Скачать 139.51 Kb.
|
МОУ ОО школа №4 им. Ф.Н.Красовского городского округа – город Галич Костромской области ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– Конспект урока по учебному курсу «Истоки» в 9 классе Тема: « Труженики и живущие за счет других». Конспект составлен учителем высшей категории русского языка и литературы, истоков МОУ ОО школы №4 им.Ф.Н.Красовского Быковой Еленой Сергеевной Галич 2009 Тема урока: «Труженики и живущие за счет других» (первый урок) Цель урока – познакомить учащихся с понятием и образом Труженика на примере жизни и деятельности русского писателя 19 века Л.Н.Толстого. Задачи: а) образовательные – расширить представление учащихся о понятиях «труженик», «человек Труда», «интеллектуальный Труд»; познакомить с компонентами трудовой деятельности; приобщить учащихся к литературно-художественному творчеству Л.Н.Толстого; б) развивающие: развивать умение видеть, чувствовать и понимать окружающий мир, мир Труда; развивать интерес к профессиональной деятельности; развивать эстетический вкус учащихся; в) воспитательные: воспитывать уважение и почитание трудовой деятельности, к людям Труда; сознательность, ответственность, организованность. Участники: учащиеся 9-ого класса. Подготовительная работа: выставка книг (о жизни и творчестве Л.Н.Толстого), оформление видеоряда к уроку «Наше прошлое», материалов презентации «Жизнь полная примера», раздаточного материала для индивидуальной и групповой работы, карточки-термины (на классную доску). Оборудование: карточки-термины, магниты, видеоряд «Наше прошлое», презентация «Жизнь полная примера», раздаточный материала (распечатан на каждого и для групп) Ход урока:
1 слайд Вежливый, старательный, Скромный и внимательный, Добрый, умный, справедливый, И веселый, и счастливый. – Ребята, про кого так можно сказать? (мнение учащихся) Я рада за вас, что у вас есть такие друзья (знакомые, родные, учителя и т.п.). 2 слайд (фотография класса) – Но сегодня это сказано про вас. Мне очень приятно, что на уроке будут присутствовать такие ученики, потому что только такие, как вы, могут прийти на помощь товарищу, учителю. Мне очень хочется, чтобы мы, как и всегда, сегодня продолжали быть сотрудниками в познании нового, неизведанного, тайного.
– Земля, земля! Сменяются на поверхности твоей поколения человеческие, как на деревьях листья. Мило зеленеют, утешительно, невинно шумят эти листочки, приводимые в движение тихим дыханием весеннего ветра. Придет на них осень: они пожелтеют, спадут с деревьев, истлеют. При наступлении весны другие листочки будут красоваться на ветвях, и так же – только в течение краткой череды своей – так же увянут, исчезнут. Что наша жизнь?! – Ребята, скажите, пожалуйста, что видели вы перед собой, слушая меня?! – Какими звуками или голосами можно наполнить данный текст?! – Какие чувства наполняли вас? – О чем размышляет автор данного текста? Почему человеческая жизнь уподобляется жизни древесного листа?! – Скажите, пожалуйста, кто может являться автором данного текста?! – Ребята, автором строк является прославленный святой, выдающийся отечественный подвижник и духовный писатель – святитель Игнатий (Брянчанинов). 3 слайд + В 2007 году в городе Костроме прошли юбилейные мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения святителя Игнатия, а в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов. Земная жизнь этого прославленного святого завершилась в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. В этой обители епископ Игнатий провел шесть лет, много трудился для ее благоукрашения и совершенствования в ней духовной жизни. 4 слайд Уже в юношеские годы он отличался блестящими успехами в учебе, яркими умственными способностями и высокими нравственными качествами, был трудолюбив. 5 слайд Приняв монашеский постриг, в 1831 году, он отдавался молитве, чтению творений Святых Отцов, работал над богословскими сочинениями. Главная заслуга его жизни – литературные труды, которые называют по праву богатейшим духовным наследием, сокровищем для современного человека. 6 слайд По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя святителя Игнатия включено в Собор Костромских святых. 7 слайд –– Автор задал нам с вами вопрос: «Что наша жизнь?!» Я бы хотела дополнить: «Что наша жизнь в Труде и без Него?»
а) просмотр видеоряда с музыкальным сопровождение «Наше прошлое»; словарная работа; – Сейчас я хочу предложить вам вернуться в прошлое. Да, не удивляйтесь, в наше с вами прошлое, прошлое, которое Мы прошли вместе. Не увлекайтесь только воспоминаниями, постарайтесь осознать, что мы с вами делали (просмотр) – Итак, что мы с вами делали в течение четырех лет? + Работали, трудились, сотрудничали. – Вы произнесли очень хорошие, емкие слова. Скажите, пожалуйста, почему глядя на себя, своих одноклассников вы улыбались? (высказывания учащихся) – Какие чувства возникали при просмотре? (высказывания учащихся) – Я бы добавили лишь одно: « …Труд, Труд! Я чувствую себя счастливым, когда тружусь!...» – О трудовой деятельности вы знаете не по слухам, трудятся на производстве ваши родители, трудились и вышли на заслуженные отдых представители старшего поколения в каждой семье. Трудитесь вы. Изучая учебный материал вы тоже не раз касались данной темы. Значит, мы знаем о трудовой деятельности… Я предлагаю каждому заполнить таблицу «Я знаю…» (заполняют и зачитывают), а теперь откройте правую половину – «Я хочу узнать…» (заполняют и зачитывают).
б) словарная работа с терминологией; – Труд и Работа – в чем же заключается разница в лексическом значении этих слов (слова выносятся на классную доску).Подумайте, зафиксируйте свои размышления в таблице:
На выполнение задания отводится 4 минуты, учащиеся выступают с места. – Сокровищница русской речи – «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля красочно и наглядно демонстрирует оба слова: «Работа – занятие, дело, упражнение; работать – трудиться, производить что-то руками, телесной силой и умением; потеть, стараться». «Труд – занятие, упражнение с применением старания и усердия». В.И.Даль акцентирует наше внимание на двух моментах. Работа связана с физической силой и умением. Труд – старание и усердие. Вдумайтесь в это и представьте для подтверждения жизненные ситуации. в) работа в парах; работа в семерке; – Главным источником благосостояния людей были и остаются труд, ум и руки тех, кто сеет, убирает и печет хлеб, варит соль, добывает полезные ископаемые, конструирует машины, строит дома и заводы. Трудом человека создано все самое прекрасное и необходимое. Труд немыслим без человека, а человек – без труда. Именно в отношении к труду в полной мере раскрывается нравственный облик человека. И если ты богат дарами, Их выставлять не хлопочи: В твоем труде заблещут сами Их животворные лучи. – Вот так емко когда-то сказал русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Именно сейчас мы попытаемся представить облик Труженика! 8 слайд Лев Николаевич Толстой!...Страшно касаться этого великого имени, как страшно касаться судеб великой России. Легко и просто восхищаться его художественным творчеством; легко и просто находить противоречия в его упорной, каменной мысли… 9 слайд В генеалогическом древе Толстого среди его предков мы обнаруживаем исключительно русские и знатные фамилии. Прародители одного из величайших русских писателей были родовитыми аристократами, гордившимися знатностью породы в 32 коленах. 10 слайд Но Лев Николаевич своим обликом не походил на этих представителей придворной знати. Художник Репин говорил, что «всякое другое лицо скучно и нелюбопытно после его лица…». 11 слайд Всмотритесь, пожалуйста, в портрет Л.Н.Толстого, выполненного художников Щербаковым. Попытайтесь выделить в великом человеке невеликие, мужицкие черты (работа в паре) Запишите в таблицы с левой стороны:
– Зачитайте свои примеры. Выслушав вас, хочется сделать один-единственный вывод – перед нами человек, умевший трудиться! Значит, трудолюбивого человека, человека, любящего и уважающего Труд можно узнать, взглянув на его облик. Но этого недостаточно. Л.Н.Толстой называл несколько необходимых условий для жизни каждого человека. 12 слайд Вот эти условия: труд, вечная тревога, борьба, лишение. Ни на секунду, по мнению Толстого, человек не должен о них забывать. Как вы думаете, почему понятие труда поставлено на первое место в данной цепочке?!(мнения учащихся) – Я согласна с вашими высказываниями, хочется только добавить: Труд никогда не бывает легким, но именно благодаря ему человек достигает определенного социального статуса и уважения других. Не случайно в народе говорят: «Всяк человек у дела познается», «Работа да руки – надежные в людях поруки», «Не учись нежностям, а учись трудностям», «Без труда и силач немощен, мудрец – глуп, красавец – урод». –13 слайд Больше всего великого писателя сжигала жажда познания. Свидетелями его огромной работы, стремления проникнуть во все сферы человеческого знания, знать как можно больше, являются Книги, которыми Л.Н.Толстой окружил себя. Когда он 11 апреля 1847 получил Ясную Поляну по разделу, библиотека насчитывала около шестисот томов. После его смерти в ней оказалось 22 тысячи книг, 28 книжных шкафов!(книги по математике, географии, агрономии, пчеловодству, медицине, ветеринарии, философские труды, сочинения о морали, праве, множество произведений) и в большинстве из них имеются пометы. О чем говорят пометы на полях книги или брошюры?! О работе, человек читал, а точнее изучал, размышлял, анализировал! 14 слайд Ему было уже за пятьдесят, когда он менее чем за год освоил древнегреческий и древнееврейский языки. Когда он отдавал свой текст издателю, он мучил его бесконечной правкой, выверяя и исправляя в тексте все до последней запятой. Он был неутомим, работая над своими рукописями. Портрет Катюши Маловой в «Воскресении» он переделывал 20 раз! 105 раз приступал к переработке 4 страниц одного из своих философских трактатов. – О каком Труде в жизни Л. Н.Толстого вы сейчас услышали? + Труд интеллектуальный. Этот Труд не всегда и не сразу виден для окружающих. – Почему он достиг таких вершин в интеллектуальной деятельности?! (мнения учащихся) – 14 слайд Я бы ответила словами его жены: «Все, что он познал за свою долгую жизнь, он познал самостоятельно, ценой упорного, но увлеченного труда. Его работоспособность была огромна». – Взгляните теперь в правую половины таблицы, постарайтесь проанализировать услышанное и записать аристократические черты Л.Н.Толстого.
– О жизни Л.Н.Толстого и о его деятельности мы с вами говорили по курсу литературы. Перед вами на столах фотоматериалы и текстовые материалы, ознакомьтесь с ними и дополните записи в таблице; решите сначала самостоятельно, затем в семерке, что вы увидели: «обликом не походит..» или «аристократические черты». Дополните таблицы соответствующими записями. Материалы заданий в семерках:
По истечении времени педагог просит вслух зачитать материалы; после каждого фрагмента идет обсуждение. Выслушать необходимо каждую четверку и дополнения, если группы захотят дополнить выступающих. – В какую графу вы записали больше качеств?! Да, Лев Николаевич Толстой все-таки больше напоминает представителя мужицкой среды. В книге «Толстой и Толстые» (воспоминания о семье) вы сможете прочитать: «С годами Толстой отдалился от своей среды и приблизился к простым людям, к народу. Достаточно было выглядеть оборванцем или отщепенцем, чтобы возбудить интерес в Льве Николаевиче; зато эполеты, генеральский чин и всякий выдающийся внушал ему отвращение…». Что же было такого в этих оборванцах, чтобы привлечь на годы внимание великого поэта?! +Возможно, испытывал чувство вины пред обездоленными и лишенными. + Возможно, понимал, что именно на таких держится Россия, что за этими босоногими детьми будущее страны. + Именно они как никто мог научить аристократа трудиться на матушке-земле.
а) обобщения учителя: – 15 слайд Лев Николаевич любил после завтрака прогуляться пешком или верхом на лошади. 16 слайд В общении с природой обдумывал он свои художественные произведения, статьи, письма, отдельные мысли. 17 слайд Большую часть своего времени Толстые отдавали воспитанию своих детей. Особенно памятными были для всех вечера. Именно в это время семья собиралась вместе, и родители читали Тане и Сереже вслух. Книги привозились из Москвы. Если не было иллюстраций, Лев Николаевич обязательно сам готовил подходящие рисунки. Жили Толстые по-старому, но строгому распорядку: в 9 часов утра пили кофе, в час дня завтракали, в 6 часов обедали и в 9 часов вечера пили чай. Дом был почти всегда наполнен людьми,. 18 слайд Через всю жизнь писатель пронес любовь и уважение к крестьянским ребятишкам, а жизнь его наполнена была работой, разговорами, заботами. И работой не только интеллектуальной, но и физической. 19 слайд «Живу я нынешний год в деревне как-то невольно по-новому: встаю и ложусь рано, не пишу, но много работаю, то сапоги, то покос…» или «…сначала была пахота, я целые дни был в поле, а утром занимался – статьей о государственной власти…» (из воспоминаний писателя) б) выполнение творческого задания учащимися: – Я попыталась показать вам образ Труженика на примере жизни и деятельности великого писателя 19 века. Вы можете привести свои примеры и доказать, что другой человек, другая историческая личность достойна примера и уважения. Попытайтесь сейчас зафиксировать услышанное и увиденное в нерифмованном стихотворении (синквейн): Лев Николаевич Толстой прилагательное, прилагательное, прилагательное прилагательное + имя существительное связное предложение метафора (скрытое сравнение) Учащиеся выполняют работу самостоятельно, при проверке несколько вариантов зачитывается вслух. – Советский педагог В.А.Сухомлинский сформулировал вот такую формулу трудовой деятельности: «Надо – трудно – прекрасно» (выносится на классную доску). – Почему Надо трудиться? + Надо трудится, так как работа дает человеку средства существования, она делает жизнь полнее и интереснее, дает возможность раскрыть свои способности. – Почему Трудно?! + Трудно? Конечно. И вы должны быть к этому готовы, мы уже говорили об этом. Примером являются люди, окружающие вас. Труд никогда не бывает легким, но именно благодаря ему человек достигает определенного социального статуса и уважения других. – Почему прекрасно?! + Прекрасно? Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, чем сознание: трудности преодолены, а цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд.
– В.А.Сухомлинский определил три компонента трудовой деятельности, какой компонент вы бы добавили?! Почему? Подумайте над этим вопросом дома, можете заинтересовать разговором о Труде родителей, представителей старшего поколения. – Перечитайте главы книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Любани», «Медное», «Пешки», «Зайцово». Кто в произведении показан Тружеником? Каким дан этот образ? – Закончить урок мне бы хотелось словами Л.Н.Толстого: «Труд будит в человеке творческие силы». Постарайтесь об этом никогда не забывать. Литература:
|
Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество Звучит песня «С чего начинается Родина?» На фоне музыки учитель присоединяется к теме урока, к учащимся | Конспект урока по учебному курсу ... | ||
Урока истоки Пояснительная записка Учебник Учебник: -камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.:... | Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №42 | ||
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Конспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Конспект урока по курсу «Окружающий мир» для 3 класса по программе «Перспективная начальная школа» | Конспект урока в 5 классе Конспект урока по геометрии в 7 классе с использованием электронного учебника бином | ||
Пояснительная записка с 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки» С 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки». Одной из форм итоговой аттестации выпускников основной школы может быть... | Пояснительная записка с 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки» С 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки». Одной из форм итоговой аттестации выпускников основной школы может быть... | ||
Конспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... | Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока по русскому языку План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» | Конспект урока по курсу «мир вокруг нас» в 1 классе Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии |