Скачать 118.1 Kb.
|
Конспект открытого урока. Преподаватель: Вознюк Екатерина Викторовна Предмет: математика Тема: «Единицы времени». Цель: создать условия для обобщения знаний по данной теме. Задачи: Образовательная:
Воспитательная:
Продолжительность: 45 мин. Класс: 4 Образовательное учреждение: МОУ «СОШ № 5 г. Всеволожска» Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point слайда. Тип урока: урок – проект Средства обучения: презентация, таблицы - опоры по теме: «Величины» Ход урока.
- Отгадав загадку, вы назовёте тему нашего урока. Оно не ждёт и не стоит, Оно всегда вперёд бежит, Все берегут его. Друзья, Его вернуть, увы, нельзя. (Время) - Да, сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах времени.
1. – Что интересного в ряде чисел? 5 м 15 см 25 кг 45 ч (Числа увеличиваются на 10, в разряде единиц у них цифра 5, все числа именованные.) 2. – Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел. (Нельзя сложить, т. к. это значения разных величин.) 3. – Единицы измерения каких величин здесь есть? (длины, площади, массы, времени) 4. – А разве время является величиной? (Да, время можно измерить и результат измерения выразить числом.)
– Какие единицы измерения времени вы знаете? Послушайте, что вам расскажет ученик о единицах времени, и подумайте, на чем основаны современные единицы времени. 1) Доклад о единицах времени. Современные единицы измерения времени основаны на периодах обращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также обращения Луны вокруг Земли. С давних времен основной единицей для измерения коротких интервалов времени были сутки, равные периоду обращения Земли вокруг своей оси. Для измерения более длинных интервалов времени используются единицы измерения год, месяц и неделя, состоящие из целого числа суток. Год приблизительно равен периоду обращения Земли вокруг Солнца (примерно 365 дней), месяц – периоду полной смены фаз Луны. Так как период обращения Земли не равен целому числу суток, для более точной синхронизации календаря с движением Земли используют високосные года, продолжительностью 366 дней. Год делится на 12 календарных месяцев разной продолжительности, длительность которых зависит от периода обращения Луны вокруг Земли. - Итак, на чем основаны современные единицы времени? А в старину? - А теперь ребята предлагают вам решить задачу: Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Его полёт на корабле «Восток» длился 1 час 48 минут. На сколько первый полёт в космос был короче полного оборота Земли вокруг своей оси? 2) Работа с календарём. - Через 43 дня у нас в классе произойдёт очень интересное событие. Какого числа и какого месяца оно будет? (затруднение) - Что нам может помочь ответить на этот вопрос? (календарь) - Сейчас ученик вам расскажет об истории календаря, а вы узнаете, чьим именем назван современный календарь. Сообщение о календаре. Григорианский календарь в католических странах был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября (дней с 5 по 14 октября 1582 года в григорианском календаре нет). Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение дня весеннего равноденствия по отношению к юлианскому календарю, по которому определялась дата Пасхи. Григорианский календарь намного точнее юлианского, он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году. В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. - Как называется современный календарь? Почему? Почему этот календарь заменил юлианский? - А сейчас ребята предлагают вам поработать с календарём, приготовьте, пожалуйста свои карманные календарики. Осенние каникулы начались 30 октября и закончились 8 ноября. Сколько дней длились каникулы? Зимние каникулы начнутся 29 декабря. Сколько дней осталось учиться до каникул? В какой день недели в этом году начался учебный год? В какой день недели мы будем отмечать Новый год? Задача. Летние каникулы продолжаются 3 месяца: июнь, июль, август. Сколько дней продолжаются Летние каникулы? - Итак, календарь даёт нам возможность записывать события в их хронологической последовательности, служит для планирования будущего, позволяет помнить о важных датах, и для многих других целей. - В календаре перечислены все месяцы года в правильном порядке. Назовите их. (январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) - А всегда ли так назывались месяцы? Сообщение о месяцах. Раньше, чем к нам пришли современные названия месяцев, на Руси использовались другие. Январь – просинец, Февраль – бокогрей, Март – протальник, У этих слов значение более прозрачно для понимания. Мы и сейчас можем предположить, почему они получили именно это название, а не другое. Как вы считаете? Апрель – березень, Май – травник, Июнь – разноцвет, - Почему он так назван? Июль – страдник, Август – серпень, Сентябрь – хмурень, Октябрь – листопад, - А это название вам понятно? Ноябрь – грудень, Декабрь – студень.
- Скажите, а из чего состоит каждый месяц? (из полных 4 недель) - Что такое неделя? - Перечислите дни недели. (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье) - Давайте послушаем, откуда произошли такие названия. А вы внимательно слушайте и запоминайте. Сообщение о днях недели. Неделя для нас – это промежуток времени в 7 дней. А раньше словом неделя называли день, когда «нет дел» или ничего «не делать». С этого дня и начиналась неделя. Следующий день назвали понедельник, то есть после недели. За ним шёл второй день или вторник. Следующий день был серединой недели, поэтому его назвали средой. Четвёртый день стал четвергом, а пятый – пятницей. Суббота произошла от слова «сабат», что обозначает конец всяких дел или последний трудовой день. Со временем под влиянием религии старое название первого дня «неделя» было заменено церковным воскресеньем, связанное с мифологическим воскресением Иисуса Христа. - Проверим, как вы все хорошо запомнили. Ребята предлагают вам решить кроссворд.
По горизонтали: 2. Четвёртый день недели. 3. Пятый день недели. 4. Середина недели. По вертикали: 1. Второй день недели. 3. День после «недели». 4. Последний трудовой день.
- Ребята, а с помощью какого прибора измеряют время? (часы) - Давайте послушаем, какие бывают часы. Сообщение с видах часов. Чтобы измерять время люди придумали часы. До того как изобрели часы, люди определяли время по солнцу: с восходом солнца они просыпались, а с закатом ложились спать. Солнечные часы появились одними из первых. Вместо стрелок использовали стержень. Земля вращается, а тень от стержня ползёт по размеченному циферблату. Но такие часы работают только в солнечный день. Существовали и сейчас существуют песочные часы. Суть песочных часов состоит в том, что определённое количество песка заключено в стеклянной конусной колбе. Песок пересыпается в другую такую же колбу за определённое время. По такому же принципу работали водные часы. С появлением механизмов люди изобрели механические часы. Основная деталь этих часов сжатая пружина, маятник и набор колёсиков с зубчиками. Циферблат этих часов поделён на 12 частей или часов. Разжимаясь пружина приводит механизм в действие и стрелки вращаются по кругу. Маленькая стрелка показывает часы, а большая минуты. - А каких часах рассказали ребята? Выполнив задание, вы узнаете, как называются водяные часы. Заполните пропуски: А 5 мин 32 с = …с Л 72 ч = …сут. П 862г.= …в. Е 500 лет = … в. Д 4 г. = …мес. С 1147 г. = …в. К 120 мин = …ч Р 2 сут. 3 ч = …ч И 1941г. = …в.
- Что за слово у вас получилось? (клепсидр) - Но на свете есть ещё одни часы, давайте послушаем про них. Подумайте, удобно ли пользоваться такими часами? Сообщение о цветочных часах. Еще в природе существуют «цветочные» часы. Идея создания «цветочных» часов существовала еще в Древней Греции и Древнем Риме. Растения, цветы которых раскрываются в определенное время суток, высаживали на клумбах и использовали в качестве часов, но такие часы работают правильно только в ясную, солнечную погоду. В пасмурные дни они начинают врать. Пользоваться «цветочными» часами можно, лишь хорошо изучив растительность своей местности. - Хотели бы вы себе такие часы? Кстати, такие часы можно сделать в саду самим. А как ими пользоваться, мы сейчас научимся. Задание. - На картинке даны цветочные часы. Каждый цветок занимает определённое место на циферблате. Чем можно заменить цветы? (цифрами) - На соседней картинке даны зашифрованные числа, попробуйте их расшифровать. Что для этого нужно сделать? (заменить цветок цифрой) - Получившиеся числа разложите на сумму разрядных слагаемых. - Это задание мы будем делать по времени, а следить за временем я буду по этим часам. Как вы думаете, что помогает этим часам работать? (огонь) - Как же тогда называются эти часы? (огненные) - Правильно. Каждая чёрточка отделяет 3 минуты горения свечи, я даю вам на работу 6 минут. До какой чёрточки должна догореть свечка? (до второй) - Начинаем работать.
- О чём сегодня говорили на уроке? Что нового узнали? - Какие единицы измерения времени вы знаете? (Сутки, час, минута, секунда, неделя, месяц, год, век, тысячелетие) Мы знаем, время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его. Бывают у него застои. А иногда оно течёт Ненагруженное, пустое, Часов и дней напрасный счёт. Пусть равномерны промежутки, Что разделяют ваши сутки. Но, положив их на весы, Находим долгие минутки, И очень краткие часы. - Как вы думаете, для чего я вам прочитала это стихотворение? (Нужно бережно относиться ко времени. И меньше времени уделять пустякам.)
- Закончите предложения: Я научился на уроке……………….. На уроке мне понравилось… … … Урок привлек меня тем……….. Мне показался интересным……….. Заставил задуматься………… |
Конспект урока по математике 4 класс умк «Гармония» Тема: «Единицы массы» Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени | Урока. Тема: Единицы измерения ... | ||
Разработка урока математики Тема: «Час. Минута» Оборудование: компьютер, медиапроектор, звуковые колонки, экран, презентация «Единицы времени»,песочные часы, шахматные часы, секундомер,... | Конспект урока на тему «Единицы времени. Час. Минута.». Горшкова... Цель урока: на основе обобщения личного опыта детей, использование компьютерной презентации познакомиться с единицами времени и их... | ||
Учебного времени для 10 класса Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации | Урок-закрепление по математике «Единицы времени. Час, минута, секунда» Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | ||
Конспект урока единицы времени. Сутки фио (полностью) Шибаева Ольга Павловна Место работы Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Расположите известные вам единицы времени в порядке возрастания, начиная с нижней ступени | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Согласно рабочей программе по математике это первый урок в разделе «Единицы времени» | Урок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени Сначала записать предложения с действительными причастиями настоящего времени, затем с действительными причастиями прошедшего времени.... | ||
Конспект урока урок Измерение информации (алфавитный подход). Единицы... Тема и номер урока в теме: Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. Урок 5 | Конспект урока по математике в 4 классе. Тема: «Таблица единиц времени» Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени | ||
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Учащиеся усваивают хронологические рамки Нового времени; понимают принципиальное отличие Нового времени от Средневековья; узнают... | Тема: «Животные» Активизировать лексические единицы, обозначающие животных, качества, присущие животным и их действия | ||
Тема: Завершение Смутного времени Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного... | Урок литературы. 5 класс. Тема: Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» ... |