Учебная самостоятельность





Скачать 95.66 Kb.
НазваниеУчебная самостоятельность
Дата публикации25.11.2014
Размер95.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Учебная самостоятельность

Ребенок растет, становится старше, а родители иногда этого не замечают, продолжая считать свое чадо маленьким несмышленышем и применяя те же методы воспитания, что и прежде. Но жизнь не стоит на месте. Необходимо меняться, расти вместе со своим ребенком, постепенно отпускать его от себя, продолжая оставаться ему другом и помощником.

Чем раньше ребенок научится обслуживать себя, устанавливать контакты со взрослыми и другими детьми, выполнять определенные правила, тем легче ему будет усвоить школьные требования. Но на деле это не совсем так.

Многие дети довольно самостоятельны в обыденной жизни. Они умеют одеваться-раздеваться, помогают родителям по дому, общительны и легко находят друзей, иногда даже могут сами сходить в магазин…

Но иногда в школе учитель может вам сказать, что ваш ребенок совершенно неактивен, пассивен, его приходится постоянно подталкивать к работе, он не может ничего делать без понуканий.

Такое разногласие связано с тем, что самостоятельность в обычной жизни и самостоятельность в учебе — разные понятия. Что же такое учебная самостоятельность?

Самостоятельность школьника заключается прежде всего в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения из вне, а не так, когда учитель или родители стоят над душой и повторяют: «Делай это…», «Делай так…». Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. И здесь помощь взрослого и заключается в том, чтобы помочь ребенку выявить эти качества, не подавлять их постоянной гиперопекой.

Подумайте, может быть, вы слишком часто говорите ребенку, что он еще маленький, глупенький, что ему еще рано знать это, что у него не получится то!.. Не слишком ли часто вы одергиваете его («Помолчи, когда взрослые разговаривают», «Не лезь в разговоры старших», «Это не твоего ума дело»)?

Если вы пытаетесь контролировать каждый шаг вашего чада, вряд ли у него разовьется самостоятельность. Такой тотальный контроль приводит к тому, что ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; если что-то не получается, сваливает свою вину на взрослых («Ты мне не напомнила», «Бабушка не положила»… и т. д.).

Для воспитания самостоятельности можно предлагать на первых порах (пока ребенок сам не научится ставить перед собой цели) варианты действий: «У тебя не получается задача. Что ты будешь делать?» (варианты: сделать сначала те уроки, что получаются; позвонить однокласснику; отложить до прихода того из родителей, кто может помочь, и т. д.); «У тебя завтра диктант по русскому языку. Что нужно повторить в первую очередь? На что обратить внимание во время диктанта? Что нужно сделать в конце диктанта?».

Не ждите, что ребенок сразу научится принимать правильные решения, находить верный ход действий. Но вы должны дать ему понять, что его успех зависит прежде всего от него: его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных стараний.

Многие педагоги предлагают ученикам памятки по выполнению тех или иных заданий: как делать упражнения по русскому языку, как выучить новое правило, как решать сложную задачу, как заучивать новые слова, как делать работу над ошибками. Эти алгоритмы очень полезны для выработки самостоятельности детей, так как они учат ребенка вырабатывать определенный алгоритм и в различных ситуациях. Если у вас нет подобных пошаговых заготовок, попробуйте составить их вместе с ребенком и записать. Такие алгоритмы можно сделать в виде схемы, или пронумерованного порядка действий, или в виде рисунков. Повесьте этот лист над рабочим столом ребенка, чтобы он с ним сверялся.

Очень важен в учебной деятельности навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Схемы самопроверки всегда должны быть под рукой — и дома, и на уроке.

За любую инициативу, проявленную при выполнении заданий, ребенка обязательно хвалите (нашел дополнительный материал при подготовке к уроку, решил дополнительное задание и т. д.).

Кроме того, именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте и от которых зависит мотивация достижения успехов. Мотивация достижения того или иного результата начинает формироваться у детей еще в дошкольные годы.

Примерно между шестью и одиннадцатью годами у ребенка возникает представление о том, что недостаток его способностей можно скомпенсировать за счет увеличения прилагаемых усилий. В этот период возникает и закрепляется очень важная личностная характеристика ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности.

Кроме того, в этом возрасте совершенствуются такие качества ребенка, как трудолюбие и самостоятельность. Ребенок прилагает определенные усилия для достижения положительного результата, его поощряют за упорство на пути к достижению цели, он достигает успеха в каком-либо виде деятельности. Следствием всего этого является закрепление такого личностного качества, как трудолюбие. Оно закрепляется в период начального школьного обучения в учении и в трудовой деятельности.

Трудолюбие возникает тогда, когда ребенок получает удовлетворение от труда. А это, в свою очередь, зависит от того, какие эмоции — положительные или отрицательные — вызывает у ребенка учеба.

Развитию трудолюбия способствует тот факт, что поначалу учебная деятельность представляет для ребенка большие трудности, которые приходится одолевать: привыкание к новым условиям жизни (режиму дня, обязанностям, требованиям), проблемы, связанные с самим учебным процессом (трудности в обучении чтению, счету и письму), и новые заботы, которые появляются у ребенка дома из-за того, что он пошел в школу (раньше, придя из детсада, можно было беззаботно играть, сейчас приходится делать уроки).

В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи, причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности.

Очень важно, верит ребенок в свои успехи или нет. Родитель должен постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается воспитанием детей, — родителей, учителя.

Самостоятельность младших школьников зависит от взрослых, причем этот возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, чрезмерные доверчивость, открытость, послушание могут сделать ребенка несамостоятельным, пассивным, зависимым от мнения взрослых и способны задержать развитие этого качества личности. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может вызвать закрытость, непослушание, осложнить ребенку приобретение жизненного опыта. Поэтому необходимо уравновесить проявления самостоятельности и зависимости.

В младшем школьном возрасте дети еще безгранично доверяют взрослым, подражают им: учителям, родителям. Они полностью признают авторитет взрослого человека, практически безоговорочно принимают его оценки и замечания. Эта черта роднит их с дошкольниками. То есть, как бы ни оценивал себя младший школьник, он в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый. Это очень важный момент, так как именно от того, какие оценки дает взрослый ребенку, как оценивает его успехи, зависит его самооценка. У младших школьников, в отличие от дошкольников, уже встречаются различные виды самооценки: адекватная, завышенная и заниженная. Доверительность и открытость в воспитании ребенка требуют от взрослых большой ответственности, постоянного контроля над своими действиями и суждениями.

Став старше, освоившись в школе, дети уже сознательно ставят целью достижение успеха в том или ином виде деятельности, при этом регулируют внимание, стараясь не отвлекаться на посторонние дела. Особенно наглядно это видно, когда дети играют или делают что-либо своими руками. Тогда, увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любимым делом. В подобных случаях возникшая цель или намерение управляют поведением, не позволяя вниманию ребенка «распыляться».

При этом следует помнить еще один важный момент: у человека с достижением успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач.
Если взрослые имеют достаточно большое влияние на ребенка, высокий авторитет, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудач, когда ребенок старается сделать что-то хорошо, чтобы его не наказали, сам же результат как таковой его мало волнует. Этот мотив не является стимулом к достижению успехов.

Если же, напротив, внимание со стороны взрослого подчеркивается поощрениями, помощью ребенку в трудных ситуациях, обеспечивается положительным настроем в отношении ребенка, то складывается мотив достижения успехов.

На мотивацию достижения успехов помимо самооценки влияет также уровень притязаний, который может зависеть не только от успехов в учебе или иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в детском коллективе. Для детей, пользующихся высоким авторитетом среди сверстников, занимающих высокий статус в детском коллективе, характерны адекватная самооценка, высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.

Последним важным моментом в формировании (и закреплении) мотивации достижения успехов является осознание ребенком своих способностей и возможностей, укрепление на этой основе веры в свои успехи.

Способы развития самостоятельности у детей школьного возраста?

  • Прежде всего ребенку необходимо доверять как можно больше дел выполнять самостоятельно. Приветствуйте любое стремление ребенка к самостоятельности и не забывайте поощрять его. Поддерживать в ребёнке «приступы» самостоятельности.

  • Нужно сделать так, чтобы с первых дней обучения в школе ребенок свои домашние задания делал самостоятельно. Помощь со стороны взрослых, если она необходима, должна быть минимальной. Чтобы развить это качество, можно создать такую ситуацию, в которой ребенку поручается какое-либо ответственное дело, при выполнении которого он становится лидером для других. Хорошие условия для этого создаются в групповых формах обучения и труда.

  • Вовремя помочь ребёнку.

  • Меняться, расти вместе со своим ребёнком, постепенно отпускать его от себя, продолжая оставаться для него другом и помощником.

  • Объяснять ребёнку зачем он должен выполнять ту или иную работу (у каждого должны быть свои обязанности за которые отвечает только он сам).

  • Не пытаться контролировать каждый шаг своего ребёнка (ребёнок постепенно перестаёт отвечать за свои поступки.

  • Предлагать варианты действий при выполнении какого-то дела.

  • Дать понять ребёнку, что успех зависит прежде всего от него, от его инициативы и самостоятельности.

  • За любую инициативу, проявленную при выполнении заданий, ребёнка необходимо хвалить (особенно за те которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребёнок).

Навыки самостоятельности не разовьются само по себе. Чтобы развить их в себе, дети должны пройти практику от простого к сложному.

Итак, давайте рассмотрим эту практику подробнее.

1. Принятие самостоятельных, осмысленных решений.

Умение принимать мудрые решения, как и большинство из вышеперечисленных навыков, начинается с малого. Детям нужно давать возможность принимать решения, как только они научатся выбирать из двух вариантов. «Ты сегодня хочешь надеть красную или белую рубашку?» или «Сегодня твоя очередь решать, что приготовить на обед: суп или борщ» Помогите детям увидеть разницу, преимущества и недостатки каждого варианта и затем позвольте ребенку сделать выбор. Предлагайте только приемлемые варианты, то есть допустимые Вами варианты, чтобы ребенок не смог сделать неправильный выбор. По мере взросления ребенка ему можно давать всё больше и больше свободы в более важном выборе.

2. Определение целей и действия для их достижения.

Определение целей и достижение поставленных целей – еще одна важная часть воспитания в детях самостоятельности. Определение целей может также начинаться с малого. Спросите ребенка, что он хотел бы сделать до ужина. Так постепенно ребенок будет учиться определять цели на недели, месяцы, годы. Можно также помочь ребенку определить цели, способствующие изменению поведения. Не забудьте о значимых наградах, которые достанутся ребенку при достижении каждой цели. Для некоторых детей получение награды – важный шаг на пути к достижению все новых и новых целей.

3. Забота о своих потребностях.

Опыт и практика помогают детям научиться заботиться о своих потребностях. Здесь кроется ошибка всех родителей, которые стараются делать все за детей до того, как они научатся самостоятельно справляться с поставленными задачами просто потому, что так быстрее и легче. Однако время, потраченное на обучение маленьких детей справляться со своими обязанностями – это время, потраченное с пользой. Большинство маленьких детей хотят скорее повзрослеть и стараются изо всех сил справиться со своими обязанностями.

4. Ответственность за свои действия.

Чувство ответственности за свои действия также воспитывается с раннего детства. Мы знакомим детей с окружающим миром и учим их выживать в этом мире. И сами иногда разрушаем это умение. Мы с лёгкостью портим результат нашей работы, например, в последний момент доделывая домашнюю работу за ребенка, печатая за него реферат и позволяя ему нарушать данное обещание. Если мы хотим, чтобы наши дети чувствовали ответственность, мы должны настаивать на этой ответственности постоянно, а не только в определенных ситуациях.

5. Нахождение информации, необходимой для осуществления всех этих действий.

И наконец, умение находить нужную информацию также прививается с детства. Когда у ребенка возникают вопросы или необходимость поиска информации, у нас есть два варианта: помочь ребенку найти нужные ответы или сразу же сообщить ему их. Конечно, нам гораздо легче сообщить ребенку необходимые ответы и найти нужную информацию. Но подумайте о будущем ребенка. Ведь все эти навыки пригодятся ему во взрослой жизни, и они не появятся сами собой.

Удачи Вам, уважаемые родители!

Педагог-психолог гимназии №14 Янкевич Ольга Анатольевна

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная самостоятельность iconКалендарно-тематическое планирование 6класс
Самостоятельность-показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу
Учебная самостоятельность iconА. Х. Халикова / / Г. Н. Панкова
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Учебная самостоятельность iconТема: Дифференциация гласных а я
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Учебная самостоятельность iconРабочая программа курса «Литературное чтение»
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Учебная самостоятельность iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Учебная самостоятельность iconУрок №1 (изучение нового материала) Тема: Обозначение натуральных чисел
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Учебная самостоятельность iconСистема воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного...
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Учебная самостоятельность iconСтепанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Учебная самостоятельность iconКонспект урока по учебному курсу «Истоки» в 9 классе
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Учебная самостоятельность iconКонспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация...
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Учебная самостоятельность iconКонспект урока по литературному чтению «Л. Н. Толстой. Акула.» Умк...
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Учебная самостоятельность iconРегламент предоставления государственной услуги «аттестация педагогических...
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Учебная самостоятельность iconСогласовано Начальник мку «Управление Образования» Исполнительного...
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Учебная самостоятельность iconКонспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий...
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Учебная самостоятельность iconРабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы...
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Учебная самостоятельность iconКонспект урока по природоведению Пояснительная записка Тема урока...
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск