Скачать 77.6 Kb.
|
Открытый интегрированный урок в 5-м классе по курсам "Истоки" и "Русские умельцы" на тему "Ангелы в небе высоком живут"Общие цели:
Задачи урока:
Оборудование:
Материалы для выполнения практической работы:
Наглядность:
ХОД УРОКА I. Присоединение к теме (Презентация, слайд №1) Звучит аудиозапись кантаты С.Прокофьева А.Невский». – Имена каких известных людей из истории России вы знаете? – Сегодня вы узнаете ещё об одном удивительном человеке, которым по праву гордится Россия. II. Основной этап 1. Рассказ детей об Андрее Рублёве. (Презентация, слайды №2 – 5) фото 1 – Почему спустя века мы знаем и чтим этого человека? (Написал много икон) – А что такое икона? 2. Вступительное слово учителя Икона – в переводе с греческого языка обозначает образ. Икона – это встреча между человеком и Богом, окно в духовный мир. Она издавна живёт рядом с человеком и призвана помочь человеку в молитвенном общении с теми, кто на ней изображён. Больше всего икон можно увидеть в храме. На одних иконах – образ самого господа Иисуса Христа. На других – образы Богоматери или святых. Люди, природа и вещи выглядят на иконах необычно. Взор и душу греет таинственный золотистый свет. Перед образами непременно возжигаются свечи, надолго замирают в молитве верующие люди. Икона может иметь свой сюжет. Она пишется всегда языком символов, и каждая деталь на ней имеет свой смысл. С помощью языка символов и красок икона даёт человеку представление о духовном мире, а также рассказывает библейские сюжеты. «Икона – это та же Библия. Только написанная не словами, а красками», – говорил преподобный Иоанн Дамаскин. (Презентация, слайд №6) Вы знаете, что иконы сопровождали русского человека и в будни и в праздники, и на войне. К ним обращаются и в радости, и в горе. Особо почитаются иконы чудотворные. (Презентация, слайд №7) – А что обозначает понятие « икона чудотворная»? – Чудотворные – потому что явление их ознаменовано чудесами. – А как иконы почитались в православных семьях? Какое место в крестьянской избе занимала икона? (Презентация, слайд №8) – Почему на икону смотрят с верой и надеждой? (Презентация, слайды №9 – 11) Среди множества икон есть одна, которую знает вся Россия и весь мир. Это икона « Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублёва. (Презентация, слайд №12) Люди часами стоят перед этим образом. Одни молятся, другие замирают в восторге, иные же чувствуют, что с этого мгновения у них начинается новая жизнь. Попытаемся и мы проникнуть в мир этой удивительной иконы, проникнуть по мере нашего разумения и духовного сознания. 3. Работа по учебнику. Стр. 77 – 78. Чтение вслух 2 абзаца. («Истоки» А. В. Камкин, 5 класс. Издательский дом «Истоки». М.; 2005 г.) 4. Беседа по прочитанному. – Как вы думаете, кто же такие ангелы? – У ангелов нет таких тел, как у нас, они бестелесны. – А как вы думаете, если они бестелесны, могут ли они умирать? ( Они бессмертны) – Правильно, они бестелесны, бессмертны, но они умны, у них есть разум. Память и воля. Такие существа называются духами. Значит, ангелы – это духи, а их мир (небо) – это духовный мир. – Ангел-хранитель – это один из святых ангелов, данный каждому крещёному человеку от Бога при его крещении. Он является покровителем человека, защитником его, если человек старается жить праведно и не прогоняет от себя ангела своими дурными делами. Защищает нас наш ангел – хранитель, если мы его об этом просим. Послушайте стихотворение, в котором речь идёт об Ангеле-хранителе. (Читает ученик.) Ангела Бог при крещении мне дал. Пусть я его никогда не видал, Знаю и верю, что день ото дня Он от беды защищает меня! (Из методического пособия «Основы православной культуры» I год обучения. Смоленск, 2004 г., с.29) – Как вы думаете, зачем же при рождении человека крестили? – Всем вам хорошо знакома песенка, которую пели и водили хоровод: «Как на Танины именины испекли мы каравай…» – Вспомните, когда мы её поём? – Вот об этом я вам расскажу. У каждого человека кроме Ангела-хранителя есть ещё один святой покровитель: это святой человек, имя которого нарекают ребёнку при крещении. Он помогает человеку, когда к нему молитвенно обращаются с просьбой о помощи и заступничестве. Надо знать, как жил святой, имя которого ты носишь. И стараться подражать ему в поступках и мыслях, день празднования памяти твоего святого покровителя – это день твоего ангела. Этот день называют ещё именинами. – Вот в этот день и принято водить хоровод и поздравлять с Днём ангела. 5. Физкультминутка – 22 марта именины у Вадима. Мы тебя поздравляем и приглашаем в хоровод. Хоровод «Как на Вадима именины…» 6. Чтение рассказа (Презентация, слайд №13) – Я прочитаю вам небольшой рассказ, слушая его, подготовьтесь ответить на вопрос: « Кто спас мальчика от гибели?» Довольно давно с одним мальчиком произошла удивительная история. Его отец был железнодорожным стрелочником. Работа, кажется, простая! Знай себе, переводи стрелки. Но это, лишь, кажется просто – чуть не доглядишь, упустишь мгновение, и могут погибнуть десятки, сотни людей. Так однажды, услышав гудки стремительно приближающегося состава, стрелочник уже потянулся рукой к рычагу, чтобы перевести поезд на свободный путь, да почему-то оглянулся. Оглянулся и замер: по рельсам навстречу мчащемуся поезду бежал его трёхлетний сынок. Не было секунды, чтобы крикнуть ему. Был лишь миг, чтобы решить: повернуть рычаг и спасти от гибели поезд с людьми, или… – Господи! Сохрани сына! – воззвал он и перевёл стрелку. Громыхая, сотрясая землю, вагон за вагоном проносился мимо. Когда миновал последний, отец бросился к месту, где видел своё дитя. «Что с ним? – с ужасом думал он. И что же? Мальчик, сложив руки, лежал на земле. – Сынок, ты жив?! – Жив. Жив! – весело ответил мальчик и вскочил на ноги. – Как же ты догадался лечь на землю? – спросил отец. Мальчуган с улыбкой ответил: – Какой-то дядя наклонил меня. – Какой дядя?! – Такой красивый, светлый… С крылышками. (Из книги «Троицкие цветки с луга духовного», М.; 1999,с.55) 7. Обсуждение рассказа – Понравился ли вам рассказ? – Какое чувство охватило вас, когда вы слушали его? – Что вам понравилось? – Какая опасность грозила мальчику? – Какое решение принимает отец ребёнка? – Почему так поступает отец? – Кто спас мальчика от гибели и почему? III. Практическая работа в группах: «Изготовление куклы-ангела» 1. Вступительная беседа (Презентация, слайд №14) Со старых времён на Руси было принято бережно относиться к каждому лоскутку ткани. Их бережно хранили и часто «вертели» из них кукол. В русской деревне даже в начале ХХ века самодельная тряпичная кукла была наиболее распространённой игрушкой. В некоторых крестьянских семьях насчитывалось до сотни таких кукол. Маленьким детям их делали старшие. Лет с 5 – 6 девочки сами начинали «вертеть» простейших кукол для себя. На Рождество и день Ангела было принято дарить кукол – ангелов. Их развешивали в избе и над кроватью детей. Как вы думаете почему? Обратите внимание на выставку работ девочек 5 – 7 классов (см. фото 1). На ней представлены ангелы, выполненные в различной технике. Одни из них вышиты, другие – связаны крючком, третьи сделаны, как мягкая игрушка. Девочки вложили в эти работы всю свою душу и поэтому они так прекрасны. Сегодня мы познакомимся со старинной технологией изготовления куклы – ангела. Как и всех добрых кукол их изготавливали без ножниц и иголок. Поэтому и мы сегодня при изготовлении ангела постараемся обойтись без этих инструментов. 1.1.Вводный инструктаж: – сообщение названия практической работы; – разъяснение задач практической работы; – ознакомление с инструкционно-технологической картой (лежит у каждого ученика на столе); – предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы; –инструктаж по технике безопасности и культуре труда. 1.2. Самостоятельная работа по инструкционно-технологической карте (Презентация, слайды №15 – 18). 1.3. Текущий инструктаж. 1.4. Заключительный инструктаж. фото 2 2. Уборка рабочих мест 3. Итог урока 1.1. Выставка работ учащихся. 1.2.Песня «Ангелы в небе высоком живут» (исполняют дети) IV. Рефлексия 1. Ресурсный круг (Активные формы обучения) Дети передают ангелочка по кругу и отвечают на вопрос: «Как вы представляете себе Ангела – хранителя?». фото 3 2. Слово учителя. (Презентация, слайд №10) – Сегодня на уроке мы только соприкоснулись с чудесным миром иконы. – Ответили на вопрос: «Кто же такие ангелы?» – Попытались представить себе Ангела – хранителя. – На последующих уроках мы научимся рассматривать икону, читать и понимать её. – Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо трудились и увидели результаты своего труда. фото 4 3. Домашнее задание. (Презентация, слайд №21) – К следующему уроку постарайтесь узнать, имя какого святого вы носите и что оно обозначает. 4. Создание «Дерева настроения». – И в заключение, прошу подойти к «Дереву настроения» и прикрепить на него яблочко, которое |
Урок на тему «Стресс как негативный биосоциальный фактор» Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля... | Дата: класс: 8 тема: «русские изобретатели и умельцы» Российской Федерации, Правительства Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Всемирной... | ||
Владимир Викторович Орлов Шеврикука, или Любовь к привидению Останкинские истории 3 В останкине, как известно, живут коты, псы, птицы, тараканы, люди, демоны, ведьмы, ангелы, привидения, домовые и иные разномыслящие... | Урок технологии в 5 «А» классе на тему: «Снятие мерок для построения чертежа фартука» Урок технологии в 6 «А» классе на тему: «Технология точения древесины на токарном станке. Приёмы безопасной работы» | ||
Урок по курсу «Урал. Человек. Истоки» в 1 классе 24 Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №42 | Пояснительная записка с 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки» С 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки». Одной из форм итоговой аттестации выпускников основной школы может быть... | ||
Пояснительная записка с 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки» С 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки». Одной из форм итоговой аттестации выпускников основной школы может быть... | Урок в 5А классе по теме: «Русские народные сказки» Учащиеся подготовили инсценировки русских народных сказок, подобрали костюмы, сделали декорации, афиши | ||
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Рабочие программы по учебным предметам федерального компонента учебного плана и компонента образовательного учреждения, элективным... | Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях» Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная... | ||
Урока истоки Пояснительная записка Учебник Учебник: -камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русские поэты ХХ века о родине и родной природе (урок по творчеству Н. Рубцова в 5 классе) | ||
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Где живут белые медведи?" Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочие программы по учебным предметам федерального компонента учебного плана и компонента образовательного учреждения, элективным... | ||
Урок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра» Расширить представление учащихся о басне как об одном из старейших жанров литературы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок литературы в 5 классе по теме «Русские народные сказки, их типы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» |