Тема урока
| Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»
| Цель урока
| Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела, в литературном произведении Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»
| Задачи урока
| 1. Образовательные:
Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом.
2. Развивающие:
Способствовать коррекции речи, совершенствовать навыки публичного выступления.
Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение:
*умения давать героям оценку,
*умения воссоздавать прочитанное ,
*умения раскрывать причинно-следственные связи.
3. Воспитательные:
Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени. Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.
| Оборудование и материалы
| мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал: тексты-задания
|
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Организация начала урока.
| Мне моя прабабушка часто говорила: «Делу время – потехе час».(СЛАЙД №1)
Я очень долго не понимала, что она имела в виду.
А как вы понимаете смысл этой фразы?
Давайте вернемся к этому вопросу в конце урока и посмотрим, изменилось ли ваше мнение.
| Ответы, предположения детей.
|
| -А вы когда-нибудь что-нибудь теряли?
-Назовите одним словом то, что вы перечислили
| Да: игрушки, тетради, книги, деньги. (Ответы, предположения детей)
-Предметы, вещи.
|
| Прочитайте эпиграф к уроку
(СЛАЙД №2)
| (СЛАЙД)Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
Е. Шварц
|
| -Как проявляется старость?
| -Человек изменяется. У него седеют волосы, на лице появляются морщины.
-Ему трудно двигаться, выполнять какую-то работу.
|
| -Прочитайте еще один эпиграф.
(СЛАЙД №3)
-Почему так говорят?
-А можно потрогать время, ощутить его?
| (СЛАЙД) Одна из самых тяжелых потерь - потеря времени.
Ж.Бюффон
Ответы, предположения детей.
-Нет, мы только видим изменения, которые происходят со временем.
|
| -Так почему о времени, о его потере говорят как о вполне осязаемом предмете?
(СЛАЙД №4)
(СЛАЙД №5)
-Попробуем ответить на этот вопрос на примере одного из произведений Е.Шварца «Сказка о потерянном времени».
|
| Сообщение темы, постановка цели и задач урока
| (СЛАЙД №6)
Сегодня прочитаем одну из сказок Шварца и попытаемся ответить на вопрос:
-Для чего создал автор эту сказку, что в ней вымысел, а что могло произойти реально?
- Прочитайте название сказки.
- Сделайте предположение, что нам предстоит сделать сегодня на уроке.
-Как отличить сказку от других жанров литературы?
|
| Работа над новым материалом
| Чтение сказки учениками с остановками учителя.
1 остановка
– А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? – спрашивает тетя Наташа.
-Что могло случиться с голосом Пети?
| Дети читают и отвечают на поставленные вопросы.
Он мог простудиться, заболеть.
| 2 остановка
Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.
Крикнул он басом:
– Мама! – и выбежал прочь из школы.
-Куда он мог побежать?
-Поможет ли ему мама?
|
-Конечно же, Петя побежал к маме, ведь когда нам плохо, мы обращаемся к самым близким людям.
|
| 3 остановка
Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?
- Чем же всё это кончится?
|
-Может быть, он попадет в сказочную страну, где ему помогут добрые волшебники?
-Ему помогут его друзья.
|
| 4 остановка
Лег Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утер слезы бородой и уснул.
-В сказке часто бывает, что герой после пробуждения ото сна становится прежним.
Поможет ли сон Пете?
-Продолжим и узнаем.
|
-Да поможет, потому что в сказке могут происходить чудеса.
-Нет, в сказке для героев есть испытания, которые нужно пройти.
|
| 5 остановка
- Что это за ребята?
- Почему ребята были хмурые, кряхтели и вздыхали как настоящие старики?
-Зачем они могли собраться ночью в лесной избушке?
|
-Это могли быть те, кого они не нашли.
-Это могли быть, наоборот, старики, которых превратили в детей
|
| 6 остановка
И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками.
-Как быть? Что делать? Вернут ли ребята потерянную молодость?
|
-Найти друзей по «несчастью» или придумать общий план действий. Они могут вернуть все только при слаженных действиях, или если произойдет какое-нибудь волшебство
|
| 7 остановка
– Сейчас скажу, – ответил Сергей Владимирович.
-Что может предложить Сергей Владимирович?
|
- Он предложит волшебникам помешать ребятам найти друг друга.
- Предложит дальше превратить в кого-нибудь или продолжить испытания их трудностями.
|
| 8 остановка
А Пантелей Захарович проворчал:
– Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.
-Почему в этом он так уверен?
|
-Потому что они всегда и везде опаздывали.
-Потому, что ребята плохо учились в школе.
|
| 9 остановка
И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков школьников.
-А как он их узнает?
|
(по внешнему виду, поведению, девочки могут быть с бантиками, мальчики – с машинками…)
|
| 10 остановка
Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.
-Почему дети не хотят теперь терять время даром?
|
-Потому, что они не хотят оставаться стариками.
-Потому, что они стали одной командой.
|
| 11 остановка
А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.
-Как вы думаете, успеют ли они?
|
-Ребята заранее договаривались о своих действиях, действуют слаженно. Если волшебники не придумают новое задание или испытание для них, то могут успеть.
|
| 12остановка
И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники, и пропали, как будто их не было на свете.
-Почему ребята все-таки успели?
|
- Дружба побеждает любые трудности и испытания. Действовали слаженно.
|
| Физкультминутка
| Видео зарядка для глаз
| Учащиеся выполняют движения вместе с учителем.
| Психологический тест
| - Как вы думаете, что может помочь вам не терять время понапрасну?
- Я вам предлагаю пройти небольшой психологический тест, который поможет вам понять – есть ли у вас какие-то проблемы с правильным распределением времени.
1. Индивидуальная работа с карточкой
Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя.
| - почерк стал хуже - буквы бывают неровными, кривыми - трудно учить уроки - много ошибок и исправлений - долго собираюсь делать уроки - быстро отвлекаюсь - трудно выучить стихотворение - трудно решить задачу - трудно запомнить условие задачи - быстро устаю - мне бывает трудно усидеть на одном месте
| - Поднимите руки, кто не закрасил ни одного кружка, три кружка - МОЛОДЦЫ! Если больше 3, нужно попросить родителей помочь тебе изменить режим дня!
|
| Рефлексия
| -Кто из вас хоть раз не мечтал стать взрослым?
-Почему это вас привлекает?
| Мечтали многие.
-Мы думали, что можно делать, что захочешь, нет никаких запретов от старших.
|
| -А почему наши герои не захотели оставаться взрослыми?
| - Они не прожили свою жизнь. Они ничего не достигли, не сумели добиться. Они просто состарились. У них нет образования, профессии, нет друзей.
|
| -Почему старики (злые волшебники) хотят остаться детьми.
| -Чтобы была возможность исправить свои какие-то ошибки.
-Может быть, чтобы опять пойти в школу и хорошо учиться (они ведь не просто так стали злыми).
|
| -Если бы вам сейчас, после прочтения сказки предложили стать взрослыми, вы бы согласились?
| -Нет, потому что у нас, как и у героев сказки, не было бы ничего, кроме внешних признаков старости: слабых рук, седых волос, измененного голоса.
|
| - А как вы теперь понимаете выражение «Делу время – потехе час»?
| Всему свое время. Можно играть, учиться, работать, но в свое время.
Веселиться, развлекаться можно только после выполненной работы, ведь не зря говорят: «Сделал дело – гуляй смело».
|
| (СЛАЙД №7)
Уместно вспомнить слова А.С.Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
- Какой урок мы извлечем из сказки?
- В каком предложении заключается главная идея сказки?
- Прочитайте.
(СЛАЙД №8)
«Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет»
|
| Домашнее задание
| (СЛАЙД № 9) Сочините свою сказку о лени, трудолюбии, взаимовыручке, о цене времени, перечитать сказку
|
| Итог урока
| Что вы для себя решили?
А теперь хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете с урока (СМАЙЛИКИ)
(СЛАЙД №10)
|
| |