Задание №1
Схема-памятка по формированию информационных умений школьников
Информационные умения школьника
Представление и хранение информации Обработка информации (анализ, синтез) Поиск и получение информации
- умение выбрать рациональный способ хранения информации (текст, таблица, схема); - умение упорядочить информацию в алфавитном порядке; - умение использовать удобные приемы для работы с информацией. - умение описывать анализируемый объект; - умение сравнивать объекты, классифицировать; - умение самостоятельно давать толкование понятиям; - умение искать непонятное слово, получать информацию о его значении ; - умение анализировать текст научно-познавательного характера, самостоятельно находить в нем ключевые слова, составлять план текста; - умение получать информацию из рисунка, схемы, алгоритма, таблицы; - умение переводить информацию из одной формы в другую - умение ориентироваться в учебнике, словаре, справочной литературе; - умение работать с текстом (обращать внимание на выделения, определять основную мысль; критически оценивать источник информации с точки зрения его соответствия запросу, информацию (точность, достаточность и релевантность информации), группировать материал на главный и второстепенный)
Примеры
(виды
заданий)
| 1Прочтите заглавие и скажите, о чём будет идти речь в данном тексте
.2Ответьте на вопросы.
3Составьте план текста.
4 Выделите основную мысль.
5 Дополни предложения словами из текста
| 1Определить
жанр текста
2Найти имена собственные,числи-тельные.Что они означают?
3Ответить на вопросы.
4 Расставить картинки в нужном порядке.
5Провести опрос и представить результаты в виде диаграмм или таблиц.
| 1Определить
- вид текста по заголовку;
-откуда взят текст;
-кто автор;
-кто рассказывает историю автор сам или один из персонажей.
2 Найти в тексте имена собственные и объяснить их значение. Заполнить таблицу.
3Ответить на вопросы.
4Составит план.
5Выбрать из нескольких заголовков наиболее подходящий.
6Определить соответствует информация содержанию текста или нет.
| 1Заполнить таблицу в соответствии с прослушанной информацией.
2Соотнести прослушанную информацию(высказывания в тексте) с картинками или данными в задании предложениями;
3 Заполнить таблицу,сделать диаграмму.
4Заполнить пропуски в тексте.
5Изложить факты в логической последовательности
.
6 Найти ошибки в тексте.
7 Коментировать данные таблицы.
| Задание №3
Таблица 2 «Демоверсия ЕГЭ по английскому языку и необходимые информационные умения учащихся для успешного выполнения»
№ задания
| Вид информации
| Необходимые информационные умения
| Виды заданий, формирующие информационные умения
| B1
| Аудирование
Текстовая
| Понимать на слух основное содержание несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера
| Установить соответствие между высказываниями говорящего и утверждениями, данными в списке. Занести свои ответы в таблицу.
| A1-A7
| Аудирование
Текстовая
| Понимать на слух необходимую информацию в из несложныхаудиотекстов
| Выбирать из текста запрашиваемую информацию
| А8-А14
| Аудирование
Текстовая
| Полностью понимать тексты монологического и диалогического характера в ситуациях повседневного общения
| Вы услышите сообщение .В заданиях А8-А14 обведите цифру 1,2,3,соответствующую выбранному вами варианту ответа.
| В2
| Текстовая
| Понимать основное содержание сообщений, несложных текстов научно-прагматического характера,отрывки из произведений художественной литературы.
| Установить соответствие между текстом и его темой и занести ответы в таблицу
| В3
| Текстовая
| Понимать структурно- смысловые связи текста.
| Прочитать текст и заполнить пропуски A-F частями предложений, обозначенных цифрами 1-7.Занесите цифру, обозначающую соответствующую часть предложения, в таблицу.
| А15-А21
| Текстовая
| Полностью и точно понимать информацию прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера,отрывков из произведений художественной литературы.
| Прочитать текст, и выполнить задания.
| С1
| Текстовая
| Читать текст с полным пониманием прочитанного, умение сообщить информацию, запросить информацию.
| Написать письмо в ответ на стимул из письма.
| С2
| Текстовая
| умение составить монологическое высказывание на основе полученной информации
| Написать письменное высказывание с элементами рассуждения.
| Задание №2. «Виды заданий, методы и приемы, направленные на формирование информационных умений школьников на уроках …»
Информационный блок
| умение
| Виды заданий для учащихся
| Методы и приёмы
| 1.Текст
| Анализ текста произведения разных типов и стилей речи; воспроизведение устного и письменного текста; создание вторичной информации, совершенствование своего текста и редактирование.
| - составить структурный конспект параграфа или его части;
- составить тезисы;
-составить план (простой, сложный, цитатный);
- составить список вопросов, сформулированных таким образом, что на часть из них учащиеся не найдут прямого ответа в тексте;
- собрать и систематизировать материал для создания своего текста;
-написать аннотацию о содержании книги, фильма и др.;
- дать отзыв о прочитанной книге;
-охарактеризовать текст с точки зрения стиля речи, типа речи, указать выразительные средства языка;
-написать сложный вид письменной работы: сочинение, эссе, рецензия;
-из прочитанного параграфа выделить все научные понятия и дать им определение;
-составить деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию, резюме;
-составить тезисы и конспект статьи;
-приготовить сообщение, доклад на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачетов;
-произвести все виды разбора: фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический;
| -Таксономия Блума;
-работа с учебником;
-лингвистический анализ;
-метод списывания;
-алгоритмизация;
-анализ и синтез;
-сопоставление и сравнение.
| 2.Таблица (информация, представленная в свернутом виде)
| Максимально разворачивать информацию и преобразовывать ее, создавать свои таблицы по определенным правилам.
| - проанализировать таблицу;
-подобрать свои примеры к данной таблице;
-составить свои вопросы по таблице для осмысления, укрепления, усвоения знаний;
-воспроизвести таблицу по памяти;
-дополнить и усовершенствовать данную таблицу.
| -беседа;
-индивидуальный и фронтальный опрос;
-работа в парах и группах.
| 3. Рисунок
| Анализ рисунка; создание вторичной информации, совершенствование своего рисунка и редактирование.
| -прокомментировать увиденный рисунок;
-сопоставить рисунок с темой урока;
-создать свой рисунок по тексту (фразеологизм, пословица, поговорка, цитата);
-сопоставить текстовую информацию с рисунком.
| -беседа;
-индивидуальный и фронтальный опрос;
-работа в парах и группах.
-сопоставление и сравнение.
| 4. Схема
| Анализ схемы (уметь читать виды схем предложений); извлечение первичной информации; создание вторичной информации, совершенствование своей схемы и ее редактирование.
| -прокомментировать схему;
-создать свою схему по определенному правилу или алгоритму;
-по предложению, тексту составить свой ряд схем, проанализировать их;
-подобрать примеры, предложения по определенным схемам;
-сопоставить ряд схем;
-составить последовательный текст по предложенным схемам.
| -таксономия Блума;
-работа с учебником;
-алгоритмизация;
-анализ и синтез;
-сопоставление и сравнение;
-беседа.
| 5. Фотография
| Извлечение первичной информации; создание вторичной информации
| -прокомментировать фотографию;
-сопоставить фотографию с текстом;
-создать свой текст (сочинение) по данной фотографии;
-отредактировать свое сочинение и сочинение своего одноклассника;
-подобрать свои фотографии по другим текстам (по определенной тематике).
| -таксономия Блума;
-анализ и синтез;
-сопоставление и сравнение;
-беседа;
-работа в парах.
| 6. Видеоинформация.
| Анализ видеоинформации; Воспроизведение устного текста; создание вторичной информации, совершенствование своего текста и редактирование.
| -дайте комментарий к увиденному фрагменту;
-сопоставьте видеофрагмент с учебным материалом или с художественным текстом;
-составьте и ответьте на вопросы по видеофрагменту;
-напишите сове сочинение, отзыв, эссе по поводу увиденного;
-создайте свой видеоролик по нужной тематике;
-схематично оформите информацию из видеоматериала;
-подготовьте доклад, реферат по предложенной тематике видеоматериала.
| -таксономия Блума;
-работа с учебником, текстом;
-анализ и синтез;
-сопоставление и сравнение;
-беседа;
-работа в группах и парах.
| 7. Аудиоинформация
| Анализ текста произведения разных типов и стилей речи; воспроизведение устного текста; создание вторичной информации, совершенствование своего текста и редактирование.
| -прокомментируйте данный аудиофрагмент;
-сопоставьте аудиофрагмент с текстом;
-воспроизведите услышанное на письме;
-составьте и ответьте на вопросы по услышанному из аудиофрагмента;
-составьте развернутый план по аудиофрагменту;
-написать свой отзыв, комментарий по услышанному;
-сопоставить два аудиофрагмента по одной тематике (речь комментатора, экспрессивность, эмоциональность).
| -таксономия Блума;
-работа с учебником, текстом;
-анализ и синтез;
-сопоставление и сравнение;
-беседа;
-работа в группах и парах.
|
|