Скачать 2.85 Mb.
|
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ИММАНУИЛА КАНТА УЧИТЬСЯ И УЧИТЬ ПО-НОВОМУ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ Материалы X Международной научно-практической конференции Часть 1 Издательство Российского государственного университета им. Иммануила Канта 2011 УДК 372.893 ББК 74.266.3 C568 Редакционная коллегия А. П. Клемешев, д-р полит. наук, профессор, ректор РГУ им. И. Канта (ответственный редактор); И. Ю. Кукса, канд. филол. наук, доцент, проректор по учебной работе РГУ им. И. Канта; Н. Ю. Никулина, канд. ист. наук, доцент, директор ИСОТ РГУ им. И. Канта; Т. Б. Гребенюк, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ИСОТ РГУ им. И. Канта; Е. И. Мычко, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой образовательных технологий ИСОТ РГУ им. И. Канта; Л. Хурло, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой дидактики и истории образования Варминьско-Мазурского университета (Польша); Н. В. Старовойт, канд. пед. наук, доцент, зам. директора по довузовской подготовке ИСОТ РГУ им. И. Канта C568 Учиться и учить по-новому: вызовы времени: материалы X Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / отв. ред. А. П. Клемешев. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2011. — Ч. 1. — 203 с. ISBN 978-5-9971-0127-5 Основу сборника статей составили доклады X Международной научно-практической конференции «Учиться и учить по-новому: вызовы времени». Рассматриваются проблемы интеграции в научном и образовательном пространстве в России и за рубежом, ключевые вопросы профессиональной деятельности, оценки ее качества, укрепления здоровья и повышения квалификации учителей в условиях модернизации образования. УДК 372.893 ББК 74.266.3 © Коллектив авторов, 2011 ISBN 978-5-9971-0127-5 © РГУ им. И. Канта, 2011 ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Н. Ю. Никулина Российский государственный университет им. И. Канта, Калининград Основные стратегии педагогического образования в современных условиях Классической дидактике, связанной с именем великого педагога Я. А. Коменского и его удивительной книгой «Великая дидактика» (1633 г.), около четырех столетий. Все это время, какие бы новые педагогические теории не появлялись, какие реформы не изменяли образование, центральными всегда были вопросы: чему учить, как учить и кто должен учить. Если два первых из них рассматриваются как основные в дидактике, то третий связан с подготовкой учителя. К сожалению, многие проблемы подготовки и трудоустройства преподавателей еще не решены. Нормативно-правовая база не позволяет установить единую целевую систему подготовки и переподготовки педагогических кадров. Нет возможности заключать трехсторонние договоры со студентом (Министерство образования или Комитет по образованию г. Калининграда, РГУ им. И. Канта и студент-целевик). Опросы учащихся показывают желание работать в системе образования. Так, из 94 выпускников Института современных образовательных технологий РГУ им. И. Канта 2009 года 41 работает в этой области (44 %), из 24 студентов-магистрантов по направлению «Педагогика» 19 заканчивали наш институт (более 90 %). Из 47 выпускников 2010 года в образовательных учреждениях планируют работать и уже работают 34 человека (около 73 %). Эффективная система поддержки молодого учителя только складывается (Ассоциация молодых учителей, профессиональные конкурсы «Дебют», возрождающееся наставничество в школах и др.). Необходима системная работа по поддержке начинающих педагогов. Подобная программа создается в Институте современных образовательных технологий РГУ им. И. Канта. В последние годы возникла проблема трудоустройства выпускников педагогических специальностей. Прошлым летом в образовательных учреждениях вакансий не было, они появились только в сентябре. С работодателями следует проводить конкретную работу. Сегодня они есть в университете — это члены государственных аттестационных комиссий, некоторые из них выступают как преподаватели. Проблема старения кадров затронула все уровни образования. Однако не всегда пожилым учителям должны уступить место молодым. Получается противоречие, которое влияет на морально-психологическую атмосферу в школе. Демографическая проблема на сегодняшний день коснулась основной, старшей и высшей школы. Необходим прогноз на будущее, чтобы просчитать, какие и сколько педагогических кадров должно быть обучено для региона. Подготовка учителей в университете продолжается на факультетах по специальностям и в рамках получения дополнительной квалификации «преподаватель». Более того, студент сам выбирает, хочет он или нет получить профессию учителя. В 2010 году учащиеся писали заявления о своем желании осваивать ее. Сегодня на специалитете постигают азы учительского труда 648 студентов. Только у историков и филологов такая подготовка осуществляется не дополнительно, а в рамках стандарта основной образовательной программы. Некоторые студенты, например политологи, отказались от подобной возможности. Пятый год университет обучает по направлению «Педагогика» в рамках уровневой системы «бакалавр — магистр» в Институте современных образовательных технологий. Учебный процесс преподаватели здесь стремятся строить на базе новейших технологий. Все преподаватели прошли повышение квалификации по использованию технических средств обучения, стали включать презентации в свою работу, но «мыслить информационно», «плавать» в Интернете в поисках сведений на таком же, как и ученики уровне, мы не способны. В научной литературе даже появился термин «информационные мигранты», а наши дети «живут» в этом поле, они настоящие «аборигены». В учебный процесс института введены курсы по применению программных продуктов: «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании», «Социальные сервисы Интернета», «Цифровые образовательные ресурсы». В рамках указанных дисциплин студенты разрабатывают творческие проекты, которые формируют важные личностные качества: чувство ответственности, волю, сопричастность к глобальной образовательной среде, умение жить в информационном обществе. Переход на новые государственные стандарты требует иных подходов в содержании, повышает уровень ответственности и переводит обучение в другое русло. С 2011 года вводятся модульные образовательные программы, студенты получат реальную возможность выбрать собственную образовательную траекторию. Сейчас в Институте современных образовательных технологий этот выбор реализуется на заочной форме обучения. Нужно понимать, что бакалавр и магистр — профессионалы, которые сегодня владеют компетентностями, положенными в основу проекта новых образовательных стандартов педагогического образования. Бакалаврские образовательные программы не предполагают получения дополнительной квалификации «преподаватель». Какие существуют пути для тех студентов, кто захочет ее достигнуть? После окончания первого бакалавриата (физика, математика, география и т. д.) желающие освоить педагогический стандарт могут продлить обучение еще на один год, чтобы получить степень бакалавра по направлению «Педагогика». Это возможно при условии создания соответствующей нормативной базы — пока из нее есть только письмо Министерства образования и науки. Также студенты могут сразу пойти учиться в магистратуру по направлению «Педагогика». Закон позволяет выпускникам любых бакалаврских программ поступать на любые магистерские программы, в том числе и на рассматриваемую. Магистерские программы (физика, математика, география и др.) предусматривают педагогическую подготовку в рамках своих направлений. Сегодня мы готовы выполнять заказы Министерства образования Калининградской области и Комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград». Так, в городе и области не хватало специалистов для дошкольных образовательных учреждений. Кадры образовательных учреждений по профилям «Детская практическая психология», «Управление дошкольным образованием» пополнили выпускники направления «Педагогика». Многие из них уже работают руководителями образовательных учреждений, а их дипломные проекты внедряются в жизнь. В 2010 году впервые выпускники-бакалавры профиля «Педагогика и психология домашнего образования» попробуют себя в работе. По заказу Комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград» открыто направление «Физико-математическое образование», профиль «Информатика», подготовлены документы для лицензирования магистерской специализированной программы по этому направлению. Учебные планы основных образовательных программ созданы исходя из конкретных запросов образовательных учреждений региона. В учебном процессе подготовка учителя ориентирована на формирование его профессиональной компетентности, умения осуществлять осознанный выбор своего образовательного и профессионального пути, развития самостоятельности. Студенты — равноправные участники учебно-воспитательного процесса. Концепция воспитательной работы позволяет взаимодействовать как с абитуриентами, так и со студентами. Учащиеся института — инициаторы проведения большого количества акций. Так, психолого-педагогический марафон «Твори, выдумывай, пробуй!», волонтерская работа с учениками школы дистанционного обучения, деятельность в клубе вожатых, педагогическая олимпиада — это все мероприятия, где студенты совершенствуют профессиональные компетенции, вырабатывают навыки общения с аудиторией, стремятся проявить эмпатию, креативность и т. д. Психолого-педагогический марафон собрал более 400 выпускников школ. В педагогическую среду через школу вожатых включаются студенты многих факультетов РГУ им. И. Канта, КГТУ, БГА, колледжей. Прошла ярмарка вакансий при поддержке Министерства образования Калининградской области. Директора оздоровительных лагерей встретились с вожатыми и набрали себе кадры. В конце марта состоялся очередной выпуск школы вожатых, созданы педагогические отряды для работы с детьми в лагерях. Через международные программы с Германией, Данией, Польшей, Швецией студенты знакомятся с зарубежными системами образования. Эффективность деятельности учителя можно рассматривать в связи со всеми общественными факторами. Таким образом, мы видим реальные проблемы, намечаем пути их решения, стремимся сохранить и совершенствовать педагогическую подготовку. Только образованное общество может с уверенностью смотреть в будущее. О. Н. Максимович «Учительская газета», Москва Что заботит педагогов в Год учителя? Главные темы обсуждения на страницах «Учительской газеты» В октябре 2009 года «Учительской газете» исполнилось 85 лет. Все эти годы ее создавало несколько поколений журналистов, читали и выписывали многие учителя. В настоящее время газета выходит на 24 страницах раз в неделю. Каждый номер — это главные новости системы образования, не только материалы о «болевых точках», но и публикации о лучшем педагогическом опыте, сельских и городских школах, вузах, это лица и судьбы тех, кто сегодня учит и воспитывает детей. В данной статье затронуты основные темы, которые в Год учителя обсуждались на страницах федеральной «Учительской газеты», приводятся мнения педагогов российских школ. Одна из самых дискуссионных тем — Профессиональный кодекс учителя. Широкое обсуждение этого проекта состоялось 21 января 2010 года на Первой педагогической ассамблее в старейшем вузе страны — Российском государственном педагогическом университете имени Герцена, где прошла торжественная церемония открытия Года учителя в нашей стране. Слово взяла учительница из Омска (лицей № 64) Татьяна Углирж: «Считаю очень своевременным появление Профессионального кодекса учителя, — сказала она. — Врачи дают клятву Гиппократа, военные приносят присягу, миссия учителя не менее важна, ведь именно в школе формируются жизненные цели и приоритеты». Татьяна Александровна призвала всех русских учителей включиться в обсуждение Кодекса, в котором определяются источники и принципы этики учителя, требования к его личности, а также регламентируются отношения педагога с учениками, их родителями, с педагогическим сообществом, социумом в целом и государством. Кодекс вызвал полярные мнения. По мнению Любови Варакиной, директора сырковской средней школы Новгородской области, школам такого документа не хватает. Особенно он был бы полезен начинающим учителям, поскольку устанавливает обязанности и нормы этики в рамках профессии. Директор ермолинской средней школы Новгородской области Любовь Павлова высказывает противоположное мнение: «…Предлагаемый проект Кодекса дублирует уже существующие документы, которыми руководствуется в своей жизни педагогический коллектив и в основу которых положен Трудовой кодекс, — трудовой договор, правила внутреннего трудового распорядка школы, должностную инструкцию. …Нам необходим совсем другой документ — такой кодекс учителя, в котором нашлось бы место вдохновенным словам, который звал бы молодого педагога к высоким достижениям в избранной профессии, каждая строчка которого оставалась бы в памяти, как стихи». В феврале 2010 года в «Учительской газете» было опубликовано открытое письмо деятелей культуры и науки о том, что художественно-эстетический цикл предметов в школе — музыка и изобразительное искусство — под угрозой. Среди авторов послания уважаемые и хорошо известные люди в России — М. Плисецкая, Б. Ахмадулина, Н. Пахмутова и др. Поводом к открытому обращению стали неоднократные заявления Министерства образования и науки России о намерениях перевести эти дисциплины во вторую половину дня, что по существу означает выведение их из учебной сетки часов. Публикация открытого письма вызвала настоящий шквал откликов: из различных регионов страны мы получили около тысячи ответов. Один из них подписали 46 учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры Новгородской области. Вот несколько строчек: «На протяжении всей истории человечества в самых различных странах успешно доказывалось, что активное занятие музыкой, живописью, так же как и другими видами искусства, служит развитию творческих сил человека, эмоциональному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию. ''Выдавливание'' этих предметов из базисного учебного плана общего образования недопустимо». В Год учителя педагогов особенно печалили многие проблемы. Школы подключили к Интернету, но оплата трафика перешла с федерального на региональный бюджеты, и в Сети постоянно происходят сбои. Кроме того, Интернет в школах, как говорят сами учителя, медленный. Выплаты за классное руководство после перекладывания этой обязанности на региональный бюджет постепенно сходят на нет, премии лучшим школам с миллиона рублей весьма существенно снизились, например в Смоленской области — до 300 тысяч рублей. Острой остается, по мнению педагогического сообщества, ситуация с автономными учреждениями. После введения закона о них не обнаружилось огромного числа школ, желающих поменять статус. Автономные учреждения, пишут в нашу газету учителя, появляются чаще всего там, где власти оказывают сильный нажим. Преподавателей высшей школы заботят прогнозы о грядущем сокращении вузов, в том числе и педагогических. По неизвестной причине не предлагается другая стратегия — эффективного использования высшей школы и сохранения ее до выхода из демографического кризиса с помощью широкого внедрения образовательных программ для взрослых. В стране немало людей, которые хотели бы получить не только первое, но и второе высшее образование, пройти переподготовку, освоить новую профессию. Соответствующие программы могли бы существенно поддержать и сохранить отечественные вузы. Сегодня серьезно поставлен вопрос о стимулировании работы учителя, но пока все еще нет четких общих критериев оценки его труда. С января 2005 года в России нет единого образовательного пространства, которое бы реализовало общие правила в установлении размеров и условий оплаты труда работников образования. В каждом регионе свой размер оплаты труда и принципы определения того, сколько и за что должен получать педагог. В результате есть различия (и весьма существенные) в зарплате, например, учителей литературы или математики, которые имеют одинаковую категорию, удовлетворяют одним и тем же требованиям к качеству образования. Очень беспокоит педагогов проблема сохранения льгот сельским учителям. Они пишут нам, что коммунальные платежи скоро сравняются с их зарплатой. Как ни парадоксально, но отмена льгот по коммунальным платежам на законодательном уровне может произойти именно в Год учителя. В Госдуме сейчас обсуждается такой законопроект. Уже не первый год постоянная тема обсуждения — единый государственный экзамен. В 2009 году согласно закону он вошел в штатный режим, чему предшествовали восемь лет эксперимента. Педагоги соглашаются с тем, что ЕГЭ привнес ряд положительных моментов в систему итоговой аттестации — он устраняет субъективизм в оценивании, когда нелюбимым ученикам отметку можно было занизить, а любимчикам, наоборот, подтянуть; он позволяет поступить в вузы страны, не выезжая из своего города, нужно только отправить необходимые документы почтой. Но учителя боятся другого. Учебный процесс в 11-м классе превратился в натаскивание к ЕГЭ, целью становится не образование и развитие, а исключительно подготовка к этому экзамену. Волнует педагогов и проблема введения новых стандартов. Например, начальные школы страны должны будут начать преподавание по ним с сентября 2011 года. Здесь комплекс проблем — за этот срок нужно переподготовить учителей, освоить учебники, которые, как обещают разработчики, появятся только в декабре 2010 года. Неизвестно, будет ли введение стандартов второго поколения обеспечено необходимым финансированием. В заключение приведем ответ Елены Мейснер, заместителя директора гимназии города Краснослободска Волгоградской области, учителя года — 2003, на вопрос «Изменится ли, на ваш взгляд, положение учителя в Год учителя?» (опубликовано в «Учительской газете» № 3 от 26 января 2010 года): «Статус учителя, конечно, должен измениться, но это дело не одного дня и даже года. Уверена, что авторитет учителя в обществе поднимется и отношение к нему начнет меняться в лучшую сторону. И дело не только в Годе учителя, но и в тех грандиозных переменах, которые произошли в школе в последнее время и к которым мы еще только готовимся. Я имею в виду реализацию нацпроекта ''Образование'', затем КПМО, теперь вступление в новый проект ''Наша новая школа''. В центре этих больших государственных программ — фигура учителя, и это не может не сказаться на развитии образования». О. В. Акулова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург |
Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми Обостряется потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Перед системой образования встает... | 1 Национальный человеческий капитал 6 Хх века как ответ экономической науки на вызовы времени, на формирование инновационной экономики, постиндустриального и информационного... | ||
Зигфрид Войтинас Кто они, дети индиго? Вызовы нового времени Кто... Охватывают многоуровневый комплекс наиболее часто повторяющихся, типичных экономических отношений между отдельными странами, их региональными... | Семинар по теме «Научно-исследовательская и проектная деятельность... «Наука, образование и бизнес: новые вызовы развития России». В работе семинара приняли участие более 20 сотрудников Академии, в том... | ||
Кол-во Сформировать у учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста и времени,... | Резюме Будущее российского банковского сектора: потенциал роста, вызовы, сценарии развития | ||
Как же в этих условиях решают проблему свободного времени молодые люди? Выбор варианта проведения свободного времени связан с интересами, потребностями, ценностными ориентациями, доходами и количеством... | Сша канада (экономика, политика, культура) Батюк В. И. Трансформация вооружённых сил нато и Россия: вызовы и перспективы, №5 | ||
Евгений львович шварц. «Сказка о потерянном времени» Цели: познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца, учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время;... | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела, в литературном... | ||
Джавахкская диаспора России Современное положение Джавахка на геополитическом пространстве кавказского региона и актуальные вызовы тюркского заселения края | Презентация доклада Сессия «Новые тенденции и вызовы глобальной системы официальной статистики» Модератор: Хели Йесканен-Сундстрэм (Финляндия) | ||
«Применение ит при оценке времени работы алгоритмов» В рамках данной статьи раскрывается значимость оценивания времени работы алгоритмов и рассматриваются некоторые практические случаи... | «Лента времени» Оборудование «Ленте времени»;уметь определять эры, тысячелетия, века; получать и обобщать информацию по заселению территории нашего края в различные... | ||
Реферат по дисциплине: «Информатика и икт» на тему: «Общение в реальном времени» Интернете в реальном режиме времени. Увеличившаяся скорость передачи данных и возросшая производительность компьютеров дают пользователям... | Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени Сначала записать предложения с действительными причастиями настоящего времени, затем с действительными причастиями прошедшего времени.... |