Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24





Скачать 393.12 Kb.
НазваниеУрок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24
страница1/4
Дата публикации26.08.2014
Размер393.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 42

Воспитание на основе

социокультурного подхода -

одно из условий развития личности

Материалы семинара

Кушва 2008

И хотя они с Вами,

Принадлежат они не вам.

Вы можете дать кров их телам,

Но не их душам,

Потому что их души живут в завтрашнем доме,

Который Вы не можете посетить

Даже в ваших мечтах.

Вы можете стремиться быть такими, как они,

Но не стремитесь сделать их такими, как Вы,

Потому что жизнь не движется назад

И не задерживается во вчерашнем дне».

Содержание.

Система работы школы по возрождению и сохранению духовно-
нравственных традиций семейных отношений 4

Интеграция курса «Урал. Человек. Истоки» в предметы Федерального
компонента в начальной школе 7

Использование активных форм работы во внеурочной деятельности
учащихся 17

Святые земли Муромской - Петр и Феврония.

Мастер-класс 20

Жизнь дана на добрые дела.

Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24

Умножаем и делим на 4. Уральский малахит.

Интегрированный урок математики и «истоков» во 2 классе 28

Как любить детей?

Родительское собрание в 4 классе 32

Санникова Надежда Андреевна,

заместитель директора по УВР высшей квалификационной категории

Система работы школы

по возрождению и сохранению духовно-нравственных

традиций семейных отношений.

Возрождение России как национального и культурного единства не возможно без восстановления утраченной самобытной культуры. И одно из первых мест в традиции русской народной культуры занимала семья.

Семья укрепляла и растила многие поколения русского народа. Традиции семьи и определенные правила создавали духовную и нравственную общность людей, сохраняли понятия Веры, Любви, Верности, Чести, Достоинства.

Воспитание начинается в семье, и заменить ее в этом деле не может никто. Никакие детские сады, детские дома, приюты не смогут дать ребенку необходимую для воспитания Любовь, то взаимное чувство личной незаменимости, которое связывает родителей с ребенком.

Семья - это первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных целях и ценностях. Именно в семье он получает первые уроки Милосердия, Послушания, Покаяния, Терпения, Трудолюбия. И от качества этих «семейных» уроков зависит нравственное здоровье не только самого человека, но и нации в целом. Поэтому работа с родителями для нас сегодня - самое главное.

Духовную нищету детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви нужно учиться всем нам, причем обучение родителей должно носить опережающий характер. Эта идея нашла практическое выражение в организации при школе родительского клуба «Прикосновение».

Третий год школа работает над проблемой внедрения социокультурного подхода к «истокам» в образовании. Самое главное, что

4

Ситуация 2.

Утром мама торопилась, а у Жени, как назло, запутались шнурки.

- Что за мальчишка, бестолковый какой-то! Вечно наказание с ним! -
мама продолжала в том же духе, пока, наконец, не завязались шнурки...

А вечером она приходит в детсад за сыном:

- Птенчик мой, я пришла за тобой! Пойдем, солнышко мое домой. Я по
тебе соскучилась!

Опишите поведение матери по отношению к ребенку. Ответы родителей.

Давайте чаще говорить своему ребенку такие слова: Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Иди ко мне!

Что бы не случилось, я с тобой! Расскажи мне, что с тобой! Что бы мы без тебя делали? Я помогу тебе... Я радуюсь твоим успехам!

Рефлексия.

Что вы увидели? Что услышали? Что почувствовали?

Ответы родителей. А закончить нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось высказыванием К. Джинбрана:

«Ваши дети - это не Ваши дети:

Они сыновья и дочери самой жизни.

Они пришли по средствам Вас, но не от Вас.

37

Такая огромная сила любви была в этом добром слове, что маленькое Олино сердце забилось учащенно, щечки порозовели, в глазах вспыхнули радостные огоньки.- Вот чего не хватало Оле, - сказал дед Афанасий, - доброго, ласкового слова.

Ресурсный круг.

Как вы проявляете свою любовь к ребенку?

Ответы родителей. Каким вы хотели бы видеть своего ребенка?

Ответы родителей. Значит, чтобы наши дети стали такими, мы должны помнить о том, что любовь в семье начинается с того момента, когда, убаюкиваемый материнской песнью, ребенок впервые улыбается. Важно помнить, чтобы первые мысли о добром, сердечном, самом прекрасном, что есть в мире, помогли открыть родители.

Работа в группах.

Я предлагаю вам две ситуации, которые вполне могли случиться и с вашим ребенком. Проанализируйте их, предложите свой вариант развития событий.

Ситуация 1.

Играя с мячом во дворе, пятилетний Юра нечаянно попал в электрическую лампочку, висевшую над дверью подъезда. Лампочка разбилась. Мать выходит из дома с грозно нахмуренными бровями.

  • Ты разбил лампочку, - сурово спрашивает она.

  • Нет, нет... Это не я, - лепечет Юра, растерявшийся от материнского вопроса, хотя минуту назад и не думал лгать.

  • Как же не ты? Я же видела в окно. Ты еще и лжешь? Отец!.. - кричит она, повернувшись к дому. - Сынок-то наш! Мало того, что озорник, непослущник, он еще и лгун, оказывается.

Как бы вы поступили на месте матери?

36

положительно в содержании социокультурного подхода, - это единство семьи и школы в деле воспитания ребенка. Поэтому все это время мы развивали единую систему ценностей не только у детей, но и у родителей. И сегодня слова «Родители - полноправные участники образовательного процесса» для нас не пустой звук, а реальный факт. Наши родители участвуют не только в организации и проведении общешкольных мероприятий и классных часов, но и участвуют в подготовке домашних заданий по курсу «Урал. Человек. Истоки», учатся вместе с ребенком на уроках «Урал. Человек. Истоки», на родительских собраниях в рамках клуба «Прикосновение».

Еще в начале эксперимента по внедрению социокультурного подхода была разработана программа клуба «Прикосновение», рассчитанная по временным рамкам на 9 лет (с 1 по 9 класс). Она включала в себя тематику родительских собраний, лекций, консультаций. По своему содержанию методике проведения собраний клуб является продолжением курса «Урал. Человек. Истоки», только уже с корректировкой на родителей. Тематика родительских собраний от года к году усложняется. Например: «Адаптация ребенка к школьной жизни» (1 класс), «Традиции чтения в семье» (2 класс), «Роль семейных праздников в воспитании детей» (3 класс), «Как трудно быть мамой» (4 класс), «Роль отца в воспитании детей» (5 класс), «Почему ребенок не хочет учиться» (6-7 класс), «Пойми меня правильно, мама» (8-9 класс). Формы родительских собраний различны: круглый стол, диспут, праздник, вечер вопросов и ответов. На этих собраниях идет живой обмен опытом по семейному воспитанию детей, разбираются ошибки, конкретные ситуации, т.е. родители учатся межличностным отношениям в семье.

Сегодня мы работаем над новой идеей - создание «Школы родительской любви». Стратегической целью программы является педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. В качестве целевых ориентиров в работе с семьей определено следующее:

5

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

  • содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность школы;

  • выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;

  • пропаганда опыта успешного воспитания.

Предполагается разработать «Рабочую тетрадь для родителей», из которой они смогли бы получить дополнительную информацию о характере взаимоотношений в семье, причинах возникновения той или иной проблемы. Были бы разработаны задания для родителей, которые позволили классным руководителям определить уровень и базу знаний в вопросах воспитания. Эти занятия должны быть связаны с курсом «Урал. Человек. Истоки» и являться его продолжением. Формы собраний должны быть следующие:

  • собрания-практикумы, где родители получат ответы или рекомендации на злободневные проблемы;

  • круглые столы - нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

  • собрания - конкурсы, имеющие целью раскрыть творческий потенциал семьи;

  • собрания-праздники, на которых создается непринужденная атмосфера единения педагогов, родителей и детей;

  • собрания-мастерские, способствующие сплочению родителей, педагогов и детей в процессе трудовой деятельности.

Ведущим нравственно-этическим компонентом «Школы родительской любви» является «внутрисемейные отношения». Они проявятся в форме межличностных отношений родителя и ребенка в процессе непосредственного общения здесь, в школе, на родительском собрании. Поэтому дети, в будущем, - полноправные участники всех собраний-праздников, собраний-конкурсов, собраний-практикумов.

Ответы родителей.

В. А. Сухомлинский утверждал, что самым главным в жизни должна

быть любовь к детям. И однажды он рассказал историю, подтверждающую

* эти слова.

У одной женщины была маленькая дочка Оля. Когда Оле исполнилось пять лет, она тяжело заболела: простудилась, легла в постель, стала кашлять и таяла на глазах.

К несчастной матери один за другим стали приходить родственники: Олины тети, дядья, бабушки и дедушки. Каждый приносил что-нибудь вкусное и питательное. Каждый говорил: надо хорошо питаться, надо дышать свежим воздухом — и болезнь уйдет. Оля ела медовые соты и сладкое коровье масло, лесные ягоды и орехи, перепелиные яички и бульон из куриного крылышка. Но ничего не помогало.

Однажды у постели больной собрались все родственники. Девяностолетний дедушка Афанасий сказал:

- Чего-то ей еще не хватает. А что - и сам не могу понять.

Вдруг открылась дверь, и в хату вошла прабабушка Оли - столетняя прабабушка Надежда. Уже много лет сидела бабушка Надежда в доме, никуда не ходила и никого не навещала. Но, услышав о болезни правнучки, она решила навестить ее. Подойдя к кроватке больной, она села на стульчик, взяла Олину руку в свою сморщенную маленькую руку и сказала:

- Нет у меня ни медовых сот, ни сладкого коровьего молока, нет
свежих лесных ягод, ни орехов нет, ни перепелиных яичек, ни куриного
крылышка. Старая я стала, ничего не вижу. Принесла я тебе, милая моя
правнучка, один-единственный подарок: сердечное желание. Одно желание
осталось у меня в сердце - чтобы ты, мой цветочек, выздоровела и снова
радовалась солнцу ясному.

* В.А. Сухомлинский «Доброе слово».


6

35

Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительного источника заработка, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов, стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости.

Характерно в этом отношении наблюдение замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Нормальное нравственное развитие, гармония любви, счастья и труда возможны лишь при условии, если ребенок убежден: я кому-то очень-очень нужен, я для кого-то безмерно дорог, кто-то видит во мне смысл своей жизни, но и я кем-то очень-очень дорожу, без кого-то я жить не могу».

Может быть. Это убеждение не выступает в виде отчетливой мысли, но оно наполняет все человеческое существо ребенка переживанием радости полноты жизни. Ласка, радость духовного общения с родными, особенно с матерью и отцом, - это не только источник гармонии любви, счастья и труда, это также источник долга, долженствования человека перед человеком.

Джордж Боулби считает, что наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации:

когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов

между супругами;

  • когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;

  • когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;

  • когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;

  • когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.

Ресурсный круг.

Согласны ли вы с высказыванием «Все лучшее - детям»?

34

Жиляева Ирина Павловна,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Интеграция курса «Урал. Человек. Истоки» в предметы Федерального компонента в начальной школе.

Прогрессивные педагоги разных эпох - Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и другие - подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.

Курс «Урал. Человек. Истоки» способствуют духовно-нравственному развитию растущего человека, познанию им важнейших жизненных ценностей, которые из века в век передаются в нашем народе.

Чтобы обучение не было односторонним и носило внутреннюю целостность, необходим социокультурный подход и в преподавании других предметов.

Кроме развивающих и образовательных задач, на уроках ставим перед собой и задачи, направленные на воспитание духовно-нравственных качеств: приобщать учащихся и их родителей к истории родного края, вызывать у них интерес к событиям, людям, явлением своей малой родины, ориентировать учащихся на высокие нравственные ценности.

Сама жизнь, ситуации, которые порой складываются во время урока, подсказывают, что интеграция истоков с другими предметами необходима.

Такие уроки в первую очередь способствуют развитию духовно-нравственных ценностей ребенка, а так же являются средством интенсификации урока, расширяют его информативную емкость, способствуют развитию интереса к предметам, повышают творческий потенциал учащихся.

Мы работаем по программе «Планета знаний». Один раз в неделю в расписание включен урок «Истоки», на остальных уроках можно продолжать разговор, начатый на этом уроке.

7

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков даёт сочетания предметов:

Истоки - обучение грамоте;

Истоки - русский язык;

Истоки - литературное чтение;

Истоки - математика;

Истоки - окружающий мир.

Уже в первом классе, на уроках обучения грамоте продолжается разговор, начатый на истоках. Учебный материал построен так, что на изучение каждой буквы отводится по 3 часа, поэтому есть хорошая возможность использовать дополнительный материал и элементы ИЗО.

Пример.

«Нет милее дружка, чем родная матушка» (при изучении буквы М).

«Хвойные леса нашего края» (при изучении букв Е-Ё), где демонстрационным материалом на каждой парте являются маленькие веточки ели сосны, кедра, пихты.

«Один день в древнерусской школе» (при изучении буквы Ш). На урок из школьного музея приносят макет доски и парты, перо, «непроливашку» - чернильницу, которой пользовались бабушки и даже прабабушки ребят. Первоклашки пробуют писать пером, понимая, какое счастье писать шариковой ручкой.

«История русской игрушки» (при изучении буквы И). Дети приносят свои игрушки, составляют рассказы о них, сравнивают соломенную куклу с современной Барби;

При изучении буквы X дети узнали о том ,что в старину когда пекли хлеб никто не разговаривал громко, не бранился, не мели пол, не шумели , в противном случае хлеб мог не удаться - пугался. По общеславянскому выражению стол - «ладонь Божья», а хлеб - «дар Божий». На детей производит впечатление слова о том ,что от обращения с хлебом зависят сила, здоровье и удача.

8

усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза...»

«А какие были его глаза?» - недоуменно спросила Луна.

«Они светились в темноте от счастья и радости, - ответила, тяжело вздохнув, Звездочка и продолжала. - Чему ты радуешься, странник?»

И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи - жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».

Звездочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».

Луна посмотрела на звездочку и спросила: «Моя маленькая помощница, а ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?»

«А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звездочка.

Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой Звездочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь - одна семья».

Зажигается свеча.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как мы любим наших детей, о том, что значит «любить ребенка», как подарить ребенку все самое лучшее, что есть в нашем сердце.

Ребенок должен быть счастлив. Это убеждение разделяют большинство родителей. Ведь действительно, младший школьный возраст является предметом пристального внимания, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. И именно в этот период наиболее важным является внимание со стороны взрослых, а также детско-родительские отношения.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок разработан для учителей, ведущих курс «Урал. Человек. Истоки» во втором классе
Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 iconКонспект урока по учебному курсу «Истоки» в 9 классе
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 iconПояснительная записка с 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки»
С 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки». Одной из форм итоговой аттестации выпускников основной школы может быть...
Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 iconПояснительная записка с 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки»
С 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки». Одной из форм итоговой аттестации выпускников основной школы может быть...
Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 iconУрок информатики в класс – комплекте (5-6 класс)
Наша школа малокомплектная: численность учащихся в классах составляет от 1 до 10 человек. В 5 классе учится 6 человек, а в 6 классе...
Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 iconУрок по курсу «Истоки-3» Тема: «Доброта истинная и доброта ложная»
Карточки со словами для пословиц (добрые, добрых, добро, добро, доброе, доброты)
Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок проводился в пятом классе по курсу «Технология. Обслуживающий труд». Данный урок рассчитан на 90 мин. В классе 12 детей, урок...
Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 iconРадио Ямала Новости 26. 03. 2010 (2 повтора) 7
Журнал «Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века» (№02, март, 2010 г.) «Проект «Урал Промышленный – Урал Полярный»:...
Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 iconУрока истоки Пояснительная записка Учебник
Учебник: -камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.:...
Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 iconЭкономический анализ
«Банковское дело», «Государственные и муниципальные финансы» (составитель Л. И, Маслова); Федер агентство по образованию, Урал гос...
Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 iconУрок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра»
Расширить представление учащихся о басне как об одном из старейших жанров литературы
Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 iconУрок в 5-м классе по курсам "Истоки" и "Русские умельцы" на тему "Ангелы в небе высоком живут"
Продолжить духовно-нравственное воспитание детей, на основе приобщения их к истокам русской культуры
Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 iconУрока: урок-исследование. Проблема
Урок внеклассного чтения в 8-м классе: «Человек-труженик. Каков он?» Твардовский о поэзии труда. (По страницам произведений А. Т....
Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 iconУроку по Основам православной культуры в 4 классе по теме «Православная молитва»
Урок проводится по Курсу орксэ модуль опк в 4 классе по учебнику А. В. Кураева. По тематическому планированию это 4 урок в первой...
Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 iconАнализ урока удмуртского языка в 6 классе Тема урока «Однородные...
В классе обучается 8 человек. С учащимися этого коллектива работаю 5 год. Дети по уровню развитию творческие и способные. 46 учащихся...
Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Истоки» в 7 классе отводится 9 час (0,25часа в неделю)(надомное обучение). Тематическое планирование составлено в соответствии с...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск