Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12-13 апр. 2010 г.). Иркутск





Скачать 464.41 Kb.
НазваниеОпубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12-13 апр. 2010 г.). Иркутск
страница1/3
Дата публикации28.12.2014
Размер464.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3
http://guuu7.narod.ru/libinfo.doc

ОПУБЛИКОВАНО: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион. науч.-практ. конф. (г. Иркутск, 12–13 апр. 2010 г.). – Иркутск : ИОГУНБ, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Гудкова Евгения Феликсовна,

ГОУ ВПО "ВСГАО", г. Иркутск

Аннотация. В статье анализируются основные направления информационной деятельности библиотеки ВСГАО: сбор и хранение информации в цифровом формате, оказание услуг с использованием системных сервисов: интер- и интранета, электронной почты. Рассматриваются основные проблемы и способы их решения в процессе использования современных технологий управления информацией.

Глобальные перемены, происходящие в современном мире, ставят перед библиотеками множество вопросов, от решения которых зависит, насколько успешной будет дальнейшая деятельность организации. Можно с уверенностью сказать, что никакие кризисные явления не смогут остановить основной путь развития информационного общества – всемерной цифровизации процессов. Вузовской библиотеке необходимо учитывать изменения в сфере высшего образования, современные тенденции развития общества, уровень информационных потребностей пользователей. Специфика деятельности вузовской библиотеки находится в прямой зависимости от особенностей организации и управления процессами вуза в целом.

Основными направлениями коммуникационных и информационных технологий являются: цифровизация, пакетизация и интеграция информационных потоков, возрастание предлагаемого информационного содержания. Под цифровизацией понимается перевод в цифровой формат всех форм информации: текстовой, графической, звуковой. Использование транспортной системы (глобальной и локальной сетей) позволяет организовать передачу информационных пакетов от источника (компьютера) к месту назначения. Последующая интеграция данных посредством специализированных сервисов подлежит управлению и становится доступной пользователю.

Основной инструмент в деятельности библиотеки как информационно-культурного центра – информация. Использование цифровых технологий позволяет существенным образом расширить сферу предлагаемых библиотекой услуг, при явной экономии ресурсов сделать информацию доступной значительному количеству пользователей. Следуя современным тенденциям развития информационной деятельности, сотрудники библиотеки ВСГАО активно используют возможности по внедрению информационных и коммуникационных технологий с учетом внутренних резервов и текущих потребностей. Обращение к системным сервисам - интер- и интранета, электронной почты – позволило оптимизировать некоторые процессы информационной деятельности библиотеки.

Поиск путей представления информации в цифровом формате в работе библиотеки педагогического вуза прошел несколько этапов. С 1999 г. начинается переход от традиционного ведения каталогов и картотек к наполнению БД электронного каталога. Постепенно происходит полная замена процесса ведения СКС на аналитическую роспись статей в электронном виде, что станет существенным прорывом в деятельности библиотеки на пути создания условий предоставления "версионных" (И. Щёголев) документов.

Для библиотеки процесс цифровизации был в первую очередь связан с открывшейся новой возможностью сбора и хранения полнотекстовой информации в электронном виде. Начиная с 2002 г. сотрудники СИО формируют полнотекстовые электронные папки, на основе постоянно поступающих запросов ("Образовательные стандарты", "Статьи преподавателей и сотрудников ИГПУ, опубликованные в Восточно-Сибирской правде", "Сценарии праздников", "Русские и зарубежные писатели 20 века: краткие биографии"). Создается архив интернет-ссылок: сначала URL (Uniform Resource Locator - унифицированный указатель информационного ресурса – прим. Е. Ф.) библиотек, предоставивших доступ к своим БД в глобальной сети, позднее сайтов и порталов, публикующих информацию, потенциально востребованную в образовательном процессе и научно-исследовательской работе вуза. В повседневной работе активно используются информационные ресурсы Интернета.

Правовые ограничения в создании цифровых копий печатных текстов длительное время являлись сдерживающим фактором в формировании электронной библиотеки. В 2005 году с поступлением новой версии программы ИРБИС32 появилась возможность предоставления доступа к полным текстам статей из журналов и газет, опубликованным на официальных сайтах издательств в сети Интернет, посредством привязки интернет-ссылок к библиографическим записям.

Нормативы комплектования фонда библиотеки, нерадивые читатели, позволяющие себе подолгу держать часто спрашиваемую литературу, утрата документов по разным причинам и быстрое ветшание периодики от частого обращения, побудили библиотеку приступить к созданию собственной электронной коллекции малоэкземплярных и наиболее востребованных в учебном процессе и исследовательской деятельности документов (монографий трудов преподавателей вуза, авторефератов, учебно-методических газет, учебно-методического комплекса по русской литературе). Перевод документов из фонда библиотеки в цифровой формат начал осуществляться с 2006 г. Хранение электронных временных копий и доступ к распределенным БД документов реализуется посредством электронного каталога ИРБИС. Статистический учет всех создаваемых электронный документов изначально осуществлялся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.20-2000 Библиотечная статистика: 1 файл = 1 экземпляр. В процессе предоставления сведений о составе электронной библиотеки контролирующим органам (Рособразование) возникла необходимость введения дополнительных параметров учета полнотекстовых ресурсов: в единицах электронных документов (количество электронных книг, брошюр, статьей и т. д.), объем - в единицах цифровой информации (в Мб или Гб). Также подлежит учету формат оцифровки документов. На январь 2010 г. полнотекстовый электронный библиотечный ресурс составил – 24 472 (16,4 Гб).

Постепенно расширяется диапазон доступа к собираемой справочно-информационным отделом информации: от рабочего места сотрудника к персональным компьютерам пользователей локальной сети библиотеки, с дальнейшим выходом в глобальную сеть Интернет и представлением информации в локальной сети вуза.

Способ предоставления информации для удаленных пользователей был изначально определен политикой отдела программирования вуза. В 2004 г. библиотеке была открыта возможность публиковать свою информацию в одном из разделов сайта вуза, домен (зона в сети Интернет, выделенная ИГПУ) которого был isttu.irk.ru. На сайте освещались новости библиотеки, и предлагался бюллетень новых поступлений. Тогда же были предприняты попытки создания версии интернет-каталога. В 2006 году был изменен адрес сайта – www.igpu.ru. Ожидания библиотеки на создание собственного сайта не оправдались, и пришлось приступить к реализации планов в предлагаемых условиях. Анализ литературы по сайтостроительству, изучение накопленного опыта библиотек вузов определили дальнейшие действия по представлению информации в глобальной сети. В разделе библиотеки на сайте вуза были созданы дочерние страницы ("Структура библиотеки", "Правила пользования", "Услуги", "Электронный каталог", "Ресурсы", "Новости"), которые в дальнейшем стали пунктами меню. Неудобное расположение данных пунктов в нижней части экрана под информацией сделало необходимым добавление строки навигации на каждой странице, а также использование гиперссылок на подразделы в краткой информации основных разделов. Текстовый редактор для представления информации на веб-странице не дал широких возможностей для графического оформления текста. Для того, чтобы избежать появления лишних символов при использовании двух и более пробелов, более точного выравнивания текста, применении кнопок, позволяющих скрыть большой объем текста и т. д., потребовались знания, напрямую не связанные с библиотечной деятельностью. Использование шаблонов на основе языка программирования HTML открыло возможность оформления контента (веб-страницы) в строгом соответствии с заданными параметрами. Однако и здесь есть свои особенности. Для четкого представления, в каком виде будет доступна информация удаленному пользователю, желательно увидеть контент в разных веб-браузерах. Те скрипты (программы), с помощью которых открывалась информация в Internet Explorer, могут не работать в Mozilla Forefox. И, наоборот, так как Mozilla Forefox при просмотре автоматически закрывает все незакрытые теги (символы языка html), то в другом браузере не закрытый тег гиперссылки сделает так, что текст на всех страницах сайта будет выступать как одна большая гиперссылка на заданный объект. Поэтому при работе по оформлению контента необходимо обязательно постоянно проверять полученный результат.

Помимо традиционно публикуемой информации на сайтах библиотек, нами была предпринята попытка частичного возмещения отсутствия открытого доступа к каталогу библиотеки. В разделе "Ресурсы" на веб-странице "Периодические издания библиотеки" была представлена постоянно обновляемая информация обо всех имеющихся в фонде библиотеки газетах и журналах с указанием мест хранения, лет изданий и номеров. На странице "Электронные ресурсы библиотеки" публикуются сведения о ресурсах на CD, электронных приложениях. Сбор информации и первоначальное оформление заняли в общей сложности три месяца. Со временем процесс сверки и обновления данных значительно ускорился.

Информация об интернет-ресурсах складывается на основе ранее собранной в соответствии с профилем вуза коллекции ссылок. В процессе оформления содержания веб-страниц ("Образовательные ресурсы", "Тематические ресурсы", "Периодические издания в Интернете") все собранные ссылки проверяются на предмет функционирования, дополняются новыми ресурсами. Проверка функционального состояния ресурса необходима, так как помимо временных сбоев открытия сайтов велика вероятность прекращения существования ресурса.

При создании веб-страницы "Электронный каталог" предполагалось сделать её связующим звеном для перехода к данному сервису. В 2008-2009 гг. велась работа по созданию новой версии интернет-каталога. Однако доступ к нему был ограничен корпоративной сетью вуза, что вызвано соображением информационной безопасности, требующей выделения для подобного сервиса специального сервера. В настоящее время вопрос об открытии каталога удаленным пользователям остается открытым.

Так как на сайте вуза отсутствует поисковый сервис, на странице "Электронный каталог" была размещена поисковая строка Google, позволяющая организовать поиск информации по сайту или в Интернете. Таким образом, данную страницу частично удалось сделать практически полезной для удаленного пользователя в решении поисковых потребностей.

С 2010 года сотрудники СИО приступили к оказанию новой услуги для удаленного пользователя - "Виртуальной справки". С этой целью были задействованы ресурсы сайта вуза и электронной почты. Первые результаты показали, что поступающие от посторонних пользователей запросы без заполнения полей специальной формы несут мало информации о пользователе, что не позволит сделать более глубокий анализ о категории обратившихся за справкой.

Для публикации полнотекстовой библиотечной информация с 2008 г. используются ресурсы Информационного портала (http://info.igpu.ru/) в локальной сети вуза. Вниманию пользовательской аудитории предлагается постоянно востребованная информация у разных категорий читателей (ГОСТы, образцы описаний, бюллетеней новых поступлений литературы). Здесь же публикуется периодически обновляемый расширенный перечень электронных ресурсов библиотеки, включающий оцифрованные документы, доступные для просмотра через электронный каталог библиотеки.

Обращение к электронной почте для работы в режиме ИРИ оказалось малоэффективным в повышении преподавательской активности в комплектовании фонда. Систематическая рассылка прайс-листов издательств на электронные почтовые адреса ППС в 2008 г. не способствовала активизации главного помощника библиотеки в приобретении новой учебной литературы взамен устаревшей. Зачастую со стороны преподавателей высказывались нарекания по поводу большого объема присылаемых файлов, невозможности открытия таковых из-за имеющихся в наличии устаревших ПК или отсутствия постоянного доступа к сети Интернет. Было принято решение изменить способ предоставления информации о новинках издательств путем размещения таковой на Информационном портале вуза. Однако можно наблюдать лишь единичные обращения к информации, предлагаемой вниманию ППС внутри сети вуза. Наибольшее количество откликов на получение сообщений по электронной почте наблюдается при рассылке новостной информации. Необходимо отметить, что в силу своей занятости преподаватели позитивно оценивают контактирование с библиотекой посредством электронной почты. Главное – соблюдение принципов избирательности и минимизации при рассылке информации данной категории пользователей.

Привлечение полнотекстовой информации из внешних ресурсов в настоящее время сопряжено с финансовыми затратами и техническими трудностями. В конце 2009 г. - начале 2010 г. периодические сбои при открытии документов в процессе предоставления услуги в режиме виртуального читального зала ЭБД РГБ явились основной причиной снижения пользовательской привлекательности ресурса. Данные обстоятельства заставляют отказаться от предложений сторонних организаций по оборудованию виртуальных залов на базе библиотеки при существующей материально-технической базе.

Реальность в настоящее время такова, что пока в сети Интернет существует бесплатный доступ к значительной массе полных текстов материалов, традиционной библиотеке будет трудно соперничать в предоставлении пользователю полнотекстовой информации посредством организации виртуальных читальных залов. При переводе документов в цифровую форму необходимо учитывать степень востребованности и доступности информации посредством других ресурсов.

Другой проблемой в настоящее время становиться снижение объема комплектования фонда за счет сокращения перечня подписных изданий. Тем самым понижается уровень информационной компетентности пользователей, который необходимо восполнять. Оказание такой услуги как "Электронная доставка документов" позволяет оперативно предоставлять необходимую полнотекстовую информацию, отсутствующую в распоряжении библиотеки. Тематика запросов пользователей нашей библиотеки пока удовлетворяется на уровне предоставления услуг МБА. Однако к нам уже поступали заявки от иногородних библиотек. Традиционная система оплаты выполнения заявки библиотекой, не являющейся участницей проекта АРБИКОН, не является привлекательной для библиотеки-участницы, что влечет за собой отказ от получения услуги. Вступление в корпоративный проект по обмену информацией в цифровом формате позволит библиотеке выйти на качественно новый уровень оказания услуг.

Таким образом, включение в информационную деятельность новых технологий управления информацией сопряжено с появлением многочисленных насущных проблем, решение которых зависит от уровня профессиональной компетентности, творческой активности сотрудников библиотеки, программного и технического обеспечения, должного финансирования.

Литература:
Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Vart/51.php. - Загл. с экрана.

Тезисы доклада Игоря Щёголева на расширенном заседании Коллегии Минкомсвязи России по итогам работы за 2008 год и задачам на 2009 год и среднесрочную перспективу. – Режим доступа: http://minkomsvjaz.ru/ministry/1483/3505.shtml/xPages/entry.8412.html. - Загл. с экрана.

2010 г.

ОПУБЛИКОВАНО:

1) Библиотеки в современном мире образования : материалы региональной науч.-практ. конф., 20-21 окт. 2009 г., г. Хабаровск / Дальневосточный гос. гуманитарный ун-т ; гл. ред И. А. Сочелина ; ред.: Ю. В. Чалий, А. А. Церюльник, О. В. Глозман. - Хабаровск : Изд-во ДВГГУ, 2010. – С. 142-145.

2) Библиотека как информационно-методический и культурный центр / Вост.-Сиб. гос. акад. образования ; сост.: Е. Ф. Гудкова, С. А. Драгункина ; ред. Н. Г. Сенченко. - Иркутск : [б. и.], 2009. – C. 61-64.

Гудкова Е. Ф.
КУРС ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Тема дистанционного обучения (ДО) в библиотековедении в настоящее время претерпевает некоторый спад интереса специалистов. Единичные попытки создания курсов ДО и их применения всегда вызывали оправданную гордость сотрудников библиотек, представляющих интеллектуальный продукт. Однако недостаточность изученности данного вопроса применительно к библиотечной деятельности является существенным препятствием на пути массового применения данной технологии в образовательной деятельности библиотек.

Эволюция в области теории и методики обучения коренным образом сказалась на образовательной деятельности нашего вуза и, следовательно, библиотеки. Исторически сложившаяся практика формирования информационной компетенции в рамках организации занятий со студентами-пользователями библиотеки претерпела за последнее пятилетие значительные изменения. От репродуктивного способа передачи материала с отработкой практических навыков, применения презентации в изучении теории до поиска способов самостоятельного освоения пользователями информационных ресурсов библиотеки. Стремление внедрить инновационный опыт коллег подвигло сотрудников СИО библиотеки на создание дистанционного курса передачи библиотечно-информационных знаний пользователям.




Обучение на курсах повышения квалификации по программе «Разработка курсов дистанционного обучения» позволило библиографам приступить в 2008 г. к созданию дистанционного курса «Основы информационной культуры» с использованием ресурсов европейского офиса программы SITE (Siberia, Information Technologies and Europe) на базе Виртуального университета ИГПУ (VU ISPU). В состав виртуального учебного кабинета курса, предоставленного в распоряжение библиотеки, входят: а) иллюстрированный электронный учебник; б) календарно-тематический план курса с индивидуальной аттестационной ведомостью; в) форум и конференц-зал для общения с преподавателем и слушателями курса; г) сервис тестирования.

В качестве учебно-методического обеспечения курса была разработана учебная рабочая программа дисциплины, построенная по модульному принципу. Общее количество часов на дисциплину по учебному плану – 18, количество модулей – 0,5, количество кредитов – 0,5. Цель курса: научить слушателя оптимальному осуществлению индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в информации в его учебной, научно-исследовательской или профессиональной деятельности в условиях информационно-культурологической среды библиотеки. С учетом программы традиционно проводимых в библиотеке аналогичных занятий для студентов очной формы обучения освоение курса слушателями планировалось в два этапа. На первом курсе – изучение учебных единиц: УЕ 1.1. СПА библиотеки. Карточные каталоги и картотека и УЕ 1.2. СПА библиотеки. Электронный каталог. Для промежуточного зачета предлагается выполнение теста по изученным темам. На третьем курсе - УЕ 1.3. Библиографическое описание документов. Составление списков литературы к научным работам и УЕ 1.4. Информационные ресурсы Интернет. Для оценивания результатов используется рейтинговая система.
Основными элементами отдельно взятой учебной единицы программы курса ДО, как и при очном обучении, являются: введение, основная (теоретическая) часть, резюме, основные термины (глоссарий), контроль, дополнительный материал (библиография).
Особое внимание следует уделить теоретической части УЕ. Обращение к имеющимся в Интернет дистанционным курсам показывает, как правило, стремление преподавателя в рамках одной заданной темы предложить очень объемный по содержанию материал. Помимо зависимости от целевой аудитории и от запланированного на изучение времени необходимо учитывать при отборе теоретического материала специфические особенности одной из типов долговременной памяти индивида – семантической, обусловливающей способность восприятия не более 7-10 новых понятий (единиц информации). Принятие за основу взаимосвязи основный «узловых» понятий посредством каких-либо отношений (семантической сети) позволяет сделать прозрачным механизм, на котором базируются любые знания, в т. ч. и библиотечно-информационные.

Опора на имеющиеся у слушателей курсов начальные знания и оперирование минимальным количеством новых понятий позволяет исключить дополнительное расширение материала.
Необходимо учитывать также интеллектуальный, социо-культурный и психо-физиологический уровень развития контингента. Обеднение лексического словаря молодежи, избирательное восприятие научного текста, акцентирование внимания на главном (как правило, в тексте для этого используется графическое или цветовое оформление), невнимание к укрупненным синтаксическим конструкциям, - все это требует от составителя электронного учебника особого подхода в оформлении теоретического материала. Принцип гуманизации при составлении электронного пособия позволяет создать позитивный настрой в освоении материала. Дробления материала на небольшие текстовые блоки, по возможности, с интересными заголовками, таблицы, схемы, маркированные или иные списки, анимация делают текст разнообразным, активизируют мозговую деятельность студентов. Иллюстративный материал, презентации позволяет наглядно представить предмет изучения, что особенно важно при обращении к библиотечно-информационным знаниям. Использование гиперссылок дает возможность не только привлечь ресурсы интернет-пространства в целом, но и раскрыть информационное наполнение сайта библиотеки. В дальнейшем студент сможет самостоятельно обращаться к данным ресурсам.
Для осуществления обратной связи с обучающимися каждая группа студентов делится на пять подгрупп с последующим закреплением за определенным тьютором, о чем дается информация в форуме курса перед освоением материала курса. Библиограф-тьютор самостоятельно осуществляет со студентами обсуждение на форуме выполнение практических заданий, оценивает результат и доводит до сведения руководителя курса. Руководитель КДО участвует в процессе обучения, отвечает за функционирование сервисов кабинета, вносит необходимые изменения, поддерживает связь с начальником Виртуального университета, руководством библиотеки. Процесс обучения требует тесного сотрудничества между всеми участниками диалога.
В сентябре 2008 г. началась апробация КДО. С целью определения уровня владения ПК и навыков работы в сети Интернет был выборочно осуществлен письменный опрос аудитории (393 чел.). Результаты опроса показали высокий (95%) пользовательский уровень владения ПК и средний (67%) навыков поиска информации в сети Интернет. Сотрудниками СИО было принято решение на занятиях со студентами 1 курса апробировать только электронный учебник «Основы информационной культуры», установленный локально на компьютерах для читателей, с использованием фрагментов презентаций по темам.

Сама необходимость передачи материала посредством ПК создала дополнительные трудности при переходе к данной форме работы, как у сотрудников библиотеки, так и у обучающихся. Поэтому для выполнения практических заданий УЕ 1.2. и УЕ 1.3. с использованием ресурсов библиотеки (электронного каталога и др.) были разработаны памятки, которые были позднее размещены в депозитарии виртуального учебного кабинета.

Студенты 3-его курса ранее проходили тестирование в системе ВУ, и для них создавались учетные записи слушателей дистанционных курсов, что позволило осуществить апробацию материалов УЕ в режиме удаленного доступа. Опыт, приобретенный в процессе работы в виртуальной среде, позволил на практике испытать сложность дистанционного обучения. Слабая мотивация занятий в библиотеке, не задействованных в итоговой аттестации, отсутствие визуального контакта преподавателя с обучаемыми являются существенными дезорганизующими моментами при дистанционном обучении. Поэтому считается рациональным использовать очную форму на этапе оценивания результатов выполнения практических заданий (например, УЕ 1.3.).
Необходимо учитывать, что дистанционная форма обучения с привлечением технического парка библиотеки вуза требует от организации наличия ПК соответствующих современному уровню развития техники. Высокоскоростной Интернет, обновляемое программное обеспечение позволяют существенно повысить качество предоставляемой услуги библиотеки.
Следование дидактическим принципам построения учебного курса позволило создать продукт, допустимый к использованию в учебном процессе с кредитно-модульной системой оценивания результатов обучения.
Литература


  1. Канаво, В. Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет / В. Канаво. – Режим доступа : http://www.curator.ru/method.html. - Загл. с экрана.

  2. Солодникова, С. В. Реализация принципов гуманизации и гуманитаризации при разработке содержания электронного учебного пособия для дистанционного обучения / С. В. Солодникова, А. Г. Каменская // Открытое и дистанционное образование. – 2009. - № 1 (33). – С. 53-58.

2009 г.

ОПУБЛИКОВАНО:

1) Вестник Научной библиотеки Иркутского государственного университета / Науч. б-ка ИГУ ; редкол. : Р. В. Подгайченко, И. П. Белоус ; подгот. И. П. Белоус. - Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 2008. - Вып. 7 : Библиотеки вузов Восточной Сибири в мире новых технологий : зональная научн.-практ. конф. (г. Иркутск, 1-3 окт. 2007 г.) : материалы. – С. 109-112.

2) Библиотека как информационно-методический и культурный центр / Вост.-Сиб. гос. акад. образования ; сост.: Е. Ф. Гудкова, С. А. Драгункина ; ред. Н. Г. Сенченко. - Иркутск : [б. и.], 2009. – C. 58-61.

Гудкова Е. Ф.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В РАБОТЕ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОТДЕЛА БИБЛИОТЕКИ

ГОУ ВПО «ИГПУ» (опыт работы)
Активное развитие информационных технологий внесло существенные изменения в сферу «библиотечно-библиографического обслуживания». Приоритетным направлением в практической деятельности библиографа в современных условиях является информационное обслуживание. И то, что когда-то было инновационным, в данное время выступает как традиция.

Главным в «информационном обслуживании» является предоставление информационных услуг читателю, что в значительной мере может быть реализовано посредством обращения к Интернет, генерирующему обширнейшую информацию, размещенную в различных форматах и на разных носителях (книги, CD, DVD и др.), обеспечивающему в большей степени свободный доступ в любое время суток из любого места
Справочно-информационный отдел библиотеки, благодаря возможности оптимального (нелимитированного) использования информационных ресурсов Интернет, значительно расширил спектр услуг читателям, как в коллективных, так и в индивидуальных формах информационного обслуживания.

Коллективная форма работы с Интернет-ресурсами используется на занятиях по информационной культуре, при подборе тематических ссылок Интернет-ресурсов, создание полнотекстовых баз электронных вариантов по запросам читателей, информационной работе.

В индивидуальной форме проводится дополнительное обучение читателей поиску в Интернете информации по учебным программам вуза, выполняются Интернет-справки (тематическая, адресная, уточняющая), предоставляются консультации по оформлению библиографического списка литературы, по поиску информации о персоналиях.
СИО обладает богатейшим опытом в области поиска и получения необходимых данных, не только из своих внутренних, но и из внешних источников. Одним из направлений работы отдела является обучение студентов и преподавателей самостоятельному поиску необходимой информации в Интернет для учебной и научной деятельности. Для данной цели создана презентация «Полезные Интернет-ссылки», в которой помимо подробного описания полезных в образовательном процессе ресурсов приводятся алгоритмы поиска документов в электронных каталогах библиотечных сайтов (ГНПБУ, РГБ и др.).

В справочно-информационном отделе ведется отбор и сохранение полезных тематических ссылок Интернет в соответствии с профилем вуза. Информация на отобранных сайтах соответствует пяти наиболее важным критериям оценки ресурсов: правильности, авторитетности, объективности, современности и полноте изложения сведений для реализации научных и учебных целей.
Дифференцированный подход (с учетом индивидуально-психологических особенностей читателей) в информационном обслуживании позволяет расширить сферу услуг. Мы можем предложить, в соответствии со ст. 19 п. 2 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» во временное безвозмездное пользование в помещении библиотеки программные произведения в цифровой форме. Для этого мы используем в достаточном количестве компьютеры, на которых установлен АРМ (автоматизированное рабочее место) «Читатель».

Функциональные возможности программы «ИРБИС» позволили создать БД «Электронные учебники», в основном по математике и физике, для просмотра полнотекстовых материалов без их копирования. Оснащается полнотекстовым материалом «Учебно-методический программный комплекс: История русской литературы XX века. Серебряный век (1892-1917)». Читатели имеют возможность, работая в АРМе «Читатель», просматривать статьи журналов и методических приложений к газете «Первое сентября» непосредственно на сайтах издательств.
Систематически сведения об авторитетных сайтах доводятся до читателей в информационных листах под рубрикой «В помощь образовательному процессу».
Уровень информационной культуры современного человека, к сожалению, ещё не столь высок, чтобы он мог самостоятельно добывать знания из ставшего сейчас общедоступным источника информации – Сети Интернет. Занятия по поиску в Интернете стали проводиться недавно. Поэтому справочно-информационный отдел продолжает вести разъяснительную работу с каждым испытывающим затруднения в работе с ресурсами Интернет индивидуально. В основном, решаются вопросы, связанные с уточнением информации, поиском полнотекстовой информации, тематическим поиском к письменным работам и докладам, поиском иллюстративного материала.
В помощь овладению методикой написания и оформления курсовых, дипломных и других научных работ с использованием ресурсов Интернет в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1-2003 сотрудниками нашего отдела созданы презентации, наглядно представляющие все сложности данного технологического процесса.
Интернет позволяет быстро и качественно организовать справочную работу отдела. Практически все виды справок, приведенные в «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг» (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.1992 г. № 3708-1, Постановлением Правительства РФ от 12.02.1993 г. №121), выполняются с использованием информационных ресурсов Интернет: тематическое выявление документов (составление обзоров, подборок литературы и справок: тематических, исторических, в том числе генеалогического и биографического характера); исполнение тематических запросов об установлении (подтверждении) отдельных фактов, событий, сведений; проверка правильности ссылочных данных в документах, диссертациях, монографиях, установление идентификации текстов. Использование информационных ресурсов Интернет позволяет оказывать научное консультирование по истории вопроса, исторической эпохе, о составе и содержании документов и т. д.
Часто в процессе поиска информации по персоналиям сведения, опубликованные в справочной литературе, не удовлетворяют потребностям читателей. Знание сайтов, предоставляющих авторитетную информацию, позволяют читателям получить необходимые сведения моментально и в дальнейшем осуществлять самостоятельный поиск.
Тесное сотрудничество отдела с культурно-просветительским сектором позволило, используя знания по поиску информации в Интернет, без лишней затраты времени выполнять качественное оформление тематических информационных стендов к знаменательным и памятным датам, в просветительских и учебных целях публиковать краеведческий материал по Иркутску и Иркутской области, истории народного образования.

Литература


  1. Жабко, Е. Д.. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде : теория и практика: монография / Е. Д. Жабко ; ред. Л. С. Гейро. - СПб. : РНБ, 2006. - 387 с.

  2. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.). – Режим доступа: http://www.fips.ru/avp/law/5351-1SN.HTM. - Загл. с экрана.

  3. Интернет для библиотечных и информационных работников: самоучитель. - [М.] : МЦ Образование и информация. - Ч. 2 : Практический курс : самоучитель. - 2001. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с этикетки диска.

  4. Коряковцева, Н. А. Техники информационно-библиотечной работы : учебно-практическое пособие. - М. : Либерея, 2004. - Вып. 6. - 136 с.

  5. МакМенеми, Д. Предоставление электронных услуг : руководство для публичных библиотек и центров обучения / Д. МакМенеми. - М. : Омега-Л, 2006. - 248 с.

  6. Михнова, И. Б. Библиотека как информационный центр для населения: проблемы и их решения : практическое пособие / И. Б. Михнова. – М. : Либерея, 2000. – 124 с.

  7. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг : утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.1992 г. № 3708-1, Постановлением Правительства РФ от 12.02.1993 г. №121.

  8. Романенко, В. Н. Сетевой информационный поиск : практическое пособие / В. Н. Романенко, Г. В. Никитина. - СПб. : ПРОФЕССИЯ, 2003. - 286 с.

2007 г.


ОПУБЛИКОВАНО: Библиотека как информационно-методический и культурный центр / Вост.-Сиб. гос. акад. образования ; сост.: Е. Ф. Гудкова, С. А. Драгункина ; ред. Н. Г. Сенченко. - Иркутск : [б. и.], 2009. – C. 92-100.


Гудкова Е. Ф.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12-13 апр. 2010 г.). Иркутск iconГоу впо «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Актуальные вопросы организации работы с молодежью [Текст]: Материалы Всерос науч практ конф., Екатеринбург, 24 апр. 2009 г. / Гоу...
Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12-13 апр. 2010 г.). Иркутск iconСборник статей articals (in Russian)
К 906 Культура дерева: статьи междунар науч практ конф., состоявшейся в 2010 г., Москва – Ростов Великий = Culture of Wood: Reports...
Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12-13 апр. 2010 г.). Иркутск iconПлан работы школы «Классика» на январь 2011/2012 учебный год
Педагогический совет «Информационно-коммуникационные технологии как ресурс повышения качества образования»
Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12-13 апр. 2010 г.). Иркутск iconПрайс-лист на размещение рекламы на телеканале рен тв (Иркутск), рен тв (область), твц
Зона вещания телеканала рен тв (Иркутск) – 100-150 км от Иркутска (6 метровый канал)
Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12-13 апр. 2010 г.). Иркутск iconВызовы времени
Учиться и учить по-новому: вызовы времени: материа­лы X междунар науч практ конф.: в 2 ч. / отв ред. А. П. Кле­ме­шев. — Калининград:...
Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12-13 апр. 2010 г.). Иркутск iconТема: Использование икт на уроках химии
Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные...
Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12-13 апр. 2010 г.). Иркутск iconИнформационный отчет
Муниципальное образование «Город Иркутск»; от имени муниципального образования «Город Иркутск» права учредителя учреждения осуществляет...
Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12-13 апр. 2010 г.). Иркутск iconКандидатской и докторской диссертаций
А. Х. Яппаров, А. М. Ежкова // Матер. Междунар науч-практ конф. «Земледелие, растениеводство, селекция: настоящее и будущее», посвященная...
Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12-13 апр. 2010 г.). Иркутск iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитание духовности: Ценностные основы идентичности личности: Материалы Всерос науч практ конф., 19-20 декабря 2007 г. – Екатеринбург:...
Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12-13 апр. 2010 г.). Иркутск iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аванесов, В. С. Стратегия развития российского образования в XXI веке / В. С. Аванесов // Школьные технологии : науч практ журн....
Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12-13 апр. 2010 г.). Иркутск iconОтдел лабораторной диагностики иркутск, 2004
Медицинские услуги. Часть VII. Отдел лабораторной диагностики (пособие для врачей) / Составитель д б н., профессор Р. Г. Скворцова...
Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12-13 апр. 2010 г.). Иркутск iconПоложение об областном заочном конкурсе «Информационно-коммуникационные...
Положение определяет порядок организации и проведения областного заочного конкурса «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном...
Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12-13 апр. 2010 г.). Иркутск iconАктуальность использования информационно- коммуникационых технологий в сфере
Информационно-коммуникационные технологии как средство совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса и социального...
Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12-13 апр. 2010 г.). Иркутск iconЛекция 31 Основные направления развития региональной экономики как...
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в...
Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12-13 апр. 2010 г.). Иркутск iconПрограмма учебной дисциплины информатика и информационно-коммуникационные...
Информатике и икт (базовый уровень) 2008г для специальностей 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» (химическая...
Опубликовано: Информационно-коммуникационные технологии как ресурс привлечения читателя: регион науч практ конф. (г. Иркутск, 12-13 апр. 2010 г.). Иркутск iconДоклад «Информационно-коммуникационные технологии, как фактор повышения...
«Информационно-коммуникационные технологии, как фактор повышения качества обучения в школе I ступени»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск