Вызовы времени





НазваниеВызовы времени
страница1/23
Дата публикации09.04.2015
Размер2.85 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ИММАНУИЛА КАНТА

УЧИТЬСЯ И УЧИТЬ ПО-НОВОМУ:

ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

Материалы

X Международной научно-практической конференции
Часть 1

Издательство

Российского государственного университета им. Иммануила Канта

2011




УДК 372.893

ББК 74.266.3

C568
Редакционная коллегия

А. П. Клемешев, д-р полит. наук, профессор, ректор РГУ им. И. Канта

(ответственный редактор); И. Ю. Кукса, канд. филол. наук, доцент,

проректор по учебной работе РГУ им. И. Канта; Н. Ю. Никулина,

канд. ист. наук, доцент, директор ИСОТ РГУ им. И. Канта;

Т. Б. Гребенюк, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики

и психологии ИСОТ РГУ им. И. Канта; Е. И. Мычко, д-р пед. наук,

профессор, зав. кафедрой образовательных технологий ИСОТ РГУ

им. И. Канта; Л. Хурло, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой

дидактики и истории образования Варминьско-Мазурского

университета (Польша); Н. В. Старовойт, канд. пед. наук, доцент,

зам. директора по довузовской подготовке ИСОТ РГУ им. И. Канта

C568 Учиться и учить по-новому: вызовы времени: материа­лы X Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / отв. ред. А. П. Кле­ме­шев. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2011. — Ч. 1. — 203 с.

ISBN 978-5-9971-0127-5
Основу сборника статей составили доклады X Международной научно-практической конференции «Учиться и учить по-новому: вызовы времени». Рассматриваются проблемы интеграции в научном и образовательном про­странстве в России и за рубежом, ключевые вопросы профессиональной дея­тельности, оценки ее качества, укрепления здоровья и повышения ква­ли­фи­кации учителей в условиях модернизации образования.
УДК 372.893

ББК 74.266.3
© Коллектив авторов, 2011

ISBN 978-5-9971-0127-5 © РГУ им. И. Канта, 2011


ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Н. Ю. Никулина

Российский государственный университет им. И. Канта,

Калининград
Основные стратегии педагогического образования

в современных условиях
Классической дидактике, связанной с именем великого педагога Я. А. Коменского и его удивительной книгой «Великая дидактика» (1633 г.), около четырех столетий. Все это время, какие бы новые педагогические теории не появлялись, какие реформы не изменяли образование, центральными всегда были вопросы: чему учить, как учить и кто должен учить. Если два первых из них рассматриваются как основные в дидактике, то третий связан с подготовкой учителя.

К сожалению, многие проблемы подготовки и трудоустройства преподавателей еще не решены.

Нормативно-правовая база не позволяет установить единую це­левую систему подготовки и переподготовки педагогических кадров. Нет возможности заключать трехсторонние договоры со студентом (Министерство образования или Комитет по образованию г. Кали­нин­града, РГУ им. И. Канта и студент-целевик). Опросы уча­щихся по­казывают желание работать в системе образования. Так, из 94 вы­пуск­ников Института современных образовательных техноло­гий РГУ им. И. Канта 2009 года 41 работает в этой области (44 %), из 24 сту­дентов-магистрантов по направлению «Педагогика» 19 закан­чи­вали наш институт (более 90 %). Из 47 выпускников 2010 года в об­разовательных учреждениях планируют работать и уже ра­ботают 34 человека (около 73 %).

Эффективная система поддержки молодого учителя только скла­дывается (Ассоциация молодых учителей, профессиональные кон­курсы «Дебют», возрождающееся наставничество в школах и др.). Необходима системная работа по поддержке начинающих педагогов. Подобная программа создается в Институте современных образова­тельных технологий РГУ им. И. Канта.

В последние годы возникла проблема трудоустройства выпуск­ников педагогических специальностей. Прошлым летом в образова­тельных учреждениях вакансий не было, они появились только в сентябре. С работодателями следует проводить конкретную работу. Сегодня они есть в университете — это члены государственных ат­тестационных комиссий, некоторые из них выступают как препода­ватели.

Проблема старения кадров затронула все уровни образования. Однако не всегда пожилым учителям должны уступить место моло­дым. Получается противоречие, которое влияет на морально-психо­логическую атмосферу в школе.

Демографическая проблема на сегодняшний день коснулась ос­новной, старшей и высшей школы. Необходим прогноз на будущее, чтобы просчитать, какие и сколько педагогических кадров должно быть обучено для региона.

Подготовка учителей в университете продолжается на факульте­тах по специальностям и в рамках получения дополнительной ква­лификации «преподаватель». Более того, студент сам выбирает, хо­чет он или нет получить профессию учителя. В 2010 году учащиеся писали заявления о своем желании осваивать ее. Сегодня на специа­литете постигают азы учительского труда 648 студентов. Только у историков и филологов такая подготовка осуществляется не допол­нительно, а в рамках стандарта основной образовательной програм­мы. Некоторые студенты, например политологи, отказались от по­добной возможности.

Пятый год университет обучает по направлению «Педагогика» в рам­ках уровневой системы «бакалавр — магистр» в Институте со­вре­менных образовательных технологий. Учебный процесс препо­да­ва­тели здесь стремятся строить на базе новейших технологий.

Все преподаватели прошли повышение квалификации по ис­пользованию технических средств обучения, стали включать презен­тации в свою работу, но «мыслить информационно», «плавать» в Интернете в поисках сведений на таком же, как и ученики уровне, мы не способны. В научной литературе даже появился термин «ин­формационные мигранты», а наши дети «живут» в этом поле, они настоящие «аборигены».

В учебный процесс института введены курсы по применению программных продуктов: «Информационно-коммуникационные тех­нологии в педагогическом образовании», «Социальные сервисы Ин­тернета», «Цифровые образовательные ресурсы». В рамках указан­ных дисциплин студенты разрабатывают творческие проекты, кото­рые формируют важные личностные качества: чувство ответствен­ности, волю, сопричастность к глобальной образовательной среде, умение жить в информационном обществе.

Переход на новые государственные стандарты требует иных подходов в содержании, повышает уровень ответственности и пере­водит обучение в другое русло. С 2011 года вводятся модульные об­разовательные программы, студенты получат реальную возможность выбрать собственную образовательную траекторию. Сейчас в Инсти­туте современных образовательных технологий этот выбор реализу­ется на заочной форме обучения.

Нужно понимать, что бакалавр и магистр — профессионалы, ко­торые сегодня владеют компетентностями, положенными в основу проекта новых образовательных стандартов педагогического образо­вания.

Бакалаврские образовательные программы не предполагают по­лучения дополнительной квалификации «преподаватель». Какие су­ществуют пути для тех студентов, кто захочет ее достигнуть?

После окончания первого бакалавриата (физика, математика, география и т. д.) желающие освоить педагогический стандарт могут продлить обучение еще на один год, чтобы получить степень бака­лавра по направлению «Педагогика». Это возможно при условии создания соответствующей нормативной базы — пока из нее есть только письмо Министерства образования и науки. Также студенты могут сразу пойти учиться в магистратуру по направлению «Педаго­гика». Закон позволяет выпускникам любых бакалаврских программ поступать на любые магистерские программы, в том числе и на рас­сматриваемую. Магистерские программы (физика, математика, гео­графия и др.) предусматривают педагогическую подготовку в рам­ках своих направлений.

Сегодня мы готовы выполнять заказы Министерства образова­ния Калининградской области и Комитета по образованию админи­страции городского округа «Город Калининград». Так, в городе и области не хватало специалистов для дошкольных образовательных учреждений. Кадры образовательных учреждений по профилям «Детская практическая психология», «Управление дошкольным об­разованием» пополнили выпускники направления «Педагогика». Мно­гие из них уже работают руководителями образовательных уч­реж­дений, а их дипломные проекты внедряются в жизнь. В 2010 го­ду впервые выпускники-бакалавры профиля «Педагогика и психо­ло­гия домашнего образования» попробуют себя в работе.

По заказу Комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград» открыто направление «Физико-матема­тическое образование», профиль «Информатика», подготовлены до­кументы для лицензирования магистерской специализированной программы по этому направлению. Учебные планы основных обра­зовательных программ созданы исходя из конкретных запросов об­разовательных учреждений региона.

В учебном процессе подготовка учителя ориентирована на фор­мирование его профессиональной компетентности, умения осущест­влять осознанный выбор своего образовательного и профессиональ­ного пути, развития самостоятельности. Студенты — равноправные участники учебно-воспитательного процесса. Концепция воспита­тельной работы позволяет взаимодействовать как с абитуриентами, так и со студентами. Учащиеся института — инициаторы проведе­ния большого количества акций. Так, психолого-педагогический ма­рафон «Твори, выдумывай, пробуй!», волонтерская работа с учени­ками школы дистанционного обучения, деятельность в клубе вожа­тых, педагогическая олимпиада — это все мероприятия, где студен­ты совершенствуют профессиональные компетенции, вырабатывают навыки общения с аудиторией, стремятся проявить эмпатию, креа­тивность и т. д. Психолого-педагогический марафон собрал более 400 выпускников школ. В педагогическую среду через школу вожа­тых включаются студенты многих факультетов РГУ им. И. Канта, КГТУ, БГА, колледжей. Прошла ярмарка вакансий при поддержке Министерства образования Калининградской области. Директора оздоровительных лагерей встретились с вожатыми и набрали себе кадры. В конце марта состоялся очередной выпуск школы вожатых, созданы педагогические отряды для работы с детьми в лагерях.

Через международные программы с Германией, Данией, Поль­шей, Швецией студенты знакомятся с зарубежными системами обра­зования.

Эффективность деятельности учителя можно рассматривать в связи со всеми общественными факторами.

Таким образом, мы видим реальные проблемы, намечаем пути их решения, стремимся сохранить и совершенствовать педагогиче­скую подготовку. Только образованное общество может с уверенно­стью смотреть в будущее.


О. Н. Максимович

«Учительская газета», Москва
Что заботит педагогов в Год учителя?

Главные темы обсуждения

на страницах «Учительской газеты»
В октябре 2009 года «Учительской газете» исполнилось 85 лет. Все эти годы ее создавало несколько поколений журналистов, чита­ли и выписывали многие учителя.

В настоящее время газета выходит на 24 страницах раз в неделю. Каждый номер — это главные новости системы образования, не только материалы о «болевых точках», но и публикации о лучшем педагогическом опыте, сельских и городских школах, вузах, это лица и судьбы тех, кто сегодня учит и воспитывает детей.

В данной статье затронуты основные темы, которые в Год учи­теля обсуждались на страницах федеральной «Учительской газеты», приводятся мнения педагогов российских школ.

Одна из самых дискуссионных тем — Профессиональный кодекс учителя. Широкое обсуждение этого проекта состоялось 21 января 2010 года на Первой педагогической ассамблее в старейшем вузе страны — Российском государственном педагогическом университе­те имени Герцена, где прошла торжественная церемония открытия Года учителя в нашей стране.

Слово взяла учительница из Омска (лицей № 64) Татьяна Уг­лирж: «Считаю очень своевременным появление Профессионально­го кодекса учителя, — сказала она. — Врачи дают клятву Гиппокра­та, военные приносят присягу, миссия учителя не менее важна, ведь именно в школе формируются жизненные цели и приоритеты». Татьяна Александровна призвала всех русских учителей включиться в обсуждение Кодекса, в котором определяются источники и прин­ципы этики учителя, требования к его личности, а также регламен­тируются отношения педагога с учениками, их родителями, с педа­гогическим сообществом, социумом в целом и государством.

Кодекс вызвал полярные мнения. По мнению Любови Вараки­ной, директора сырковской средней школы Новгородской области, школам такого документа не хватает. Особенно он был бы полезен начинающим учителям, поскольку устанавливает обязанности и нормы этики в рамках профессии.

Директор ермолинской средней школы Новгородской области Лю­бовь Павлова высказывает противоположное мнение: «…Пред­ла­га­емый проект Кодекса дублирует уже существующие документы, которыми руководствуется в своей жизни педагогиче­ский коллектив и в основу которых положен Трудовой кодекс, — трудовой договор, правила внутреннего трудового распорядка школы, должностную инструкцию. …Нам необходим совсем другой документ — такой кодекс учителя, в котором нашлось бы место вдохновенным словам, который звал бы молодого педагога к высо­ким достижениям в из­бранной профессии, каждая строчка которого оставалась бы в памя­ти, как стихи».

В феврале 2010 года в «Учительской газете» было опубликовано открытое письмо деятелей культуры и науки о том, что художест­венно-эстетический цикл предметов в школе — музыка и изобрази­тельное искусство — под угрозой. Среди авторов послания ува­жа­е­мые и хорошо известные люди в России — М. Плисецкая, Б. Ах­ма­ду­лина, Н. Пахмутова и др. Поводом к открытому обращению стали не­одно­кратные заявления Министерства образования и науки России о на­мерениях перевести эти дисциплины во вторую половину дня, что по существу означает выведение их из учебной сетки часов.

Публикация открытого письма вызвала настоящий шквал откли­ков: из различных регионов страны мы получили около тысячи отве­тов. Один из них подписали 46 учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры Новгородской об­ласти. Вот несколько строчек: «На протяжении всей истории челове­чества в самых различных странах успешно доказывалось, что ак­тивное занятие музыкой, живописью, так же как и другими видами искусства, служит развитию творческих сил человека, эмоциональ­ному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию. ''Вы­дав­ливание'' этих предметов из базисного учебного плана обще­го об­ра­зования недопустимо».

В Год учителя педагогов особенно печалили многие проблемы. Школы подключили к Интернету, но оплата трафика перешла с фе­дерального на региональный бюджеты, и в Сети постоянно происхо­дят сбои. Кроме того, Интернет в школах, как говорят сами учителя, медленный. Выплаты за классное руководство после перекладыва­ния этой обязанности на региональный бюджет постепенно сходят на нет, премии лучшим школам с миллиона рублей весьма сущест­венно снизились, например в Смоленской области — до 300 тысяч рублей.

Острой остается, по мнению педагогического сообщества, ситу­ация с автономными учреждениями. После введения закона о них не обнаружилось огромного числа школ, желающих поменять статус. Ав­тономные учреждения, пишут в нашу газету учителя, по­являются чаще всего там, где власти оказывают сильный нажим.

Преподавателей высшей школы заботят прогнозы о грядущем сокращении вузов, в том числе и педагогических. По неизвестной причине не предлагается другая стратегия — эффективного исполь­зования высшей школы и сохранения ее до выхода из демографиче­ского кризиса с помощью широкого внедрения образовательных программ для взрослых. В стране немало людей, которые хотели бы получить не только первое, но и второе высшее образование, пройти переподготовку, освоить новую профессию. Соответствующие прог­раммы могли бы существенно поддержать и сохранить отечествен­ные вузы.

Сегодня серьезно поставлен вопрос о стимулировании работы учителя, но пока все еще нет четких общих критериев оценки его труда.

С января 2005 года в России нет единого образовательного про­странства, которое бы реализовало общие правила в установлении размеров и условий оплаты труда работников образования. В каж­дом регионе свой размер оплаты труда и принципы определения того, сколько и за что должен получать педагог. В результате есть различия (и весьма существенные) в зарплате, например, учителей литературы или математики, которые имеют одинаковую категорию, удовлетворяют одним и тем же требованиям к качеству образования.

Очень беспокоит педагогов проблема сохранения льгот сельским учителям. Они пишут нам, что коммунальные платежи скоро срав­няются с их зарплатой. Как ни парадоксально, но отмена льгот по коммунальным платежам на законодательном уровне может про­изойти именно в Год учителя. В Госдуме сейчас обсуждается такой законопроект.

Уже не первый год постоянная тема обсуждения — единый го­сударственный экзамен. В 2009 году согласно закону он вошел в штатный режим, чему предшествовали восемь лет эксперимента. Педагоги соглашаются с тем, что ЕГЭ привнес ряд положительных моментов в систему итоговой аттестации — он устраняет субъекти­визм в оценивании, когда нелюбимым ученикам отметку можно было занизить, а любимчикам, наоборот, подтянуть; он позволяет поступить в вузы страны, не выезжая из своего города, нужно только отправить необходимые документы почтой. Но учителя боятся дру­гого. Учебный процесс в 11-м классе превратился в натаскивание к ЕГЭ, целью становится не образование и развитие, а исключительно подготовка к этому экзамену.

Волнует педагогов и проблема введения новых стандартов. На­пример, начальные школы страны должны будут начать преподава­ние по ним с сентября 2011 года. Здесь комплекс проблем — за этот срок нужно переподготовить учителей, освоить учебники, которые, как обещают разработчики, появятся только в декабре 2010 года. Неизвестно, будет ли введение стандартов второго поколения обес­печено необходимым финансированием.

В заключение приведем ответ Елены Мейснер, заместителя ди­рек­тора гимназии города Краснослободска Волгоградской области, учи­теля года — 2003, на вопрос «Изменится ли, на ваш взгляд, по­ло­же­ние учителя в Год учителя?» (опубликовано в «Учительской газе­те» № 3 от 26 января 2010 года): «Статус учителя, конечно, должен из­мениться, но это дело не одного дня и даже года. Уверена, что ав­то­ритет учителя в обществе поднимется и отношение к нему начнет меняться в лучшую сторону. И дело не только в Годе учителя, но и в тех грандиозных переменах, которые произошли в школе в послед­нее время и к которым мы еще только готовимся. Я имею в виду реализацию нацпроекта ''Образование'', затем КПМО, теперь вступ­ление в новый проект ''Наша новая школа''. В центре этих больших государственных программ — фигура учителя, и это не может не сказаться на развитии образования».



О. В. Акулова

Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вызовы времени iconРеферат Внеурочная работа с одаренными детьми
Обостряется потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Перед системой образования встает...
Вызовы времени icon1 Национальный человеческий капитал 6
Хх века как ответ экономической науки на вызовы времени, на формирование инновационной экономики, постиндустриального и информационного...
Вызовы времени iconЗигфрид Войтинас Кто они, дети индиго? Вызовы нового времени Кто...
Охватывают многоуровневый комплекс наиболее часто повторяющихся, типичных экономических отношений между отдельными странами, их региональными...
Вызовы времени iconСеминар по теме «Научно-исследовательская и проектная деятельность...
«Наука, образование и бизнес: новые вызовы развития России». В работе семинара приняли участие более 20 сотрудников Академии, в том...
Вызовы времени iconКол-во
Сформировать у учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста и времени,...
Вызовы времени iconРезюме
Будущее российского банковского сектора: потенциал роста, вызовы, сценарии развития
Вызовы времени iconКак же в этих условиях решают проблему свободного времени молодые люди?
Выбор варианта проведения свободного времени связан с интересами, потребностями, ценностными ориентациями, доходами и количеством...
Вызовы времени iconСша канада (экономика, политика, культура)
Батюк В. И. Трансформация вооружённых сил нато и Россия: вызовы и перспекти­вы, №5
Вызовы времени iconЕвгений львович шварц. «Сказка о потерянном времени»
Цели: познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца, учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время;...
Вызовы времени iconЕ. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела, в литературном...
Вызовы времени iconДжавахкская диаспора России
Современное положение Джавахка на геополитическом пространстве кавказского региона и актуальные вызовы тюркского заселения края
Вызовы времени iconПрезентация доклада
Сессия «Новые тенденции и вызовы глобальной системы официальной статистики» Модератор: Хели Йесканен-Сундстрэм (Финляндия)
Вызовы времени icon«Применение ит при оценке времени работы алгоритмов»
В рамках данной статьи раскрывается значимость оценивания времени работы алгоритмов и рассматриваются некоторые практические случаи...
Вызовы времени icon«Лента времени» Оборудование
«Ленте времени»;уметь определять эры, тысячелетия, века; получать и обобщать информацию по заселению территории нашего края в различные...
Вызовы времени iconРеферат по дисциплине: «Информатика и икт» на тему: «Общение в реальном времени»
Интернете в реальном режиме времени. Увеличившаяся скорость передачи данных и возросшая производительность компьютеров дают пользователям...
Вызовы времени iconУрок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени
Сначала записать предложения с действительными причас­тиями настоящего времени, затем с действительными причастия­ми прошедшего времени....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск