Скачать 0.53 Mb.
|
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА Кафедра Теория и методика футбола «УТВЕРЖДАЮ» заведующий кафедрой _____________А.В. Лексаков ПРОГРАММАДисциплины «Теория и методика футбола» Для студентов заочного обучения (специализация футбол) Москва – 2004г. Программа разработана профессором кафедры футбола В.В. ВарюшинымОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основании учебного плана факультета заочного обучения РГУФК и направлена на подготовку специалистов по футболу. Программа предполагает систематизированное изложение (в сокращенном виде) теоретических и методических основ футбола в свете последних научных достижений и обобщений отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов по футболу. Программа предусматривает изучение студентами курса специализации по следующим основным разделам:
Учебная работа по курсу «Теория и методика футбола» проводится в форме лекций, практических и методических занятий, семинарах. Успешное освоение учебного материала студентами заочного отделения, предполагает организацию самостоятельной работы по изучению рекомендованной литературы, составление планов-конспектов уроков, проведению педагогических наблюдений за тренировочной и соревновательной деятельностью футболистов. Учет успеваемости студентов проводится в форме зачетов и экзаменов, в сроки, установленными учебным планом. Зачет 3, 4 и 5 курсы, экзамены – 6 курс. Каждое практическое занятие включает 20 мин – теории или просмотр и анализ видеоматериалов, в зависимости от темы занятия. Примерное распределение учебных часов.
ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Тема 1.1. Введение в курс специализации. Подготовка квалифицированных специалистов в высших учебных заведениях - одно из условий дальнейшего развития футбола в стране. Предмет, задачи и содержание курса « Теория и методика футбола » Программа и организация учебной работы. Зачетные требования по курсу специализации. Тема 1.2. Актуальные вопросы развития футбола / итоги спортивного сезона /. Сравнительный анализ изменений, происшедших за текущий год. Новое направление в тактике, технике, методике обучения и тренировки. Анализ основных отечественных и международных соревнований. Очередные задачи по дальнейшему развития футбола в стране. Тема 1.3. Общие основы обучения и тренировки футболистов. Задачи обучения и тренировки. Средства обучения и тренировки. Реализация основных принципов обучения и тренировки в подготовке футболистов. Методы обучения и тренировки. Урок как основная форма проведения тренировочного занятия. Методика проведения строевых упражнений, ОРУ / без предметов, с партнером, набивными мячами, гантелями и пр./ Проведение строевых и ОРУ студентами и их анализ. Анализ и проведение строевых и общеразвивающих упражнений студентами. Формы организации учебно-тренировочного процесса и их методы Формы организации учебно-тренировочного процесса групповая и индивидуальная, урочная и самостоятельная. Методы: фронтальный, поточный, игровой, круговой и др. Требования к рациональной организации занятия. Методика проведения занятий по обучению и совершенствованию в технике и тактике (методические приемы, средства, последовательность, определение и исправление ошибок пр.). Подбор и апробация упражнений для комплексных и тематических уроков. Проведение практических занятий и их разбор. Основные средства подготовки. Физические упражнения как основные средства тренировки в футболе. Собственно-соревновательные упражнения – совокупность двигательных действий, составляющих предмет специализации. Специально-подготовительные упражнения – варианты, элементы соревновательных действий, действия и движения, сходные по форме с соревновательными действиями. Подводящие специально-подготовительные упражнения направленные на развитие физических качеств. Обще подготовительные упражнения – средство общей физической подготовки. Методы применения основных средств тренировки. Методы строго регламентированного упражнения. Основные параметры строгой регламентации двигательных действий / содержание, нагрузка, чередование нагрузки и отдыха и др./. Соревновательный метод и его специфические особенности. Игровой метод и его специфические особенности. Характеристика игрового метода: разнообразие приемов; способов достижения цели; ограниченная возможность дозирования нагрузки; комплексное совершенствование качеств и т.д. Особенности подбора средств подготовки футболистов по направленности, воздействию и величине нагрузок. Особенности выбора методов подготовки на различных этапах подготовки футболистов. Раздел 2. Система подготовки юных футболистов. Тема 2.1. Организация формы подготовки юных футболистов. Положение о спортивной детско-юношеской школе. Основные цели и задачи, стоящие перед ДЮСШ. Комплектование и деятельность ДЮСШ, их наполняемость. Документация учета и отчетность. Футбольные школы в профессиональных футбольных клубах. Учебные планы и программы. Педагогические кадры и контингент ДЮСШ. Средства и методы реализации компонентов управления. Система соревнований юных футболистов. Требования к тренерским кадрам. Тема 2.2.Анатомо-физиологические особенности юных футболистов. Краткие сведения об анатомическом строении детского организма. Особенности вегетативной, мышечной, сердечно-сосудистой деятельности организма детей и подростков. Возрастные и индивидуальные особенности центральной нервной системы юных футболистов. Тема 2.3 Отбор юных футболистов Система отбора как составная часть общей структуры подготовки футболиста. Понятие об одаренности и способностях. Основные принципы и этапы отбора: а. Спортивная пригодность, б. спортивная ориентация, в. комплектование команды, г. спортивная селекция. Тема 2.4 Методика подготовки юных футболистов Основы обучения и тренировки. Особенности воспитания физических качеств и технико-тактического мастерства юных футболистов. Структура процесса обучения. Техническая и тактическая подготовка в процессе многолетней тренировки. Формы организации учебно-тренировочного процесса: групповая, урочная и самостоятельная. Методы: фронтальный, источный, игровой, круговой и др. Требования к рациональной организации занятия. Методика проведения занятий по обучению для совершенствования техники и тактики ( методические приемы, средства, последовательность, определение и исправление ошибок). Подбор и апробация упражнений для комплексных и тематических уроков. Проведение практических занятий и их разбор. Основные средства подготовки. Физические упражнения как основные средства тренировки в футболе. Собственно-соревновательные упражнения – совокупность двигательных действий, составляющих предмет специализации. Специально подготовленные упражнения – варианты, элементы соревновательных действий; действия и движения, сходных по форме с соревновательными действиями. Подводящие специально-подготовленные упражнения, направленные на развитие физических качеств. Общеподготовительные упражнения – средство общей физической подготовки. Методы применения основных средств тренировки. Методы строго регламентированного упражнения. Основные параметры строгой регламентации двигательных действий / содержания нагрузки и отдыха и др./. Соревновательный метод и его специфические особенности. Характеристика игрового метода: разнообразие приемов, способов достижения цели; ограниченная возможность дозирования нагрузки; комплексное совершенствование качеств и т.д.. Особенности подбора средств подготовки футболистов по направленности, воздействию и величине нагрузок. Особенности выбора методов на различных этапах подготовки футболистов. Раздел 3. Виды подготовки футболистов. Тема 3.1. Техническая подготовка футболистов в процессе многолетней подготовки. Скорость бега у футболистов различного амплуа. Влияние ряда факторов на показатели скорости. Средства и методы, применяемые на занятиях по освоению техники. Особенности методики стабилизации и совершенствования сформированных технических навыков. Простые и комплексные упражнения. Методика проведения занятий с использованием вспомогательного оборудования. Самостоятельные тренировочные занятия. Особенности технической подготовки футболистов различного игрового амплуа. Техническая подготовка на различных этапах многолетней тренировки. Основные задачи и путь дальнейшего совершенствования техники футболистов. Содержание технической подготовки на начальном этапе подготовки футболистов – цель, задачи, средства и методы подготовки. Содержание технической подготовки на этапе углубленной тренировки – цель, задачи, средства и методы подготовки. Техническая подготовка на этапе спортивного совершенствования – цель, задачи, методы. Индивидуализация спортивной техники. Использование вспомогательных средств для совершенствования техники футболистов. Специфика проведения тематических занятий по технике игры с детьми и юношами. Дальнейшее совершенствование средств технической подготовки, применяемых на занятиях с юными футболистами. Тема 3.2 Тактическая подготовка. Значение тактического мастерства футболистов. Цель и основные задачи тактической подготовки: изучение общих положений тактики, воспитание тактического мышления, приобретение тактических умений и навыков. Средства и методы, применяемые в тактической подготовке футболистов. Зависимость тактической подготовки от других видов подготовки футболистов. Особенности тактической подготовки футболистов различного игрового амплуа. Перспективы совершенствования средств и методов тактической подготовки футболистов. Практическое содержание тактической подготовки в различные периоды подготовки юных футболистов. Организация и методика проведения упражнения по тактике (индивидуальная, групповая и командная) с футболистами ДЮСШ, КФК. |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика... ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовка квалифицированных специалистов в высших учебных заведениях одно из условий дальнейшего развития футбола в стране. Предмет,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд.... Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»... | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся... | ||
Программа дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку» Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку) | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика... | ||
Программа дисциплины Теория и методика обучения праву в школе Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое... | Решение кафедры «Теория и методика обучения технологии», «Теория и методика обучения экономике и предпринимательствау» | ||
Методика формирования переводческой и информационно-аналитической... Специальность 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) | Программа дисциплины «теория и методика велосипедного спорта» по... Кафедра теории и методики велосипедного, конькобежного спорта, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма | ||
Программа «Лингвострановедение первого иностранного языка» предназначена... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания... | Направление подготовки и уровень образования Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку) | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Теория обучения второму иностранному языку» Специальность: 0226к00 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» | Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты... Методика это теория обучения, раскрывающая закономерности процесса обучения.[8] |