Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель»





Скачать 98.73 Kb.
НазваниеИсследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель»
Дата публикации30.12.2014
Размер98.73 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Литература > Исследование
Составитель: Левченкова О.М.,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

Юный читатель:

особенности, интересы, предпочтения.

(Результаты исследования)

Оренбург

2012 год

Социальная сторона жизни подростка.

Дорогой друг!

Нам, твоим друзьям, хочется подробнее узнать о твоей жизни.

Мы будем тебе благодарны за ответы на наши вопросы.

Давай познакомимся!

1. Кто ты? М. Д. (подчекнуть)

2. сколько тебе лет?______________

3. Какую школу ты посещаешь?

А) школа № ______

Б) гимназия № ________

В) лицей № ________

4. Где ты живешь?

А) в квартире;

Б) в собственном доме;

В) в общежитии;

Г) снимаете жилье.

5. Есть у тебя своя комната? Опиши ее ________________________________________________

6. С кем ты живешь? (перечисли) _________________________________________

7. Есть у тебя в семье? (нужное подчеркнуть)

- телевизор;

- видео;

- игровые приставки;

- выход в интернет.

8. Выписывает ли или покупает твоя семья журналы, газеты, книги? _______________________

Какие? __________________________________________________________________________

9. Рассказываешь ли ты своим родителям о школе? ______________________________________

Что их больше интересует:

- твоя учеба;

- общение с друзьями;

- отношения к учителям? (нужное подчеркнуть).

Доверяешь ли ты им свои тайны? ____________________________________

10. Кем ты хочешь стать?_______________________________________________

Чтобы быть хорошим распростра-

нителем книг, надо вдуматься

в душу читателя. Надо почувствовать

и понять ее.

Рубакин Н.А.

Современные социально-экономические условия, резкое изменение системы ценностей, во многом меняют нравственные и культурные ориентиры детей. Поэтому перед учителями встает сложнейшая задача – организовать общение с подростками, увлечь их чтением и воспитывать культуру чтения. В связи с этим в Муниципальном образовательном учреждении «СОШ №15» было произведено исследование « Юный читатель: особенности, интересы, предпочтения».

Исследование состояло из 3- х блоков:

- «Юный читатель»;

- «Досуг современного подростка»;

- «Социальная сторона жизниподростка».

Было опрошено 90 человек. В анкетировании приняли участие 59 девочек и 31 мальчик. Из них наиболее активными оказались 12-14 летние подростки. Анкеты среди подростков распространяли как индивидуально, так и коллективно.

В ходе исследования изучалось отношение к книге, библиотеке, к общественной жизни читателей-учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Во многом ответы опрашиваемых совпадали. Но учащиеся гимназий и лицеев оказались более читающими, любознательными, анализирующими прочитанное.

Интерес к чтению подростков достаточно стабилен, превалирует «деловое» чтение. Среди мотивов обращения к книге – прежде всего стремление узнать что-то новое, интересное, а также и чтение, связанное с учебным процессом и с решением жизненных задач в будущем. Но обнаружена такая зависимость: чем старше подростки, тем реже они читают и обращаются в библиотеку.

I БЛОК. Юный ЧИТАТЕЛЬ.

Этот блок вопросов должен был способствовать определению современного взгляда на чтение в среде учеников. На вопросы о качествах, присущих «талантливому читателю», 50% респондентов не смогли ответить вообще, а оставшиеся 50% - дали неточные ответы:

- внимательность – 20%;

Юный читатель.

Милый друг!

Задумывался ли ты над вопросами: что я читаю? Как я читаю и зачем? Какую роль играет чтение в моей жизни и в жизни всего общества? Возможно отвечая на вопросы нашей анкеты, ты по-иному посмотришь на свое чтение.

1. С.Я.Маршак утверждал, что «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели». Как ты думаешь, какие качества присущи «талантливому читателю»?

2. А какой ты читатель? Проверь себя. (Если ты согласен с мыслью, то поставь «+», если нет, то

«- «).

- Читаю быстро, «проглатываю книги.

- Читаю медленно, вдумчиво.

- читаю от случая к случаю любые книги, которые попадаются.

- Читаю с рассуждением.

- Люблю читать для души, а не по указке кого-то.

- Я нуждаюсь в рекомендации книг.

- Читаю по необходимости, чтобы выполнить задание.

.- Вникаю в смысл книг только в тихой обстановке и при определенном внутреннем настрое.

- Книгам не очень доверяю: ведь это вымысел.

- Верю во все, что происходит в книге.

- нет ничего скучнее чтения.

- Я никогда не пытаюсь поставить себя на место героев книги.

- Кто написал книгу, для меня не имеет никакого значения.

- Чтобы быть читателем, не надо особого таланта – читай, и все.

- Быть хорошим читателем – это способность, которую надо развивать.

- Для меня хорошая книга – та же жизнь, которую я открываю и вместе с ней открываю себя.

3. Какие книги преобладают в твоем чтении? (подчеркни)

- русские и зарубежные классические романы;

- исторические романы;

- повесть о любви;

- современная повесть о сверстниках;

- поэзия;

- фантастика и приключения;

- юмористические рассказы;

- детективы;

- что еще? ________________________________________________________________________

4. Книгам какой области знании ты отдаешь предпочтение (подчеркни): математике, биологии, физике, истории, географии, технике, спорту или …_____________________________________

5. Чем обусловлен твой интерес к чтению именно этих книг____________________________

6. Какую книгу ты сейчас читаешь? ______________________________________________

7. Почему выбрал(а) именно эту книгу? ___________________________________________

8. Тебе понравилось художественное произведение. Будешь ли ты знакомиться с историей создания произведения, с биографией автора? Да. Нет. (подчеркни)

9. Умеешь ли ты пользоваться: каталогом, справочниками, энциклопедиями? (подчеркни)

10. Умеешь ли ты писать доклад, реферат, конспект статьи? Да. Нет. (подчеркни)

11. Сколько тебе лет? _______________

3) детективы (51%);

4) современные повести о сверстниках, повести о любви.

30% респондентов любят читать исторические романы. Повышенный интерес к этому жанру объясняется углубленным изучением истории в школе. Классическую литературу читают по школьной программе (32%). Поэзией интересуются всего 7% ребят, это легко объяснить возрастными особенностями.

Подростковому чтению нехудожественной литературы способствуют координальные изменения в системе школьного образования. На первое место вышли требования на литературу по истории, праву, литературоведению. Затем с небольшим отрывом следует физика, биология и география, иностранные языки.

На вопрос: «Какую книгу ты сейчас читаешь? Почему?» 70% подростков отметили произведения школьной программы: «Ревизор», «Мертвые души» Н.В Гоголя, «Первая любовь», «Ася» И.С.Тургенева, так как ребятам «нужно будет написать сочинение.

Несколько человек назвали «Гарри Поттера», объясняя это тем, что это интересная книга. Но! ребенок указал такую причину чтения этого произведения: «Не хочу плохо выглядеть в глазах одноклассников».

Наши читатели знакомятся с книгами по совету родителей (например, «Граф Монте-Кристо» Дюма), потому что понравилось название (например, «Кристин – дочь Лавранса»).

Оставшиеся 30% детей читают разную литературу: книги об НЛО, о катастрофах, о преступлениях, о выдающихся людях, о спорте.

II БЛОК. «Досуг современного подростка»

Этот блок содержал вопросы, помогающие определить занятия детей в свободное время.

Вопрос о занятиях в кружках показал, что 57% опрошенных занимаются в спортивных секциях, художественной школе, в школе юного журналиста, увлекаются бисероплетением, флористикой, шитьем, хореографией. Все наши учащиеся имеют друзей и общаются с ними по телефону, в школе, на улице. 17% подростков в анкетах указали, что у них в общении со сверстниками есть проблемы.

Лидирующая роль в досуге подростков принадлежит музыке. Это объясняется тем, что музыка лучше, чем другие виды искусства, позволяет растущему человеку выразить и оформить свои эмоции и переживания. На первое место дети поставили поп-музыку, на второе рок-музыку, на третье – классическую. Кроме того, интерес к определенным музыкальным группам, часто зависит от темперамента, характера подростка.

- понимание того, о чем читаешь – 12%;

- желание читать, умение рассуждать о прочитанном, сосредоточенность – 6%.

Нам, преподавателям, хотелось бы, чтобы учащийся умел анализировать произведения, при помощи чтения обогащать свой жизненный опыт, учился человеческим взаимоотношениям и получал бы эмоциональное, эстетическое удовольствие. На данном этапе учитель должен решать проблему воспитания «талантливого читателя», которая раскрывается во взаимодействии ребенка и книги, ребенка и учителя.

Предложив детям оценить себя как читателя, мы получили следующие результаты: 90% детей читают медленно, вдумчиво, а 10% указали, что читают быстро, «проглатывают» книги. Очень часто учителя, работающие

с детьми, ограничивают свою работу пропагандой и рекомендацией книги. Отсюда 53% опрошенных рассуждают так: «Книга книгой, а жизнь – жизнью». Нужно обратить внимание на руководство восприятием книги. 46% ребят в опросе указали, что могут читать в любой обстановке, даже шумной. Это доказывает, что дети книги не читают, просто листают. Полученные данные говорят об отсутствии культуры чтения.

Из исследования видно, что детям необходима помощь как учителя, так и библиотекаря в выборе книг (как художественных, так и научно-познавательных – 63%).

Дети указали, что им нравится работать с энциклопедиями, научно-познавательной литературой. Но 49% детей не могут самостоятельно составить конспекты статьи, написать реферат, доклад, а 43% опрошенных вообще не умеют пользоваться каталогами.

Данное исследование показало, что чтение (и «для души», и «досуговое»), занимает третье место в структуре досуга наших читателей (23%). На второе место дети поставили компьютерные игры – 47%. Но это не значит, что все 47% респондентов дома имеют компьютеры или игровые приставки (их имеют только 22% читателей), просто подростки ходят в клубы, где есть возможность поиграть в компьютерные игры.

На первом месте – просмотр телепередач (77%) и видео (13%).

На вопрос о репертуаре чтения «для души» ответы распределились следующим образом:

1) фантастика и приключения (78%);

2) юмористические рассказы (77%);

Досуг современного подростка.

Мы, педагоги, стремимся глубже понять твои интересы, твой внутренний мир. Нам хочется подробно узнать, чем ты занимаешься в свободное от уроков время. Для этого ответь, пожалуйста, на вопросы.

1. Занимаешься ли ты в кружках, спортивных секциях? __________________________________

Каких? _________________________________________________________________________

2. Есть ли у тебя друзья, подруги? ___________________________________________________

Как часто ты с ним общаешься? _____________________________________________________

Доверяешь ли ты им свои тайна? ____________________________________________________

Возникают ли у тебя проблемы в общении со сверстниками? _____________________________

Какие? _________________________________________________________________________

3. Увлекаешься ли ты музыкой? ________________ Какой ? (подчеркни)

- эстрадной;

- классической;

- рок-музыкой;

- поп-музыкой;

- русской народной;

- какой еще? _____________________________________________________________________

4. Любишь ли ты смотреть телевизор? ________________________________________________

Какие передачи тебе особенно нравятся? ____________________________________________

Укажи название 2-3 фильмов, наиболее понравившихся тебе ___________________________

Твой любимый герой(героиня) с телеэкрана ___________________________________________

Любишь ли ты ходить в кино, театр? __________________________________________________

Как часто ты это делаешь? ___________________________________________________________

5. Являешься ли ты читателем еще какой-либо библиотеки?_______ Какой?___________________________________________________________________

Что для тебя интереснее: просмотр телевизора, видео, компьютерные игры или чтение книг? (подчеркнуть).

6. Есть у тебя дома животные? _____________ Какие?__________________________________

7. Ведешь ли ты личный дневник, анализируешь ли свои поступки? ______________________

8. Сколько тебе лет?__________________

Параллельно с увлечением музыкой дети любят смотреть телепередачи. На их взгляд, ОРТ – самый лучший канал. Среди популярных телепередач подростки назвали «Поле чудес», «Городок», «Среда обитания», спортивные передачи. Некоторые подростки в анкетах указали, что телепередачи должны быть поучительными, захватывающими. Среди телесериалов назвали «Убойная сила», «Воронины», «Папины дочки». Среди кинофильмов повышенным рейтингом пользуются «Тарас Бульба», «Офицеры», «Чучело», «Кавказская пленница». Ответы на следующий вопрос показали, что учащихся не интересует культурная жизнь – 30% подростков не любят ходить в театры, кино, а 70% читателей отметили, что посещают учреждения культуры очень редко, объясняя это отсутствием свободного времени. 80% респондентов часть свободного времени уделяют домашним животным. 17% читателей ведут дневники, объясняя это тем, что свои тайны и мысли доверить родителям и друзьям не могут.

III БЛОК. «Социальная сторона жизни подростка».

Анализ ответов этого блока показал, что 87% опрошенных детей посещают общеобразовательную школу, 13% учатся в лицеях и гимназиях. В основном, это 13-14 летние подростки (66%). Услугами других библиотек города наши читатели не пользуются, а 17% детей обращаются за книгами в школьные библиотеки, но часто получают отказы на литературу. Что касается бытовых условий, в которых проживают ученики, то 14% опрошенных снимают жилье или живут в общежитиях, а 40% респондентов не имеют своей собственной комнаты, где можно было бы отдохнуть, собраться с мыслями, послушать музыку и пообщаться с друзьями. У всех их есть телевизоры, а вот компьютеры имеют только у 89% опрошенных, игровые приставки – у 37%, а дополнительную технику только 13%. Также есть дети из неблагополучных семей, сироты. Их 6%. Ответы ребят показали, что в семьях мало покупают книг, газет, журналов. В основном, это газеты с программами, кроссвордами, сканвордами, развлекательные журналы. Никто из опрашиваемых не указал название хотя бы одной книги, которую приобрела семья за последнее время.

Вызывает тревогу ситуация, которая выявилась в результате анкетирования: родители мало общаются с детьми; только57% ребят могут доверять свои тайны «предкам». Мамы и папы, в основном, интересуются учебой своих детей (97%), взаимоотношениями с учителями (47%), а вот с какими друзьями и как часто общается их ребенок, интересуются лишь 27%.

На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» 33% подростков не дали ответов вообще, а оставшиеся перечислили следующие профессии: программист, юрист, хирург, дизайнер.

Результаты исследования показали:

- преобладание делового чтения над «свободным» (досуговым);

- возрастание числа читающих только по школьной программе;

- ослабление интереса к чтению по мере взросления ребенка;

- низкий уровень информационной культуры подростков и культуры чтения;

- влияние социальной стороны жизни на отношение к чтению;

- снижение интереса подростков к культурной жизни города.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кружки по выбору: «Мастерская чудес» (клуб «Исток»), шахматы, «Веселые нотки», футбол, общее физическое развитие, «Основы компьютерной...
Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель» iconЮный читатель в муниципальной библиотеке
«старых». Большой процент потерь приходится на читателей возрастной группы от 14 до 25 лет, что не удивительно, так как для этого...
Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель» iconИнструкция методическая
Урок может состоять из нескольких теоретических блоков, которые студенту необходимо просмотреть для успешного выполнения урока, и...
Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель» iconОбразовательная программа «юный стилист»
«Юный стилист», которая дает возможность подросткам успешно адаптироваться в современных условиях и осознанно решать проблемы жизненного...
Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель» iconОбразовательная программа «юный стилист»
«Юный стилист», которая дает возможность подросткам успешно адаптироваться в современных условиях и осознанно решать проблемы жизненного...
Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель» iconИсследование цветовой гаммы исследование естественного освещения...
Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами
Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Максимальный балл по каждому из блоков равен максимальному баллу дисциплины, при этом выбранный балл по каждому из блоков влияет...
Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель» iconПрограмма объединения дополнительного образования «Юный эколог»
Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования...
Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель» iconПрограмма «Юный музеевед»
Программа «Юный музеевед» действует на базе моу «Всеволожский цо» для детей 10-13 лет. Форма организации образовательного процесса...
Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель» iconРазноцветная любовь. Часть первая Любовь, выражаемая в письме опасна,...
Ты ведь Человек, читатель! А изучив мои каракули до конца, ты сам себе и ответишь на все вопросы. И на этот вопрос тоже. И, поверь,...
Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель» iconИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс
Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель» iconКалендарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности “Юный исследователь” ” класс
Календарно – тематический план разработан на основе рабочей программы по внеурочной деятельности “Юный исследователь”, составленной...
Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель» iconИнформационное письмо о проведении конкурса «Юный имиджмейкер»
Кафедра Сервиса и Моды (СМ) Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (вгуэс) объявляет о проведении конкурса...
Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель» iconПрограмма объединения «Юный натуралист»
Программа объединения «Юный натуралист» эколого-биологического направления является модифицированной
Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель» iconПрограмма углубленного изучения курса «основы безопасности жизнедеятельности...
Данная программа относится к образовательной области «Физическая культура и обж» и предназначена для обеспечения процесса обучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск