Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе
_________________С.Г. Дембицкий
"_____"__________________20___ г.
Рабочая программа дисциплины ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ
Направление подготовки
230700 – ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА
Профиль подготовки
Прикладная информатика (в экономике)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Формы обучения
очная, заочная
Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»
(протокол № ___ от 20____г.)
| Одобрено кафедрой
(протокол № _____ от 20___ г.)
Зав.кафедрой ______________________________
|
Москва
2012
Ефимов Павел Павлович, кандидат педагогических наук, кафедра "Информационных технологий", для студентов 4,5-го курсов, обучающихся по направлению: 230700 – "Прикладная информатика", профиль "Прикладная информатика (в экономике)", степень (квалификация) – бакалавр.
В программе представлены цели освоения дисциплины; место дисциплины в структуре ООП бакалавриата; компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины; структура и содержание дисциплины; образовательные технологии; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов; оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины; материально-техническое обеспечение дисциплины.
Рецензент: Голованов Д.В., кандидат технических наук. 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины "Интернет технологии" являются:
формирование у студентов знаний и умений, которые образуют теоретический и практический фундамент для освоения Интернет технологий;
приобретение студентами теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для разработки современных web-страниц. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина позволяет сформировать системные знания по одной из наиболее важных проблем применения информационных технологий.
Необходимыми и достаточными условиями изучения дисциплины являются:
оснащение лекционной аудитории техническими средствами обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран;
проведение практических занятий в компьютерной лаборатории, с обязательным оснащением каждого обучаемого автоматизированным рабочим местом с доступом в Интернет;
наличие у обучаемых начальных навыков работы с операционной средой персонального компьютера, прикладным программным обеспечением.
Дисциплина изучается в 7-8 семестрах для очной формы обучения и в 9 семестре для заочной формой обучения.
Дисциплины учебного плана, которые идут до изучения данной дисциплины и с ней взаимосвязаны:
"Информатика и программирование";
"Информационная безопасность";
"Проектирование информационных систем";
"Базы данных".
Данная дисциплина изучается на заключительном этапе обучения. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины "Интернет технологии" В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
иметь представление:
о сущности, содержании современных интернет технологий;
о современных перспективах и тенденциях развития Интернет;
знать:
знать принципы организации, функционирования Интернет и технологии обработки информации, применяемые в Интернет;
основы языка разметки гипертекста HTML;
знать основы построения компьютерных сетей;
уметь:
осуществлять поиск, передавать информацию, используя сетевые технологии;
пользоваться современными средствами интернет технологий в своей профессиональной деятельности;
разрабатывать современные web-страницы;
владеть:
технологиями поиска, передачи и получения информации;
возможностями современных интернет технологий, необходимых для применения в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8);
способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы (ПК-12);
способен выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде (ПК-20). 4. Структура и содержание дисциплины "Интернет технологии" Общая трудоемкость дисциплины: 7 зачетных единиц, 252 часа. Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
№
п/п
| Разделы и темы
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| ВСЕГО
| Из них аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Контрольная работа
| Курсовая работа
| Лекции
| Практикум
Лаборатор
| Практическ.занятия /семинары
| Интерактив
| 1
| Тема 1 Введение в Интернет технологии
Занятие 1. Интернет-технологии: определение,
характеристика, классификация. Сервисы Интернет
| 7
| 18
| 2
|
| 4
| 2
| 10
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 2
| Занятие 2. Поиск в Интернет.
| 7
| 24
| 2
|
| 6
| 4
| 12
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 3
| Тема 2. Глобальная компьютерная сеть
Интернет: принципы работы.
Занятие 3. Глобальные и локальные сети. Эталонная модель OSI
| 7
| 18
| 2
|
| 4
| 2
| 10
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 4
| Занятие 4. Протоколы Интернет, адресация в интернет.
| 7
| 20
| 4
|
| 4
| 2
| 10
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 5
| Занятие 5. Электронные
платежи.
| 7
| 29
| 2
|
| 8
| 4
| 15
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 6
| Занятие 6. Защита информации в сети Интернет.
| 7
| 35
| 6
|
| 10
| 4
| 15
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 7
| Итого за 7 семестр
| 7
| 144
| 18
|
| 36
| 18
| 72
|
|
| Зачет
| 8
| Тема 3. Знакомство с базовой технологией
создания web-страниц
Занятие 7. Введение в технологию создания web-сайтов
| 8
| 21
| 4
| 4
|
| 2
| 11
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 9
| Занятие 8. Основы языка разметки гипертекста HTML8
| 8
| 25
| 4
| 4
|
| 2
| 15
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 10
| Занятие 9. Разработка web-страниц
| 8
| 40
| 4
| 4
|
| 2
| 30
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 11
| Занятие 10. Анимация в Интернете
| 8
| 22
| 4
| 4
|
| 2
| 12
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 12
| Итого за 8 семестр
| 8
| 108
| 16
| 16
|
| 8
| 68
|
|
| Экзамен
|
| ИТОГО
| 7,8
| 252
| 34
| 16
| 36
| 26
| 140
|
|
|
|
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
№
п/п
| Разделы и темы
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| ВСЕГО
| Из них аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Контрольная работа
| Курсовая работа
| Лекции
| Практикум
Лаборатор
| Практическ.занятия /семинары
| Интерактив
| 1
| Тема 1 Введение в Интернет технологии
Занятие 1. Интернет-технологии: определение,
характеристика, классификация. Сервисы Интернет
| 9
| 18
| 1
|
|
|
| 17
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 2
| Занятие 2. Поиск в Интернет.
| 9
| 24
|
| 1
| 1
|
| 22
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 3
| Тема 2. Глобальная компьютерная сеть
Интернет: принципы работы.
Занятие 3. Глобальные и локальные сети. Эталонная модель OSI
| 9
| 18
| 1
|
|
|
| 17
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 4
| Занятие 4. Протоколы Интернет, адресация в интернет.
| 9
| 20
| 1
|
| 1
|
| 18
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 5
| Занятие 5. Электронные
платежи.
| 9
| 29
| 1
|
| 1
| 1
| 26
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 6
| Занятие 6. Защита информации в сети Интернет.
| 9
| 35
| 1
| 1
| 2
| 1
| 30
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 7
| Тема 3. Знакомство с базовой технологией
создания web-страниц
Занятие 7. Введение в технологию создания web-сайтов
| 9
| 21
| 1
|
|
|
| 20
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 8
| Занятие 8. Основы языка разметки гипертекста HTML8
| 9
| 25
| 1
|
|
|
| 24
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 9
| Занятие 9. Разработка web-страниц
| 9
| 40
| 1
| 2
| 4
| 2
| 31
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
| 10
| Занятие 10. Анимация в Интернете
| 9
| 22
|
|
| 1
|
| 21
|
|
| Опрос, проверка заданий, оценка результатов
|
| ИТОГО
| 9
| 252
| 8
| 4
| 10
| 4
| 226
|
|
| Экзамен
|
Содержание дисциплины
Введение в Интернет технологии. Значение сети Интернет в жизни общества. История сети Интернет. Интернет-технологии: определение, характеристика, классификация. Сервисы Интернет: хранение данных, передача сообщений и блоков данных, электронная почта, организация и управление диалогом партнеров, предоставление соединений, проведение сеансов видео-сервис. Поиск в Интернет. Эффективная методика поиска информации в сети Интернет.
Глобальная компьютерная сеть. Значение в жизни общества. Основные области использования. Основные технологические особенности. Архитектура: клиент, сервер, ресурс, адрес, протокол, языки и форматы данных, расширения на стороне клиента и сервера. Интернет: принципы работы. Организационная структура Интернет. ISOC, IAB, IETF, IESG, IANA. Стандартизация в Интернет. RFC. Глобальные и локальные сети. Эталонная модель OSI. Уровни модели OSI. Соответствие модели OSI и других моделей сетевого взаимодействия. Протоколы Интернет, адресация в интернет. Адресация сетевых станций (хостов) при помощи IP-адресов. Классы адресов и бесклассовая адресация и маршрутизация. Маска сети. Система доменных имен: назначение. Протокол IP. Назначение. Формат заголовка IP-дейтаграммы. Электронные платежи. Защита информации в сети Интернет. Угрозы по отношению к передаваемой информации. Свойства доступности, целостности, подлинности, конфиденциальности. Возможность их нарушения при передаче. Подходы к защите передаваемой информации. Прокси-сервера.
Введение в технологию создания web-сайтов. Основы языка разметки гипертекста HTML. Язык XML. Понятие языка разметки. История языков разметки. SGML, HTML и XML. Основные отличия от SGML и HTML. Примеры мета-описаний XML. Общая структура документа. Элементы разметки текста. Изображения, ссылки и карты. Таблицы. Управление отображением. Каскадные таблицы стилей. Формы ввода и взаимодействие с сервером. Включение активного контента. Разработка web-страниц. Анимация в Интернет. Процедурная анимация. Программируемая анимация. Конструкторы анимаций. 5. Образовательные технологии Реализация дисциплины "Интернет технологии" сопровождается использованием элементов активных и интерактивных форм проведения занятий (с использованием новейших информационных технологий обучения) на основе следующих педагогических технологий:
1) Проблемное обучение - педагогическая технология на основе активизации и интенсификации учебной деятельности.
2) Укрупнение дидактических единиц - педагогическая технология на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
Логика проведения занятий:
1. Мотивация.
2. Актуализация субъективного опыта студента.
3. Организация восприятия.
4. Организация осмысления.
5. Первичная проверка понимания.
6. Организация первичного закрепления.
7. Анализ.
8. Рефлексия.
Лекции и интерактивные занятия по дисциплине "Интернет технологии" реализуются с использованием как указанных выше активных, так и интерактивных форм обучения, позволяющих взаимодействовать в процессе обучения не только преподавателю и студенту, но и студентам между собой.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
№
| Тема
| Рекомендации
| Вид контроля
| 1
| Доступ в Интернет по сети кабельного телевидения, по радиоканалам, спутниковому каналу, электросети.
| Для освоения темы необходимо изучить технологии доступа к Интернет из сети кабельного телевидения, по радиоканалам, спутниковому каналу, электросети.
В отчете привести как теоретические сведения, так и сравнительные характеристики тех или иных технологий доступа в Интернет.
| реферат.
| 2
| Доступ в Интернет из локальной сети
| Для освоения темы необходимо изучить особенности создания локальных сетей, как части глобальной сети Интернет. Необходимо изучить сведения о протоколах передачи данных в локальных.
В отчете привести как теоретические сведения, так и инструкции по настройкам ЛВС с возможностью выхода в Интернет.
| реферат.
| 3
| Протоколы Интернет
| Для освоения темы необходимо изучить принципы функционирования Интернет с точки зрения применяемых протоколов обмена информацией. Знать иерархическую структуру взаимодействия протоколов передачи информации в Интернет.
В отчете привести как теоретические сведения, так и примеры взаимодействия протоколов при реализации различных сервисов Интернета.
| реферат
| 4
| Прикладные сервисы TCP/IP.
| Для освоения темы необходимо изучить сервисы WWW, разрешения имен, компьютерной почты, передачи файлов, системы новостей и т.д. Изучить реализацию сервисов Интернет на уровне стеков протоколов, с применением TCP/IP.
В отчете привести как теоретические сведения, так и инструкции по применению тех или иных сервисов Интернет для пользователя.
| реферат
| 5
| Система DNS.
| Для освоения темы необходимо изучить существующие решения DNS, схемы взаимодействия с серверами DNS, пространства имен доменов, деление DNS-пространства на зоны.
В отчете привести как теоретические сведения, так и инструкции по настройкам DNS для пользователя.
| реферат
| 6
| Протоколы электронной почты
| Необходимо изучить сведения о протоколах SMTP, POP3. IMAP4 и их практическом применении для выполнения операций по обмену почтовыми сообщениями.
В отчете привести как теоретические сведения, так и инструкции по работе клиентов и серверов Е-mail
| реферат
| 7
| Протоколы передачи файлов
| Необходимо изучить сведения о протоколе FTP и его практическом применении для выполнения операций по обмену файлами.
Необходимо изучить сведения и методы взаимодействия клиентов и серверов по FTP.
В отчете привести как теоретические сведения, так и инструкции по работе клиентов и серверов FTP.
| реферат
| 8
| Протокол IP (IPv4,IPv6).
| Необходимо изучить сведения о функциях протокола IP в сетях Интернет и Интранет.
В отчете привести систематизированные сведения о применении протоколов IP.
| реферат
| 9
| Приложения Интернет - чат, форум
| Необходимо изучить сведения о типовых проектах систем диалогового общения в Интернет, ознакомится с технологиями реализации такого рода приложений.
В отчете привести как теоретические сведения, так и программы-примеры.
| реферат
| 10
| Службы мгновенной почты в Интернет
| В отчете привести как теоретические сведения, так и инструкции по настройке и работе клиентов мгновенной почты.
| реферат
| 11
| WAP-протокол в Интернет
| Необходимо изучить сведения и методы взаимодействия в Интернет по WAP.
В отчете привести как теоретические сведения, так и инструкции по установке соединения и работе с мобильных устройств по WAP.
| реферат
| 12
| Сертификация в Интернет
| Необходимо изучить сведения и методах проверки цифровых сертификатах.
В отчете привести как теоретические сведения, так и инструкции по установке и удалению сертификатов (например, в браузерах).
| реферат
| 13
| Защита от вирусов и спама.
| Необходимо изучить сведения о методах и способах защиты от спама.
В отчете привести как теоретические сведения, так и инструкции по настройке программ (например, почтовых клиентов).
| реферат
| 14
| Приложения электронной коммерции в Интернет
| Необходимо изучить сведения о типовых проектах интернет-коммерции, ознакомится с технологиями реализации такого рода приложений.
В отчете привести как теоретические сведения, так и программы-примеры.
| реферат
| 15
| Системы дистанционного образования в Интернет
| Необходимо изучить сведения о существующих системах ДО.
В отчете привести как теоретические сведения, так и программы-примеры
| реферат
|
Вопросы для зачета:
Значение сети Интернет в жизни общества. История сети Интернет.
Интернет-технологии: определение, характеристика, классификация.
Сервисы Интернет.
Поиск в Интернет.
Основные поисковые системы. Отличия, особенности.
Типы информационно-поисковых языков. Способы коррекции результатов поиска
Глобальные и локальные сети.
Топология сетей.
Адресация сетевых станций при помощи IP-адресов.
Классы адресов и бесклассовая адресация и маршрутизация. Маска сети.
Домены и серверы имен
Аппаратура локальных сетей.
Способы подключения к Интернет
Эталонная модель OSI.
Протоколы Интернет.
Протоколы почтового обмена SMTP, POP3, IMAP.
Протокол IP. Назначение. Формат заголовка IP-дейтаграммы.
Сравнительная характеристика структуры IP-адресов версий v4 и v6.
Основные принципы защиты от вирусов и спама.
Адресация в интернет.
Электронные платежи.
Защита информации в сети Интернет.
Угрозы по отношению к передаваемой информации. Свойства доступности, целостности, подлинности, конфиденциальности.
Прокси-сервера.
Вопросы для экзамена.
Теоретические вопросы:
Значение сети Интернет в жизни общества. История сети Интернет.
Интернет-технологии: определение, характеристика, классификация.
Сервисы Интернет.
Поиск в Интернет.
Основные поисковые системы. Отличия, особенности.
Типы информационно-поисковых языков. Способы коррекции результатов поиска
Глобальные и локальные сети.
Топология сетей.
Адресация сетевых станций при помощи IP-адресов.
Классы адресов и бесклассовая адресация и маршрутизация. Маска сети.
Домены и серверы имен
Аппаратура локальных сетей.
Способы подключения к Интернет
Эталонная модель OSI.
Протоколы Интернет.
Протоколы почтового обмена SMTP, POP3, IMAP.
Протокол IP. Назначение. Формат заголовка IP-дейтаграммы.
Сравнительная характеристика структуры IP-адресов версий v4 и v6.
Основные принципы защиты от вирусов и спама.
Адресация в интернет.
Электронные платежи.
Защита информации в сети Интернет.
Угрозы по отношению к передаваемой информации. Свойства доступности, целостности, подлинности, конфиденциальности.
Прокси-сервера.
Основы технологии создания web-сайтов.
История языков разметки. SGML, HTML и XML.
Основы языка разметки гипертекста HTML.
Язык XML. Основные отличия от SGML и HTML. Примеры мета-описаний XML.
Структура простейшей web-страницы.
Анимация в Интернет.
Практические задания:
Создать Web-страницу, содержащую 6 параграфов текста, выполненных различными типами шрифтов, различными цветами, имеющих различные выключки (выравнивания). Параграфы должны начинаться заголовками различных уровней и содержать от 5 до 10 строк текста. Каждый параграф начинается с абзацного отступа.
Создать Web-страницу, содержащую 5 графических изображений для вставки в WEB-документ. Изменить размеры изображений в соответствии с особенностями параграфов создаваемого документа и его общей компоновкой. Выполнить подрисуночные надписи, привести примеры выравнивания и обтекания графики текстом. Сделать отступы и выделение изображений рамкой.
Создать Web-страницу, содержащую 3 дополнительные страницы. Главному документу присвоить имя INDEX.HTM. Организовать связь главного документа с тремя другими документами. Создать ссылку для отправки электронной почты.
Создать Web-страницу, содержащую примеры упорядоченных и неупорядоченных списков. Каждая группа форматированного текста должна содержать не менее 10 элементов и 3-х уровней вложенности. На каждом уровне необходимо применить свой маркер или тип индексации.
Создать Web-страницу, содержащую простую таблицу, содержащую 4 столбца и 5 строк. Привести примеры оформления рамок таблицы и ячеек.
Осуществить смену текущего IP- адреса компьютера на IP-адрес.
Осуществить обжим кабеля RJ-45 для соединения с концентратором.
Осуществить обжим кабеля RJ-45 для соединения с другим компьютером.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины "Интернет технологии" а) Основная литература:
Дунаев В.В. HTML, скрипты и стили. —3-е изд. С.-П.: БХВ-Санкт-Петербург. 2011.
Ермаков С.Л., Юденков Ю.Н. и др. Интернет-технологии в банковском бизнесе: перспективы и риски. Учебно-практическое пособие. 2-е изд. М. 2011.
Интернет. Практическая энциклопедия от ComputerBild. – М.: Издательство: Наука и техника. 2010.
Левин А. Создаем сайт быстро и качественно. С.-П.: Издательство Питер. 2012.
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. 10-е изд., изд. Academia. М.: 2012.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. 10-е изд.. М.: Academia. 2012.
Олифер Н.А. Олифер В.Г. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. Учебник для вузов. 4-е изд. С.-П.: Издательство Питер. 2012.
б) Дополнительная литература:
Вандер Вер Э., Крис Гроувер К. Flash CS3. Недостающее руководство. БХВ-Санкт-Петербург. 2008.
Столлингс В. Компьютерные сети, протоколы и технологии Интернета. С.-П.: БХВ-Петербург. 2005.
Ульянов О.В., Прокди Р.Г., Лапунов А.В.Интернет. Самоучитель. 2-е изд. – М.: Издательство: Наука и техника. 2010.
Халявин В. Новейшие секреты Интернет. М.: Издательство Мартин, 2013.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Операционная система Windows XP или выше.
Пакет Microsoft Office.
ru.wikipedia.org/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины "Интернет технологии" Компьютерная учебная аудитория с доступом в Интернет, видеопроектор, мультимедийные презентации, учебно-методический материал в электронном виде.
|