Скачать 92.91 Kb.
|
Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК «Школа России» Тема урока. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» Тип урока: комбинированный Цель урока. Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела, в литературном произведении Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» Задачи урока 1. Образовательный аспект. Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом. 2. Развивающий аспект. Способствовать коррекции речи, совершенствовать навыки публичного выступления. Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение:
3. Воспитательный аспект. Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени. Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения. Формы организации познавательной деятельности.
Необходимое оборудование и материалы
Подробный конспект урока 1 слайд. Организация начала урока. - Улыбнитесь гостям, друг другу. Пожелайте всем хорошей работы. Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании. Игра с песком.
Учитель. Песчинки сложились в секунды, Секунды сложились в минутки, Минутки сложились в часы. Так пробежали сутки, Время вперёд спешит. - Вот и мы не будем понапрасну терять время, начнём урок. 2 слайд. Мотивация учащихся. - Отгадайте ребус. («Делу время – потехе час».) 3 слайд. -Так называется раздел, над которым мы начали работу. - Объясните смысл этой пословицы. 4 слайд. - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Сказка о потерянном времени»). Кто автор произведения? (Е.Л. Шварц). Сообщение темы, постановка цели и задач урока. - Сегодня мы с вами проведём литературное расследование: что происходит, если терять время. Мы должны будем глубже понять идею этого произведения, рассмотреть поступки героев и сделать для себя выводы. - Работать мы будем по группам. Во время групповой работы проявите, пожалуйста, взаимопонимание, уважение, умение выслушать своих одноклассников. Проверка знаний учащихся и выполнения домашнего задания. - Дома вы должны были прочитать произведение, составить план, подготовить чтение по ролям 1-ой части, некоторые ребята получили индивидуальные задания. Одно из них – подготовить рассказ об Е. Л. Шварце 5 слайд. - В октябре 2011 года исполнилось 115 лет со дня рождения Евгения Львовича Шварца. Биография Е.Л Шварца. (Подготовленные ученики рассказывают о писателе). 6 - 7 слайды. 1 ученик. Евгений Львович Шварц родился 21 (по старому стилю 9) октября 1896 г. в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в городе Майкопе. Родители его увлекались театром, играли на любительской сцене. Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. 8 слайд. 2 ученик. В 1914 году, после окончания гимназии, Шварц поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы он остается, как и в гимназии, поклонником театра, сочиняет шуточные стихи. В 1917 г. Шварц бросает университет и уезжает в Ростов-на-Дону, где становится актером «Театральной мастерской». Маленькая труппа гастролирует по провинции, а в 1921 г. появляется в Петрограде. Здесь он знакомится с С.Я. Маршаком, К.И. Чуковским и другими писателями. Е. Шварца в Петрограде знают и принимают как блестящего выдумщика и шутника, «устного писателя». 9 – 10 слайды. 3 ученик. В 1924 году Шварц в Ленинграде работает в детской редакции Госиздата под руководством Маршака, в знаменитых детских журналах «Чиж» и «Еж». Он пишет детские рассказы и стихи. Первая книжка – «Рассказы старой балалайки» – вышла в 1924 г. К Шварцу приходит слава детского писателя. В 1929 году Шварц дебютировал как драматург. Лучшие пьесы Е. Шварца – «Снежная королева”, “Обыкновенное чудо”, “Два клёна”, “Тень”, “Дракон”. Писатель поднимал в своих сказках “вечные вопросы”: о сущности человеческой натуры, о добре и зле, о том, что такое “подвиг”…” В 1956 году Шварц был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер Шварц в Ленинграде 15 января 1958 г. Беседа по содержанию произведения. 11 слайд. 1). - К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е.Л. Шварца? (Авторская литературная сказка, волшебная сказка.) Докажите. (Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е.Л. Шварц). -Какие жанровые особенности сказки есть в этом произведении? («Жил-был», волшебные числа: 3, 77, волшебство, волшебный предмет – ходики). Какие сказочные законы осуществляются в этой сказке? (Добро побеждает зло. Что задумано, то и получается). 2). Задайте друг другу вопросы по содержанию сказки. 3). На сколько частей вы разделили текст? О чём рассказывается в каждой части? Как озаглавили каждую часть? 12 слайд. 4). Назовите главного героя произведения. Каким был Петя в начале этой истории? Прочитайте. - Перед чтением по ролям давайте приведём в порядок речевой аппарат. Речевая разминка.
- Расскажите про покупки. (строго) -Про какие про покупки? (удивление, печально, задумчиво) - Про покупки, про покупки, про покупочки свои. (весело) Чтение по ролям первой части. 13 слайд. - Вспомним, с чего все началось, как говорится, начнём с завязки произведения? Дома вы должны были подготовить чтение по ролям встречи Пети с тётей Наташей и с мамой. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. (Ребята дают лексическое значение слов.) 14 слайд. ОКЛАДИСТАЯ (борода) – широкая и густая - Почему ни мама, ни тётя Наташа не узнали Петю? -Как повёл себя Петя, узнав, что стал стариком? Понял ли он причину своего превращения? - Прочитайте, о чём подумал Петя. Что его беспокоило? Как это характеризует мальчика? Чтение 2 части. Соотнесение иллюстрации и текста. 15 слайд. - Рассмотрите иллюстрацию и определите, к какой части текста она относится. Словарная работа. (Ребята дают лексическое значение слов.) 16 слайд. КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА - лампа, освещающая при помощи керосина. 17 слайд. ХОДИКИ – небольшие стенные часы с маятником и гирями. - Прочитайте этот отрывок. Какие вопросы вы хотите задать друг другу? - Что удивило Петю в поведении волшебников? - О какой тайне узнал мальчик? - За что волшебники наказали детей? - Как можно спасти ребят? Выборочное чтение - Прочитайте, у кого волшебники забирали время. - Найдите и прочитайте в тексте, что должны сделать заколдованные ребята, чтобы спастись. Какое высказывание Сергея Владимировича говорит о том, что никогда нельзя опускать руки? («От любого несчастья может спастись человек»). - Почему волшебники были уверены, что ребята не успеют разрушить волшебство? Найдите в тексте слова, рассказывающие о том, как волшебники характеризуют заколдованных детей. («Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются». «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают). - Какое решение принимает Петя, подслушав разговор волшебников? Как это характеризует мальчика? - Сколько заколдованных ребят мальчик должен найти? Куда отправился мальчик? Что понял Петя, разыскивая ребят? Найдите в тексте слова, подтверждающие это. Эмоциональная (дыхательная) разминка. «Вкусно-невкусно» Инсценировка «Петя находит ребят». (Индивидуальное домашнее задание). 18 слайд. - Посмотрите, пожалуйста, сценку, которую подготовили ребята. Какой эпизод обыграли ребята? Автор. Петя увидел в сквере на скамейке сидит старушка и плачет. Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел. Петя. Подожду! Посмотрю, что она дальше делать будет. Старушка читает газету и ест булку. Потом убирает газету, находит мячик и начинает с ним играть. Автор. Бросился к ней Петя. Петя. Бабушка! Честное слово, вы школьница! Старушка. Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой? Автор. Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, искали другой, третий. Наконец зашли во двор огромного дома.( Петя и Маруся берутся за руки и ходят по кругу, разыскивая детей). Наденька. (Нарисовала классы и скачет на одной ножке.) Петя и Маруся. (вместе) Бабушка! Вы школьница? Наденька. Школьница. Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие? Автор. Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Ребята побежали искать последнего товарища. Но он как сквозь землю провалился. А время идёт. Кончается день. Что делать? Неужели всё пропало? Маруся. Смотрите! Смотрите! Автор. Летит трамвай, девятый номер. А на «колбасе» висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. (Вася бегает по классу, держа в руках картинку с изображением трамвая, и свистит. Дети бегут за ним. Трамвай останавливается. Ребята хватают Васю.) Петя. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он и в ус не дует. Наденька. Ты школьник? Вася. А как же? Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего? Автор. Рассказали ему ребята, кто они такие. Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу. -По каким признакам искал Петя старичков-школьников? Почему он ошибся первый раз? Словарная работа. (Ребята дают лексическое значение слов.) 19 слайд. «ПИОНЕРСКАЯ ПРАВДА» - газета, издаваемая для детей в 20-ом веке, рассказывала о жизни советских пионеров и школьников. 20 слайд. СИТНЫЙ ХЛЕБ – белый хлеб из муки, просеянной через сито. 21 слайд. ТРЁШКИ - игра с мячом, в ходе которой выполнять разные задания по 3 раза, например, подбросить в воздух. 22 слайд. «ТРАМВАЙНАЯ «КОЛБАСА»— на старых трамвайных вагонах — рукав (шланг) тормоза. Сзади последнего вагона свободный конец рукава закреплялся, отчего приобретал сходство с кольцом колбасы. 23 слайд. ПОЛА, ПОЛЫ – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто. - Итак, Петя нашёл всех ребят, и они отправились к лесной избушке. Как теперь ведут себя ребята? Какая новая беда ждала стариков - школьников в лесу? Какой ещё урок получил Петя? Чтение последней части. Соотнесение иллюстрации текста. 24 слайд. - Найдите отрывок к этой иллюстрации. -Почему ребята смогли победить волшебников? (собрались, поторопились, успели, помогли друг другу). Усвоение новых знаний -Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков? Почему? - Как вы считаете, Петя – положительный или отрицательный герой? Почему вы так думаете? Составьте словесный портрет главного героя: каким он был, и каким стал? Какая фраза чаще всего повторяется в сказке? Объясните, что значит терять время. Продолжите предложение «Беречь время значит …» - Почему Е.Л. Шварц назвал своё произведение «Сказка о потерянном времени»? - Как вы думаете, почему Е. Шварц написал своё произведение в жанре сказки? - Когда и где происходили события, описанные в сказке? Найдите доказательства (предметы). (Действие сказки происходит в городе и в глухом лесу в середине 20-ого века: керосиновая лампа, ходики, газета «Пионерская правда», ситный хлеб). - Важна ли в наше время проблема, о которой рассказал Е.Л.Шварц в 20-ом веке? Почему? - В каком предложении раскрывается основная мысль сказки? Прочитайте. 25 слайд. - Как вы понимаете эти слова? - Чему учит «Сказка о потерянном времени»? Домашнее задание
о цене времени. |