имеются участки, которые способны реагировать на опиоптидные пептиды (энкефалины, эндрофины), а так же на другие гормоны удовольствия Синтезом этих веществ сам же мозг и управляет.

  1. Со способностью мозга к самовознаграждению связано еще одно его свойство  рефлексивность. В весьма широких пределах он сам себя настраивает и сам себя организует. В отличие от компьютера мозг способен как бы превращать мягкую оснастку в жесткую (т.е. математическое обеспечение  в аппаратное) и обратно

  2. Нервная система человека неотделима от человеческой культуры, которой она и признана служить. Поэтому наша нервная деятельность по своей сути социальна. В социальной среде усваиваются специфические сложные навыки и умение общаться.

  3. В двух полушариях нашего мозга информация перерабатывается по-разному (специализация полушарий). Соотношение правого и левого полушарий описывается как взаимодополнение познавательных функций. Правое полушарие располагает пространственную информацию во временном порядке, а правое  временнý ю информацию в порядке пространственном. Понимание состоит в каком-то смысле в том: что одна форма информации преобразуется в другую и наоборот.

  4. Переработке информации в человеческом мозгу можно приписать форму калогенности. Нервная система очень склонна к построению недвусмысленных, четких, правдоподобных, связных: внутренне непротиворечивых емких и компактных моделей окружающего мира, обладающих предсказательной силой.

Если описанная выше тенденция  действительно результат какой-то внутренней мотивации, то эта такая склонность, за проявления которой мозг сам себя вознаграждает. Такие приемы мозга, если они существуют, должны отвечать определенным требованиям: a) они должны использоваться во всех человеческих культурах; б) они должны быть очень древними и обнаруживаться даже в самых примитивных обществах; в) аборигены, практикующие эти приемы, должны видеть в них магическую силу; г) они должны быть тесно связаны с различными видами общественной и культурной деятельности.

Всем поставленным требованиям в точности удовлетворяет метрическая поэзия Метрический стих практически у всех народов участвует в ключевых религиозных, общественных и хозяйственных ритуалах.

Основная единица поэтического текста  строка. Ее декламация занимает от 2.5 до 3.5 сек. Строка также есть и смысловая и синтаксическая единица.

Всегда какие-то легко различимые элементы строки или группы строк остаются постоянными на протяжении всего стихотворения

Еще одна особенность стихов  сбой или вариация

Теперь донесем до читателя основной тезис нашего очерка. Он позволяет объяснить, почему в человеческой поэзии преобладает трехсекундная строка. Это связано с особенностями слуха.

События, разделенные интервалом 0.003 с Воспринимаются как одновременные.

Если звуки разделены интервалом в 0.03 с, то воспринимается их последовательность и можно указать, какой из них был первым.

Если интервал больше 0.3 с, то мозг становится способным на отклик.

Однако осознание целевых отношений приходит не сразу: для этого нужно сопоставлять ряд примеров последовательных событий. Для сопоставления требуются раздельные самостоятельные “порции опыта”. На отклик уходит 0.3 с, а следующее по порядку временнó е деление должно быть достаточно велико для полного завершения и опознания временных отношений. Эта основная “порция опыта” занимает около 3 секунд. Примерно каждые 3 с говорящий человек обычно делает перерыв на несколько миллисекунд и во время этого перерыва принимает окончательное решение относительно словаря и синтаксиса следующего предложения. Слушатель обычно без передышки и разумения примерно такой же кусок слышимой речи поглощает, а затем перестает слушать: поглощенное нужно подытожить и осмыслить.

Из всего сказанного должно быть очевидно, что существует весьма примечательное соответствие между временной организацией стихотворного размера и временными особенностями работы слуховой системы. Один слог выговаривается примерно за треть секунды, а это наименьший отрезок времени.

Уже много лет известно, как действует ритмическая зрительная и слуховая стимуляция. У людей подверженных эпилепсии, она может вызывать приступы этой болезни. Ритмический раздражитель “раскачивает” естественные мозговые ритмы  особенно тогда: когда он настроен на какую-нибудь физиологически существенную частоту (например на частоту альфа-ритма - 10 герц). Что-то похожее может происходить и с трехсекундной стихотворной строкой: она подстроена к трехсекундному циклу слухового (и субъективно-временного) “настоящего”. В стихах употребляются различные приемы  как метрические: так и основанные на созвучиях: примерами служат чередование ударение в строке и рифма. Стих оказывает весьма своеобразное воздействие: человек чувствует расслабление, обретает целостное видение мира и т.п.

На уровне коры стихотворный размер выполняет различные функции, общее назначение которых  налаживать и усиливать работу мозга. Некоторые ритмические варианты стихотворный размер сразу же исключает, чем удовлетворяет “прокрустовскую” потребность мозга в недвусмысленности и четкости различий. Размер сочетает два начала: c одной стороны, постоянство ритмического рисунка, с другой  отклонения от него (удовлетворение потребности в умеренной новизне). Стихотворный размер задает мозгу ритмическую систему временнó й организации его работы, а так четко ограничивает набор допустимых смысловых и синтаксических конструкций. Этим он поощряет синтетическую и предсказательную деятельность мозга и порождает ожидания: которые тут же не без удовольствия оправдываются. По своему содержанию поэзия часто обнаруживает сильное тяготение к пророчеству: что явно указывает на ее предсказательную роль. Материал: который предлагает поэзия иерархически упорядочен в отношении времени: ритма и языка и поэтому гармонирует с иерархической организацией самого мозга.

Стихи доставляют нам удовольствие  очевидно потому, что они могут приводить в действие мозговой механизм самовознаграждения. Поэзию издавна занимают самые основные человеческие ценности  истина, добро и красота, и это, несомненно, связано с прямым воздействием стиха на мотивационную систему самого мозга. На семантическом уровне поэзия интересуется самосознанием и совестью. На ней всегда держалось общественное воспитание. Поэзия усиливает взаимодействие между двумя потоками упорядочения информации  левополушарным (временным) и правополушарным (пространствен-ным); она помогает добиться того слитного мира объемного видения мира, которое называется “истинным пониманием”. Поэзия производит красоту, а вместе с нею  стройные, внутренне непротиворечивые модели окружающего мира, обладающие предсказательной силой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Поэзия, мозг и время iconСтволовая часть головного мозга План
Мозг является самым важным и ценным органом человека. С помощью мозга осуществляется восприятие окружающего мира; мозг хранит воспоминания;...
Поэзия, мозг и время iconРеферат. Поэзия «женской души»
Поэзия И. Анисимовой своеобразна и неповторима, но в то же время следует предшествующим традициям женской поэзии. Её поэтические...
Поэзия, мозг и время iconЛ. М. Чайлахян искусственный интеллект и мозг (Можно ли моделировать...
Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы
Поэзия, мозг и время iconКуртуазная поэзия и лирическая традиция средневековой литературы
Куртуазная поэзия и лирическая традиция средневековой литературы. Что же такое куртуазная поэзия? Откуда она пошла? Что в нее входит?...
Поэзия, мозг и время iconФизиология двигательных функций на уровне ствола мозга Анатомические характеристики ствола
Физиологи анатомически объединяет три отдела головного мозга: продолговатый мозг, мост и средний мозг, совместная деятельность которых...
Поэзия, мозг и время iconЛитература Тема урока: «Поэзия Серебряного века. Моё открытие» тдц:...
...
Поэзия, мозг и время iconРеферат Обзор антивирусных программ
Они имеют колоссальные возможности, позволяя тем самым освободить мозг человека для более необходимых и ответственных задач. Компьютер...
Поэзия, мозг и время iconРеферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.»
Тема моей работы – «Современная бард-рок поэзия». Я считаю, что эта тема в настоящие дни актуальна как никогда, т к рок-музыка набирает...
Поэзия, мозг и время icon«Поэзия зрелой мысли…»: жизнь и творчество Давида Кугультинова литературно-методическое пособие
«Поэзия зрелой мысли…»: жизнь и творчество Д. Кугультинова: к 90-летию Д. Н. Кугультинова: литературно-методическое пособие / бу...
Поэзия, мозг и время iconZarlit современнаяпоэзия : русскаяизарубежная краснодар 2011 удк...
С современная поэзия: русская и зарубежная (сборник статей) / Под ред. А. В. Татаринова. Краснодар: zarlit, 2011
Поэзия, мозг и время iconУрок литературы в 6 классе. Тема: «Поэзия о Великой Отечественной войне»
М. Шолохов говорил, отмечая напряжённую, поистине героическую работу писателей во время войны: «Была у них одна задача: лишь бы слово...
Поэзия, мозг и время iconЛитература средневековья и возрождения "Битва при Мэлдоне", "Кит",...
Битва при Мэлдоне", "Кит", «Деор», «Морестранник», "Видcuд", "Загадки", 'Послание мужа" в сборнике "Древнеанглийская поэзия" под...
Поэзия, мозг и время iconРусская рок-поэзия
Охватывает не только бывший ссср, но получил распространение в мировой культуре
Поэзия, мозг и время iconВопросы и предназначения
Как мы можем оказаться в матрице (продолжение). Злой ученый питера ангера и «мозг в банке» хилари патнэм
Поэзия, мозг и время icon«Героическое сказание великая поэзия народов мира. Рожденные во благо...
Тема урока: «Героическое сказание – великая поэзия народов мира. Рожденные во благо народа. (на основе алтайского героического эпоса...
Поэзия, мозг и время iconЭкзаменационные вопросы для 5 курса озо
Поэзия «чистого искусства». Представители. Основные идейные и художественные искания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск