Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Всеволожский центр образования»
ПРИНЯТО
решением педагогического совета
МОУ «Всеволожский ЦО»
«____» _______ 2014г.
Протокол № _______
| УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ «Всеволожский ЦО»
________________ О.А. Петров
распоряжение № _______ от
|
ПРОГРАММА
«Юный музеевед»
Автор - составитель: Крылова Галия Шамилевна.
Направленность программы: художественно - эстетическая.
Возраст детей осваивающих программу: 10 -13 лет
Срок реализации программы 1 год ВСЕВОЛОЖСК
2014
Содержание.
Список литературы………………………………………………………….………………….13
Приложения.…………………………………………………………………………………….15
Пояснительная записка. Программа «Юный музеевед» действует на базе МОУ «Всеволожский ЦО» для детей 10-13 лет. Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая, индивидуально - групповая.
Программа «Юный музеевед» позволит ребятам окунуться в удивительный мир музея, где каждый экспонат несёт в себе историю. Учащиеся кружка также на практике смогут провести свою научную исследовательскую работу, попробовать себя в роле экскурсовода.
Музей - это посредник между прошлой и будущей жизнью, её духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Музей - актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой жило и живет общество. Благодаря познанию музея, его экспонатов, у детей рождается или укрепляется любовь и бережное отношение к истории, к своей стране, а значит и патриотичность.
Музей является одной из форм дополнительного образования, участвующих в развитии социальной активности учащегося, его творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры, источников по истории общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность. Изучение программы “Юный музеевед” представляется целесообразным, т.к. музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал. Кроме того, программа “Юный музеевед” может быть востребован и с практической точки зрения. Существование музея кошки «Коготок» позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать в определенной степени профессиональный актив, объединять юношеский коллектив.
При составлении данной программы использован не только опыт работы авторов всевозможной литературы о музеях и музееведение, изучение учебных программ по музееведению, но и анализ детских интересов и возможностей.
Актуальность и новизна.
Особое место в современных образовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа «Юный музеевед» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Программа имеет интегрированный характер.
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой деятельности руководителя школьного музея и учащихся.
Значительное число занятий направлено на ПРАКТИЧЕСКУЮ деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая собственный творческий проект (выставку, научно- исследовательскую работу), школьник раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.
Цели и задачи программы.
Цели программы. Содержание программы “Юный музеевед” позволит:
познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России и за рубежом;
дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;
побудить учащихся к созидательной деятельности;
курс будет способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.
Задачи курса. Задачи реализации программы “Юный музеевед” состоят в том, чтобы учащиеся
составили целостное представление о многогранности музейного мира и профессии музеолога;
исследовали на практике собственные познавательные интересы, способности;
интегрировали полученные в школе знания на качественно новом уровне.
воспитание патриотизма, гражданственности;
формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;
способствование формированию коммуникативной культуры;
развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;
совершенствование умений в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Условия достижения поставленной цели.
Для успешной реализации необходимы основные принципы распределения материала:
Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
Принцип интеграции и дифференциации обучения
Принцип взаимодействия человека с музейной средой
Ожидаемые результаты и способы их проверок. По окончании курса дети должны знать: историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Выпускники должны уметь: общаться с людьми, вести исследовательские записи, систематизировать и обобщать собранный материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.
В более полной форме знания и умения выпускников программы «Юный музеевед» можно отобразить в таблице. Выпускники знают
| Выпускники умеют
| - основную музейную терминологию;
- функции и задачи музея;
- этапы становления и развития музеев в России и за рубежом;
- основные теоретические взгляды основоположников отечественной и зарубежной музейной педагогики;
- цели, методы и этапы научно- исследовательской работы музея;
- роль выставочной работы в социокультурной деятельности музея;
- структуру фондов и фондовую документацию;
- особенности хранения и экспонирования музейных предметов;
- характеристику музейной экспозиции;
- особенности экспозиционно - выставочной работы;
- основные этапы научного проектирования экспозиций и выставок;
- виды культурно-просветительной деятельности музея;
- правила написания, подготовки и проведения экскурсии;
- первичные знания о современных музейных технологий;
- роль рекламы в работе музея;
- механизм проведения экскурсии;
- правила поведения экскурсовода.
| - работать с различными источниками музееведческой информации, самостоятельно добывать знания;
- применять полученные знания на практике;
- свободно ориентироваться в музейной терминологии;
- определять условия создания и становления музеев в России и за рубежом в любой исторический период и перспективы их дальнейшего развития;
- соотносить основные теоретические положения основоположников отечественной музейной педагогики с опытом современной музейной практики;
- правильно пользоваться музейной терминологией;
-работать с основной документацией при подготовке научной концепции выставки, музея;
- работать с основной документацией на стадии комплектования материалов;
- умело пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки;
- работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки;
- грамотно пользоваться письменной речью;
- учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста экскурсии, уметь адаптировать текст;
- определять наиболее действенные способы воспитательного воздействия музея на посетителя в различных условиях;
- систематизировать музейные материалы, выбирать наиболее важное и интересное;
- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
- строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.
| Организация деятельности учащихся.
Процесс преподавания программы дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения.
В основу реализации программы курса “Юный музеевед” может быть положен проектный метод организации учебной деятельности (разработка и создание выставки, разработка и проведение экскурсии, разработка рекламного проспекта музея). Такой метод преподавания позволит школьникам актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях. Определив содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовленности учащихся, можно будет реализовать личностно-диагностический подход к обучению, включить учащихся в исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении своих интересов внутри изучаемого курса (поисковая, фондовая, экспозиционная, экскурсионная, художественно-оформительская работа, рекламная работа).
Данная программа рассчитана на возраст учащихся от 10 до 13 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим организации занятий: 2 часа в неделю. Общее количество часов 68.
Оптимальная наполняемость учебной группы – 12 человек.
Особенности набора учащихся - по желанию детей и их родителей.
Учебно - тематический план.
№
| Тема.
| Количество часов.
| Всего
| Теория
| Практика
| 1
| Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.
Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами.
| 2
| 1
| 1
| 2
| Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.
| 4
| 2
| 2
| 3
| История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18 века).
| 6
| 4
| 2
| 4
| История музейного дела в России. Коллекционирование.
| 4
| 3
| 1
| 5
| Музейная сеть и классификация музеев. Школьный музей.
| 4
| 4
| 2
| 6
| Фонды музея. Работа с фондами.
| 6
| 3
| 3
| 7
| Музейная экспозиция и её виды.
| 6
| 2
| 2
| 8
| Экскурсия в музей Приютино.
Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами
| 2
| -
| 2
| 9
| Экскурсия в Эрмитаж.
Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея
| 2
| -
| 2
| 10
| Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.
| 6
| 3
| 3
| 11
| Выставочная деятельность музея.
| 6
| 3
| 3
| 12
| Культурно-образовательная деятельность музея.
| 6
| 4
| 2
| 13
| Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея.
| 6
| 4
| 2
| 14
| Организация исследовательской работы.
| 6
| 4
| 2
| 15
| Подготовка и проведение итогового мероприятия.
| 2
| 1
| 1
|
| Итого:
| 68 часов
| 38
| 30
|
|