Скачать 68.02 Kb.
|
Санкт – Петербург 2010 – 2011 учебный год Тема урока: Е.Л Шварц «Сказка о потерянном времени» Цели: обобщить знания учащихся по сказке Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени» Задачи:
Ход урока
Учебник - Учитель у меня в портфеле! - Кто? Быть не может! Неужели? - Взгляни, пожалуйста! Он тут, Его учебником зовут. (В. Берестов) - Прочитайте стихотворение самостоятельно, обращая внимание на знаки препинания. - Приготовьтесь читать вслух выразительно. - Прочитайте по ролям. 2. Беседа по содержанию стихотворения. - Как вы поняли смысл стихотворения? - Как вы думаете, от кого зависит, как учится школьник? III. Постановка целей урока - Что было задано на дом? (Дочитать сказку, с которой начали знакомиться на предыдущем уроке) - Какие навыки, умения вы развивали дома, читая это произведение? (Осознанность, правильность, выразительность чтения) - Сегодня мы обобщим наши знания по этой сказке. IV. Беседа о сказках - Чем отличается сказка от других литературных произведений? - Прочитайте определение из энциклопедического словаря (на доске): «Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, чаще прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел». - Что такое фольклор? (Народное творчество) - К эпическим произведениям относятся повествовательные произведения – большинство фольклорных произведений, романы, повести, рассказы, новеллы. - «Авантюрного характера» - значит, приключенческого характера. - Назовите сказки, которые читали? - На какие 2 группы их можно разделить? (Народные и авторские) V. Задание по сказкам.
«Гадкий утенок» «Царевна – лягушка» русские народные «Красная шапочка» «Дикие лебеди» «Иван царевич и серый волк» «Сивка – бурка» «Спящая красавица» авторские «Гуси – лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» VI. Словарно – орфографическая работа Окладистая (борода) – широкая и густая Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями Пола, полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто. - Подберите синонимы к словам: Хмурый (угрюмый, ненастный) Сберечь (сохранить, спасти, сэкономить) - Подберите антонимы к словам: Состариться (помолодеть) Трудиться (бездельничать, лениться) VII. Работа над содержанием сказки и выборочное чтение - Как звали героя сказки? (Петя Зубов) - Каким вы его себе представляете? - Мог ли он встретиться в нашей школе? - Что с ним произошло? (Он внезапно постарел) - Как автор относится к герою? (Осуждает его, т.к. пишет «не тужил» о том, что опаздывает. Опоздание вошло в привычку. Случалось часто, но Петя не делал выводов) - Заметил ли Петя, что он постарел? Что с ним случились перемены?(Нет, все произошло неожиданно) - Как герой воспринимает волшебство? (Огорчается, расстраивается, пугается) - Какие слова говорят об этом? (Прочитал, чуть не плача, жалеет себя: бедный, несчастный, что со мной будет) - В какой момент жизни произошло волшебство? Почему оно произошло? (Петя ученик 3 класса. Он молодой, а старым волшебникам нужна именно молодость) - Сожалеет ли Петя о случившемся? Из каких слов видно, Что Петя жалеет о том, что плохо учился, опаздывал? («Я всего два года работал, да и то как работал на 2, да на 3…» - Превратив мальчика в старика, жизнь преподносит Пете Зубову испытание, преодолев которое, он может вернуть молодость) - Когда происходили события, описанные в произведении? (В середине XX века) - Почему вы так думаете? (Керосиновая лампа, счеты, часы – ходики, газета «Пионерская правда» - приметы того времени) - Где случилась эта история? (В городе) - Куда попал Петя? (В лес, в избушку злых волшебников) - Как Петя оказался у волшебников? (Шел куда глаза глядят) - Что это значит? (Шел в никуда) - Как Петя узнал, что все в его руках? (Услышал разговор злых волшебников) - Как Петя сидел в это время? (Как мышка) - Что это значит? (Не шевелясь, не привлекая к себе внимания) - Что говорил главный из волшебников своим товарищам? Как себя вести? (Держите ухо востро) - Что это значит? (Быть очень внимательным, на стороже, на чеку) - Достаточно ли одного Петиного желания, чтобы повернуть стрелки? (Нет, надо еще найти троих детей старичков. Важно было вместе захотеть вернуться в детство и научиться ценить время) - Прочитайте этот эпизод на стр. … - Как характеризует Петю решение искать стариков – школьников? - Что произошло вследствие этого решения? - Кого Петя нашел сначала? - Найдите и прочитайте отрывки: Как Петя ищет первую девочку; вторую девочку; мальчика - Молодой старичок как сквозь землю провалился. Что это значит? (Нигде нет, невозможно найти) - Он и в ус не дует. Как понять это выражение? (Не обращает внимания) - Одинаково ли было поведение ребят? - Какой момент в сказке самый захватывающий? Где волнение возрастает до предела? (Эпизод в избушке у волшебников, у часов) - В чем сила волшебных часов? (Придя вовремя и повернув стрелки часов назад, можно повернуть время назад, вспять и тем вернуть молодость) - Как чувствовали себя дети в этот момент? (Были счастливы, смеялись от радости) - Волшебство, принесшее сначала огорчение героям, в конце доставляет им счастье и радость. Герои выдержали испытание, смогли быстро найти друг друга, не опоздали к сроку, и все закончилось благополучно. - С бою взяли, чудом вернули потерянное время. Как понять эти выражения? (С большим усилием, в последний момент удалось успеть) - Изменилось ли отношение автора к герою? (Да, оно стало положительным, ведь Петя все-таки успел вовремя) - В каких словах заключается главная мысль сказки? К кому она относится? (К читателям) стр. 16 VIII. Физкультминутка IX. Работа на карточках
-целеустремленность - рассеянность - самостоятельность - нерешительность - внушаемость - решительность - настойчивость - упрямство - настырность - сдержанность - дисциплинированность - несдержанность - смелость - трусость - сила воли - безволие 2. – Прочитайте. Отметьте зеленым карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели. - быть настойчивым - быть решительным - не расстраиваться при неудаче, ошибке - не торопиться - не ждать быстрого результата - верить в успех - верить в то, что всему можно научиться - поддерживать друзей в трудную минуту - не унывать - не сдаваться - не пасовать перед неудачей или трудностями - не стесняться попросить помощи - не бросать начатое дело 3.- Выберите подходящие к уроку пословицы. - Всякому дню подобает забота своя - Поспешишь, да людей насмешишь - На хотенье – есть терпенье - Не спеши языком, торопись делом - Скучен день до вечера, коли делать нечего - Без дела жить – только небо коптить - Труд человека кормит, а лень портит - После дела гулять хорошо - Работе время, досугу час. X. Работа над пословицами - У вас на партах разрозненные пословицы о времени. Соберите их и выберите, какая по вашему мнению больше всего подходит к главной мысли сказки. - Делу время – потехе час - Время назад не поворотишь - Время как воробей: упустишь – не поймаешь - Время не деньги, потеряешь – не найдешь XI. Итог урока - Понравилась ли вам сказка? Чем? Чему она учит? - Как понимаете название сказки? - Какой еще совет дает писатель? (…иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь) - Как называется раздел учебника? - Как понимаете смысл этой поговорки? - Какие еще поговорки про время вы еще помните? («Кончил дело – гуляй смело») - Что нового узнали сегодня на уроке? Какие качества вы развивали во время урока? - Будете ли теперь внимательнее относиться ко времени? XII. Домашнее задание Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. |
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела, в литературном... | Урок литературы. 5 класс. Тема: Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» ... | ||
Конспект урока по внеклассному чтению в 3 классе тема урока: Е. Шварц... ... | Евгений львович шварц. «Сказка о потерянном времени» Цели: познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца, учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время;... | ||
Сказка о потерянном времени Триединая цель урока Охватывает страх, покажите, что вы боитесь | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока. Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,... | Сказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в... | ||
Конспект урока по математике тема урока: Измерение времени. Час Цель урока: на основе обобщения личного опыта детей, использование компьютерной презентации познакомиться с единицами времени и их... | Конспект урока по математике в 4 классе. Тема: «Таблица единиц времени» Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени | ||
Конспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения... Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | Урок-Викторина Тема: «Волшебные сказки» Цели урока: формировать умение отличать волшебные сказки от сказок другого содержания; приобщить ребят к чтению сказок, вызвать интерес... | ||
Тема : «Единицы времени» Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени | Тема урока «Координатная плоскость. Координаты» Форма проведения урока: урок-сказка “Путешествие Вити Верхоглядкина в математическом городе” | ||
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «лингвистическая сказка», с основными принципами написания сказки | Урок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения Цели урока: ввести формулу для определения мгновенной скорости тела в любой момент времени, продолжить формирование умения строить... |