Скачать 58.3 Kb.
|
Юный читатель в муниципальной библиотеке Сибирцева Елена Алексеевна, гл. библиограф МБ «Северная» В последние годы наблюдается устойчивое снижение количества читателей в библиотеках всех типов. Все больше усилий прилагают сотрудники для того, чтобы привлечь новых читателей и не потерять «старых». Большой процент потерь приходится на читателей возрастной группы от 14 до 25 лет, что не удивительно, так как для этого есть объективные причины. Именно подростки и молодежь, активно осваивая Интернет, находят там и общение, и ответы на все интересующие вопросы. Отношение к использованию информационных технологий носит у молодых прагматичный характер: они добывают, скачивают информацию. Информация воспринимается как ничья: она калейдоскопичная, рваная, ею легко управлять — выдергивая, нарезая, склеивая. Книга с этих позиций воспринимается как слишком неповоротливая, объемная, она требует неизмеримо больше времени и труда. Не случайно сами подростки, характеризуя недостатки традиционного чтения, говорят именно об этом: читать долго и лень, не хочется «париться» над книгами. По данным социологов, школьник прочитывает за год пять–шесть книг, а учащийся ПТУ — три–четыре. Есть и другие причины снижения интереса подростков к чтению. Взрослые, окружающие подростка, тоже отходят от чтения. Подростки утверждают: родители читают меньше нас, не разбираются в литературе, не покупают книги, а главное, не могут объяснить своими словами, зачем нужно читать. В сложившейся ситуации все призывы в пользу чтения воспринимаются подростками как проявление обычного взрослого лицемерия. Чтение подростков социологи делят на деловое и досуговое. Деловое чтение, связанное с учебной деятельностью, потеряло свое значение для многих школьников. Раньше библиотеки «выручал» предмет «литература» — в школе нужно было писать сочинения, знать произведения классиков, готовить рефераты. Сегодня все это легко взять в сети. Досуговое чтение — для развлечения, для удовольствия, то, что любопытно, не скучно. В качестве любимых подростками жанрово-тематических комплексов указываются детективы, комиксы, приключения. То, что мы называем малоценной литературой, является действенным средством приобщения к чтению «нечитателей». Сила этой литературы в близости ее характеру самосознания подростка, созвучности его мироощущению. Причем положения и ситуации непременно должны находиться в пределах жизненного опыта подростка: книги должны быть про них, про современную жизнь, где бы они увидели себя. Современный подросток, фигура достаточно противоречивая. Он заявляет, что чтение устарело, книг действительно интересных мало. В то же время подросток не отказался бы от совета и толковой помощи, но не видит вокруг себя вдохновляющих образцов читательского поведения. С другой стороны — растерянные взрослые, которые сетуют на кризисные явления подросткового чтения, но не видят путей изменения сложившейся ситуации. Муниципальные библиотеки, обслуживая и взрослых, и детей, имеют все шансы помочь и тем, и другим. Работая с детьми, библиотеки формируют своих читателей-подростков. Для налаживания содержательного контакта с подростком нужны не день и не два. Подросток — вчерашний ребенок, и если ребенку было интересно и уютно в библиотеке, большая вероятность, что он, став «почти взрослым», останется с нами. Конечно, нужно чтобы библиотекари сами могли хорошо ориентироваться в современной литературе для молодых читателей, разбираться в молодежной субкультуре. Сегодня существуют литературные конкурсы, ориентирующие в новых произведениях, интересных юным читателям - «Книгуру», конкурс им. Сергея Михалкова - проект новой серии периодических изданий «Библиотека современного подростка» и др. Американские библиотеки, например, отмечают «День Подростковой Литературы» (14 апреля). В этот день библиотеки организуют у себя всевозможные акции, программы и мероприятия или размещают определенную информацию на своих сайтах. Целью всех этих действий является привлечение внимания общественности к жанру подростковой литературы, который очень популярен и востребован в современных библиотеках. Кроме того, празднование этого дня позволяет библиотекам представить публике некоторых отмеченных призами молодежных авторов и книг, а также еще раз обозначить роль библиотекарей в привлечении подростков к чтению. В апреле этого года Томская областная детско-юношеская библиотека проводила веб-марафон «Библиотека глазами молодежи». На вопрос к аудитории «Почему сегодня молодежь теряет интерес к книге и к библиотекам?» в числе причин ребята отметили: – большой поток информации, много других источников; – сильная занятость учебными процессами, нет времени на вдумчивое чтение; – отсутствие мотивации; – недостаточное количество нужной литературы;
Муниципальные библиотеки г. Томска решают вопрос привлечения молодежи путем реализации программ и проведения цикла мероприятий. В 2009 г. 25 муниципальных библиотек работали по программе «Книга. Молодость. Успех». Основная цель программы — формирование положительного имиджа читающей молодежи, развитие ее творческого потенциала. Направления реализации программы: • «Молодое поколение читает» — работа с молодежью по продвижению качественной литературы; • «Молодые дарования Томска» — работа с творческими подростками и молодежью; • «Молодежная планета» — организация досуга молодежи; • «Легко ли быть молодым?» — воспитание молодежи средствами литературы, пропаганда здорового образа жизни. В 2010-2011 гг. муниципальные библиотеки Томска работают по программе «Навстречу будущему: путь к толерантному общению». В рамках этой программы библиотеки объединяют усилия с различными организациями, работающими с подростками и молодежью. Проведены игры-тренинги, подготовленные совместно с Фондом «Томск-АнтиСПИД», цикл мероприятий, подготовленных с молодежным объединением «Другие». Вместе с Томским областным благотворительным фондом «Сибирь-СПИД-Помощь» организовали волонтерские курсы по направлению «Профилактика вредных привычек у несовершеннолетних». Акции, конкурсы, программы — все это здорово для привлечения молодежи в библиотеки, но также важно не потерять этих читателей, не разочаровать их. Авторы ряда публикаций в блоге Американского Библиотечного Журнала, предрекают скорую смерть публичных библиотек (через 20-30 лет), поскольку их основные функции перейдут в другие руки. Мне ближе позиция Линды Браун, бывшего президента YALSA, которая в одноименном блоге пишет о том, что библиотеки уже давно перестали быть только хранилищами книг и осуществляют многие другие функции, которые позволят им всегда оставаться востребованным социальным институтом. Среди функций, которые осуществляет библиотека, Браун выделяет следующие:
Проблемы есть и у зарубежных библиотек на фоне финансового кризиса, и они решаются любыми средствами, казалось бы, даже совсем не библиотечными. Например, в каждой публичной библиотеке г. Хиллингдон (Великобритания) установили кофейные аппараты, и количество молодежи увеличилось за год вдвое. А публичная библиотека в Палм Спрингс (США) в последнюю среду месяца проводит очень необычное мероприятие – Винно-книжный клуб. Это своего рода дискуссионный клуб, где обсуждаются книги и дегустируются марки вин. Заседание клуба проходит в местном винном магазине, а ведет его библиотекарь. Клуб открыт для всех желающих, достигших 21-летнего возраста. Для выбора обсуждаемых книг используется библиотечный сайт. В библиотеке должно быть то, что интересно молодежи: современные авторы, молодежная периодика, конкурсы видеоигр, кружок по изготовлению украшений, и т.д. Сегодня беспроводной доступ Wi-Fi есть в троллейбусах, больницах, институтах. Почему нет в библиотеках? Статус библиотеки у молодежи и посещаемость читальных залов повысились бы наверняка. Используя разные формы популяризации чтения и книги, нужно понять, что не важно, какой будет книга - печатной или электронной и не важно, где ее будут читать - дома, в библиотеке, в школе, в институте. Главное, чтобы существовала потребность в чтении, а библиотеки сохранили авторитет и доверие пользователей. |
Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель» | Уроки 1 класс. Тема 1: Первое посещение библиотеки Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия читатель, библиотека, библиотекарь | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кружки по выбору: «Мастерская чудес» (клуб «Исток»), шахматы, «Веселые нотки», футбол, общее физическое развитие, «Основы компьютерной... | Нас когда-то называли корифеями Верных друзей мне заменяли журналы – «Юный техник», «Техника молодежи», «Знание-сила», которые свободно можно было достать в нашей... | ||
В нашей библиотеке ты сможешь взять любую из предлагаемых тебе книг... Дорогой читатель! 2009-2010 учебный год посвящен Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Содержание темы: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге. Путешествие по библиотеке. Понятия «читатель», «библиотекарь».... | ||
Регламент разработан в целях повышения качества оказания данной муниципальной... Управления образования администрации города Воткинска по оказанию муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление... | Образовательная программа «юный стилист» «Юный стилист», которая дает возможность подросткам успешно адаптироваться в современных условиях и осознанно решать проблемы жизненного... | ||
Образовательная программа «юный стилист» «Юный стилист», которая дает возможность подросткам успешно адаптироваться в современных условиях и осознанно решать проблемы жизненного... | Т Деловые игры в библиотеке Деловые игры в библиотеке: сборник методических материалов / Областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской; нмо;... | ||
Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования... | Программа «Юный музеевед» Программа «Юный музеевед» действует на базе моу «Всеволожский цо» для детей 10-13 лет. Форма организации образовательного процесса... | ||
Разноцветная любовь. Часть первая Любовь, выражаемая в письме опасна,... Ты ведь Человек, читатель! А изучив мои каракули до конца, ты сам себе и ответишь на все вопросы. И на этот вопрос тоже. И, поверь,... | Ленинградской области Об утверждении Положения «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы в администрации... | ||
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности “Юный исследователь” ” класс Календарно – тематический план разработан на основе рабочей программы по внеурочной деятельности “Юный исследователь”, составленной... | Информационное письмо о проведении конкурса «Юный имиджмейкер» Кафедра Сервиса и Моды (СМ) Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (вгуэс) объявляет о проведении конкурса... |