Рубакова Ирина Николаевна, зам директора по умр реферат: новый подход к старой форме





Скачать 49.71 Kb.
НазваниеРубакова Ирина Николаевна, зам директора по умр реферат: новый подход к старой форме
Дата публикации16.11.2014
Размер49.71 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
Рубакова Ирина Николаевна,

зам. директора по УМР

Реферат: новый подход к старой форме

Начать своё выступление я хотела бы со слов Айзека Азимова, которые, наверное, можно назвать эпиграфом ко всему сегодняшнему мероприятию: «Только путём самообразования можно чему-либо научиться. Единственная задача школы – облегчить этот процесс. Если же ей этого не удаётся, она теряет всякий смысл своего существования». Эти слова становятся особенно актуальными, потому что основная цель организации самостоятельной работы и состоит в том, чтобы студент научился учиться сам: без этого он не сможет состояться как специалист.

В своём выступлении я остановлюсь на одном из видов СР – написание реферата. Слово «реферат» имеет несколько значений, как правило, в методике мы трактуем «реферат» как доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Несмотря на то, что существует несколько видов реферата, сегодня многие преподаватели отказываются от этой формы самостоятельной работы. Во-первых, потому, что считают её устаревшей, а, во-вторых, в век Интернета не считают её эффективной: на самом деле, сегодня, чтобы сдать реферат, достаточно ввести в поисковой строке заданную тему и нажать кнопку «скачать», т.е. можно просто взять готовое, не осмысливая материал, не прилагая собственного труда к созданию учебной работы. Кстати, Яндекс на запрос «реферат скачать» даёт более 50 млн ссылок.

С проблемами плагиата при сдаче рефератов и написании более серьёзных научных работ борются во всём мире: в некоторых высших учебных заведениях за плагиат студентам грозит отчисление. Разрабатываются специальные программы, которые должны помочь преподавателям в выявлении скачанных из Интернета рефератов.

Но мы считаем, что не надо ни отказываться от реферата, ни доказывать, что работа выполнена несамостоятельно или запрещать пользоваться Интернетом. Почему нельзя отказываться от реферата? Он и сегодня может стать актуальным и эффективным видом самостоятельной работы, более того, именно работа над составлением и защитой реферата может сформировать многие ключевые компетенции, необходимые для дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Ведь в мире, где основным ресурсом становится информация, формирование умений работать с информацией: находить, выбирать, анализировать и т. д. – выходит едва ли не на первый план. А именно этому и учит работа над рефератом. В то же время нет необходимости доказывать, что реферат взят из Интернета. Это просто невозможно. А чтобы написание реферата действительно приносило пользу, на наш взгляд, есть вариант более продуктивный: давая обучающемуся тему для написания реферата, чётко сформулировать требования к готовой работе, соответствовать которым ни один имеющийся в Интернете реферат не может.

Опыт работы наших педагогов позволил сформулировать некоторые приёмы, использование которых заставит учащегося вдумчиво и осмысленно отнестись к найденному в Интернете материалу, научиться творчески перерабатывать информацию. Это и будет являться главной развивающей целью написания реферата.

Сразу оговорюсь, что выбор приёмов осуществляет педагог в каждом конкретном случае, с учётом темы, цели реферата, возможностей обучающегося и т. д.

Первая группа требований относится к обязательным. Первое - строгое ограничение в объёме реферата. в методических указаниях преподаватель прописывает точное количество страниц, параметры оформления (шрифт, интервал, поля). Для того, чтобы реферат соответствовал этим требованиям, обучающийся должен будет самостоятельно отобрать материал из уже готового.

И второе - реферат должен соответствовать предложенному преподавателем плану. В этом случае план должен иметь не общие формулировки (вступление, основная часть, заключение), а конкретные, т.е. отражать содержание каждой части. План может быть и простой, и сложный. Пример вы видите на слайде. Реферат должен быть разделён именно на эти главы. Впоследствии составление плана может стать неотъемлемым этапом самостоятельного выполнения работы. Такой приём развивает логическое мышление, дисциплинирует сознание учащихся.

Следующая группа требований является дополнительной.

1-ое из них - сопровождение теоретического материала примерами с определёнными параметрами. Это могут быть примеры, отражающие местную специфику, относящиеся к определённому периоду (этапу), для общеобразовательных дисциплин эффективным является требование использовать профессионально значимый материал. Чтобы выполнить это требование, учащемуся необходимо воспользоваться не только Интернетом, но и материалом лекций, методических пособий, разработанных педагогом, другим материалами, и только тогда включить эти примеры в текст реферата. Если задание будет выполнено правильно, можно утверждать, что учащийся разобрался в теме.

Подбор к каждому разделу или пункту соответствующих иллюстраций. Более простой путь – иллюстрации из того же Интернета. Это могут быть рисунки, фотографии - любой иллюстративный материал, соответствующий заданию. Более сложный – фотографии, сделанные самостоятельно. Например, реферат по товароведению «Виды выкладки товара в магазине». Учащиеся для выполнения фотосопровождения должны пойти в магазин, найти необходимые витрины (полки), сфотографировать и проиллюстрировать реферат.

Представление части материала не в виде текста, а в виде схемы, таблицы, графика, алгоритма. Такая работа ещё раз покажет учащимся преимущества графической подачи информации (лаконичность, наглядность), они получат или усовершенствуют навык создания такого графического компонента, а самое главное – досконально исследуют материал по заданной теме. Пример – на слайде.

Сопровождение реферата словарём (глоссарием). Если реферат носит научный характер, очевидно, в нём будет использоваться большое количество терминов. Создание приложения в виде словаря обязует учащегося, во-первых, внимательно изучить текст, чтобы выявить все специальные слова, во-вторых, найти, пусть в том же Интернете, значения этих слов. Такая работа развивает словарный запас учащихся, формирует научность мышления, учит относиться внимательно к терминологии.

Выбор только достоверных источников. Этот приём учит относиться критически к обнаруженной в Интернете информации. Мы знаем, что далеко не всем сайтам можно доверять. Требование составлять список использованных источников является обязательным для любой работы, но обычно оно выполняется формально и не проверяется педагогом. Если же мы потребуем выбирать материал только из официальных источников, то учащийся должен буде сначала найти эти порталы, сайты, только потом использовать их в работе. Для начала можно, конечно, предоставлять список таких источников учащимся. В дальнейшем можно усложнять задание. Например, сравнить информацию достоверного и недостоверного источника, выявить расхождения.

Заканчивая выступление, хочу сказать, что организация СР учащихся в новом формате требует значительных временных затрат и учащегося, и педагога. Но эти затраты оправдают себя, т.к. при описанном выше подходе реферат из формальной превращается для обучающегося в творческую задачу, которая заставит вдумчиво, серьёзно подойти к выполнению работы, осмыслить тему, всесторонне изучить и глубоко закрепить материал, позволит сформировать общие компетенции, связанные с поиском, использованием, переработкой информации. Впоследствии работа над рефератом может выйти на иной качественный уровень: написание научного исследования, поисковой, творческой работы для представления на каком-либо конкурсе, конференции, или дипломной работы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рубакова Ирина Николаевна, зам директора по умр реферат: новый подход к старой форме iconМатериалы педагогического совета Анализ основных профессиональных...
Сергеева Н. А. зам директора по умр, Горшенина Н. В. зам директора по упр, Лапынина Ю. Г. преподаватель, Секретева Н. В. мастер п/о,...
Рубакова Ирина Николаевна, зам директора по умр реферат: новый подход к старой форме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составители программы: директор Т. С. Шамшина, зам директора по увр о. О. Обухова, зам директора по нмр т. Н. Бельтюкова, зам директора...
Рубакова Ирина Николаевна, зам директора по умр реферат: новый подход к старой форме iconМолодежь чебоксары [Б. г.] Содержание
Рецензент: А. В. Спиридонова, к культурологии, зам директора по умр гоу спо «Читинский педагогический колледж»
Рубакова Ирина Николаевна, зам директора по умр реферат: новый подход к старой форме iconКонспект занятий тематического дня «Путешествие мяча»
Рецензент: А. В. Спиридонова, к культурологии, зам директора по умр гоу спо «Читинский педагогический колледж»
Рубакова Ирина Николаевна, зам директора по умр реферат: новый подход к старой форме icon7 классе "Б" (кл рук-ль: Короткова Т. В.) Тема урока: "Музыка "легкая"...
Чепуштанова Ольга Сергеевна, Короткова Татьяна Викторовна, зам директора по увр ткаченко Ирина Александровна, зам директора по дополнительному...
Рубакова Ирина Николаевна, зам директора по умр реферат: новый подход к старой форме iconМетодические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения
Рецензент: А. В. Спиридонова, к культурологии, зам директора по умр гоу спо «Читинский педагогический колледж»
Рубакова Ирина Николаевна, зам директора по умр реферат: новый подход к старой форме iconПрограмма городских открытых педагогических чтений «К. Д. Ушинский...
Голубкова Анна Николаевна, заместитель директора по умр мбу «Курганский городской инновационно-методический центр»
Рубакова Ирина Николаевна, зам директора по умр реферат: новый подход к старой форме iconЛитература по дисциплине (модулю) Содержание самостоятельной работы
Методические рекомендации разработаны на основании фгос по специальности 190629, 190631, рабочей программы по уд «Охрана труда»,...
Рубакова Ирина Николаевна, зам директора по умр реферат: новый подход к старой форме iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы для студентов...
Рецензент: А. В. Спиридонова, к культурологии, зам директора по умр гоу спо "Читинский педагогический колледж"
Рубакова Ирина Николаевна, зам директора по умр реферат: новый подход к старой форме iconМетодические рекомендации по написанию выпускной квалификационной...
Рецензент: А. В. Спиридонова, к культурологии, зам директора по умр гоу спо "Читинский педагогический колледж"
Рубакова Ирина Николаевна, зам директора по умр реферат: новый подход к старой форме iconЛитература по пм 01 содержание самостоятельной работы
Методические рекомендации разработаны на основании фгос по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», рабочей...
Рубакова Ирина Николаевна, зам директора по умр реферат: новый подход к старой форме iconОтчет учебно-методической работы по итогам 2010-2011 у г. Федорова В. М., зам директора по умр
Целью деятельности является обеспечение роста уровня профессиональной компетентности учителей как условие реализации развития личности...
Рубакова Ирина Николаевна, зам директора по умр реферат: новый подход к старой форме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составлен в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (профессии)...
Рубакова Ирина Николаевна, зам директора по умр реферат: новый подход к старой форме iconКруглый Стол «Россия и Италия: новый этап сотрудничества?»
Председатель: профессор Ирина Николаевна Новикова, декан факультета международных отношений спбГУ, доктор исторических наук
Рубакова Ирина Николаевна, зам директора по умр реферат: новый подход к старой форме iconРабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной...
Директор оу кошкина Т. А. Зам директора по увр савош Н. А
Рубакова Ирина Николаевна, зам директора по умр реферат: новый подход к старой форме iconПамятка молодому преподавателю
Собеседование с зам директора по учебной части, зам директора по практическому обучению (зав практикой), председателем соответствующей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск