Скачать 393.12 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 42 Воспитание на основе социокультурного подхода - одно из условий развития личности Материалы семинара Кушва 2008 И хотя они с Вами, Принадлежат они не вам. Вы можете дать кров их телам, Но не их душам, Потому что их души живут в завтрашнем доме, Который Вы не можете посетить Даже в ваших мечтах. Вы можете стремиться быть такими, как они, Но не стремитесь сделать их такими, как Вы, Потому что жизнь не движется назад И не задерживается во вчерашнем дне». Содержание. Система работы школы по возрождению и сохранению духовно- нравственных традиций семейных отношений 4 Интеграция курса «Урал. Человек. Истоки» в предметы Федерального компонента в начальной школе 7 Использование активных форм работы во внеурочной деятельности учащихся 17 Святые земли Муромской - Петр и Феврония. Мастер-класс 20 Жизнь дана на добрые дела. Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 Умножаем и делим на 4. Уральский малахит. Интегрированный урок математики и «истоков» во 2 классе 28 Как любить детей? Родительское собрание в 4 классе 32 Санникова Надежда Андреевна, заместитель директора по УВР высшей квалификационной категории Система работы школы по возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений. Возрождение России как национального и культурного единства не возможно без восстановления утраченной самобытной культуры. И одно из первых мест в традиции русской народной культуры занимала семья. Семья укрепляла и растила многие поколения русского народа. Традиции семьи и определенные правила создавали духовную и нравственную общность людей, сохраняли понятия Веры, Любви, Верности, Чести, Достоинства. Воспитание начинается в семье, и заменить ее в этом деле не может никто. Никакие детские сады, детские дома, приюты не смогут дать ребенку необходимую для воспитания Любовь, то взаимное чувство личной незаменимости, которое связывает родителей с ребенком. Семья - это первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных целях и ценностях. Именно в семье он получает первые уроки Милосердия, Послушания, Покаяния, Терпения, Трудолюбия. И от качества этих «семейных» уроков зависит нравственное здоровье не только самого человека, но и нации в целом. Поэтому работа с родителями для нас сегодня - самое главное. Духовную нищету детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви нужно учиться всем нам, причем обучение родителей должно носить опережающий характер. Эта идея нашла практическое выражение в организации при школе родительского клуба «Прикосновение». Третий год школа работает над проблемой внедрения социокультурного подхода к «истокам» в образовании. Самое главное, что 4 Ситуация 2. Утром мама торопилась, а у Жени, как назло, запутались шнурки. - Что за мальчишка, бестолковый какой-то! Вечно наказание с ним! - мама продолжала в том же духе, пока, наконец, не завязались шнурки... А вечером она приходит в детсад за сыном: - Птенчик мой, я пришла за тобой! Пойдем, солнышко мое домой. Я по тебе соскучилась! Опишите поведение матери по отношению к ребенку. Ответы родителей. Давайте чаще говорить своему ребенку такие слова: Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Иди ко мне! Что бы не случилось, я с тобой! Расскажи мне, что с тобой! Что бы мы без тебя делали? Я помогу тебе... Я радуюсь твоим успехам! Рефлексия. Что вы увидели? Что услышали? Что почувствовали? Ответы родителей. А закончить нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось высказыванием К. Джинбрана: «Ваши дети - это не Ваши дети: Они сыновья и дочери самой жизни. Они пришли по средствам Вас, но не от Вас. 37 Такая огромная сила любви была в этом добром слове, что маленькое Олино сердце забилось учащенно, щечки порозовели, в глазах вспыхнули радостные огоньки.- Вот чего не хватало Оле, - сказал дед Афанасий, - доброго, ласкового слова. Ресурсный круг. Как вы проявляете свою любовь к ребенку? Ответы родителей. Каким вы хотели бы видеть своего ребенка? Ответы родителей. Значит, чтобы наши дети стали такими, мы должны помнить о том, что любовь в семье начинается с того момента, когда, убаюкиваемый материнской песнью, ребенок впервые улыбается. Важно помнить, чтобы первые мысли о добром, сердечном, самом прекрасном, что есть в мире, помогли открыть родители. Работа в группах. Я предлагаю вам две ситуации, которые вполне могли случиться и с вашим ребенком. Проанализируйте их, предложите свой вариант развития событий. Ситуация 1. Играя с мячом во дворе, пятилетний Юра нечаянно попал в электрическую лампочку, висевшую над дверью подъезда. Лампочка разбилась. Мать выходит из дома с грозно нахмуренными бровями.
Как бы вы поступили на месте матери? 36 положительно в содержании социокультурного подхода, - это единство семьи и школы в деле воспитания ребенка. Поэтому все это время мы развивали единую систему ценностей не только у детей, но и у родителей. И сегодня слова «Родители - полноправные участники образовательного процесса» для нас не пустой звук, а реальный факт. Наши родители участвуют не только в организации и проведении общешкольных мероприятий и классных часов, но и участвуют в подготовке домашних заданий по курсу «Урал. Человек. Истоки», учатся вместе с ребенком на уроках «Урал. Человек. Истоки», на родительских собраниях в рамках клуба «Прикосновение». Еще в начале эксперимента по внедрению социокультурного подхода была разработана программа клуба «Прикосновение», рассчитанная по временным рамкам на 9 лет (с 1 по 9 класс). Она включала в себя тематику родительских собраний, лекций, консультаций. По своему содержанию методике проведения собраний клуб является продолжением курса «Урал. Человек. Истоки», только уже с корректировкой на родителей. Тематика родительских собраний от года к году усложняется. Например: «Адаптация ребенка к школьной жизни» (1 класс), «Традиции чтения в семье» (2 класс), «Роль семейных праздников в воспитании детей» (3 класс), «Как трудно быть мамой» (4 класс), «Роль отца в воспитании детей» (5 класс), «Почему ребенок не хочет учиться» (6-7 класс), «Пойми меня правильно, мама» (8-9 класс). Формы родительских собраний различны: круглый стол, диспут, праздник, вечер вопросов и ответов. На этих собраниях идет живой обмен опытом по семейному воспитанию детей, разбираются ошибки, конкретные ситуации, т.е. родители учатся межличностным отношениям в семье. Сегодня мы работаем над новой идеей - создание «Школы родительской любви». Стратегической целью программы является педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. В качестве целевых ориентиров в работе с семьей определено следующее: 5
Предполагается разработать «Рабочую тетрадь для родителей», из которой они смогли бы получить дополнительную информацию о характере взаимоотношений в семье, причинах возникновения той или иной проблемы. Были бы разработаны задания для родителей, которые позволили классным руководителям определить уровень и базу знаний в вопросах воспитания. Эти занятия должны быть связаны с курсом «Урал. Человек. Истоки» и являться его продолжением. Формы собраний должны быть следующие:
Ведущим нравственно-этическим компонентом «Школы родительской любви» является «внутрисемейные отношения». Они проявятся в форме межличностных отношений родителя и ребенка в процессе непосредственного общения здесь, в школе, на родительском собрании. Поэтому дети, в будущем, - полноправные участники всех собраний-праздников, собраний-конкурсов, собраний-практикумов. Ответы родителей. В. А. Сухомлинский утверждал, что самым главным в жизни должна быть любовь к детям. И однажды он рассказал историю, подтверждающую * эти слова. У одной женщины была маленькая дочка Оля. Когда Оле исполнилось пять лет, она тяжело заболела: простудилась, легла в постель, стала кашлять и таяла на глазах. К несчастной матери один за другим стали приходить родственники: Олины тети, дядья, бабушки и дедушки. Каждый приносил что-нибудь вкусное и питательное. Каждый говорил: надо хорошо питаться, надо дышать свежим воздухом — и болезнь уйдет. Оля ела медовые соты и сладкое коровье масло, лесные ягоды и орехи, перепелиные яички и бульон из куриного крылышка. Но ничего не помогало. Однажды у постели больной собрались все родственники. Девяностолетний дедушка Афанасий сказал: - Чего-то ей еще не хватает. А что - и сам не могу понять. Вдруг открылась дверь, и в хату вошла прабабушка Оли - столетняя прабабушка Надежда. Уже много лет сидела бабушка Надежда в доме, никуда не ходила и никого не навещала. Но, услышав о болезни правнучки, она решила навестить ее. Подойдя к кроватке больной, она села на стульчик, взяла Олину руку в свою сморщенную маленькую руку и сказала: - Нет у меня ни медовых сот, ни сладкого коровьего молока, нет свежих лесных ягод, ни орехов нет, ни перепелиных яичек, ни куриного крылышка. Старая я стала, ничего не вижу. Принесла я тебе, милая моя правнучка, один-единственный подарок: сердечное желание. Одно желание осталось у меня в сердце - чтобы ты, мой цветочек, выздоровела и снова радовалась солнцу ясному. * В.А. Сухомлинский «Доброе слово». 6 35 Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительного источника заработка, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов, стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Характерно в этом отношении наблюдение замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Нормальное нравственное развитие, гармония любви, счастья и труда возможны лишь при условии, если ребенок убежден: я кому-то очень-очень нужен, я для кого-то безмерно дорог, кто-то видит во мне смысл своей жизни, но и я кем-то очень-очень дорожу, без кого-то я жить не могу». Может быть. Это убеждение не выступает в виде отчетливой мысли, но оно наполняет все человеческое существо ребенка переживанием радости полноты жизни. Ласка, радость духовного общения с родными, особенно с матерью и отцом, - это не только источник гармонии любви, счастья и труда, это также источник долга, долженствования человека перед человеком. Джордж Боулби считает, что наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации: когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;
Ресурсный круг. Согласны ли вы с высказыванием «Все лучшее - детям»? 34 Жиляева Ирина Павловна, учитель начальных классов I квалификационной категории Интеграция курса «Урал. Человек. Истоки» в предметы Федерального компонента в начальной школе. Прогрессивные педагоги разных эпох - Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и другие - подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания. Курс «Урал. Человек. Истоки» способствуют духовно-нравственному развитию растущего человека, познанию им важнейших жизненных ценностей, которые из века в век передаются в нашем народе. Чтобы обучение не было односторонним и носило внутреннюю целостность, необходим социокультурный подход и в преподавании других предметов. Кроме развивающих и образовательных задач, на уроках ставим перед собой и задачи, направленные на воспитание духовно-нравственных качеств: приобщать учащихся и их родителей к истории родного края, вызывать у них интерес к событиям, людям, явлением своей малой родины, ориентировать учащихся на высокие нравственные ценности. Сама жизнь, ситуации, которые порой складываются во время урока, подсказывают, что интеграция истоков с другими предметами необходима. Такие уроки в первую очередь способствуют развитию духовно-нравственных ценностей ребенка, а так же являются средством интенсификации урока, расширяют его информативную емкость, способствуют развитию интереса к предметам, повышают творческий потенциал учащихся. Мы работаем по программе «Планета знаний». Один раз в неделю в расписание включен урок «Истоки», на остальных уроках можно продолжать разговор, начатый на этом уроке. 7 Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков даёт сочетания предметов: Истоки - обучение грамоте; Истоки - русский язык; Истоки - литературное чтение; Истоки - математика; Истоки - окружающий мир. Уже в первом классе, на уроках обучения грамоте продолжается разговор, начатый на истоках. Учебный материал построен так, что на изучение каждой буквы отводится по 3 часа, поэтому есть хорошая возможность использовать дополнительный материал и элементы ИЗО. Пример. «Нет милее дружка, чем родная матушка» (при изучении буквы М). «Хвойные леса нашего края» (при изучении букв Е-Ё), где демонстрационным материалом на каждой парте являются маленькие веточки ели сосны, кедра, пихты. «Один день в древнерусской школе» (при изучении буквы Ш). На урок из школьного музея приносят макет доски и парты, перо, «непроливашку» - чернильницу, которой пользовались бабушки и даже прабабушки ребят. Первоклашки пробуют писать пером, понимая, какое счастье писать шариковой ручкой. «История русской игрушки» (при изучении буквы И). Дети приносят свои игрушки, составляют рассказы о них, сравнивают соломенную куклу с современной Барби; При изучении буквы X дети узнали о том ,что в старину когда пекли хлеб никто не разговаривал громко, не бранился, не мели пол, не шумели , в противном случае хлеб мог не удаться - пугался. По общеславянскому выражению стол - «ладонь Божья», а хлеб - «дар Божий». На детей производит впечатление слова о том ,что от обращения с хлебом зависят сила, здоровье и удача. 8 усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза...» «А какие были его глаза?» - недоуменно спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости, - ответила, тяжело вздохнув, Звездочка и продолжала. - Чему ты радуешься, странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи - жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звездочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на звездочку и спросила: «Моя маленькая помощница, а ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?» «А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звездочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой Звездочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь - одна семья». Зажигается свеча. Сегодня мы с вами поговорим о том, как мы любим наших детей, о том, что значит «любить ребенка», как подарить ребенку все самое лучшее, что есть в нашем сердце. Ребенок должен быть счастлив. Это убеждение разделяют большинство родителей. Ведь действительно, младший школьный возраст является предметом пристального внимания, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. И именно в этот период наиболее важным является внимание со стороны взрослых, а также детско-родительские отношения. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок разработан для учителей, ведущих курс «Урал. Человек. Истоки» во втором классе | Конспект урока по учебному курсу «Истоки» в 9 классе Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности... | ||
Пояснительная записка с 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки» С 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки». Одной из форм итоговой аттестации выпускников основной школы может быть... | Пояснительная записка с 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки» С 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки». Одной из форм итоговой аттестации выпускников основной школы может быть... | ||
Урок информатики в класс – комплекте (5-6 класс) Наша школа малокомплектная: численность учащихся в классах составляет от 1 до 10 человек. В 5 классе учится 6 человек, а в 6 классе... | Урок по курсу «Истоки-3» Тема: «Доброта истинная и доброта ложная» Карточки со словами для пословиц (добрые, добрых, добро, добро, доброе, доброты) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проводился в пятом классе по курсу «Технология. Обслуживающий труд». Данный урок рассчитан на 90 мин. В классе 12 детей, урок... | Радио Ямала Новости 26. 03. 2010 (2 повтора) 7 Журнал «Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века» (№02, март, 2010 г.) «Проект «Урал Промышленный – Урал Полярный»:... | ||
Урока истоки Пояснительная записка Учебник Учебник: -камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.:... | Экономический анализ «Банковское дело», «Государственные и муниципальные финансы» (составитель Л. И, Маслова); Федер агентство по образованию, Урал гос... | ||
Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» Расширить представление учащихся о басне как об одном из старейших жанров литературы | Урок в 5-м классе по курсам "Истоки" и "Русские умельцы" на тему "Ангелы в небе высоком живут" Продолжить духовно-нравственное воспитание детей, на основе приобщения их к истокам русской культуры | ||
Урока: урок-исследование. Проблема Урок внеклассного чтения в 8-м классе: «Человек-труженик. Каков он?» Твардовский о поэзии труда. (По страницам произведений А. Т.... | Уроку по Основам православной культуры в 4 классе по теме «Православная молитва» Урок проводится по Курсу орксэ модуль опк в 4 классе по учебнику А. В. Кураева. По тематическому планированию это 4 урок в первой... | ||
Анализ урока удмуртского языка в 6 классе Тема урока «Однородные... В классе обучается 8 человек. С учащимися этого коллектива работаю 5 год. Дети по уровню развитию творческие и способные. 46 учащихся... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Истоки» в 7 классе отводится 9 час (0,25часа в неделю)(надомное обучение). Тематическое планирование составлено в соответствии с... |