Стили
Черты
стиля
| Научный
| Официально-деловой
| Публицистический
| Художественный
| Разговорный
| собственно научный
| научно-популярный
| учебно-научный
|
|
|
|
| 1. Стилевая черта
| Логичность изложения, понятийная точность, отвлеченность и обобщенность.
| Точность, не допускающая инотолкований, громоздкость, стандартное расположение материала.
| Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
| Образность и эстетическая значимость каждого элемента текста.
| Минимум заботы о форме выражения.
| 2. Адресат
| Специалисты в данной научной области.
| Широкий круг читателей-неспециалистов.
| Учащиеся.
| Граждане и организации, вступающие в деловые отношения.
| Широкие слои общественности.
| Читатель художественной литературы.
| Близкие друзья, знакомые, родственники и т.д.
| 3. Функция (цель высказывания)
| Сообщение научных фактов.
| Популяризация знаний.
| Изложение основ науки.
| Сообщение, информирование, управление.
| Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя.
| Эстетическое воздействие с помощью созданных образцов и картин (нарисованных словом) на чувства и мысли читателя.
| Обмен сведениями, мыслями, чувствами, общение.
| 4. Сфера употребления
| Наука, образование, просвещение.
| Законодательство,
делопроизводство,
административно-
правовая деятельность (сфера правовых, служебных и производственных отношений).
| Политика, СМИ, общественно-экономические и культурные отношения.
| Словесно-художественное творчество.
| Неофициальная,
домашняя обстановка.
| 5. Языковые особенности
| Лексика
| Употребление слов в прямом значении, однозначность слова.
Отсутствие образных средств.
Абстрактная лексика (развитие, время).
Общенаучная лексика (вопрос, операция, явление, процесс, поглощать).
Терминология (орфоэпия, префикс, доминанта).
Частая повторяемость ключевых слов.
| Отсутствие образных средств.
Употребление слов в прямом значении. Употребление устойчивых сочетаний неэмоционального характера.
Клише (принять решение, а не решить), канцелярская лексика, штампы.
Специальная терминология (реестр,
акт, истец).
Деловая фразеология (обратиться с
ходатайством, провести мероприятия).
| Общественно-политическая лексика и терминология (свобода, демократия).
Этическая лексика (милосердие).
Экспрессивно-оценочная лексика и фразеология (инфляция совести).
Характерные клише, речевые стереотипы (акулы бизнеса).
Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов.
Тропы.
| Столкновение разностилевой лексики.
Слова, употребленные в переносном значении (море огней, спит земля).
Эмоционально-оценочная лексика.
Устаревшие слова, народнопоэтическая речь (О дуб, великий князь дубрав).
Диалектные и просторечные слова (Сама я, березынька, // Сама я оденуся…).
Фразеологические обороты.
Тропы (аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет).
| Общеупотребительная, нейтральная, конкретная лексика.
Слова, имеющие разговорную окраску.
Экспрессивно-окрашенная лексика и ф/о.
Ограничены книжные слова, терминологическая лексика.
Своеобразные обороты, не свойственные книжной речи.
| Морфемика
| Интернациональные корни, суффиксы, приставки (авиа, авто, анти, био, гео, граф, дром, интер, макро, медиа, поли, радио, супер, стерео, фоно, экс, экстра).
Суффиксы, придающие отвлеченное значение (-ение, -тель).
| Сложные слова (электропоезд).
Аббревиатуры (МОУ СОШ. СМИ).
Отсутствие суффиксов субъективной оценки.
| Суффиксы: - изм, - ист, -и(я), -ци(я)
-изаци(я), уменьшительно-ласкательные, пренебрежительные суффиксы.
Приставки: а-, анти-, де-, меж-, раз(с)-.
Корни, близкие по значению к приставкам обще-, все-, сверх-
| Уменьшительно-ласкательные суффиксы (березка, ключик, звездочка, серенький).
Суффиксы -оват- (-еват-) (сладковатый, синеватый).
| Суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения и др. (лапушка, холодина, грязища).
С окраской разговорности: -к- (ночёвка, свечка), -яга (работяга, деляга), -ятина (дохлятина, пошлятина), -ша (докторша).
Прилагательные и глаголы оценочного значения (глазастый, пошаливать).
Использование удвоения слов (большой-пребольшой, глазастый-преглазастый).
| Морфология
| Использование отглагольных существительных (бурение, сверление, радиофикация).
Использование глаголов 3 лица ед. и мн. числа и кратких причастий.
Отсутствие местоимений я, ты и глаголов 1 и 2 лица ед. числа.
Отсутствие восклицательных частиц и междометий.
| Преобладание существительных, в том числе отглагольных (постановление).
Употребление существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии (директор Иванова В.П.).
Употребление отыменных предлогов и союзов (в соответствии, в связи).
Точное название количества, дат, имен.
Употребление кратких прилагательных (умен).
| Глаголы повелительного наклонения.
Глагольные формы.
Частицы, междометия.
| Языковое разнообразие.
Экспрессивное употребление различных морфологических средств.
Глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия (зацвел сад).
Глаголы настоящего времени вместо прошедшего (Ходил я за грибами. Вдруг вижу…).
Обилие прилагательных и причастий.
| Личные местоимения и частицы (ну, вот), глагольные междометия (прыг, скок, бух).
Притяжательные прил. (Петина сестра).
Варианты форм Р. п., П.п. на -у (из дому).
Тенденция: не склонять первую часть собственного имени (к Иван Иванычу) и составные числ. (из двести тридцать пять), склонять аббревиатуры (в РАНе).
Разнообразные временные значения гл. (прошедшее и будущее в значении наст.).
| Синтаксис
| Прямой порядок слов.
Использование словосочетаний «сущ. + сущ. в Р. п.» (изучение явлений, обобщение понятий).
Преобладание неопределенно-личных и безличных предложений.
Использование причастных и деепричастных оборотов.
Редкое использование неполных предложений.
| Прямой порядок слов.
Предложения с одним главным членом – сказуемым.
Осложнённые простые предложения
(однородные члены, обособленные обороты разных видов).
Тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим.
| Экспрессивный синтаксис (риторические вопросы, восклицания, обращения).
Все стилистические фигуры.
Несогласованные определения (голос мира).
Вводные слова, словосочетания, предложения.
Причастный оборот, деепричастный оборот.
Предложения с однородными членами.
Сложные синтаксические конструкции.
| Предложения вопросительные, побудительные.
Предложения восклицательные.
Предложения с однородными членами.
Вставные конструкции.
Синтаксические конструкции самых разнообразных видов.
Стилистические фигуры (анафора, антитеза, инверсия, многосоюзие, градация, параллелизм, эпифора, риторический вопрос, риторическое обращение, эллипсис, умолчание).
| Неполные, вопросительные и
побудительные предложения.
Свободный порядок слов в предложении.
Простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом (она опять плакать), междометием (а он бац об землю);
повтором сказуемого (и делать не делает).
Безличные предложения.
| 6. Жанры
| Реферат, лекция, диссертация, инструкция, словарь, научная, статья, энциклопедия, доклад.
| Справка, приказ, постановление, резолюция, автобиография, заявление, протокол, акт
| Очерк (путевой, портретный, проблемный), фельетон, статья, публичное выступление (речь, лекция, репортаж, доклад, дискуссия).
| Эпические (роман, рассказ, новелла, повесть, басня, былина, миф, сказка), лирические (элегия, мадригал, послание, романс, эпиграмма, ода), драматические (драма, комедия, трагедия), лиро-эпические (баллада, поэма).
| Дружеская беседа, личные записки, частные письма, частный разговор.
| |