Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»





Скачать 101.27 Kb.
НазваниеЕ. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Дата публикации27.09.2014
Размер101.27 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок

Тема урока

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цель урока

Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела, в литературном произведении Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Задачи урока

1. Образовательные:

Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом.

2. Развивающие:

Способствовать коррекции речи, совершенствовать навыки публичного выступления.  

Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение:

       *умения давать героям оценку,

*умения воссоздавать прочитанное ,

*умения раскрывать причинно-следственные связи.

3. Воспитательные:

Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени. Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие    глубокого нравственного понимания смысла произведения.

Оборудование и материалы

мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал: тексты-задания

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация начала урока.

  • Мотивация учащихся.

 

Мне моя прабабушка часто говорила: «Делу время – потехе час».(СЛАЙД №1) 

 Я очень долго не понимала, что она имела в виду.

А как вы понимаете смысл этой фразы?

Давайте вернемся к этому вопросу в конце урока и посмотрим, изменилось ли ваше мнение.

 

Ответы, предположения детей.

 

 

-А вы когда-нибудь что-нибудь теряли?

-Назовите одним словом то, что вы перечислили

Да: игрушки, тетради, книги, деньги. (Ответы, предположения детей)

-Предметы, вещи.

 

Прочитайте эпиграф к уроку

  (СЛАЙД №2)

 

(СЛАЙД)Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Е. Шварц

 

-Как проявляется старость?

-Человек изменяется. У него седеют волосы, на лице появляются морщины.

-Ему трудно двигаться, выполнять какую-то работу.

 

-Прочитайте еще один эпиграф.

 

(СЛАЙД №3)

 

-Почему так говорят?

-А можно потрогать время, ощутить его?

 

(СЛАЙД) Одна из самых тяжелых потерь - потеря времени.

Ж.Бюффон

Ответы, предположения детей.

-Нет, мы только видим изменения, которые происходят со временем.

 

-Так почему о времени, о его потере говорят как о вполне осязаемом предмете?

(СЛАЙД №4)

(СЛАЙД №5)

 

-Попробуем ответить на этот вопрос на примере одного из произведений Е.Шварца «Сказка о потерянном времени».

 

 

Сообщение темы, постановка цели и задач урока

(СЛАЙД №6)

 

 

Сегодня прочитаем одну из сказок Шварца и попытаемся ответить на вопрос:

-Для чего создал автор эту сказку, что в ней вымысел, а что могло произойти реально?

 

- Прочитайте название сказки.

 

- Сделайте предположение, что нам предстоит сделать сегодня на уроке.

 

-Как отличить сказку от других жанров литературы?

 

 

Работа над новым материалом

Чтение сказки учениками с остановками учителя.

1         остановка

А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? – спрашивает тетя Наташа.

 

-Что могло случиться с голосом Пети?

 

Дети читают и отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

Он мог простудиться, заболеть.

 

 

2         остановка

Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.

Крикнул он басом:

Мама! – и выбежал прочь из школы.

-Куда он мог побежать?

-Поможет ли ему мама?  


-Конечно же, Петя побежал к маме, ведь когда нам   плохо, мы обращаемся к самым близким людям.




3         остановка

Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?

 

- Чем же   всё это кончится?

 

 

-Может быть, он попадет в сказочную страну, где ему помогут добрые волшебники?

-Ему помогут его друзья.




4         остановка

Лег Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утер слезы бородой и уснул.

-В сказке часто бывает, что герой после пробуждения ото сна становится прежним.

Поможет ли сон Пете?

 

-Продолжим и узнаем.

 

 

 

 

 

-Да поможет, потому что в сказке могут происходить чудеса.

-Нет, в сказке для героев есть испытания, которые нужно пройти.




5 остановка

- Что это за ребята?

- Почему ребята были хмурые, кряхтели и вздыхали как настоящие старики?

-Зачем они могли собраться ночью в лесной избушке?

 

 

-Это могли быть те, кого они не нашли.

-Это могли быть, наоборот, старики, которых превратили в детей

 




6 остановка

И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками.

 

-Как быть? Что делать? Вернут ли ребята потерянную молодость?

 

 

 

 

-Найти друзей по «несчастью» или придумать общий план действий. Они могут  вернуть все только при слаженных действиях, или если произойдет какое-нибудь волшебство




7 остановка

Сейчас скажу, – ответил Сергей Владимирович.

 

-Что может предложить Сергей Владимирович?

 

 

 

- Он предложит волшебникам помешать ребятам найти друг друга.

- Предложит дальше превратить в кого-нибудь или продолжить испытания их трудностями.




8 остановка

А Пантелей Захарович проворчал:

Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.

-Почему в этом он так уверен?

 

 

 

 

-Потому что они всегда и везде опаздывали.

-Потому, что ребята плохо учились в школе.




9 остановка

И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков школьников.

-А как он их узнает?

 

 

 

 

(по внешнему виду, поведению, девочки могут быть с бантиками, мальчики – с машинками…)




10 остановка

Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.

-Почему дети не хотят теперь терять время даром?

 

 

-Потому, что они не хотят оставаться стариками.

-Потому, что они стали одной командой.




11 остановка

А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.

-Как вы думаете, успеют ли они?

 

 

-Ребята заранее договаривались о своих действиях, действуют слаженно. Если волшебники не придумают новое задание или испытание для них, то могут успеть.




12остановка

И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники, и пропали, как будто их не было на свете.

 

-Почему ребята все-таки успели?

 

 

 

 

 

- Дружба побеждает любые трудности и испытания.   Действовали слаженно.  




Физкультминутка

Видео зарядка для глаз

Учащиеся выполняют движения  вместе с учителем.

Психологический тест

- Как вы думаете, что может помочь вам не терять время понапрасну?

 

- Я вам предлагаю пройти небольшой психологический тест, который поможет вам понять – есть ли у вас какие-то проблемы с правильным распределением времени.

 

1. Индивидуальная работа с карточкой

Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя.




-   почерк стал хуже
- буквы бывают неровными, кривыми
 - трудно учить уроки
- много ошибок и исправлений
- долго собираюсь делать уроки
- быстро отвлекаюсь
- трудно выучить стихотворение
- трудно решить задачу
- трудно запомнить условие задачи
- быстро устаю
- мне бывает трудно усидеть на одном месте

 - Поднимите руки, кто не закрасил ни одного кружка, три кружка - МОЛОДЦЫ!
 Если больше 3, нужно попросить родителей помочь тебе изменить режим дня!

 

 

Рефлексия

 -Кто из вас хоть раз не мечтал стать взрослым?

-Почему это вас привлекает?

 

Мечтали многие.

-Мы думали, что можно делать, что захочешь, нет никаких запретов от старших.

 

-А почему наши герои не захотели оставаться взрослыми?

 

 

- Они не прожили свою жизнь. Они ничего не достигли, не сумели добиться. Они просто состарились. У них нет образования, профессии, нет друзей.

 

-Почему старики (злые волшебники) хотят остаться детьми.

 

-Чтобы была возможность исправить свои какие-то ошибки.

-Может быть, чтобы опять пойти в школу и хорошо учиться (они ведь не просто так стали злыми).

 

-Если бы вам сейчас, после прочтения сказки предложили стать взрослыми, вы бы согласились?

-Нет, потому что у нас, как и у героев сказки, не было бы ничего, кроме внешних признаков старости: слабых рук, седых волос, измененного голоса.

 

- А как вы теперь понимаете выражение «Делу время – потехе час»?

Всему свое время. Можно играть, учиться, работать, но в свое время.

Веселиться, развлекаться можно только после выполненной работы, ведь не зря говорят: «Сделал дело – гуляй смело».

 

(СЛАЙД №7)

 

 

Уместно вспомнить слова А.С.Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

 

- Какой урок мы извлечем из сказки?

 

- В каком предложении заключается главная идея сказки?

 

- Прочитайте.

 

(СЛАЙД №8)

 

 «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет»

 

Домашнее задание

(СЛАЙД № 9) Сочините свою сказку о лени, трудолюбии, взаимовыручке, о цене времени, перечитать сказку

 

Итог урока

Что вы для себя решили?

 

А теперь хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете с урока (СМАЙЛИКИ)

 

(СЛАЙД №10)




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» iconЕвгений львович шварц. «Сказка о потерянном времени»
Цели: познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца, учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время;...
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» iconУрок литературы. 5 класс. Тема: Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»
...
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» iconТема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени»
Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение...
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» iconКонспект урока по внеклассному чтению в 3 классе тема урока: Е. Шварц...
...
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» iconСказка о потерянном времени Триединая цель урока
Охватывает страх, покажите, что вы боитесь
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока. Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела,...
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,...
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» iconЭвтаназия: благо или вред?*
Дело во времени потерянном или приобретенном до конечной точки. Надо сказать, что отношение к смерти зависит не только от множества...
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» iconКраткое содержание проекта Русская народная сказка. Примером взята...
Русская народная сказка. Примером взята волшебная сказка «Царевна лягушка». Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических...
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» iconП. П. Ершов «Конёк-горбунок» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике...
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» iconУрок-сказка по теме «Величины»
Закрепить знания соотношений единиц длины, массы, времени; упражнять в сравнении этих величин
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» iconПлан конспект урока по литературному чтению
Литературная сказка – это сказка, написанная писателем (или несколькими писателями)
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» iconСказка. (с использованием материала об истории вологодского кружева)
«Кружевная фантазия»: «Мой узор», «Песенка деревянных коклюшек», «Зимняя сказка»
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» iconСобрание Большинство
Православная сказка, больше чем сказка- это тропинка на Христианский путь. (Ободчук Андрей Анатольевич филолог, мыслитель)
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» iconУрок по литературному чтению по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе...
«А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок). Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» iconСказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск