Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени»





Скачать 68.02 Kb.
НазваниеТема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени»
Дата публикации29.09.2013
Размер68.02 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок



Санкт – Петербург

2010 – 2011 учебный год

Тема урока: Е.Л Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цели: обобщить знания учащихся по сказке Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»

Задачи:

  1. Образовательные - работать над содержанием сказки; повторить знания о сказке как жанре народного творчества и авторской сказке; обогащать словарный запас;

  2. Воспитательные – воспитывать любовь к книге, усидчивость, трудолюбие.

  3. Развивающие - развивать речь, осознанность, правильность и выразительность чтения; мышление, внимание, память;

Ход урока

  1. Оргмомент



  1. Речевая разминка

  1. Отработка навыков разных видов чтения

Учебник

- Учитель у меня в портфеле!

- Кто? Быть не может! Неужели?

- Взгляни, пожалуйста! Он тут,

Его учебником зовут.

(В. Берестов)

- Прочитайте стихотворение самостоятельно, обращая внимание на знаки препинания.

- Приготовьтесь читать вслух выразительно.

- Прочитайте по ролям.

2. Беседа по содержанию стихотворения.

- Как вы поняли смысл стихотворения?

- Как вы думаете, от кого зависит, как учится школьник?

III. Постановка целей урока

- Что было задано на дом? (Дочитать сказку, с которой начали знакомиться на предыдущем уроке)

- Какие навыки, умения вы развивали дома, читая это произведение? (Осознанность, правильность, выразительность чтения)

- Сегодня мы обобщим наши знания по этой сказке.

IV. Беседа о сказках

- Чем отличается сказка от других литературных произведений?

- Прочитайте определение из энциклопедического словаря (на доске):

«Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, чаще прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел».

- Что такое фольклор? (Народное творчество)

- К эпическим произведениям относятся повествовательные произведения – большинство фольклорных произведений, романы, повести, рассказы, новеллы.

- «Авантюрного характера» - значит, приключенческого характера.

- Назовите сказки, которые читали?

- На какие 2 группы их можно разделить? (Народные и авторские)

V. Задание по сказкам.

  1. С помощью стрелок распределите сказки по группам: русские народные сказки и литературные (авторские) сказки

«Гадкий утенок»

«Царевна – лягушка» русские народные

«Красная шапочка»

«Дикие лебеди»

«Иван царевич и серый волк»

«Сивка – бурка»

«Спящая красавица» авторские

«Гуси – лебеди»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

VI. Словарно – орфографическая работа

Окладистая (борода) – широкая и густая

Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина

Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями

Пола, полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто.

- Подберите синонимы к словам:

Хмурый (угрюмый, ненастный)

Сберечь (сохранить, спасти, сэкономить)

- Подберите антонимы к словам:

Состариться (помолодеть)

Трудиться (бездельничать, лениться)

VII. Работа над содержанием сказки и выборочное чтение

- Как звали героя сказки? (Петя Зубов)

- Каким вы его себе представляете?

- Мог ли он встретиться в нашей школе?

- Что с ним произошло? (Он внезапно постарел)

- Как автор относится к герою? (Осуждает его, т.к. пишет «не тужил» о том, что опаздывает. Опоздание вошло в привычку. Случалось часто, но Петя не делал выводов)

- Заметил ли Петя, что он постарел? Что с ним случились перемены?(Нет, все произошло неожиданно)

- Как герой воспринимает волшебство? (Огорчается, расстраивается, пугается)

- Какие слова говорят об этом? (Прочитал, чуть не плача, жалеет себя: бедный, несчастный, что со мной будет)

- В какой момент жизни произошло волшебство? Почему оно произошло? (Петя ученик 3 класса. Он молодой, а старым волшебникам нужна именно молодость)

- Сожалеет ли Петя о случившемся? Из каких слов видно, Что Петя жалеет о том, что плохо учился, опаздывал? («Я всего два года работал, да и то как работал на 2, да на 3…»

- Превратив мальчика в старика, жизнь преподносит Пете Зубову испытание, преодолев которое, он может вернуть молодость)

- Когда происходили события, описанные в произведении? (В середине XX века)

- Почему вы так думаете? (Керосиновая лампа, счеты, часы – ходики, газета «Пионерская правда» - приметы того времени)

- Где случилась эта история? (В городе)

- Куда попал Петя? (В лес, в избушку злых волшебников)

- Как Петя оказался у волшебников? (Шел куда глаза глядят)

- Что это значит? (Шел в никуда)

- Как Петя узнал, что все в его руках? (Услышал разговор злых волшебников)

- Как Петя сидел в это время? (Как мышка)

- Что это значит? (Не шевелясь, не привлекая к себе внимания)

- Что говорил главный из волшебников своим товарищам? Как себя вести? (Держите ухо востро)

- Что это значит? (Быть очень внимательным, на стороже, на чеку)

- Достаточно ли одного Петиного желания, чтобы повернуть стрелки? (Нет, надо еще найти троих детей старичков. Важно было вместе захотеть вернуться в детство и научиться ценить время)

- Прочитайте этот эпизод на стр. …

- Как характеризует Петю решение искать стариков – школьников?

- Что произошло вследствие этого решения?

- Кого Петя нашел сначала?

- Найдите и прочитайте отрывки: Как Петя ищет первую девочку; вторую девочку; мальчика

- Молодой старичок как сквозь землю провалился. Что это значит? (Нигде нет, невозможно найти)

- Он и в ус не дует. Как понять это выражение? (Не обращает внимания)

- Одинаково ли было поведение ребят?

- Какой момент в сказке самый захватывающий? Где волнение возрастает до предела? (Эпизод в избушке у волшебников, у часов)

- В чем сила волшебных часов? (Придя вовремя и повернув стрелки часов назад, можно повернуть время назад, вспять и тем вернуть молодость)

- Как чувствовали себя дети в этот момент? (Были счастливы, смеялись от радости)

- Волшебство, принесшее сначала огорчение героям, в конце доставляет им счастье и радость. Герои выдержали испытание, смогли быстро найти друг друга, не опоздали к сроку, и все закончилось благополучно.

- С бою взяли, чудом вернули потерянное время. Как понять эти выражения? (С большим усилием, в последний момент удалось успеть)

- Изменилось ли отношение автора к герою? (Да, оно стало положительным, ведь Петя все-таки успел вовремя)

- В каких словах заключается главная мысль сказки? К кому она относится? (К читателям) стр. 16

VIII. Физкультминутка

IX. Работа на карточках

  1. – Выберите те черты характера, которые помогают добиться цели:

-целеустремленность - рассеянность

- самостоятельность - нерешительность

- внушаемость - решительность

- настойчивость - упрямство

- настырность - сдержанность

- дисциплинированность - несдержанность

- смелость - трусость

- сила воли - безволие
2. – Прочитайте. Отметьте зеленым карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.

- быть настойчивым

- быть решительным

- не расстраиваться при неудаче, ошибке

- не торопиться

- не ждать быстрого результата

- верить в успех

- верить в то, что всему можно научиться

- поддерживать друзей в трудную минуту

- не унывать

- не сдаваться

- не пасовать перед неудачей или трудностями

- не стесняться попросить помощи

- не бросать начатое дело
3.- Выберите подходящие к уроку пословицы.
- Всякому дню подобает забота своя

- Поспешишь, да людей насмешишь

- На хотенье – есть терпенье

- Не спеши языком, торопись делом

- Скучен день до вечера, коли делать нечего

- Без дела жить – только небо коптить

- Труд человека кормит, а лень портит

- После дела гулять хорошо

- Работе время, досугу час.
X. Работа над пословицами
- У вас на партах разрозненные пословицы о времени. Соберите их и выберите, какая по вашему мнению больше всего подходит к главной мысли сказки.
- Делу время – потехе час

- Время назад не поворотишь

- Время как воробей: упустишь – не поймаешь

- Время не деньги, потеряешь – не найдешь
XI. Итог урока
- Понравилась ли вам сказка? Чем? Чему она учит?

- Как понимаете название сказки?

- Какой еще совет дает писатель? (…иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь)

- Как называется раздел учебника?

- Как понимаете смысл этой поговорки?

- Какие еще поговорки про время вы еще помните? («Кончил дело – гуляй смело»)

- Что нового узнали сегодня на уроке?

Какие качества вы развивали во время урока?

- Будете ли теперь внимательнее относиться ко времени?
XII. Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени» iconЕ. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела, в литературном...
Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени» iconУрок литературы. 5 класс. Тема: Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»
...
Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени» iconКонспект урока по внеклассному чтению в 3 классе тема урока: Е. Шварц...
...
Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени» iconЕвгений львович шварц. «Сказка о потерянном времени»
Цели: познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца, учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время;...
Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени» iconСказка о потерянном времени Триединая цель урока
Охватывает страх, покажите, что вы боитесь
Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока. Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела,...
Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,...
Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени» iconСказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в...
Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени» iconКонспект урока по математике тема урока: Измерение времени. Час
Цель урока: на основе обобщения личного опыта детей, использование компьютерной презентации познакомиться с единицами времени и их...
Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени» iconКонспект урока по математике в 4 классе. Тема: «Таблица единиц времени»
Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени
Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени» iconКонспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени» iconУрок-Викторина Тема: «Волшебные сказки»
Цели урока: формировать умение отличать волшебные сказки от сказок другого содержания; приобщить ребят к чтению сказок, вызвать интерес...
Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени» iconТема : «Единицы времени»
Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени
Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени» iconТема урока «Координатная плоскость. Координаты»
Форма проведения урока: урок-сказка “Путешествие Вити Верхоглядкина в математическом городе”
Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени» iconТема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой»
Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «лингвистическая сказка», с основными принципами написания сказки
Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени» iconУрок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения
Цели урока: ввести формулу для определения мгновенной скорости тела в любой момент времени, продолжить формирование умения строить...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск