Скачать 401.26 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Оренбургский государственный колледж» Материалы педагогического совета Анализ основных профессиональных образовательных программ СПО и НПО. Мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций г. Оренбург 5 апреля 2013 год Авторы-составители: Сергеева Н.А.- зам. директора по УМР, Горшенина Н.В. - зам. директора по УПР, Лапынина Ю.Г.- преподаватель, Секретева Н.В. - мастер п/о, Харламова Е.Н. преподаватель. Материалы подготовлены к печати методической службой колледжа. Содержание
Сергеева Н.А. Зам. директора по УМР, к.п.н. Оценка сформированности общих и профессиональных компетенций в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Статья 28 этого закона обязывает образовательные организации обеспечивать функционирование внутренних систем оценки качества образования. Построение внутренней системы оценки качества в рамках реализации ФГОС СПО и НПО предполагает построение и интеграцию 2 подсистем мониторинга: -мониторинг уровня обученности (уровня сформированности ЗУН); -мониторинг сформированности общих и профессиональных компетенций. Необходимость интеграции этих систем вызвана тем, что без знаний, умений и навыков компетенции не формируются, а без компетенций знания не проявляются. Если построение первой подсистемы по оценки уровня обученности не вызывает у нас затруднений так как данная система разработана и функционирует в колледже с 2003 года, то система оценки компетентности обучающихся нуждается в проектировании, так как общепринятые методы измерения компетенций в системе образования отсутствуют. Тем не менее, задачу оценивания компетенций нам необходимо решать, особенно в отношении общих компетенций, которые в существующем образовательном процессе не являлись предметом оценки. Рассмотрим подробнее технологию проектирования и реализации программы мониторинга на примере общих компетенций. Анализ содержания ФГОС СПО и НПО в части требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы показывает, что рамках ФГОС НПО выделяются 7 общих компетенций, в ФГОС СПО в зависимости от специальности от 10 до 12, которые необходимо сформировать и оценить в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин (для СПО дисциплин ОГСЭ и МОЕН циклов, общепрофессиональных дисциплин и МДК). На практике построение системы оценки уровня сформированности общих компетенций будет происходить поэтапно: 1 Этап. Описание результатов процесса формирования общих компетенций (показатели сформированности общих компетенций) в простых и однозначных терминах, чтобы они были понятны обучающимся, преподавателям, коллегам, работодателям и внешним экспертам Результатом этого этапа является разработка моделей общих компетенций по профессиям и специальностям. 2 Этап. Анализ и оценка потенциальных возможностей образовательного процесса (дисциплины, МДК (модули), все виды практики, внеаудиторная и внеклассная работа, существующие контрольно-оценочные материалы и средства и т.д.). Наша задача оценить реально ли достичь необходимого уровня сформированности общих компетенций имеющимися ресурсами (образовательными, информационными, методическими, кадровыми и т.д.) и в пределах отведенного времени. Результатом этого этапа является разработка Структурных матриц оценки уровня сформированности общих и профессиональных компетенций). 3 этап. Разработка и внедрение фонда оценочных средств-комплекта методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов. При создании фонда оценочных средств необходимо принимать во внимание ряд факторов: – дидактико-диалектическую взаимосвязь между результатами образования и компетенциями; – компетенции формируются и развиваются не только через усвоение содержания образовательных программ, но и самой образовательной средой колледжа и используемыми образовательными технологиями соответственно и данные параметры должны проходить процедуру оценки; – при оценивании уровня сформированности компетенций студентов должны создаваться условия максимального приближения к будущей профессиональной практике; кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели, обучающиеся выпускных курсов, преподаватели смежных дисциплин и др.; – помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые оценки и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование студентами проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами из студентов, преподавателей и работодателей и др.; – по итогам оценивания следует проводить анализ достижений, подчеркивая как положительные, так и отрицательные индивидуальные и групповые результаты, обозначая пути дальнейшего развития. Эффективность процедуры оценивания уровня сформированности общих компетенций обеспечивается следующими условиями: - валидность, объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения (обозначенным в ФГОС НПО и СПО); - надежность, использование единообразных стандартов и критериев оценивания; - справедливость, разные обучающиеся должны иметь равные возможности добиться успеха; - развивающий характер, фиксировать, что могут обучающиеся, и как улучшить их результаты; - своевременность, поддерживающая развивающую обратную связь; - эффективность, не отнимать много времени у обучающихся и преподавателей; - полнота и адекватность отображения требований ФГОС СПО и НПО; - установление соответствия общих и профессиональных компетенций обучающихся по уровням обучения. В качестве основных техник оценивания компетенций могут использоваться:
Обощенно схема вертикального и горизонтального взаимодействия в процессе проектирования и обеспечения эффективной работы внутриколледжной системы оценки компетенций обучающихся представлена рисунке 1. Рисунок 1 - Схема вертикального и горизонтального взаимодействия в процессе проектирования и обеспечения эффективной работы внутриколледжной системы оценки компетенций обучающихся Таким образом, проектирование и внедрение внутриколледжной системы оценки качества потребует от нас решения следующих оперативных задач: -разработка моделей компетенций и структурных матриц оценки их сформированности по профессиям и специальностям; -актуализация методических рекомендаций по разработке оценочных материалов, требования к разработке шкал и критериев оценивания, инструкции по оценке и интерпретации данных; -проведение обучающих семинаров для преподавателей и мастеров п/о по основам современной оценочной деятельности. Лапынина Ю.Г., преподаватель иностранного языка Опыт разработки контрольно-оценочных средств по дисциплине Контрольно-оценочные средства - КОС по учебной дисциплине представляют собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения обучающимся установленных результатов обучения. При формировании КОС по учебной дисциплине должно быть обеспечено его соответствие: - ФГОС НПО/СПО по соответствующей профессии/специальности; - ОПОП и учебному плану профессии/специальности; - рабочей программе учебной дисциплины; -образовательным технологиям, используемым в преподавании данной дисциплины. Контрольно-оценочные средства по дисциплине «Иностранный язык (немецкий)» были составлены мной на основании методических рекомендаций по формированию КОС по учебной дисциплине и обучающих семинаров, проведенных Н.В. Горшениной. (согласно КОС моей учебной дисциплины) 1. Общие положения Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Иностранный язык (немецкий)». КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. КОС разработаны на основании положений: -основной профессиональной образовательной программы специальности СПО 100114 Организация обслуживания в общественном питании 2012 г.; -программы учебной дисциплины «Иностранный язык», утвержденной на заседании МЦК преподавателей иностранного языка. Протокол №1 от 30. 08.2012 г. 2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке Основные показатели оценки результатов выписаны в строгом соблюдении рабочей программы в соответствии с каждым знанием и умением.
3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля Умения и знания копируются из таблицы 2, а задания для текущего контроля промежуточной аттестации мы подбираем сами. Соответственно, если мы поставили в У 2 Умение устно излагать свои мысли – устный ответ в текущий контроль, то именно его мы должны будем отразить в последующей после этой таблице 4.
|
Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных... ... | 1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Анализ соответствия основных профессиональных образовательных программ требованиям Государственных образовательных стандартов и Федеральных... | ||
Отчет о результатах самообследования Оценка рабочих программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям основных профессиональных образовательных программ спо | О текущем контроле успеваемости обучающихся в краевом государственном... Целью текущего контроля является оценка степени соответствия качества подготовки обучающихся требованиям фгос спо/нпо, которая осуществляется... | ||
Формирование общих компетенций в рамках проведения городской олимпиады по дисциплине экономика В современном образовательном процессе в рамках фгос спо формирование общих компетенций имеет не меньшее значение, чем компетентностный... | Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности | ||
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности | Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности | ||
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности | Методические разработки для преподавателя по проведению семинарского... Лечебное дело; фгос спо по специальности 060102 Акушерское дело; фгос спо по специальности 060501 Сестринское дело; Разъяснения по... | ||
Отчет по результатам самообследования когобу спо «Нолинский техникум... Наличие основных профессиональных образовательных программ и контингента обучающихся | Анализ работы техникума в 2012-13 учебном год Содержание основных профессиональных образовательных программ (опоп) по специальностям подготовки определялось в соответствии с нормативно... | ||
Комитет по науке и высшей школе Портфолио является эффективным средством мониторинга образовательных достижений студента и позволяет проводить оценку освоения общих... | И жилищно-коммунального хозяйства московской области Соответствие основных профессиональных образовательных программ и учебно-методической документации требованиям государственных образовательных... | ||
Отчет о результатах самообследования гаоу спо «профессиональный колледж №41» Соответствие разработанных профессиональных образовательных программ и учебно-методической документации требованиям государственных... | Об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины/профессионального... Положение предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению учебных дисциплин, профессиональных модулей,... |