АННОТАЦИЯ
Наименование дисциплины:
«Социология девиантного поведения»
Рекомендуется для направления подготовки
040100 Социология
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Цели и задачи дисциплины: Основная цель освоения дисциплины «Социология девиантного поведения» состоит в формировании устойчивых знаний и умения анализировать основные процессы, происходящие в современном российском обществе, касающиеся социальных отклонений, отмечается многозначность трактовок девиантного поведения. Дисциплина призвана формировать понимание специфики девиантного поведения, реализуемого представителями различных социально-демографических групп – мужчинами и женщинами, подростками и молодежью, представителями криминального сообщества, коррумпированными чиновниками и др. Акцентирует внимание на особенностях реализации социального контроля на макро и микро уровнях, с учетом имеющихся теоретических подходов, объясняющих причины существования отклонений, и эмпирических данных последних лет.
Задачи дисциплины состоят в том, чтобы содействовать формированию у
студентов-социологов видения сферы профессиональной деятельности как пространства социально одобряемого и неодобряемого поведения, соответствующего и нет социокультурным нормам. Выработать навыки социологического анализа процессов и явлений, имеющих место в современной российской действительности: преступности и проституции, суицида и алкоголизма, наркомании и терроризма. Обеспечить усвоение основных понятий социологии девиантного поведения; показать разнообразие исторических и культурных форм социального контроля на макро и микро уровнях, а также социальный контекст причин и последствий социальных отклонений; сформировать представление об основных теоретических подходах к анализу девиаций. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Социология девиантного поведения» адресована студентам, обучающимся по направлению «Социология». Ее программа органично связана с содержанием таких дисциплин как «Социология»», «Социология молодежи»», «Социология семьи и гендерная социология», «Социология конфликта», «Социология культуры», «Визуальная социология» и др. В курсе представлены основные точки зрения на девиацию как отклонение от социальной нормы в отрицательную и положительную сторону, специфика социального контроля над различными видами девиации. Основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. В основу курса положен междисциплинарный проблемный подход и системный принцип изложения. Студент ориентируется на понимание социокультурных норм как регуляторах поведения в обществе и видах социальных отклонений.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владение социологическим мышлением, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь как при опросе респондентов, так и при анализе полученных результатов исследования (ОК-2);
- владение теоретическими основами и методами социологии, категориями и концепциями, связанными с изучением процессов, практик девиантного образа жизни, способность применять знания социологии девиантного поведения и критически использовать методы современной науки в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);
- способностью понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследования, владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);
- готовность к использованию современного знания о причинах и последствиях распространения социальных отклонений в обществе, и ведущих направлений современного гуманитарного знания в профессиональной деятельности социолога (концепций и инструментария) в организационно-исследовательской работе (ПК-4).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- содержание изложенных в курсе теоретических и методологических подходов в рамках социологии девиантного поведения, понятие девиации социально конструируется.
Уметь:
- четко представлять «предметное поле» социологии девиации (интерпретации нормы и отклонения от нормы в зависимости от социокультурной составляющей – традиций, обычаев — правовой регламентации);
- уметь объяснять девиантные процессы на макро и микро уровне, в публичной и приватной сферах;
- анализировать и интерпретировать тексты по социологии девиантного поведения, социальному контролю;
- оценивать практические возможности методов сбора социологической информации о различных проявлениях девиации – проституции, алкоголизме, наркомании, беспризорности;
- оценивать перспективы дальнейшего распространения девиантного поведения в различных группах населения и ее последствия. Владеть:
- понятийным аппаратом дисциплины;
- техниками анализа и интерпретации эмпирических данных и теоретических концепций.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
|
4/1
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 36/2
| 36/2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лекции
| 18
| 18
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
| 18
| 18
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 36
| 36
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| Зачет
|
|
|
|
|
| 72
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Социология девиантного поведения как теория среднего уровня.
Тема 2. Антропо-биологические, психологические, и социологические теории девиации.
Тема 3. Социальный контроль над девиантностью и способы его реализации.
Тема 4. Проституция как отклонение в сфере сексуального поведения.
Тема 5. Преступность как наиболее опасный и наиболее изученный вид девиации.
Тема 6. Современный терроризм: понятие, угрозы, перспективы борьбы.
Тема 7. Суицидальное поведение как вид девиации.
Тема 8. Наркотизм, пьянство и алкоголизм как вид девиантного поведения.
Тема 9. Насилие в семье как вид девиантного поведения. Семинар 1. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория.
Семинар 2. Антропо-биологические, психологические, и социологические теории девиации.
Семинар 3. Теории социального контроля и основания для их классификации.
Семинар 4. Проституция как отклонение в сфере сексуального поведения.
Семинар 5. Преступность в современном российском обществе: основные характеристики, показатели, латентность.
Семинар 6. Угрозы современного терроризма в мире и России.
Семинар 7. Причины и социальные последствия распространения алкоголизма и наркомании. Игровая зависимость.
Семинар 8. Детская беспризорность и безнадзорность как результат неисполнения родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Девиантное материнство.
Семинар 9. Нарушение иных, кроме правовых, социальных норм. Правила вежливости. Ложь как проявление девиантности. Обман потребителей, мошенничество. Вандализм, граффити.
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи, с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспе-чиваемых (последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Социология конфликта
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Социология молодежи
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Социальная психология
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Социология труда
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Социология права
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
| 6
| Социология культуры
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Всего
часов
| Лекции
| Семинары
|
Раздел 1. Теоретико-методологические подходы к изучению социологии девиантного поведения
| Тема1
| Социология девиантного поведения как теория среднего уровня
| 4
| 2
| 2
| Тема
2
| Антропо-биологические, психологические, и социологические теории девиации
| 4
| 2
| 2
| Тема
3
| Социальный контроль над девиантностью и способы его реализации.
| 4
| 2
| 2
| Раздел 2. Основные виды социальных отклонений в современном обществе
| Тема 4
| Проституция как отклонение в сфере сексуального поведения
| 4
| 2
| 2
| Тема 5
| Преступность как наиболее опасный и наиболее изученный вид девиации.
| 4
| 2
| 2
| Тема 6
| Современный терроризм: понятие, угрозы, перспективы борьбы.
|
4
|
2
|
2
| Тема 7
| Суицидальное поведение как вид девиации.
| 2
| 2
|
| Тема 8
| Наркотизм, пьянство и алкоголизм как вид девиантного поведения.
|
4
|
2
|
2
| Раздел 3. Девиантное поведение в приватной сфере
| Тема
9
| Насилие в семье как вид девиантного поведения.
| 2
| 2
|
| Тема 10
| Детская беспризорность и безнадзорность как результат неисполнения родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Девиантное материнство.
| 2
|
| 2
| Тема 11
| Нарушение иных, кроме правовых, социальных норм. Правила вежливости. Ложь как проявление девиантности. Обман потребителей, мошенничество. Вандализм, граффити.
| 2
|
| 2
| ИТОГО:
| 36
| 18
| 18
|
6. Лабораторный практикум
Нет
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) и рефератов
Междисциплинарный подход в изучении девиантного поведения.
Теория социальной аномии Э.Дюркгейма в контексте современной российской действительности.
Теории стигматизирования: их подтверждение социальной реальностью.
Социальный контроль в процессе социализации.
Социальный контроль родителей над детьми в семье.
Социальный контроль в профессиональной сфере: групповое давление и административные санкции.
Творчество как позитивная девиация.
Современные исследования проституции в России и за рубежом.
Проституция как социальное явление в современной российской действительности.
Криминальная статистика как показатель состояния общества.
Организованная преступность и ее характеристики.
Подростковая преступность как вид девиантного поведения.
Дедовщина в армии как вид социальной девиации.
Коррупция в России и ее характеристика.
Социальные последствия распространения коррупции.
Социальные последствия террористических актов для населения России.
Самоубийство как социальное явление.
Социальные причины совершения суицидальных попыток молодежью.
Супружеское насилие в семье – причины и последствия.
Насилие в семье по отношению к женщинам и детям.
Вербальная агрессия в семье и ее последствия.
Насилие на стадии ухаживания. Норма или отклонение?
Приобщение к наркотикам молодежи. Возможности противостояния.
Пивной алкоголизм и его последствия.
Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности
Алкоголь и наркотики в системе молодежной коммуникации.
Отказное материнство как социальный феномен.
Социальное сиротство в России как результат родительской некомпетентности.
Хакеры как феномен информационного пространства.
Девиантное поведение в сети Интернет.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и учебно-методическим печатным и/или электронным изданием
б) дополнительная литература. Фонд дополнительной литературы включает помимо учебников официальные справочно-библиографические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
в) программное обеспечение. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к необходимому программному обеспечению.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Компьютер, программное обеспечение, проектор и экран. Техническая возможность для каждого студента подключить нетбук.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Форма текущего контроля – выполнение письменных заданий в конце каждой лекции, работа студента на семинарских занятиях. За работу на занятиях студентам проставляются баллы. Форма промежуточной аттестации – письменная домашняя работа (реферат).. Итоговая форма контроля - зачет.
Разработчик:
РГГУ Кафедра прикладной социологии к.с.н., доцент Горбачева В.И.
|