Сказка о потерянном времени Триединая цель урока





НазваниеСказка о потерянном времени Триединая цель урока
Дата публикации27.09.2014
Размер76.8 Kb.
ТипСказка
100-bal.ru > Литература > Сказка
Школа: МОУ ООШ № 3 г. Камешково

Класс: 4

Учитель: Лесина Ольга Михайловна

Урок: Литературное чтение

Тема: «Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Триединая цель урока: 1. Образовательный аспект.

Создать условия для формирования полноценного

навыка чтения, умений самостоятельно работать с

текстом, умений работать в статичной паре, в

статичной группе (в группе постоянного состава).
2. Развивающий аспект.

Создать условия для развития устной связной речи

учащихся, умения анализировать художественное

произведение:

  • умения давать героям оценку,

  • умения воссоздавать прочитанное,

  • умения раскрывать причинно-следственные связи.


3. Воспитательный аспект.

Создать условия для привлечения внимания

учащихся к главной идее сказки: цена времени.

Создать условия для воспитания трудолюбия,

стремления беречь и ценить время через раскрытие

глубокого нравственного понимания смысла

произведения.
Оборудование: магнитофон с записями; часы-ходики; тексты – задания

группам; группе художников карандаши, фломастеры, листы;

группе артистов костюмы и атрибуты для инсценирования.
Ход урока:
1. Организация начала урока. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, что мы слышим? (Звук тиканья часов).
- Да, на урок я сегодня принесла часы-ходики.
- Что происходит, когда идут часы? (Часы отсчитывают время. Идут секунды, минуты, часы, идет время, а значит идет наша жизнь)
- А для чего люди изобрели часы?
- На каждое дело человеку отпущено определенное количество времени. Не случайно говорят Делу – время, потехе – час.
- Как вы понимаете эту поговорку?
- Время идет не останавливаясь, и если человек провел время впустую, то потерянного времени не вернешь.
- А вот Евгений Львович Шварц - писатель, драматург – рассказал нам одну историю и назвал ее «Сказка о потерянном времени».
- Сегодня мы должны будем глубже понять идею этого произведения, рассмотреть поступки героев и сделать для себя выводы.

- Работать мы будем по группам. Во время групповой работы проявите, пожалуйста, взаимопонимание, уважение, умение выслушать своих одноклассников.
2. Чтение и анализ сказки.
- К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е.Л. Шварца?

(Авторская литературная сказка).

- Докажите.

(Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е.Л. Шварц).
- Какие сказочные законы осуществляются в этой сказке?

(1. Добро побеждает зло.

2. Что сказано – осуществляется)

1) Чтение по ролям первой части.
- Вспомним, с чего все началось. В какой части завязка произведения?
- Скажите, кто действует в первой части произведения.
автор

Петя Зубов

гардеробщица

мама Пети
- Первое задание получают все группы одинаковое.
- Распределите в группе роли, подготовьтесь к выразительному чтению по ролям первой части. Приступайте к работе, ведь время дорого.
(Самостоятельная работа учащихся в группах)
-Послушаем выразительное чтение по ролям одной из групп. Во время работы подумайте над вопросом: Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка?
(Проверка чтения по ролям)
- Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка?
(Отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил)
- Из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?
(С. 108: « Одинокий, несчастный старик.

Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…

Никому не нужен…

Даже пенсии не дадут, ведь он всего три года работал.

Да и как работал – на двойки да на тройки.

Главное, ничему не успел научиться»)

2) Работа в статичных парах. Анализ второй части.
- Кто является главными действующими лицами второй части?
- На какие две группы их можно разделить?
Дети Злые волшебники
Петя Зубов Сергей Владимирович

Маруся Поспелова Ольга Капитоновна

Надя Соколова Марфа Васильевна

Вася Зайцев Пантелей Захарович
- Почему Е.Л. Шварц называет волшебников злыми?
(Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе.

Попросту они время украли)
- Как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков?
(«Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются»)
- А что о детях говорит Пантелей Захарович?
(«Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают)
- Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества человека присущи им? Выберите и разложите карточки в две группы.
Дети Волшебники
испуганные злые

ленивые себялюбивые

дружные завистливые

смелые хмурые
- Прочитайте качества, присущие детям.
- Прочитайте качества, характеризующие волшебников.
- Кто не согласен с таким распределением качеств главных героев?
- Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе?
- Почему другие качества не выбрали?
- Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя?
(с.110: «К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья

может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков,

разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и

повернут стрелки ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем»)
3) Работа в статичных группах.
- Ребята, продолжим работу по группам. Во время работы помните о правилах «дружной работы».
- Каждая группа получит свое задание:
I. Чтецы: найдите и прочитайте, по каким признакам искал Петя старичков-школьников.
II. Артисты: найдите в сказке отрывок, который может доказать, что старые люди вели себя как дети. Проинсценируйте.
III. Художники: нарисуйте, по каким признакам искал Петя старичков-школьников.
IV. Аналитики: ответьте на вопросы:

  1. Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков? Почему?

  2. Почему именно этих детей злые волшебники превратили в старичков?

  3. Что поможет детям вернуться к нормальной жизни?


- Приступайте к работе в группе, так как время очень дорого.
(Самостоятельная работа в группах)
- Проверяем, как группы справились с заданиями.
- Слово предоставляется группе чтецов. Прочитайте свое задание.


- Ребята, так по каким же признакам искал Петя старичков-школьников?
(Старички вели себя как дети: играли в мячик в трешки, выковыривали изюм из булки, катались на «колбасе» трамвая, играли в классики)
- Посмотрим, что приготовила группа артистов.
- Ребята, внимательно смотрите, подумайте, что нам хотели показать артисты.
(Инсценирование отрывка)

3. Физкультпауза.
(Артисты проводят физкультпаузу с мячом)
- Слово предоставляется группе художников. Прочитайте свое задание, покажите и объясните, что вы изобразили.


  1. Маруся Поспелова выковыривала изюм из булки, сидя на лавке.

  2. Маруся Поспелова играла мячиком в трешки.

  3. Надя Соколова играла в классы, скакала на одной ножке.

  4. Вася Зайцев катался на «колбасе» трамвая)


- Ребята, а как бы вы стали искать старичков-школьников?
- А группу аналитиков проверим чуть позднее.
Минутка релаксации под музыку
- Сядьте так, как вам удобно, расслабьтесь, отдохните.
- Представьте, что вы в зимнем лесу. Вы идете по тропинке, любуетесь прекрасным, сверкающим на солнце снегом, медленно покачивающимися деревьями, снежинкой, упавшей на вашу варежку…
- Но вдруг, вы что-то замечаете, и вас охватывает страх, покажите, что вы боитесь.
- Ребята, пока звучит музыка, подумайте, какая новая беда ждала старичков-школьников в лесу?
(Они заблудились)
- Что они почувствовали при этом?
- Какой предмет в сказке Е.Л. Шварца является волшебным?
(Часы-ходики)
-Можно ли в реальной жизни провести такой опыт с часами, чтобы вернуть прошлое? Как вы считаете?
- Поэтому, прошлое забывать нельзя и стараться делать в своей жизни как можно меньше плохого, чтобы потом не жалеть о содеянном, ведь время вспять не повернуть.
- А теперь пришло время проверить группу аналитиков. Прочитайте свое задание.


  1. Итог урока.


- По содержанию сказки мы видим, что злые волшебники живут в реальное время, в реальном лесу и городе.
- Если глубоко вдуматься в смысл этой сказки, то получается, что злые волшебники могут быть и среди нас.
- Уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
- Какой урок мы можем извлечь из этой сказки?
- Давайте сделаем обобщение, в каком предложении заключается главная идея сказки? Процитируйте.
(«Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет»)
- Какой же вывод вы сделали для себя после чтения сказки Е.Л. Шварца?



  1. Домашнее задание.




  1. Подготовьте подробный пересказ одной из частей сказки.

  2. Кто желает, может сочинить свою сказку о лени, трудолюбии, о

взаимовыручке, о цене времени.


  1. Фиксация интереса к уроку.


- А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему?








Радостное Безразличное Грустное

настроение настроение настроение

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сказка о потерянном времени Триединая цель урока iconЕ. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела, в литературном...
Сказка о потерянном времени Триединая цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока. Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела,...
Сказка о потерянном времени Триединая цель урока iconУрок литературы. 5 класс. Тема: Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»
...
Сказка о потерянном времени Триединая цель урока iconЕвгений львович шварц. «Сказка о потерянном времени»
Цели: познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца, учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время;...
Сказка о потерянном времени Триединая цель урока iconКонспект урока по внеклассному чтению в 3 классе тема урока: Е. Шварц...
...
Сказка о потерянном времени Триединая цель урока iconТема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени»
Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение...
Сказка о потерянном времени Триединая цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,...
Сказка о потерянном времени Триединая цель урока iconКонспект урока по математике тема урока: Измерение времени. Час
Цель урока: на основе обобщения личного опыта детей, использование компьютерной презентации познакомиться с единицами времени и их...
Сказка о потерянном времени Триединая цель урока iconТцу в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных...
Триединая цель урока это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце...
Сказка о потерянном времени Триединая цель урока iconТцу в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных...
Триединая цель урока это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце...
Сказка о потерянном времени Триединая цель урока iconПлан-конспект урока а. С. Пушкин Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
...
Сказка о потерянном времени Триединая цель урока iconКонспект урока по математике в 4 классе. Тема: «Таблица единиц времени»
Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени
Сказка о потерянном времени Триединая цель урока iconКонспект урока таблица мер времени. Фио (полностью) Клеймёнова Наталья Валентиновна Место работы
Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени
Сказка о потерянном времени Триединая цель урока iconТема : «Единицы времени»
Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени
Сказка о потерянном времени Триединая цель урока iconКонспект урока на тему «Единицы времени. Час. Минута.». Горшкова...
Цель урока: на основе обобщения личного опыта детей, использование компьютерной презентации познакомиться с единицами времени и их...
Сказка о потерянном времени Триединая цель урока iconПлан конспект урока по литературному чтению
Литературная сказка – это сказка, написанная писателем (или несколькими писателями)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск