Скачать 76.8 Kb.
|
Школа: МОУ ООШ № 3 г. Камешково Класс: 4 Учитель: Лесина Ольга Михайловна Урок: Литературное чтение Тема: «Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Триединая цель урока: 1. Образовательный аспект. Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать в статичной паре, в статичной группе (в группе постоянного состава). 2. Развивающий аспект. Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение:
3. Воспитательный аспект. Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени. Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения. Оборудование: магнитофон с записями; часы-ходики; тексты – задания группам; группе художников карандаши, фломастеры, листы; группе артистов костюмы и атрибуты для инсценирования. Ход урока: 1. Организация начала урока. Сообщение темы и цели урока. - Ребята, послушайте, пожалуйста, что мы слышим? (Звук тиканья часов). - Да, на урок я сегодня принесла часы-ходики. - Что происходит, когда идут часы? (Часы отсчитывают время. Идут секунды, минуты, часы, идет время, а значит идет наша жизнь) - А для чего люди изобрели часы? - На каждое дело человеку отпущено определенное количество времени. Не случайно говорят Делу – время, потехе – час. - Как вы понимаете эту поговорку? - Время идет не останавливаясь, и если человек провел время впустую, то потерянного времени не вернешь. - А вот Евгений Львович Шварц - писатель, драматург – рассказал нам одну историю и назвал ее «Сказка о потерянном времени». - Сегодня мы должны будем глубже понять идею этого произведения, рассмотреть поступки героев и сделать для себя выводы. - Работать мы будем по группам. Во время групповой работы проявите, пожалуйста, взаимопонимание, уважение, умение выслушать своих одноклассников. 2. Чтение и анализ сказки. - К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е.Л. Шварца? (Авторская литературная сказка). - Докажите. (Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е.Л. Шварц). - Какие сказочные законы осуществляются в этой сказке? (1. Добро побеждает зло. 2. Что сказано – осуществляется) 1) Чтение по ролям первой части. - Вспомним, с чего все началось. В какой части завязка произведения? - Скажите, кто действует в первой части произведения. автор Петя Зубов гардеробщица мама Пети - Первое задание получают все группы одинаковое. - Распределите в группе роли, подготовьтесь к выразительному чтению по ролям первой части. Приступайте к работе, ведь время дорого. (Самостоятельная работа учащихся в группах) -Послушаем выразительное чтение по ролям одной из групп. Во время работы подумайте над вопросом: Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка? (Проверка чтения по ролям) - Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка? (Отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил) - Из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком? (С. 108: « Одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… Никому не нужен… Даже пенсии не дадут, ведь он всего три года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. Главное, ничему не успел научиться») 2) Работа в статичных парах. Анализ второй части. - Кто является главными действующими лицами второй части? - На какие две группы их можно разделить? Дети Злые волшебники Петя Зубов Сергей Владимирович Маруся Поспелова Ольга Капитоновна Надя Соколова Марфа Васильевна Вася Зайцев Пантелей Захарович - Почему Е.Л. Шварц называет волшебников злыми? (Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. Попросту они время украли) - Как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков? («Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются») - А что о детях говорит Пантелей Захарович? («Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают) - Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества человека присущи им? Выберите и разложите карточки в две группы. Дети Волшебники испуганные злые ленивые себялюбивые дружные завистливые смелые хмурые - Прочитайте качества, присущие детям. - Прочитайте качества, характеризующие волшебников. - Кто не согласен с таким распределением качеств главных героев? - Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе? - Почему другие качества не выбрали? - Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя? (с.110: «К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и повернут стрелки ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем») 3) Работа в статичных группах. - Ребята, продолжим работу по группам. Во время работы помните о правилах «дружной работы». - Каждая группа получит свое задание: I. Чтецы: найдите и прочитайте, по каким признакам искал Петя старичков-школьников. II. Артисты: найдите в сказке отрывок, который может доказать, что старые люди вели себя как дети. Проинсценируйте. III. Художники: нарисуйте, по каким признакам искал Петя старичков-школьников. IV. Аналитики: ответьте на вопросы:
- Приступайте к работе в группе, так как время очень дорого. (Самостоятельная работа в группах) - Проверяем, как группы справились с заданиями. - Слово предоставляется группе чтецов. Прочитайте свое задание. - Ребята, так по каким же признакам искал Петя старичков-школьников? (Старички вели себя как дети: играли в мячик в трешки, выковыривали изюм из булки, катались на «колбасе» трамвая, играли в классики) - Посмотрим, что приготовила группа артистов. - Ребята, внимательно смотрите, подумайте, что нам хотели показать артисты. (Инсценирование отрывка) 3. Физкультпауза. (Артисты проводят физкультпаузу с мячом) - Слово предоставляется группе художников. Прочитайте свое задание, покажите и объясните, что вы изобразили.
- Ребята, а как бы вы стали искать старичков-школьников? - А группу аналитиков проверим чуть позднее. Минутка релаксации под музыку - Сядьте так, как вам удобно, расслабьтесь, отдохните. - Представьте, что вы в зимнем лесу. Вы идете по тропинке, любуетесь прекрасным, сверкающим на солнце снегом, медленно покачивающимися деревьями, снежинкой, упавшей на вашу варежку… - Но вдруг, вы что-то замечаете, и вас охватывает страх, покажите, что вы боитесь. - Ребята, пока звучит музыка, подумайте, какая новая беда ждала старичков-школьников в лесу? (Они заблудились) - Что они почувствовали при этом? - Какой предмет в сказке Е.Л. Шварца является волшебным? (Часы-ходики) -Можно ли в реальной жизни провести такой опыт с часами, чтобы вернуть прошлое? Как вы считаете? - Поэтому, прошлое забывать нельзя и стараться делать в своей жизни как можно меньше плохого, чтобы потом не жалеть о содеянном, ведь время вспять не повернуть. - А теперь пришло время проверить группу аналитиков. Прочитайте свое задание.
- По содержанию сказки мы видим, что злые волшебники живут в реальное время, в реальном лесу и городе. - Если глубоко вдуматься в смысл этой сказки, то получается, что злые волшебники могут быть и среди нас. - Уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». - Какой урок мы можем извлечь из этой сказки? - Давайте сделаем обобщение, в каком предложении заключается главная идея сказки? Процитируйте. («Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет») - Какой же вывод вы сделали для себя после чтения сказки Е.Л. Шварца?
взаимовыручке, о цене времени.
- А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему? Радостное Безразличное Грустное настроение настроение настроение |
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела, в литературном... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока. Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела,... | ||
Урок литературы. 5 класс. Тема: Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» ... | Евгений львович шварц. «Сказка о потерянном времени» Цели: познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца, учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время;... | ||
Конспект урока по внеклассному чтению в 3 классе тема урока: Е. Шварц... ... | Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени» Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,... | Конспект урока по математике тема урока: Измерение времени. Час Цель урока: на основе обобщения личного опыта детей, использование компьютерной презентации познакомиться с единицами времени и их... | ||
Тцу в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных... Триединая цель урока это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце... | Тцу в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных... Триединая цель урока это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце... | ||
План-конспект урока а. С. Пушкин Сказка о мертвой царевне и семи богатырях ... | Конспект урока по математике в 4 классе. Тема: «Таблица единиц времени» Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени | ||
Конспект урока таблица мер времени. Фио (полностью) Клеймёнова Наталья Валентиновна Место работы Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени | Тема : «Единицы времени» Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени | ||
Конспект урока на тему «Единицы времени. Час. Минута.». Горшкова... Цель урока: на основе обобщения личного опыта детей, использование компьютерной презентации познакомиться с единицами времени и их... | План конспект урока по литературному чтению Литературная сказка – это сказка, написанная писателем (или несколькими писателями) |