Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Озёрная средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Рассмотрена на заседании МС школы протокол № 8
От 01.08. 2013 г.
Руководитель:_______
С.Г.Шигапова
| «Согласовано»
ЗДУР:____________
_______________ «_____» _______2013 г.
| «Утверждаю»
Директор школы: ___________А.Р.Сафин
Приказ №____
От «____» _______2013 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Искусство (Музыка) 6 класс (35х1=35 часов)
Составила Султанова Эльвира Мирзагитовна,
учитель технологии
МБОУ «Озёрная СОШ»
- 2014 учебный год
I.Пояснительная записка Настоящая программа по музыке для 6-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год;
утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Цель программы: расширение представлений учащихся о жизненном содержании музыки, о преобразующей роли музыки в жизни человека, в жизни общества. Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
В процессе этого учебного года учащимся предстоит решить проблему: какое воздействие оказывает музыка на жизнь человека, на его поведение и деятельность, на его мысли, чувства, переживания. Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» - должны решаться в неразрывном единстве.
Программа рассчитана на 35 часов.
II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс По итогам освоения программы 6 класса обучающиеся должны знать/понимать:
содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;
уметь:
находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;
умение определять в прослушанных произведениях главные выразительные средства
выражать знания, полученные в 6 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, сюиты, баллады, серенады, а также музыкально-изобразительных жанров;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);
использовать приобретённые знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
III. Календарно-тематическое планирование
№ урока
| Тема урока
| Формы организации учебной деятельности
| Оборудова-
ние
| Элементы содержания урока
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Форма контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
| Дата проведения
| план
| факт
| 1.
| Вводная тема.
В чём сила музыки.
| К
И
| Компьютер, DVD Мультимедиапроектор
Диски с музыкальны-ми произведениями
| Разговор о летних музыкальных впечатлениях
Слушание музыкальных пьес (Штраус, полька «Трик-трак», Рахманинов, прелюдия g-moll)
Разучивание песни Г. Струве «Школьный корабль»
| Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
Развитие вокально-певческих навыков
| ВК
| Исполнение песни «Гимн школы»,
| письмо Богине Музыке
|
|
| 2
3
| Тысячи миров музыки.
Наш вечный спутник.
| КИ
| Компьютер, DVD Мультимедиапроектор
| Слушание двух контрастных песен «Матушка, что во поле пыльно?» и «Вальс» Ж. Бреля
Работа по картине Федотова «сватовство майора»
| Умение грамотно излагать свои мысли
Умение анализиро-вать музыкаль-ные фрагменты
| Т
| Исполнение песни Г. Струве «Школьный корабль»
| Сообщение учащихся о «Короле вальса»
|
|
| 4
| Искусство и фантазия
| К
|
| Развитие навыка сравнительного анализа музыкальных произведений: Чайковский «Сентиментальный вальс», Шопен «Блестящий вальс»
| Умение анализиро-вать и сравниватьфрагменты музыки
Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композито-ров
| Т
| Сообщение учащихся о «Короле вальса»
| История рождения «вальса»
|
|
| 5
| Искусство – память человечества.
Музыка – душа времени
| К
| Компьютер, DVD Мультимедиапроектор
| Слушание народных песен «Во кузнице», «Дубинушка» и др.
Слушание и анализ пьесы М.Мусоргского «Старый замок»
Разучивание песни «Спасибо вам, учителя»
| Умение анализиро-вать и сравнивать фрагменты музыки
| Т
| Рисунок по теме
|
|
|
| 6
| Какой бывает музыка. Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь
| К
| Компьютер, DVD Мультимедиапроектор
Диски с музыкальны-ми произведениями
| Слушание и анализ фрагмента симфонии №6 Чайковского,
Сравнительный анализ с музыкой Бетховена
| Умение анализиро-вать и сравнивать фрагменты музыки
| Т
УО
| Репродукция «Портрет хирурга С.С. Юдина», М. Нестерова
| Прочитать «Повесть о настоящем человеке»
|
|
| 7
| Созидательная сила музыки
| К
| Компьютер, DVD Мультимедиапроектор
Диски с музыкальны-ми произведениями
| Слушание фрагментов оперы «Орфей и Эвридика», Глюка
Слушание и анализ ноктюрна Дебюсси «Сирены»
| Умение анализиро-вать и сравнивать фрагменты музыки
| ВзО
| Терминологичес-кая работа со словом «ноктюрн»
Исполнение песни «Спасибо вам, учителя»
| Прочитать миф об Орфее и Эвридике
|
|
| 8
9
| Проблема добра и зла, горя и радости в музыке
| К
| Компьютер, DVD Мультимедиапроектор
Диски с музыкальны-ми произведениями
| Слушание и сравнение муз. фрагментов симфонии №9 Бетховена, кантаты «Александр Невский» Прокофьева, просмотр фрагмента фильма «Александр Невский»
Знакомство с оперой «Повесть о настоящем человеке» С.Прокофьева
| Умение анализиро-вать фрагменты музыки
Умение рассказать о сюжете музыкаль-ного произведе-ния
| Т СР
| Слушание песни «Марш веселых ребят» И. Дунаевского
Лирические песни советского кино
| Сообщение о творчестве И. Дунаевского
«Песни В. Баснера»
|
|
| 10
| Как создается музыкальное произведение
Единство музыкального произведения
| К
| Компьютер, DVD Мультимедиапроектор
Диски с музыкальны-ми произведениями
| Слушание и анализ симфонии №5 Бетховена
Разучивание песни «Полонез дружбы»
| Умение анализиро-вать фрагменты музыки Развитие вокально-певческих навыков
| СР
| Терминологичес-кая работа: адажио, анданте, аллегро
| Найти определения терминов: адажио, анданте, аллегро
|
|
| 11
12
| Подвиг, воплощенный в музыке. Ритм – основа музыки.
| К
| Компьютер, DVD Мультимедиапроектор
Диски с музыкальны-ми произведениями
| Слушание фрагментов симфоний №7,8 Д. Шостаковича, увертюра «Эгмонт» и соната «Аппассионата» Бетховена, сравнительный анализ
| Умение анализиро-вать фрагменты музыки, умение кратно рассказать о творчестве композито-ров.
Развитие вокально-певческих навыков
| СР
| Разучивание и исполнение песни «Баллада о солдате» Соловьёва-Седова.
Портрет Д. Шостаковича
| «Песни военных лет»,
творческий проект
|
|
| 13
14
| От адажио к престо
| К
| Компьютер, DVD Мультимедиапроектор
Диски с музыкальны-ми произведениями
| Слушание и анализ музыки Хачатуряна «Танец с саблями», М. Равеля «Болеро»
| Умение анализиро-вать фрагменты музыки, умение кратно рассказать о творчестве композито-ров.
|
|
| Творчество Мориса Равеля,
А. Хачатуряна
|
|
| 15
16
| Мелодия – душа музыки
| К
| Компьютер, DVD Мультимедиапроектор
Диски с музыкальны-ми произведениями
| Слушание «Серенады» Шуберта, Реквиема и «маленькой ночной серенады» Моцарта
| Умение анализиро-вать и сравнивать фрагменты музыки
Развитие вокально-певческих навыков
| Т
| Разучивание песни Е. Крылатова «Прекрасное далеко»
Портреты Шуберта, Моцарта
| Термин «серенада» - определение
|
|
| 17
18
19
| Что такое гармония в музыке. Эмоциональный мир музыкальной гармонии.
| К
| Компьютер, DVD Мультимедиапроектор
Диски с музыкальны-ми произведениями
| Слушание хорового фрагмента «Молитва» из музыки к драме «Царь Федор Иоанович» Г. Свиридова
Романс А. Даргомыжского «титулярный советник»
| Умение коротко рассказать о творчестве композито-ра.
Умение анализиро-вать муз. произвед.
| Т
| Просмотр фрагмента миниатюры - балета «Умирающей лебедь» К. Сен-Санса.
| Творческая биография А. Даргомыжско-го
Повторить термин «романс»
|
|
| 20
21
22
| Эмоциональный мир полифонии
| К
| Компьютер, DVD Мультимедиапроектор
Диски с музыкальны-ми произведениями
| Фуга g-moll Баха, «Весенняя песнь», инвенция c-moll
Токката и фуга r-moll. Слушание и анализ.
| Умение анализиро-вать и сравнивать фрагменты музыки
| СР
| Терминологичес-кая работа: канон, хорал, полифония, фуга
Портрет И.С. Баха
| Творчество
И.С. Баха
|
|
| 23
24
| Фактура – способ изложения музыкального материала
| К
| Компьютер, DVD Мультимедиапроектор
Диски с музыкальны-ми произведениями
| Слушание и анализ романса С. Рахманинова «Весенние воды»,
Концерта для фо-но с оркестром №1
| Умение анализиро-вать муз. произвед.
| УО
| Творчество С.Рахманинова
|
|
|
| 25
26
| Музыкальные тембры. Тембры – музыкальные краски. Соло и тутти
| П
| Компьютер, DVD Мультимедиапроектор
Диски с музыкальны-ми произведениями
| Слушание и анализ муз. фрагментов из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», симфонической сюиты «Шехеразады»
| Умение анализиро-вать муз. произвед.
Развитие вокально-певческих навыков
| Т
| Разучивание канта «Трубы, согласно»
«Как служил солдат»,
|
|
|
| 2728
| «Недаром помнит вся Россия». Устный журнал
| К
| Компьютер, DVD Мультимедиапроектор
Диски с музыкальны-ми произведениями
| Глинка, «Патриотическая песня», «Бородино», р.н.п.
| Умение анализиро-вать и сравнивать фрагменты музыки
Умение грамотно рассказать о музыкаль-ном произведе-нии и его сюжете
| Ср
|
|
|
|
| 29
| Музыкальная динамика.
Песни, звавшие на подвиг
| П
| Компьютер, DVD Мультимедиапроектор
Диски с музыкальны-ми произведениями
| Музыкально-песенный материал по желанию учащихся: «Песни военных лет».
| Развитие вокально-певческих навыков Умение анализиро-вать муз. Фрагменты
Умение различать жанры фронтовых песен
| Т
| Слушание и анализ песен военных лет
| Песенное творчество фронтовиков
«Жизнь песни на войне», творческий проект
|
|
| 3031
| Чудесная тайна музыки.
В чём сила музыки?
| УКЗУ
| Компьютер, DVD Мультимедиапроектор
Диски с музыкальны-ми произведениями
| Фрагменты произведений, звучавших в течение года
| Умение определять на слух муз. фрагменты (опреде-лять название и композито-ра)
| Тесты
| Викторина
| Подготовка творческих проектов
|
|
| 32
33
| Подводим итоги. Обобщающий урок по теме года «В чём сила музыки».
| К
| Компьютер, DVD Мультимедиапроектор
Диски с музыкальны-ми произведениями
| Фрагменты произведений, звучавших в течение года
| Умение грамотно и чётко рассказать о композито-рах, произведе-ниях, развитие вокально-певческих навыков
|
| Презентация музыкальных произведений (по желанию уч-ся)
|
|
|
| 34
35
| Урок-концерт.
Слушание и исполнение музыки по желанию учащихся.
| К
| Компьютер,
DVD проигрыва-
тель.
| Слушание и исполнение музыки по желанию учащихся. Повторение.
| Умение грамотно и чётко рассказать о композито-рах, произведе-ниях, развитие вокально-певческих навыков
| К
| Пение и анализ песен.
|
|
|
|
IV. Содержание тем учебного курса
В чём сила музыки (1 час)
Введение в тему года «В чем сила музыки». Объяснить что курс 6 класса посвящен изучению вопросов художественной выразительности музыкального искусства. Слушание польки «Трик-трак» Ф. Шопена и прелюдии соль минор Рахманинова. Разучивание песни Г. Струве «Школьный корабль». Письмо Богине Музыке.
Тысячи миров музыки (8 часов)
Наш вечный спутник. Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь. Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Проблема добра и зла в музыке. Слушание музыки Ж. Брель «Вальс», П. Чайковский «Сентиментальный вальс», фрагмент симфонии №6, Ф. Шопен «Блестящий вальс», И. Штраус, вальсы, М. Мусоргский «Старый замок», Глюк, фрагменты оперы «Орфей и Эвридика», фрагменты оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский», фрагменты симфонии №9 и №5 Л. Бетховена, песни И. Дунаевского и В. Баснера.
Разучивание песен А. Островского «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», Г. Струве «Полонез дружбы».
Зрительный ряд: П. Федотов «Сватовство майора», В. Пукирев «Неравный брак», М. Врубель «Пан», портреты композиторов
Как создаётся музыкальное произведение (20 часов)
Единство сторон музыкального произведения. Ритм – основа музыки. Звук, который выражает слово. Единство содержания и формы. Музыкальные тембры. Музыкальная динамика. Музыкальные жанры: песня, романс, симфония, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М.Равель «Болеро», Хачатурян «Танец с саблями», Шостакович фрагменты симфонии №7 «Ленинградской», Бетховен, увертюра «Эгмонт», Шуберт «Серенада», Моцарт «Реквием, Лакримоза», Сен-Санс «Лебедь», И. Бах, органные фуги, «Весенние воды» С. Рахманинов, песни о войне: «Священная война», «Дороги», «День Победы». Создание устных журналов «Недаром помнит вся Россия», «Песни, звавшие на подвиг». Изучение новых музыкальных терминов: ноктюрн, баллада, романс, полифония, сюита, рондо, серенада.
Разучивание: Е. Крылатов «Прекрасное далёко», «Звуки музыки», «Баллада о солдате», и др.
Зрительный ряд: портреты композиторов.
Чудесная тайна музыки (2 часа)
В чем сила музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя. Слушание: Г. Свиридов «Время, вперёд», Н. Римский-Корсаков, фрагменты оперы «Снегурочка»,
Зрительный ряд: музыкальные инструменты, портреты композиторов.
Подводим итоги. Обобщающий урок по теме года «В чем сила музыки» (2 часа)
Итоговое тестирование. Музыкальная викторина.
Урок-концерт (2 часа)
Слушание и исполнение музыки по желанию учащихся.
V.Средства контроля
Тесты, рефераты, творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты. VI. Учебно-методические средства обучения
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. Лит., 1981.
11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. |