Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 92.91 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.11.2013
Размер92.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект урока литературного чтения в 4 классе

УМК «Школа России»

Тема урока. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Тип урока: комбинированный

Цель урока. Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела, в литературном произведении Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Задачи урока

1. Образовательный аспект.

Создать условия для формирования полноценного навыка чтения,

умений самостоятельно работать с текстом.

2. Развивающий аспект.

Способствовать коррекции речи, совершенствовать навыки публичного выступления.

Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение:

  • умения давать героям оценку,

  • умения воссоздавать прочитанное произведение,

  • умения раскрывать причинно-следственные связи.

3. Воспитательный аспект.

Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени. Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.

Формы организации познавательной деятельности.

  • коллективная

  • индивидуальная

Необходимое оборудование и материалы

  • мультимедийная презентация,

  • компьютер,

  • проектор,

  • экран,

  • учебник «Родная речь» книга 3, часть 2. Составители: Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.

  • для сценки: бороды, седые волосы, мячик, рисунок с изображением трамвая

  • тексты-задания группам

Подробный конспект урока

1 слайд.

Организация начала урока.

- Улыбнитесь гостям, друг другу. Пожелайте всем хорошей работы.

Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании.

Игра с песком.

  • На вдохе наберите в руки воображаемый песок.

  • Пальцы сильно сжаты в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания).

  • Постепенно раскрывая пальцы, высыпайте песок (на выдохе).

  • Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы.

  • Уроните бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. (Повторить игру 2-3 раза.)


Учитель.

Песчинки сложились в секунды,

Секунды сложились в минутки,

Минутки сложились в часы.

Так пробежали сутки,

Время вперёд спешит.
- Вот и мы не будем понапрасну терять время, начнём урок.
2 слайд.

Мотивация учащихся.
- Отгадайте ребус. («Делу время – потехе час».)

3 слайд.

-Так называется раздел, над которым мы начали работу.

- Объясните смысл этой пословицы.

4 слайд.

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Сказка о потерянном времени»). Кто автор произведения? (Е.Л. Шварц).

Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

- Сегодня мы с вами проведём литературное расследование: что происходит, если терять время. Мы должны будем глубже понять идею этого произведения, рассмотреть поступки героев и сделать для себя выводы.

- Работать мы будем по группам. Во время групповой работы проявите, пожалуйста, взаимопонимание, уважение, умение выслушать своих одноклассников.

Проверка знаний учащихся и выполнения домашнего задания.

- Дома вы должны были прочитать произведение, составить план, подготовить чтение по ролям 1-ой части, некоторые ребята получили индивидуальные задания. Одно из них – подготовить рассказ об Е. Л. Шварце

5 слайд.

- В октябре 2011 года исполнилось 115 лет со дня рождения Евгения Львовича Шварца.

Биография Е.Л Шварца. (Подготовленные ученики рассказывают о писателе).

6 - 7 слайды.

1 ученик. Евгений Львович Шварц родился 21 (по старому стилю 9) октября 1896 г. в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в городе Майкопе. Родители его увлекались театром, играли на любительской сцене. Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика.

8 слайд.


2 ученик. В 1914 году, после окончания гимназии, Шварц поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы он остается, как и в гимназии, поклонником театра, сочиняет шуточные стихи. В 1917 г. Шварц бросает университет и уезжает в Ростов-на-Дону, где становится актером «Театральной мастерской».
Маленькая труппа гастролирует по провинции, а в 1921 г. появляется в Петрограде. Здесь он знакомится с С.Я. Маршаком, К.И. Чуковским и другими писателями. Е. Шварца в Петрограде знают и принимают как блестящего выдумщика и шутника, «устного писателя».

9 – 10 слайды.


3 ученик. В 1924 году Шварц в Ленинграде работает в детской редакции Госиздата под руководством Маршака, в знаменитых детских журналах «Чиж» и «Еж». Он пишет детские рассказы и стихи. Первая книжка – «Рассказы старой балалайки» – вышла в 1924 г. К Шварцу приходит слава детского писателя. В 1929 году Шварц дебютировал как драматург. Лучшие пьесы Е. Шварца – «Снежная королева”, “Обыкновенное чудо”, “Два клёна”, “Тень”, “Дракон”. Писатель поднимал в своих сказках “вечные вопросы”: о сущности человеческой натуры, о добре и зле, о том, что такое “подвиг”…”
В 1956 году Шварц был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Умер Шварц в Ленинграде 15 января 1958 г.

Беседа по содержанию произведения.

11 слайд.

1). - К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е.Л. Шварца? (Авторская литературная сказка, волшебная сказка.) Докажите. (Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е.Л. Шварц).

-Какие жанровые особенности сказки есть в этом произведении? («Жил-был», волшебные числа: 3, 77, волшебство, волшебный предмет – ходики). Какие сказочные законы осуществляются в этой сказке? (Добро побеждает зло. Что задумано, то и получается).

2). Задайте друг другу вопросы по содержанию сказки.

3). На сколько частей вы разделили текст? О чём рассказывается в каждой части? Как озаглавили каждую часть?

12 слайд.

4). Назовите главного героя произведения. Каким был Петя в начале этой истории? Прочитайте.

- Перед чтением по ролям давайте приведём в порядок речевой аппарат.

Речевая разминка.

  • контроль дыхания: вдох через нос, выдох через рот

  • упражнение «море»

  • упражнение «хоботок – улыбка»

  • упражнение «Массаж язычка»

  • чтение слогов: птку, птки, птка, пткы, пткэ, птко (беззвучно, шёпотом, громко)

  • Произнести с заданной интонацией скороговорку («Смайлики»):

- Расскажите про покупки. (строго)

-Про какие про покупки? (удивление, печально, задумчиво)

- Про покупки, про покупки, про покупочки свои. (весело)

Чтение по ролям первой части.

13 слайд.

- Вспомним, с чего все началось, как говорится, начнём с завязки произведения? Дома вы должны были подготовить чтение по ролям встречи Пети с тётей Наташей и с мамой.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА. (Ребята дают лексическое значение слов.)

14 слайд.

ОКЛАДИСТАЯ (борода) – широкая и густая

- Почему ни мама, ни тётя Наташа не узнали Петю?

-Как повёл себя Петя, узнав, что стал стариком? Понял ли он причину своего превращения?

- Прочитайте, о чём подумал Петя. Что его беспокоило? Как это характеризует мальчика?

Чтение 2 части. Соотнесение иллюстрации и текста.

15 слайд.

- Рассмотрите иллюстрацию и определите, к какой части текста она относится.

Словарная работа. (Ребята дают лексическое значение слов.)

16 слайд.

КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА - лампа, освещающая при помощи керосина.

17 слайд.

ХОДИКИ – небольшие стенные часы с маятником и гирями.

- Прочитайте этот отрывок. Какие вопросы вы хотите задать друг другу?

- Что удивило Петю в поведении волшебников?

- О какой тайне узнал мальчик?

- За что волшебники наказали детей?

- Как можно спасти ребят?

Выборочное чтение

- Прочитайте, у кого волшебники забирали время.

- Найдите и прочитайте в тексте, что должны сделать заколдованные ребята, чтобы спастись. Какое высказывание Сергея Владимировича говорит о том, что никогда нельзя опускать руки? («От любого несчастья может спастись человек»).

- Почему волшебники были уверены, что ребята не успеют разрушить волшебство? Найдите в тексте слова, рассказывающие о том, как волшебники характеризуют заколдованных детей. («Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются». «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают).

- Какое решение принимает Петя, подслушав разговор волшебников? Как это характеризует мальчика?

- Сколько заколдованных ребят мальчик должен найти? Куда отправился мальчик? Что понял Петя, разыскивая ребят? Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

Эмоциональная (дыхательная) разминка. «Вкусно-невкусно»

Инсценировка «Петя находит ребят». (Индивидуальное домашнее задание).

18 слайд.

- Посмотрите, пожалуйста, сценку, которую подготовили ребята. Какой эпизод обыграли ребята?

Автор. Петя увидел в сквере на скамейке сидит старушка и плачет. Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.

Петя. Подожду! Посмотрю, что она дальше делать будет.

Старушка читает газету и ест булку. Потом убирает газету, находит мячик и начинает с ним играть.

Автор. Бросился к ней Петя.

Петя. Бабушка! Честное слово, вы школьница!

Старушка. Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?

Автор. Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, искали другой, третий. Наконец зашли во двор огромного дома.( Петя и Маруся берутся за руки и ходят по кругу, разыскивая детей).

Наденька. (Нарисовала классы и скачет на одной ножке.)

Петя и Маруся. (вместе) Бабушка! Вы школьница?

Наденька. Школьница. Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?

Автор. Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Ребята побежали искать последнего товарища. Но он как сквозь землю провалился. А время идёт. Кончается день. Что делать? Неужели всё пропало?

Маруся. Смотрите! Смотрите!

Автор. Летит трамвай, девятый номер. А на «колбасе» висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру.

(Вася бегает по классу, держа в руках картинку с изображением трамвая, и свистит. Дети бегут за ним. Трамвай останавливается. Ребята хватают Васю.)

Петя. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он и в ус не дует.

Наденька. Ты школьник?

Вася. А как же? Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?

Автор. Рассказали ему ребята, кто они такие. Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.

-По каким признакам искал Петя старичков-школьников? Почему он ошибся первый раз?

Словарная работа. (Ребята дают лексическое значение слов.)

19 слайд.

«ПИОНЕРСКАЯ ПРАВДА» - газета, издаваемая для детей в 20-ом веке, рассказывала о жизни советских пионеров и школьников.

20 слайд.

СИТНЫЙ ХЛЕБ – белый хлеб из муки, просеянной через сито.

21 слайд.

ТРЁШКИ - игра с мячом, в ходе которой выполнять разные задания по 3 раза, например, подбросить в воздух.

22 слайд.

«ТРАМВАЙНАЯ «КОЛБАСА»— на старых трамвайных вагонах — рукав (шланг) тормоза. Сзади последнего вагона свободный конец рукава закреплялся, отчего приобретал сходство с кольцом колбасы.

23 слайд.

ПОЛА, ПОЛЫ – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто.

- Итак, Петя нашёл всех ребят, и они отправились к лесной избушке. Как теперь ведут себя ребята? Какая новая беда ждала стариков - школьников в лесу? Какой ещё урок получил Петя?

Чтение последней части. Соотнесение иллюстрации текста.

24 слайд.

- Найдите отрывок к этой иллюстрации.

-Почему ребята смогли победить волшебников? (собрались, поторопились, успели, помогли друг другу).

Усвоение новых знаний

-Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков? Почему?

- Как вы считаете, Петя – положительный или отрицательный герой? Почему вы так думаете? Составьте словесный портрет главного героя: каким он был, и каким стал?

Какая фраза чаще всего повторяется в сказке? Объясните, что значит терять время. Продолжите предложение «Беречь время значит …»

- Почему Е.Л. Шварц назвал своё произведение «Сказка о потерянном времени»?

- Как вы думаете, почему Е. Шварц написал своё произведение в жанре сказки?

- Когда и где происходили события, описанные в сказке? Найдите доказательства (предметы). (Действие сказки происходит в городе и в глухом лесу в середине 20-ого века: керосиновая лампа, ходики, газета «Пионерская правда», ситный хлеб).

- Важна ли в наше время проблема, о которой рассказал Е.Л.Шварц в 20-ом веке? Почему?

- В каком предложении раскрывается основная мысль сказки? Прочитайте.

25 слайд.

- Как вы понимаете эти слова?

- Чему учит «Сказка о потерянном времени»?

Домашнее задание

  1. Подготовьте подробный пересказ одной из частей сказки.

  2. Кто желает, может сочинить свою сказку о лени, трудолюбии, о взаимовыручке,

о цене времени.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск